Конспект занятия – экспериментирования «Свойства воды» в старшей подготовительной группе № 9
Воспитатель МБДОУ № 160 Пихтулова Марина Юрьевна
Цели:
Образовательные:
*Ознакомить детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- вода – растворитель.
* Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
* Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
· Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
· Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
· Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Материалы для занятия
· Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), сосуды фигурной формы.
· Стеклянные воронки и стеклянные палочки.
· Фильтровальная бумага.
· Вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
· Фотографии, рисунки на тему: «Вода».
Организация детей в НОД:
Все занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его целесообразно в подгруппах не более 10 человек. Детей одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.
Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:
- перед проведением опыта обязательно сформировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;
- вместе с детьми найти пути достижения цели;
- любой опыт включает специально организованное наблюдение;
- после завершения опыта необходимо привлечь детей к формированию вывода о результатах;
- необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным опытом детей.
Логика НОД:
1 Часть
Введение
Воспитатель: Ребята, эти иллюстрации помогут вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на них и вспомните, какой бывает вода на нашей планете.
Фотоиллюстрации подбираются так, чтобы дети могли сформулировать ответы.
· Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как назвать ее по – другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т.п.)
· Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая, болотная вода).
· Какая это вода (в отличие от соленой морской)? Пресная.
· Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная ( в горных речках, в морях и океанах во время шторма, бури).
· Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами.
2 часть
Вода прозрачна и не имеет собственной формы
Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из – под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т.д.
Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по - другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.
3 Часть
Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтров.
Воспитатель: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.
Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едким и обжечь дыхательные пути ). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука или крахмал, соль, сахар, растительное масло, настои трав: календулы, ромашки, мяты.
Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
· Соль и сахар быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной;
· Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;
· Спиртовые растворы календулы или мяты или порошок марганцовки растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;
· Масло не растворяется в воде: оно либо плавает в воде в виде желтых капелек.
При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель напоминает об осторожности при обращении со стеклянной посудой, о необходимости пользоваться салфетками, чтобы вытереть палочку или лужицу пролитой воды.
Воспитатель: А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.
Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.
По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:
· Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре видны следы масла;
· Хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор ромашки или мяты (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым);
· После фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из Волги или из какого – то подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из – под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.