Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Оценка 5
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
2 кл
03.08.2017
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,которая является одной из форм организации свободного времени учащихся. Одним из видов ВД является художественно-эстетическое направление, которое способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. В данном конспекте содержится материал, который знакомит школьников с шумовыми инструментами, их отличиями от музыкальных, а также подразумевает активное участие детей на занятии.
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ.docx
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «РИТМИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Цели:
1.
познакомить детей с видами оркестров, с инструментами симфонического и
Образовательная:
шумового оркестра;
Развивающая:
Воспитывающая:
познакомить с игрой на шумовых инструментах.
2.
развивать чувство ритма, музыкальный слух детей, наблюдательность.
3.
воспитывать интерес к музыке.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный, практический
Формы: фронтальная
Оборудование: презентация, шумовые инструменты, цветочки с изображением
инструментов, коробочки от киндерсюрпризов, крупа, стеклянный стакан, ложечка.
Ход занятия
Организация начала занятия
1.
Слайд 1
Здравствуйте!
Мы с вами уже умеем определять настроение с помощью музыки. Попробуем еще
раз.
Основная часть
(Звучит «Варенька» и Yann Tiersen «Summer 78»)
2.
Игра «Музыкальная полянка» (На доске цветочки из бумаги, дети срывают
один цветочек, на обратной стороне изображен муз. инструмент. Детям
предлагается его назвать. Инструменты: скрипка, рояль, контрабас, треугольник,
аккордеон, бубен)
На какие группы можно разделить эти инструменты? (На клавишные, ударные и
струнные)
Вы знаете, как называется коллектив музыкантов, которые исполняют музыку на
этих и многих других музыкальных инструментах? (Оркестр)
Оркестры бывают различных видов.
Слайд 2
Самый большой оркестр – это симфонический.
Как вы понимаете слово «симфония»?
Это музыкальное произведение для оркестра.
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра.
Слайд 3
Посмотрите, какие инструменты можно услышать и увидеть в симфоническом
оркестре (Скрипка, флейта, валторна, труба)
Вы знаете, как называются такие инструменты, как флейта, валторна, труба?
Такие инструменты, которые издают звук, когда в них вдувают воздух,
называются духовые.
Слайд 4
1 Посмотрите на схему симфонического оркестра. Что заметили интересного?
(Определенный порядок)
Если вы посмотрите на фотографию симфонического оркестра, то поймете, что
сидят музыканты в строго определенном порядке. Инструменты расположены по
группам: духовые и струнные отдельно друг от друга.
Прослушивание музыки Свиридова «Метель» в исполнении симфонического
оркестра
Какие инструменты услышали? (Струнные, духовые)
Слайд 7
Послушайте композицию «Полянка».
Какая мелодия? (Народная)
Как называются инструменты, на которых ее исполняют? (Народные: свирель,
балалайка, трещотка, ложки, бубен)
Слайд 8
Предположите название оркестра? (Оркестр русских народных инструментов)
Слайд 9
Какие инструменты относятся к русским народным? (Балалайка, гармонь,
дудочка, гусли)
Как называют человека, который играет на баяне? На гармони? На ложках? На
дудке? (Баянист, гармонист, ложкарь, дударь)
Слайд 10
Ребята, прежде чем мы познакомимся с еще одним видом оркестра, скажите, где
мы можем услышать ритм?
Ритм есть в часах, в шагах, в пульсе, в сердце, в нашем дыхании (вздох и выдох), в
стуке колес.
«Ритмическая игра»
Пойдем по дорожке прямой,
Вы дети, идите за мной
(имитируют ходьбу)
Слышите, дятел стучит о сучок:
Туктук, туктук
(показывает несложный ритм)
И мы повторим этот звук.
(хлопают в ладоши или играют на
инструментах)
Сейчас по тропинке свернули
направо.
Увидели зайца – он прыгнул в
канаву.
А ножки стучали: тукитуки
(показывает новый ритм)
тук
Повторим, дети, и этот мы
(дети повторяют за педагогом)
2 звук!
Знакомство с шумовыми инструментами
Человек живет в мире звуков. Что мы слышим? (Голоса птиц, скрип двери,
звуки музыкальных инструментов)
Звук окружает нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное,
каждый человек когданибудь задумывался, что такое звук. Особенно важно знать, что
такое звук музыканту.
Все на свете люди знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это звуки ШУМОВЫЕ.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –
музыкальные есть звуки!
Ребята, как вы думаете, могут ли музыка состоять из шумовых звуков?
Из одних шумовых, конечно, нет. Инструменты, которые издают шумовые звуки
называются шумовыми, их задача – окрасить музыку, придать ей яркость и
выразительность.
Слайд 11
Существует оркестр, который так и называется «оркестр шумовых инструментов».
Давайте познакомимся с инструментами, входящими в него.
Я круглый словно солнышко, только с бубенцами.
Звучу я очень звонко – услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громкогромко
Угадайте, кто я? (Бубен)
Слайд 12
Две подружки удалые, расписные, хохломские.
Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья? (Ложки)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
(Барабан)
Тонкий прут из твердой стали,
Клавиш нет и нет педали.
В нем не больше трех углов,
Звук – как звон колоколов.
Инструмент, конечно, мал,
3 Но с оркестром поиграл.
Угадает даже школьник,
Инструмент наш… (Треугольник)
Как извлекается звук? (Ударом)
Значит, инструменты? (Ударные шумовые)
(Еще: маракасы, румба – показ)
Как извлекается звук? (Надо потрясти)
Слайд 13
(Металлофон, ксилофон)
Это мелодические шумовые инструменты.
Прослушивание мелодии в исполнении оркестра шумовых инструментов.
Какие услышали? (Треугольник, ложки, ксилофон, бубен, румба, маракасы,
металлофон)
Слайд 14
Игра на музыкальных инструментах (4 человека)
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БАРАБАН
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
ТРЕУГОЛЬНИК
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
грызли зёрнышки.
МАРАКАСЫ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
БАРАБАН
А снаружи на землю каждый день падал снег
ТРЕУГОЛЬНИК
Шумел ветер, и над мышиными норками намело большойбольшой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
ТРЕУГОЛЬНИК
Ребята, П.И. Чайковский, замечательный русский композитор, познакомил своих
слушателей с очень необычным музыкальным инструментом челестой, название
которого означает «небесная». Посмотрите на экран. На какой инструмент похожа
челеста? (На фортепиано)
У неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические
пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они
звенят прозрачно и тоненько.
Слушание «Танец Феи Драже»
– Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
4 Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо. Падают,
подскакивают и – исчезают. Поистине, волшебная музыка!
В какой оркестр входит этот инструмент? (В симфонический)
Попробуйте сыграть на шумовых инструментах «Танец Феи Драже»,
придерживаясь звука колокольчиков. (Несколько человек)
Игра «Распознавание инструмента по звуку»
(Один берет инструмент и играет на нем, а другой отгадывает)
Игра «Распознавание инструмента по изображению».
Слайд 15 – 18
(Румба, маракасы, ксилофон, треугольник)
Ребята, многие шумовые инструменты можно сделать с помощью своей фантазии
и своими руками.
У вас на партах лежат коробочки от киндер«сюрпризов» и горох, насыпьте горох
внутрь. Извлеките звук. Что получилось? (Маракасы или погремушка)
А если взять стакан и ударять по нему ложечкой, тоже получится шумовой
инструмент.
Заключительная часть
Попробуйте сыграть на самодельных инструментах «Светит месяц».
3.
Что нового узнали?
Какие оркестры существуют?
С какими инструментами познакомились?
Слайд 19
Давайте определим ваше настроение с помощью цвета, если у вас хорошее, то
зеленый, если равнодушны, то синий, и ели плохое – то коричневый.
Я надеюсь, вы сегодня узнали много нового и интересного. На каждом занятии вы
убеждаетесь, что музыка живет всюду, даже в самых простых предметах…
Слайд 20
(Звучит «Сурок»)
Каждый звук кусочек мира.
В каждом звуке целый мир.
В звуках вся моя квартира,
В звуках тысячи квартир.
В звуках улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю,
В звуках Он! Оно! Она!
Звуки в радости и в скуке,
Звуки свет и звуки тень.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день…
5
Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.