Государственное казённое образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Ненецкая СКШИ»
(ИГРА ПО СТАНЦИЯМ)
Автор: Ирискина Иванна Александровна,
воспитатель, учитель индивидуального обучения
ГКОУ НАО «Ненецкая СКШИ»
Тел.: 8-911-599-68-82
«Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Пояснительная записка.
Современная педагогика направляет на поиск новых эффективных методов и форм обучения, которые активизировали бы деятельность учащихся, стимулировали их к приобретению знаний.
Внеурочная деятельность по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний детей, развитию их мышления, расширению кругозора. Особенно если это касается детей с ОВЗ.
Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната – особые дети. В ней обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Эти дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо проявляется в сфере познавательных процессов. В связи с этими характеристиками детей с умственной отсталостью следует строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он способствовал коррекции и развитию их познавательной сферы. А чтобы этот процесс не был скучным и однообразным, применяются различные формы и методы обучения, в частности игровая деятельность.
В данной методической разработке представлено внеклассное мероприятие, которое можно провести во внеурочной деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста и направлено на развитие познавательного интереса к математике. Его могут использовать в своей работе учителя начальных классов, воспитатели школ-интернатов, детских домов, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы. Мероприятие разработано в целях совершенствования математических знаний и познавательных интересов детей с ОВЗ. Проводиться в виде игры по станциям, которые находятся в разных уголках школы.
Целью методической разработки внеклассного мероприятия по математике «Математическая ярмарка» является уточнение и закрепление у детей математических знаний и представлений, развитие умения выполнять вычислительные операции на сложение и вычитание.
Реализация цели осуществляется решением следующих задач:
1) Показать детям значимость математики в жизни и развивать интерес к изучению предмета математики.
2) Корригировать и развивать познавательные процессы детей (логическое мышление, память, внимание, сообразительность, речь).
3) Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.
4) Воспитывать «положительный» дух соперничества.
Игра по станциям
«Математическая ярмарка»
Цель: уточнение и закрепление у детей математических знаний и представлений, развитие умения выполнять вычислительные операции на сложение и вычитание.
Задачи:
1) Показать детям значимость математики в жизни и развивать интерес к изучению предмета математики.
2) Корригировать и развивать познавательные процессы детей (логическое мышление, память, внимание, сообразительность, речь).
3) Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.
4) Воспитывать «положительный» дух соперничества.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, фонограмма весёлой музыки, декорации для оформления станций, набор цветных полосок жёлтого, красного, синего и зелёного цветов (по количеству участников), маршрутные листы для каждой команды, загадка о предмете математика, дидактический материал для каждой станции, сладости для угощения.
План мероприятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Ø Приветственное слово ведущего.
Ø Загадка о предмете математика.
Ø Объяснение условий игры.
Ø Ход игры.
III. Подведение итогов.
Ø Заключительное слово ведущего.
Ø «Сладкое угощение»
Ход мероприятия.
I. Мотивация детей.
В классе звучит весёлая музыка. Всех гостей встречают Петрушки (можно задействовать ребят из старших классов). При входе в класс дети получают по одной цветной полоске (по количеству участников в командах).
II. Организационный момент.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!!! Сегодня мы приглашаем вас на ярмарку. Здесь есть много различных уголков, где вы побываете благодаря вашим знаниям. А чтобы понять, чему будет посвящена ярмарка, отгадайте загадку.
Урок интересный, на нем мы считаем,
Все вместе примеры, задачи решаем.
Циркуль, все точно — без всякой романтики.
Ну, что за урок? То урок... (математики)
Ведущий. Верно! Мы приглашаем вас на математическую ярмарку. Математика – это очень интересная наука. Скажите, пожалуйста, о чём она? (Ответы детей)
- Правильно! Математика очень большая, она про числа, про цифры, про действия с числами, про геометрические фигуры. Вот и мы сегодня с вами все о математике. Мероприятие будет проходить в виде игры по станциям. Ваша задача заключается в следующем:
1) Вы делитесь на 4 команды с помощью цветных полосок, которые вам в начале мероприятия раздали мои помощники. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2) Вам раздаются маршрутные листы, по которым вы передвигаетесь по станциям и выполняете различные математические задания и набираете баллы от 1 до 5. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3) А в конце мероприятия самое интересное. В конце маршрута вас ждёт «Вкусная лавка», в которой вы сможете обменять свои баллы на различные вкусности. И эти угощения разделить среди участников своих команд.
- Итак, начинаем наше путешествие по станциям. И сейчас вы расходитесь по командам. А помогут вам наши Петрушки.
(Дети делятся на команды. Петрушки – капитаны команд)
СТАНЦИЯ «ДЕРЕВНЯ «СМЕКАЛКИНО»
Оформление: пейзаж деревни, картинки мальчиков и девочек. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Вы попали в деревню «Смекалкино». Здесь живут мальчики и девочки, которым надо помочь. Им дали задание – отгадать математические ребусы.
СТАНЦИЯ «ПУСТЫНЯ ЧИСЕЛ»
Оформление: пейзаж пустыни. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы попали в пустыню. Что вы знаете о пустыне? (Ответы детей)
- Правильно, там очень много песка,
солнца, нет воды. А какие животные там обитают? (Ответы детей)
- А еще к пустыне приспособлен верблюд. У него очень широкие подошвы, которые
помогают ему не проваливаться, он может очень долго обходиться без воды.
- Посмотрите на нашу пустыню, где верблюды выстроились в ряд. Когда они идут
друг за другом – это слово называется КАРАВАН.
И здесь нам нужно выполнить задание. Найдите лишнего верблюда
(однозначное число среди двузначных)
СТАНЦИЯ «ОПУШКА ГЕОМЕТРИИ»
Оформление: пейзаж поляны, на которой расположены геометрические фигуры. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Вы попали на опушку геометрии. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей)
- Ваша задача – построится таким образом, чтобы получились геометрические фигуры, которые я вам показываю.
СТАНЦИЯ «ЛЕС ЗЛЫХ ОШИБОК»
Оформление: пейзаж сказочного леса, картинки Бабы-Яги, Лешего, кикиморы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Как вы думаете, куда вы попали? (В сказочный лес).
- Верно! И вас встречают жители этого леса – Баба-Яга, Кикимора и Леший. Они решили к нашему мероприятию украсить деревья математическими бусами. Но совершенно не хотят учиться и не умеют решать примеры. Давайте поможем им исправить их ошибки.
- Ваша задача – на первом дереве повесить бусы, расположив числа в порядке возрастания. А на втором дереве – в порядке уменьшения.
СТАНЦИЯ «ГОРА «ЦИФРОГРАФИЯ»
Оформление: картинка горы (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы пришли к горе «Цифрография». Я вам даю флажок, с которым вам необходимо подняться на вершину горы и установить его там. Но для того, чтобы подняться, вы должны решить задачки и ответы расположить по ступенькам на горе по возрастанию.
1) Ежик по лесу шёл,
|
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?
2)
|
Два весёлых василька,
Подарила маме дети.
Сколько же цветов в букете?
3)
|
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
4) Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
|
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундуке?
(Сколько всех?)
СТАНЦИЯ «ОСТАНОВКА «ОТВЕЧАЙКИНО»
Оформление: картинка остановки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы остановились на остановке «Отвечайкино». И здесь вы должны показать свою смекалку, сообразительность и быстро отвечать на вопросы.
Вопросы.
Сколько пальцев на руке? (5)
Сколько носов у двух псов? (2)
Как называется знак сложения? (+)
Какое число идет при счете после 8? (9)
Сколько букв в слове я? (1)
Назовите 2-й день недели? (вторник)
Сколько пальцев на 2-х ногах? (10)
Сколько ушей у 2-х малышей? (4)
СТАНЦИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ»
Оформление: декорации гостиной комнаты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Вы пришли в гостиную математики. И ваша задача составить пословицу, в которой не хватает одного слова. Чтобы угадать слово, вы должны решить примеры. Ответы соответствуют буквам, из которых состоит слово.
I. Подведение итогов.
После прохождения всех станций участники собираются в классе.
Ведущий. Ну вот, ребята, вы успешно прошли все станции и увидели, какая же большая математическая страна. Сейчас пришло время подсчитать набранные вами баллы и узнать, какая же команда оказалась наиболее быстрой, эрудированной, смекалистой.
Подведение итогов.
Заключительное слово ведущего.
Ведущий. Дорогие друзья! Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы!
Математика – Царица всех наук,
Тебе с ней подружиться советую, мой друг.
Если сложные законы в школе изучаешь,
То любые трудности ты преодолеешь.
Сможешь ты решить задачу,
Сможешь в космос полететь,
Сможешь по морю ты плавать,
Не боясь сойти с пути.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук,
Все доказывать пытайся
Ты не покладая рук.
Если твердо все изучишь,
Будешь знать ты все на «5»,
То, возможно, ты сумеешь
Звезды в небе посчитать.
Всем большое спасибо, до новых встреч!!!
После мероприятия ребята обменивают свои баллы на сладости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.