Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"
Оценка 4.8

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Оценка 4.8
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +2
7 кл—11 кл
06.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"
Цели и задачи: - знать и понимать ценность традиций гостеприимства русского народа; закреплять знание правил этикета; - продолжать работу по воспитанию у учащихся этических норм поведения, культуры поведения в гостях; углублять знания этикета при приёме (встрече) гостей; - формировать потребности хороших манер, культурного поведения в обществе. - развивать стремление к лидерским качествам через принятие на себя ответственности в групповой работе, приобретать навыки распределения обязанностей в групповой работе.
гостеприимный.doc
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ГОСТЕПРИИМНЫЙ ХОЗЯИН» РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­ знать и понимать ценность традиций гостеприимства русского народа; закреплять знание правил этикета; ­   продолжать   работу   по  воспитанию   у   учащихся   этических   норм   поведения, культуры поведения в гостях; углублять знания этикета при приёме (встрече) гостей; ­ формировать потребности хороших манер, культурного поведения в обществе. ­   развивать   стремление   к   лидерским   качествам   через   принятие   на   себя ответственности в групповой работе, приобретать навыки распределения обязанностей в групповой работе. Формы   и   виды   деятельности:  мини­лекция,   беседа­размышление,     «устный журнал», мультимедийные презентации, жеребьёвка, практическая работа в подгруппах, ситуационный анализ, ролевая и ситуационные игры, анкетирование. Необходимое   оборудование:  ТСО  (компьютер,   экран,   презентация);  корзина; столовые приборы и принадлежности; раздаточный материал – карточки для жеребьёвки, листы бумаги А4, обёрточная бумага, тесьма, клей, картон, ножницы, скрепки, цветные карандаши, фломастеры; бананы. ПРОВЕДЕНИЕ: 21 сентября 2017 г. Воспитатель – Чеснокова Т.В. ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организация. Выбор темы Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые старшеклассники!  Обратите   внимание   на   экран.   Перед   вами   –   пословицы   и   поговорки   русского народа. Прочтите и скажите, какая заключена в них мудрая мысль: Дорог не обед, а привет. Гостю первое место и красная ложка. Встречай не с лестью, а с честью. Гостю — почёт, хозяину — честь. Гостю щей не жалей, а погуще влей. Ко времени гость — не в убыток. Кто гостю рад, тот и собачку его кормит. Рад не рад, а говори: «Милости просим!» Обсуждение, обозначение темы занятия. 2. Целеполагание Сегодня наш разговор – о русском гостеприимстве. Сформулируйте цель занятия. Ответы учащихся. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Рассказ воспитателя (с сопровождающей презентацией) 1) Традиции русского гостеприимства Начать   сегодняшний   рассказ   я   хочу   с   высказывания   крупнейшего   русского литератора   и   историка,   создателя   одного   из   первых   обобщающих   трудов   по   истории России («История государства Российского»), Николая Михайловича Карамзина: «…Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…» Гостеприимство   всегда   было   характерной   чертой   русского   характера.   Русское гостеприимство славилось по всему миру, это считалось проявлением широкой русской души.   Оценивалось   оно   по   хлебосольству.   А   русского   хлебосольства   не   бывает наполовину, только ­ на широкую ногу. Любого гостя в старину полагалось накормить и напоить досыта. Хозяева становились на колени и просили гостя «съесть хоть еще чуть­ чуть». Объяснялось это тем, что в старину селения находились далеко друг от друга и редкий гость был всегда подарок. Что же такое понятие гостеприимство? Гостеприимство — это не только радушие, но и готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный приём и угощение странников. 2) Встреча гостей Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почётом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости   тоже   отвечали   ей   земным   поклоном   и   начинался   обряд   «целования».   Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому   столу,   то   это   служило   сигналом   стартовать   и   рассаживаться   по   столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почётнее, чем сидеть на приставных лавках, так как считалось, что гость находится под покровительством святых. 3) Русское застолье Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашённому гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то её использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Ещё одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени. Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда ­ супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные  сладкие  заедки.   Кроме  этого,  считалось,  что  если  хозяин  во   время  трапезы подарит кому­нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это считалось знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной   тарелки.   Она   специально   ставилась   с   ним   рядом.   Кстати,   количество всевозможных блюд и угощений на царских и боярских столах доходило порой до ста, а порой и до пятисот. Причём каждое блюдо подносили по отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра держали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также   умели   принимать   гостей.   Представители   крестьянства   считали   обязательным собираться   за   столом   по   различным   поводам,   будь   то   крестины,   именины,   свадьба, рождение   ребенка,   встречи,   проводы,   поминки.   Хозяева   старались   угодить   малейшей прихоти гостя. К гостю относились с почтением и уважением. Обязательно встречали с поклоном и заботились о нём.  4) Проводы гостей Гостя   провожали   и   желали   ему   хорошего   пути,   говоря   при   этом   «скатертью дорога». В те времена это означало, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть. 2. Устный журнал «Гостеприимный хозяин» Естественно, за долгое время очень многое изменилось. Но представления о том, как вести себя хозяину и гостю (так называемый гостевой этикет), выработались очень ясные и определённые. Наше занятие пройдёт сегодня в виде устного журнала. «Листая» его страницы, мы с вами и поговорим о гостевом этикете. А чтобы нам было интереснее и легче общаться, разделимся на группы «Хозяева», «Гости». 1) Жеребьёвка  Деление на группы происходит по жребию. Учащиеся по очереди вытягивают из корзины листочки с изображением дома – группа «Хозяева», с изображением букета цветов – группа «Гости». 2) 1 страница «Приглашая гостей, всё продумай до мелочей» А) Беседа ­ Какие бывают гости? ­  Приглашённые,   неожиданные,   приехавшие   издалека,   ранние,   поздние, надоевшие, засидевшиеся, долгожданные. ­  Гостеприимство   ­   умение   принимать   гостей   радушно.   Поэтому,   приглашая гостей, вы непременно должны продумать весь праздник, и хорошо, если ваша программа сразу   заставит   гостей   улыбнуться.   Приглашение   гостей   –   очень   ответственный   момент подготовки к празднику. Как вы можете пригласить друзей в гости? ­ Можно устно пригласить, позвонить или послать приглашение. ­   Послушайте   приглашение,   которое   девочка   послала   своей   подруге:   «Дорогая Ирина! 12 декабря приглашаю тебя на день рождения. Екатерина Березина». Каких данных не хватает  в этом приглашении для того, чтобы на него попасть? ­ Не указано время праздника. ­  Сейчас   группе   «Хозяева»   предлагается   задание   –   сочинить   приглашение   на новогодний праздник и красиво его оформить, а группе «Гости» ­ приготовить подарок к этому празднику. Затем группа «Хозяева» должна вручить приглашение группе «Гости» в соответствии с правилами этикета. Б) Практическая работа в группах В) Ситуационный анализ ­ Хорошо, с заданиями справились: гостей мы пригласили, приглашение заранее послали. Но сложилась непредвиденная ситуация. Ситуация 1. Андрей не может прийти на праздник, он неожиданно заболел. Как он должен поступить? ­ Если кто­либо не может прийти, то предупредить об этом следует заранее. ­ Как мы готовимся к приёму гостей? Что ещё надо продумать? ­ Украшение помещения, сервировку стола, развлечения (музыка, развлечения, конкурсы, игры, танцы). 3) 2 страница «Гости в дом, так и радость в нём» ­ К приходу гостей всё  должно быть готово. Хозяева, нарядно одетые, встречают гостей у дверей. А) Ситуация 2. Как встречаем  гостей?  На   Руси   встречали,   например,   такими   словами:   «Первые   гостюшки!   Просим   к нашему хлебу и соли!» В наше время вы можете говорить любые приветственные слова, но обязательно должны присутствовать радушие и улыбка. Приятно говорить слова такие, Своих гостей встречая у дверей: ­ Мы вам так рады, гости дорогие, Так рады… Проходите же скорей! (Сергей Белорусец) Внимание: задание группе «Хозяева» ­ продумать и сказать гостям приветственные слова, группе «Гости» ­ рассказать правила  этикета, которых следует  придерживаться, если вы отправляетесь в гости. На предварительное обсуждение и договорённость группам даётся 1 мин. Б) Практическая работа  Учащиеся, обсудив, выполняют задания. Возможные ответы: ­ Добро пожаловать, гости дорогие! Милости просим! ­ В гости надо приходить: В назначенное время, опаздывать ­ некрасиво; С цветами и подарками; Нарядно, опрятно одетыми, со сменной обувью. 4) 3 страница «Тем подарки хороши, что исходят от души» Получать   подарки,   конечно   же,   приятно   любому   человеку.   «Кого   люблю,   того одарю», ­ говаривали на Руси. Другая народная мудрость гласит так: «Дорог не подарок, – дорого внимание». А современный российский писатель Сергей Маркович Белорусец так описывает тему подарков: Такой подарок  Стоит дорогого: Чтоб каждый Стал подарком для другого… Давайте с вами вспомним, что можно дарить, что ­ нельзя, как дарить подарки и как их получать.  А) Презентация «Это полезно помнить»: Любой подарок примите с благодарностью. Раскройте и рассмотрите подарок в присутствии дарителя. Уделите внимание каждому подарку, скажите, как вы думаете его применить или покажите это в действии, например: цветы ставим в вазу с водой, а конфеты кладём на праздничный стол. Никогда не дарите того, что не хотели бы получить в подарок сами. Не критикуйте чужих подарков. Не нахваливайте свой подарок. По правилам хорошего тона в дом, по возможности, приходят с цветами. Для   того,   чтобы   дарить   книги,   нужно   знать,   какую   литературу   предпочитает человек. Подарок должен быть красиво упакован. Подарок нужно преподносить, а не просто сунуть в руки. Сопровождать дарение нужно поздравительными словами. Б) Игра «Выбери ответ» А   теперь   ­   гости   дарят   свои   подарки,   а   хозяева   принимают,   ­   обязательно   в соответствии с правилами этикета!          Задание группе «Гости». Я подарю другу: а) то, что хотел бы получить сам; б) то, что могу сделать сам; в) дорогой сувенир из магазина; г) то, что доставит ему радость. Задание группе «Хозяева». Подберите слова благодарности, если вам подарили: а) словарь иностранных слов; б) компьютерный диск; в) домашние тапочки; г) два одинаковых подарка. 5) 4 страница «Что есть в печи – всё на стол мечи» Чем хозяева могут удивить гостей? ­ Ну, конечно, красиво сервированным столом! В праздник  Стол ­ не как всегда. В праздник –  Праздничней еда. А для пущей Радости Можно сделать Сладости. (Сергей Белорусец) А) Презентация «Искусство сервировки праздничного стола в древнерусском стиле» Это интересно: В Древней Руси приём пищи всегда знаменовал собой торжество и порой даже не требовал особого повода для того, чтобы быть праздником. Однако, когда приближалась знаменательная дата, оформлять стол было принято с большим размахом и использованием многочисленных предметов сервировки, о применении многих из которых сегодня мы с вами уже даже не смогли бы догадаться. Стол   и   посуда   были   монументальными,   массивными   и   устойчивыми.   Однако, помимо своей прикладной цели, эта грандиозность носила также и торжественный характер ­   на   больших   квасниках,   чашах   и   пиалах   древнерусские   умельцы   вырезали,   рисовали, лепили и чеканили разнообразные традиционные рисунки, которые задавали тон событию и создавали особое настроение во время застолья. Стол В Киевской   Руси стол   находился   в   определённом   месте,   которое   называлось «красный угол», скамьи там крепились непосредственно к стенам, что делало невозможным передвижение стола в другое место. Столешница была непременно очень толстой для того, чтобы выдерживать огромный вес и время от времени обновлять стол, выстругивая его поверхность вместе с появившимися загрязнениями. Скатерть Льняные скатерти украшали как богатые столы, так и столы крестьян. Они могли быть однотонные или с традиционным узором. Приборы Самый главный и важный прибор, без которого нельзя было обойтись за типичным столом   Древней   Руси   ­   это   ложка.   Она   же   ­   и   самый   древний   прибор.   Вилки   и   ножи появились на много веков позднее. Иностранцы, посещавшие в то время Киевскую Русь, писали: «За обедом для каждого гостя кладут на стол ложку и хлеб, а тарелку, салфетку, нож и вилку кладут только для почётных гостей». Тарелки В Древней Руси тарелок как таковых не было, так как все ели по очереди «из общего   котла»,   однако   функции   современных   тарелок   выполняли   ставцы   ­   миски   с округлыми крышками, которые часто применяли в качестве дополнительной «тарелки». Кроме того, могли использоваться плошки и миски. Ёмкости для напитков Напитки в Киевской Руси ­ это отдельная интересная история. Каждый напиток ставили на стол в особой ёмкости: так вино подавали в корчагах, пиво ­ в ендовах, мёд ­ в братинах, а квас ­  в квасниках. Все эти ёмкости отличала характерная форма, однако они могли быть изготовлены как из металла, так и из дерева или глины. Ендовы и братины были схожи между собой и представляли некое подобие ковша, из которого каждый гость мог зачерпнуть напиток своей чашей. Форма каждой ёмкости была соответствующей исходя из того, нужно ли было сохранять тепло напитка или холод. Для поддержания температуры часто   использовались   специальные   крышки,   которые,   в   свою   очередь,   несли   и   важную декоративную составляющую сервировки. У предшественников современных бокалов ­ чарок, чар и стоп, покрытых чернью или эмалью, как правило, были тяжёлые толстые ножки для большей устойчивости, а у стоп   ­   даже   крышки.   Самыми   праздничными   были   кубки   из   кости,   стекла   и   дорогого дерева, наполнив вином которые подносили гостям на пирах. Доски для хлеба и выпечки Пироги,   пирожки,   хлеб   и   булочки   подавали,   как   правило,   на   красивых   резных досках,   которые   отлично   вписывались   в   общую   картину   и   вмещали   на   себе   большое количество хлебобулочных изделий. Б) Практическая работа в подгруппах Ситуация 3. Как правильно сервировать стол?  Задание для группы «Хозяева»: накройте на стол, используя салфетку, тарелку, нож, вилку, ложку, стакан. Задание для группы «Гости»: Оцените, всё ли правильно сделали «Хозяева». Затем ответьте на вопрос: Как по правилам этикета следует вести себя за столом? 6) 5 страница «Как развлечь гостей» (Физкультминутка) Как развлечь гостей? ­ Поиграть в игры, петь песни, танцевать, устроить игры, конкурсы. Давайте проведём некоторые домашние игры, которые вы впоследствии можете провести со своими гостями. А) Игра «Бурные овации» Сыграть можно только один раз. Ведущему (играющему мальчику или девочке) объявляется, что он любым способом должен вызвать у игроков аплодисменты.  Он может петь, плясать, прыгать, а участники (заранее предупреждённые) всё за ним повторяют. Игра длится до тех пор, пока ведущий не догадается сам захлопать в ладоши. Б) Игра «Дизайнеры» Команды игроков («Хозяева», «Гости») получают по банану, бумагу, скрепки, тесьму,   ленты,   фломастеры.   Необходимо   украсить   банан   за   оговорённое   время. Побеждает самое оригинальное оформление. 7) 6 страница «Спасибо, что в гости пришли» Такт и чувство меры подскажут гостям, когда нужно попрощаться с хозяевами и покинуть   гостеприимный   дом   (а   может   быть,   время   окончания   праздника   указано   в приглашении). В гостях долго засиживаться не принято. Гостям бывают дважды рады: когда они приходят и когда уходят.  Если собрался уходить, не задерживайся. Здесь хочется напомнить одну русскую пословицу: «Не бойся гостя сидящего, бойся гостя стоящего», ­ это о тех, кто любит заводить длинные разговоры у входа, когда хозяева уже падают от усталости. Для таких любителей   поговорить   сигналом   «к   выходу»   может   стать   фраза:   «Жаль,   что   вы   уже уходите…» III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Подведение итогов. 7 страница «Правила гостеприимного хозяина»    Подведём итог. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: ­ Какова была тема сегодняшнего занятия? ­ Что для вас было самым важным и интересным на занятии? ­ Какова была цель занятия? Чего смогли добиться? ­ Сформулируйте «Правила гостеприимного хозяина». Возможные ответы учащихся: ­Быть приветливым и внимательным хозяином; ­ Быть предупредительным и щедрым хозяином; ­ Быть бескорыстным, тактичным и воспитанным хозяином. 2. Рефлексия А эту ­ заключительную страницу журнала ­ вы заполните самостоятельно.  Учащимся раздаются анкеты «Правила гостеприимства» (см. Прилож.). Всем спасибо за приятную встречу. До свидания! Используемые ресурсы: 1) http://sgastronomy.ru/tag/tradicionnyy­russkiy­stol/  2) http://www.stihi.ru/ Анкета «Правила гостеприимства» Приложение Фамилия, имя ________________________________________________________________ «____» _______________________ 20___г.                                                                                                                                                 (число, месяц, год) Быть приветливым хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть внимательным хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть предупредительным хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть щедрым хозяином ­ это значит   _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть бескорыстным хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть тактичным хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Быть воспитанным хозяином ­ это значит  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Гостеприимный хозяин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019