8 класс Тема урока: «Оксиды. Состав, номенклатура, классификация.
Основные и кислотные оксиды».
Цели урока:
образовательные: формирование у обучающихся представления о классе оксидов, их
названии и классификации;
воспитательные:
– воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания;
развивающие:
– развивать коммуникативные умения через работу в парах, развивать самостоятельность;
– формировать умения выделять главное, логически излагать материал;
– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Методы обучения:
беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем через реализацию системно
деятельностного подхода
Ресурсы:
Учебник, раздаточный материал, мультимедиа средства.
Тип:
урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.
Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу
вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк и найдите
ключевое слово.
По горизонтали:
1.
2.
элемента весит 58 а.е.м.
Название элемента, имеющего относительную атомную массу 35,5
Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого Назовите науку о веществах и их превращениях
3.
Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
4.
5. Он с погодной стужей дружит,
Иногда лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то срочно нужен …
6.
находится он между 32 и 34 химическим элементом.
Правильно оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради
(слайд №1).
Назовите элемент, в названии которого спрятались названия сразу двух животных и
III. Изучение нового материала
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД). (слайд№2)
Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд
№3)
А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность
называть вещества следующим образом.
На экране формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 4)
Например:
водород кислородович;
калий йодович;
водород хлорович;
водород азотович трехкислов
Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №4) по международной
номенклатуре:
CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3
Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого
оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).
Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же
химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий
для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического
элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с
постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.
CO оксид углерода (II)
CO2 оксид углерода (IV)
Задание Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной
валентностью Fe и S. (FeO оксид железа (II), Fe2O3 оксид железа (III), SO2 оксид
серы (IV), SO3 оксид серы (VI)).
Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.
(слайд №5,6,7,8)
Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.
Например, CrO (II основный); Cr2O3 (III амфотерный); CrO3 (VI кислотный)
А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой
нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является
оксидом вам нужно встать (слайд № 9)
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, NO2, О2 , Н3PО4
Задание Распределите приведённые формулы оксидов по группам – основные, кислотные,
амфотерные: K2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, MgO, P2O5, ZnO, CO2,
Физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном
стихотворении.
Широка натура у оксидов,
Камнем вниз, а то рекой течет,
А захочет газ различных видов,
И веществ создаст круговорот.
Задание №3
Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут
быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без
запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте
соответствующие формулы оксидов (слайд №18 )
Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 19)
IV. Закрепление материала
Задание№1 Химические «крестикинолики»
Укажите оксиды неметаллов: Укажите оксиды металлов:
CO
Na2O
K2O
MgO
CO2
Al2O3
P2O5
CaO
SO3
CO
Na2O
K2O
MgO
CO2
Al2O3
P2O5
CaO
Fe2O3
Задание№2 «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав
глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке).
Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода
(IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются
вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV)
(сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Запишите формулы указанных
оксидов, распределите по группам – кислотные и основные оксиды.
Задание№3 «Химическое домино»
Выданы карточки, на которых записано : Mg, O2, SO4, H2, O3, Fe2, O, Ca, C O, Al2,
O3, CO3, Si Составьте формулы оксидов и назовите вещества.
V. Рефлексия
Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране записаны следующие фразы:
(слайд№20)
1. Меня удивило….
2. Я задумался… 3. У меня возник вопрос…
Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.
VI. Домашнее задание (слайд №21) Выучить правило номенклатуры оксидов и
составление их формул, прочесть §40 c131 132, написать небольшое сообщение на тему
«Оксиды в повседневной жизни человека»
Конспект урока+презентация по теме "Оксиды. Состав, номенклатура, классификация"8 класс
Конспект урока+презентация по теме "Оксиды. Состав, номенклатура, классификация"8 класс
Конспект урока+презентация по теме "Оксиды. Состав, номенклатура, классификация"8 класс
Конспект урока+презентация по теме "Оксиды. Состав, номенклатура, классификация"8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.