Конспект внеурочного занятия по теме "Ритмический оркестр шумовых инструментов"

  • Культурные мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,которая является одной из форм организации свободного времени учащихся. Одним из видов ВД является художественно-эстетическое направление, которое способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. В данном конспекте содержится материал, который знакомит школьников с шумовыми инструментами, их отличиями от музыкальных, а также подразумевает активное участие детей на занятии.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ.docx
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «РИТМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» Цели: 1.           ­   познакомить   детей   с   видами   оркестров,   с   инструментами   симфонического   и  Образовательная:   шумового оркестра;      Развивающая:  Воспитывающая: ­ познакомить с игрой на шумовых инструментах. 2.           ­ развивать чувство ритма, музыкальный слух детей, наблюдательность. 3.           ­ воспитывать интерес к музыке. Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный, практический Формы: фронтальная Оборудование:  презентация,   шумовые   инструменты,   цветочки   с   изображением инструментов, коробочки от киндер­сюрпризов, крупа, стеклянный стакан, ложечка. Ход занятия Организация начала занятия 1. Слайд 1 ­ Здравствуйте!  Мы с вами уже умеем определять настроение с помощью музыки. Попробуем еще раз.  Основная часть (Звучит «Варенька» и Yann Tiersen «Summer 78») 2. Игра «Музыкальная полянка»  (На доске цветочки из бумаги, дети срывают один   цветочек,   на   обратной   стороне   изображен   муз.   инструмент.   Детям предлагается его назвать. Инструменты: скрипка, рояль, контрабас, треугольник, аккордеон, бубен) ­ На какие группы можно разделить эти инструменты? (На клавишные, ударные и струнные) ­ Вы знаете, как называется коллектив музыкантов, которые исполняют музыку на этих и многих других музыкальных инструментах? (Оркестр) ­ Оркестры бывают различных видов. Слайд 2 Самый большой оркестр – это симфонический. ­ Как вы понимаете слово «симфония»? ­ Это музыкальное произведение для оркестра. ­ Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра.  Слайд 3 ­ Посмотрите, какие инструменты можно услышать и увидеть в симфоническом оркестре (Скрипка, флейта, валторна, труба) ­ Вы знаете, как называются такие инструменты, как флейта, валторна, труба? ­   Такие   инструменты,   которые   издают   звук,   когда   в   них   вдувают   воздух, называются духовые. Слайд 4 1­   Посмотрите   на   схему   симфонического   оркестра.   Что   заметили   интересного? (Определенный порядок) ­ Если вы посмотрите на фотографию симфонического оркестра, то поймете, что сидят   музыканты   в   строго   определенном   порядке.   Инструменты   расположены   по группам: духовые и струнные отдельно друг от друга. Прослушивание   музыки   Свиридова   «Метель»   в   исполнении   симфонического оркестра ­ Какие инструменты услышали? (Струнные, духовые) Слайд 7 ­ Послушайте композицию «Полянка». ­ Какая мелодия? (Народная) ­ Как называются инструменты, на которых ее исполняют?  (Народные: свирель, балалайка, трещотка, ложки, бубен)  Слайд 8 ­ Предположите название оркестра? (Оркестр русских народных инструментов) Слайд 9 ­   Какие   инструменты   относятся   к   русским   народным?  (Балалайка,   гармонь, дудочка, гусли) ­ Как называют человека, который играет на баяне? На гармони? На ложках? На дудке? (Баянист, гармонист, ложкарь, дударь) Слайд 10 ­ Ребята, прежде чем мы познакомимся с еще одним видом оркестра, скажите, где мы можем услышать ритм? ­ Ритм есть в часах, в шагах, в пульсе, в сердце, в нашем дыхании (вздох и выдох), в стуке колес. «Ритмическая игра» Пойдем по дорожке прямой, Вы дети, идите за мной (имитируют ходьбу) Слышите, дятел стучит о сучок: Тук­тук, тук­тук (показывает несложный ритм) И мы повторим этот звук. (хлопают в ладоши или играют на  инструментах) Сейчас по тропинке свернули  направо. Увидели зайца – он прыгнул в  канаву. А ножки стучали: туки­туки­ (показывает новый ритм) тук Повторим, дети, и этот мы  (дети повторяют за педагогом) 2звук! Знакомство с шумовыми инструментами ­  Человек живет в мире звуков. Что мы слышим?  (Голоса птиц, скрип двери,  звуки музыкальных инструментов) ­ Звук окружает нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное,  каждый человек когда­нибудь задумывался, что такое звук. Особенно важно знать, что  такое звук музыканту.  Все на свете люди знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе. Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка, Это звуки ШУМОВЫЕ. Только есть еще другие: Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки! ­ Ребята, как вы думаете, могут ли музыка состоять из шумовых звуков? ­ Из одних шумовых, конечно, нет. Инструменты, которые издают шумовые звуки  называются шумовыми, их задача – окрасить музыку, придать ей яркость и  выразительность.  Слайд 11 Существует оркестр, который так и называется «оркестр шумовых инструментов». Давайте познакомимся с инструментами, входящими в него. ­ Я круглый словно солнышко, только с бубенцами. Звучу я очень звонко – услышите вы сами, Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой Звучать я буду громко­громко Угадайте, кто я? (Бубен) Слайд 12 ­ Две подружки удалые, расписные, хохломские.  Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья? (Ложки) ­ Со мной в поход легко идти,  Со мною весело в пути,  И я крикун, и я буян,  Я звонкий, круглый…  (Барабан) Тонкий прут из твердой стали, Клавиш нет и нет педали. В нем не больше трех углов, Звук – как звон колоколов. Инструмент, конечно, мал, 3Но с оркестром поиграл. Угадает даже школьник, Инструмент наш… (Треугольник) ­ Как извлекается звук? (Ударом) ­ Значит, инструменты? (Ударные шумовые)  (Еще: маракасы, румба – показ) ­ Как извлекается звук? (Надо потрясти) Слайд 13 (Металлофон, ксилофон) ­ Это мелодические шумовые инструменты. Прослушивание мелодии в исполнении оркестра шумовых инструментов. ­ Какие  услышали?  (Треугольник,  ложки,  ксилофон,  бубен,   румба,  маракасы, металлофон) Слайд 14 Игра на музыкальных инструментах (4 человека) МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.  БАРАБАН И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.  ТРЕУГОЛЬНИК Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу  появились маленькие следы мышиных лапок.  ТРЕУГОЛЬНИК  Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.  Они грызли орешки,  ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ грызли зёрнышки. МАРАКАСЫ Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.  БАРАБАН А снаружи на землю каждый день падал снег  ТРЕУГОЛЬНИК  Шумел ветер, и над мышиными норками намело большой­большой сугроб.  Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.  ТРЕУГОЛЬНИК ­ Ребята, П.И. Чайковский, замечательный русский композитор, познакомил своих  слушателей с очень необычным музыкальным инструментом ­ челестой, название  которого означает «небесная». Посмотрите на экран. На какой инструмент похожа  челеста? (На фортепиано) ­  У неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько. Слушание «Танец Феи Драже» – Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила?  – Какие чувства вызвала у вас эта музыка? 4­   Как   будто   хрустальные   горошины   падают   на   серебряное   блюдо.   Падают, подскакивают и – исчезают. Поистине, волшебная музыка!  ­ В какой оркестр входит этот инструмент? (В симфонический) ­   Попробуйте   сыграть   на   шумовых   инструментах   «Танец   Феи   Драже», придерживаясь звука колокольчиков. (Несколько человек) Игра «Распознавание инструмента по звуку»  (Один берет инструмент и играет на нем, а другой отгадывает) Игра «Распознавание инструмента по изображению». Слайд 15 – 18 (Румба, маракасы, ксилофон, треугольник) ­ Ребята, многие шумовые инструменты можно сделать с помощью своей фантазии и своими руками. У вас на партах лежат коробочки от киндер­«сюрпризов» и горох, насыпьте горох внутрь. Извлеките звук. Что получилось? (Маракасы или погремушка) ­ А  если  взять   стакан   и ударять  по  нему  ложечкой,  тоже  получится  шумовой инструмент. Заключительная часть ­ Попробуйте сыграть на самодельных инструментах «Светит месяц». 3. ­ Что нового узнали? ­ Какие оркестры существуют? ­ С какими инструментами познакомились? Слайд 19 ­ Давайте определим ваше настроение с помощью цвета, если у вас хорошее, то зеленый, если равнодушны, то синий, и ели плохое – то коричневый. ­ Я надеюсь, вы сегодня узнали много нового и интересного. На каждом занятии вы убеждаетесь, что музыка живет всюду, даже в самых простых предметах… Слайд 20 (Звучит «Сурок») Каждый звук ­ кусочек мира. В каждом звуке ­ целый мир. В звуках ­ вся моя квартира, В звуках ­ тысячи квартир. В звуках ­ улица большая И огромная страна… Звукам нет конца и краю, В звуках ­ Он! Оно! Она! Звуки в радости и в скуке, Звуки ­ свет и звуки ­ тень. День заканчивают звуки, Звуки начинают день… 5