Курс: Уроки милосердия
Тема: Золотые сердца
Класс: 3
Цель: создание условий для духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся.
Задачи:
1. Создать условия для эмоционального восприятия значимости человеческого сердца как вместилища лучших душевных качеств.
2. Формировать умение давать собственную оценку нравственной стороны жизненных явлений и поступков.
3. Развивать коммуникативные компетенции учащихся.
4. Воспитывать стремление совершать добрые дела, чувства уважения, милосердия, отзывчивости по отношению к близким и окружающим людям.конспект
Курс: Уроки милосердия
Тема: Золотые сердца
Класс: 3
Цель: создание условий для духовнонравственного образования и воспитания
обучающихся.
Задачи:
1. Создать условия для эмоционального восприятия
значимости человеческого сердца как вместилища лучших
душевных качеств.
2. Формировать умение давать собственную оценку
нравственной стороны жизненных явлений и поступков.
3. Развивать коммуникативные компетенции учащихся.
4. Воспитывать стремление совершать добрые дела, чувства
уважения, милосердия, отзывчивости по отношению к близким
и окружающим людям.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
видеофрагменты, фонограмма песни, сердечки.
Ход урока:
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ребята, я рада приветствовать вас на уроке милосердия. Давайте друг другу
улыбнемся, мысленно пожелаем всем людям добра. Вот с таким хорошим
настроением мы начинаем урок.
II. Введение в тему.
1)Слушание древней индийской притчи (короткий назидательный рассказ,
заключающий в себе нравственное поучение) (Клип)
Послушайте древнюю индийскую притчу о мальчике и морских звездах.
Подумайте, какая мудрость заключена в этой притче?
Мальчик и морские звезды
(притча)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал
чтото с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что
мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян
1ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек,
подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив,
то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это, же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь
миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не
изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил
ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну.
К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и
бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной
неспасенной души.
О чем эта притча? ( О добрых, неравнодушных людях, которые способны к
милосердию, состраданию, сопереживанию и так далее)
Кто герой этой притчи? (мальчик)
Как можно охарактеризовать этого мальчика? Какой он? (Добрый, заботливый,
отзывчивый, неравнодушный и т.д.)
2) Работа с пословицами
Чему учит эта притча?
Какие пословицы раскрывают основную мудрость притчи?
Жизнь дана на добрые дела.
Свет не без добрых людей.
Делай, что должен и будь что будет.
Добро делать спешить надобно.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Правда дороже золота.
Сердце не камень. Человек жалостью живет.
III. Выбор темы урока и целеполагание.
Подумайте, о чем же пойдет речь на уроке? (О доброте, добрых делах и т.д.)
2А кто из вас знает, как еще называют людей, у которых очень доброе сердце?
( золотое сердце)
Откройту книгу на странице 39, и прочитайте тему сегодняшнего урока.
(Золотые сердца)
Поднимите руку, кто из вас точно знает, что означает это выражение.
Правильно, мы еще не достаточно знаем о таких людях, про которых можно
сказать, что у них «золотое сердце».
А что нам поможет узнать об этом лучше? (Материал учебника, книги и т.д.)
Какая же цель нашего урока? (Узнать смысл выражения «золотое сердце»)
IV. Изучение новых знаний
Какие качества может включать в себя выражение «золотое сердце»?
( Доброта, сострадание, искренность, милосердие)
Давайте эти качества расположим на сердце так, чтобы они были всем
хорошо видны.
Как вы понимаете смысл этих слов?
Добротаотзывчивость, стремление делать добро другим.
Сострадание – жалость, сочувствие к окружающим.
Искренность – доверие и уважение, откровенный человек, правдивый
человек.
Милосердие – желание приносить пользу другим людям, готовность
помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Запишите эти качества на сердце в рабочей тетради.
Значит, что же означает выражение «золотое сердце»? ( Это сердце, в
котором есть доброта, сострадание, отзывчивость, искренность, милосердие
и т.д.)
1) Чтение рассказа Ольги Шепельковой «Золотое сердце»
Есть святые люди, чьи сердца, украшенные духовными драгоценностями,
вмещают чужие беды и счастье, искренне радуются с радующимися и
утешают плачущих.
Давайте прочитаем рассказ О.Шепельковой «Золотое сердце».
3 Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?
2) Анализ прочитанного произведения
Что вы узнали из рассказа?
Можно ли сказать, что у княгини Елизаветы было «золотое сердце»?
Почему?
Почему люди называют святую преподобную княгиню Елизавету великой
матушкой? ( За необыкновенную доброту и любовь к людям)
Перечислите дела милосердия, сделанные княгиней в соответствии с теми
качествами, которые написаны на «золотом сердце».
3)Вспомните, а кто из вас делал добрые дела. Расскажите об этом.
( Рассказы детей)
4)Беседа о благотворительных фондах
Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут!
В нашей стране созданы специальные благотворительные фонды помощи
детям с тяжелыми заболеваниями.
Поднимите руку, кто слышал про такие благотворительные фонды?
5) Просмотр видеоролика о фонде «Подари Жизнь!»
Мы действительно в силах помочь детям.
Кто знает, что для этого нужно сделать? (рассказать об этом родителям и
вместе отправить СМС сообщение на специальный номер этого фонда)
4Вы вместе с родителями такую помощь можете оказать в любой момент.
V. Физкультминутка
Давайте встанем в круг.
Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
Улыбнитесь друг другу и пожмите руки.
Никогда не бойся понять и простить.
Никогда не бойся просить прощения.
Тихо скажите друг другу: «Прости!»
Передайте друг другу сердечко и почувствуйте теплоту своих сердец.
VI.Закрепление полученных знаний
1)Чтение рассказа Оксаны Владимировны Малишевской «Иоанн
Шанхайский»
Поднимите руку, кому захотелось иметь «золотое сердце»?
Как этого можно добиться?
Давайте поучимся у святых людей, как этого достичь.
Чтение рассказа детьми «Иоанн Шанхайский» О. Малишевской
2) Беседа по содержанию рассказа
Владыка – высший чин провославного духовенства.
Риза одежда священника для богослужения.
Можно ли сказать, что у владыки Иоанна было «золотое сердце»?
Почему?
Каким образом дети благодарили Иоанна за заботу? ( Ответы из текста)
Когда приют оказался в тяжелом положении? (Во время войны)
Почему?
Кто же помог детям? (Бог)
3) Творческая работа
А о чем бы вы хотели попросить Бога?
5 Запишите свою просьбу или желение на листочках, не подписывая их.
Кто записал, положите свой листок в шкатулку.
Если вы разрешите, мы с вами прочитаем и разберем их на следующем
уроке.
Я думаю, что все добрые и милосердные желания обязательно сбудутся.
VII. Обобщение.Рефлексия.
Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
Сумели мы узнать более подробно, что означает выражение «золотое
сердце»?
Что нам помогло?
Появилось ли у вас желание комунибудь помочь?
Что вы можете для этого сделать?
Трудно или легко быть человеком с «золотым сердцем»?
Запомните, что помогать просто, полезно, правильно и приятно. (Правило
пяти «П»)
Поделитель своей добротой и теплом своего сердца, возьмите сердечки и
подарите их друг другу. (Приложение)
Звучит фонограмма «Песня о Доброте»
Спасибо за урок!
6