Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Оценка 4.9
Культурные мероприятия +3
doc
русская литература
11 кл
04.03.2017
Данный материал представляет собой конспект внеклассного занятия по литературе "Анна Андреевна Ахматова: Она была поэтом..." в 11 классе. Занятие в форме "литературного кафе".
Цель: развитие интереса к творчеству поэтов серебряного века, в целом, и к творчеству Анны Андреевны Ахматовой, в частности.конспект внеклассного занятия
лит кафе 11 класс Ахматова.doc
1
«Литературное кафе»
Анна Ахматова: Она была поэтом
Используемые материалы:
Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.сост. Е.М.Болдырева,
А.В.Леденев. М.: Дрофа, 2001.
Оборудование:
1) на высокой тумбе – портрет Ахматовой. Раскрытая книга ее стихов, зажженная
свеча;
2) 3 столика, за которые сядут окололитературные сплетники, на каждом –
зажженная свеча;
3) на 1 из столиков – печатная машинка для писателя Виленкина, бумага, ручка.
Костюмы:
1)
окололитературные сплетники одеты элегантно, у каждого – папка или
портфель в руках;
2)
3)
Добин – в военной форме;
англ. корреспондент – в сюртуке, цилиндре.
Писатель Виленкин сидит за отдельным столиком и печатает на
пишущей машинке. Окололитературные сплетники входят под музыку
(Стравинский «Петрушка») и рассаживаются за тремя столиками.
Разговор окололитературных сплетников за столиками:
1)
2)
3)
4)
5)
Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из союза писателей?
Правильно, они давно исписались.
Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших
воинах не написала.
6)
7)
8)
9)
Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах
работы невпроворот, а она про любовь…
Правильно, правильно. Ахматова – чтото фамилия знакомая…
Какаято странная фамилия.
Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова –
фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
10) Голос из темноты:
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной
инженермеханик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское
Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу
Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет –
древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого.
Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. 2
Стихи начались для меня не ас Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение
порфиродного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть
моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше,
но всегда неохотно.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год
прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии,
тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки
революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний
класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.
Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока
приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли
чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Разговор за одним из столиков:
11) Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
12) Конечно, декадентские настроения сказались…
Шуберта «
На фоне музыки
13)
Ave
Maria
» голос из темноты:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна дорога твоя, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Разговор за столиком:
14) К вашему сведению, у нас возникла поэтическая академия символизма. Её возглавил
Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой
«Цех поэтов», своё поэтическое течение – акмеизм.
15) Анна Ахматова вчера выступала в академии. Успех полный.
16) Да что она вообще собой представляет?! Видел както: вся в чёрном, туфли столетней
давности, но держится, я вам скажу…
17) Простите, а что она читала?
18) «Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю…».
19) Голос из темноты: 3
Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Лёгкий месяц заблестел.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Замечаю всё как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
Разговор за столиком:
20) Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…
21) Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Бетховена «Патетическая» соната
22) (под музыку
) голос из темноты:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь всё равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей.
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни словом никогда о нём
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошённый дом.
И говорят – нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить…
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь – забытой быть.
23) Появляется Евг. Добин в военной форме:
Забытой? Никогда… Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный
журналист, сейчас – литературовед.
В начале 1943 года по пути к фронту я и один писательморяк застряли на три дня в
Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Изза угла
появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) Анну Ахматову.
Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот
момент я действовал безотчётно.
Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко
вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с
двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская,
кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя». 4
Голоса за столиком:
24) Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного
патриотического стихотворения.
Голос из зала:
25) Неправда.
«Лунная соната» Бетховена
.
Звучит
Друг за другом изза столиков встают чтецы (стихия из цикла «Ветер войны»:
26) Чтец 1:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбёжку слышится
Детский голосок.
23 апреля 1942
27) Чтец 2: «Победителям»
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в жёлтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки,
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!
29 февраля 1944
28) Чтец 3:
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь. 5
И глядит из всех окон – смерть.
28 сентября 1941
29) Чтец 4: «Клятва»
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941
30) Чтец 5: Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
23 февраля 1942
31) Голос из темноты:
Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во
время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как
и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я
впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что
такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и
ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.
Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала
эту мою с ним встречу в прозе.
Звучит
песня А. Розенбаума «На дороге жизни».
Разговор за столиком:
32) Простите. Все спорятспорят о чёмто, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
33)А что вас интересует: внешность или стихи?
34) Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
35) Она была поэтом.
36)
Одна из учениц встает изза столика, читая стихи М.Цветаевой, медленно подходит к
портрету Ахматовой, кладет к нему красную розу:
О муза плача, прекраснейшая из муз!
Мы коронованы тем, что одну с тобой 6
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, Анна
Ахматова! Это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И я дарю тебе свой колокольный град.
Ахматова! и сердце своё в придачу.
Разговор за тем же столиком:
37) Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?
38) «Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый
прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла.
Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и недвижные воды царскосельских
прудов». (В.Срезневская.)
39) Но рассеянно внимая всем словам,
Кругом звучащим,
Вы задумываетесь грустно.
(Александр Блок)
40) В полоборота, о печаль!
На равнодушных поглядела.
(Осип Мандельштам)
41) «У Ахматовой наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость,
не надменность, не заносчивость, а именно величавость». (Корней Чуковский.)
42) В начале века профиль странный,
Истончен он и горделив,
Возник у лиры.
(Сергей Городецкий.)
43) За одним из столиков – печатающий на машинке человек:
Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны.
Общение с ней всегда было нелёгким. Трудность эта даже переходила в какуюто тяжесть. В
её беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какаято невольная
ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на
мгновение. А знаете, какой у неё был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим
вместе, что мы опять встретились.
44) Голос из темноты:
Я пью за разорённый дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,
45) Виленкин продолжает:
За ложь меня предавших губ,
За мёртвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас. 7
А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна
вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение
лёгкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно
просто. Совсем не подамски; сначала мне померещилось, что она в чёмто нарядном, но то,
что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось чёрным шёлковым халатом
с какимито вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своём странноватом халате
Анна Андреевна, повидимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом
элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка
будет?» ей было всё равно, что ставили. Но всё же больше всего любила Стравинского,
Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.
46) Голос из темноты:
В ней чтото чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Разговор за столиком:
47) Ахматова была всегда горделиво прекрасна.
48) Да, говорят, что даже мёртвая, она вызывала чувство преклонения.
49)Когда у Николы Морского
Лежала в цветах нищета,
Смиренное чуждое слово
Светилось темно и сурово
На воске державного рта.
(Арсений Тарковский)
Звучит
песня Вероники Долиной «Формула».
Разговор за столиком:
50) Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
51) Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Музыкальная иллюстрация Свиридова к повести Пушкина «Метель».
Чтецы:
52) Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко 8
И сказал мне: «Не стой на ветру».
53) Я и плакала, и каялась,
Хоть бы с неба грянул гром!
Сердце тёмное измаялось
В нежилом дому твоём.
Боль я знаю нестерпимую,
Стыд обратного пути…
Страшно, страшно к нелюбимому,
Страшно к тихому войти.
А склонюсь к нему нарядная,
Ожерельями звеня,
Только спросит: «Ненаглядная!
Где молилась за меня?»
54) Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережёшь и кутаешь
Мне плечи и грудь во меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Ненасытные взгляды твои!
55) Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки влажные текли.
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
56) Чтец:
Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту
балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым эти стихи на музыку положил Александр
Вертинский. Он выступал на фоне чёрного бархатного занавеса, на котором были
изображены две скрещенные руки.
«Сероглазого короля» в исполнении А.Вертинского
:
57) Звучит запись
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал.
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой». 9
Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
Разговор за столиком продолжается:
58) Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва.
59) Кажется, что все стихотворения Анна Ахматова пишет о себе и о Гумилёве.
60) Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все
африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилёв
предпринял на собственные средства.
61) Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались
его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.
62) Чтец:
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжело скорбя;
Снилось мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным,
Как по руслам высохших рек.
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всётаки умираю
Пред твоим закрытым окном.
Разговор за столиком:
63) У Анны Андреевны остался сын Лев.
64) Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всётаки выжил.
65) Голос из темноты:
Лёгкие летят недели,
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели, 10
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоём кресте высоком
И о смерти говорят.
Разговор за столиком:
66) Както Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну
тёплые вещи и продукты. Какаято женщина с синими губами спросила её: «Говорят, Вы
стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?»
67) Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.
68) Голос из темноты:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
69) Рядом с портретом Ахматовой поднимается:
«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах,
полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос,
необходимо было всё мужество поэтессы.
Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический
характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у
которой отняли сына: «Звёзды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под
кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь».
Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёртывается в
Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое
возмездие.
70) Голос из темноты:
Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдалённый лёгкий звук –
Слова последних утешений.
71) Появляется английский корреспондент:
О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?
72) Голос из темноты: 11
Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё когонибудь
спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу,
чем прежде.
Изза столиков поднимаются:
73) Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова.
74) Ерунда, ничего особенного.
75) Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
76) Это всё для слезливых.
77) Да кем она вообще былато, Ахматова?
Голос из зала:
78) Она была поэтом.
Голос из темноты:
79) А если когданибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество.
80) Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
81) Ни в Царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
82) А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
83) Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь.
84) Забыть, как постылая хлопала дверь.
И выла старуха, как раненый зверь,
85) И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Конспект внеклассного занятия "Анна Ахматова: Она была поэтом..." (11 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.