Конспект занятия " Звуковая дифференциация звуков"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: Образовательные: - упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах; - учить слышать звук в слове, - учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке; - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах; - учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук; - учить правильно отгадывать загадки. Развивающие: - развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р]; - развивать связную речь. Воспитательные: - формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми
Иконка файла материала звуковая дифферианциауция звуков р и л.docx
уточнить   и   закрепить   правильное   произношение   звуков   [л]—   [р], Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков[ л] –[р]  Составление рассказа на предложенную тему»   Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.  Задачи: Образовательные: ­  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах; ­  учить слышать звук в слове,  ­   учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке; ­ изолированных, в словах и фразах; ­    учить   различать   эти   звуки   в   чужой   и   собственной  речи, четко  и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук; ­ учить правильно отгадывать загадки. Развивающие: ­ развивать свободное общение со взрослыми и детьми; ­   развивать   фонематический   слух:   различение   на   слух   и   называние   слов, начинающихся на звуки [л] —[ р]; ­ развивать связную речь. Воспитательные: ­ формировать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми. Методы и приемы: ­Практические:  произношение звуков [л] и  [р], дидактические  игры "Услышь звук", "Подбери слово",  физминутка,  соотнесение картинок с их звуками.  ­ Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука,  рассматривание карточек . ­ Словесные:  рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок,  беседа по содержанию текста , вопросы, ответы.  Материалы и оборудование: проектор, карточки для определения звука Предварительная работа: артикуляционная гимнастика,  Форма проведения: Игра­путешествие. Воспитатель :  Ребята  кто знает что у нас за знаменательная дата 12 апреля скоро? у нас будет день космонавтики   . Воспитатель: А как называются люди, которые путешествуют в космосе? Дети: Космонавты. Воспитатель: А вы хотите полететь в космос  Дети: ДаВоспитатель: А подскажите мне, на чем можно совершить космическое  путешествие? Дети: На ракете Воспитатель: А как у любого летательного аппарата имеется название,  давайте придумаем и нашей ракете название. Воспитатель: Ребята, раз мы летим с вами в космос, значит мы кто? Дети: Космонавты Показ видео  Воспитатель: Скажите все кто живет на других планетах как их можно  назвать? Воспитатель: Правильно инопланетяне Вот и к нам на нашу ракету заглянули два интересных человечка Они незнают как их зовут но у каждого на  животике есть такие знаки  и  они не знают что это означает? Воспитатель: Как вы думаете что это такое у них? Правильно  это буквы и звуки.  Воспитатель: Давайте им расскажем что это еще и означает  Воспитатель:  Но сначала сделаем гимнастику для своих губ. Возьмите  зеркала Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много букв. Буквы бывают  гласные, которые можно петь: А. О, У, Ы. (Дети рассматриваю буквы,  произносят их, прорисовывают их в воздухе) Воспитатель: Давайте теперь повторим согласные буквы: М. С, П, К, X. Н,  Ш, Л, Р. Которые застревают у нас в губках или прячутся за зубками .  Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы.  (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р]  кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике­домике, а когда мы  выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение) Воспитатель: Ребята наши  гости любят играть .Давайте и мы с вами  поиграем в игру но сначала  проведем физкультминутку Физкультминутка «Космос» Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте) В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой) Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть) долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться) На орбите повисим,                    (покачать руками вперед­назад) И опять домой спешим.              (ходьба на месте) 3.  Игра "Подбери  слово" (подбор слов на заданный звук).Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком) А теперь назовите мне слова со звуком л 2. Игра "Услышь звук"  (определение наличия звука в слогах и словах). Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать  (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л], попробуйте  позвонить  в «колокольчик».  Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д.  (Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их  движениями, объясняет ошибки.) Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев,  зебра, муравьи,  ползают, прыгают.  4.Отгадывание загадок.  Отгадайте загадку. Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?  Д е т и. Лук.  Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.  Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.  Воспитатель   Послушайте еще одну загадку   Начинает он  копать,  Заменяет сто лопат. Что это? Д е т и:Экскаватор.  Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.  Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети  отвечают.  Воспитатель. Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук  [р]. Дети выполняют. Еще одна загадка.  Стоят в поле сестрички:   Желтые глазки, белые реснички.  Что это? Дети  отвечают.  Воспитатель Почему вы думаете, что это ромашки?  Дети отвечают.  Воспитатель Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?  Дети отвечают. Воспитатель Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р]. Дети выполняют.Один, два, три, четыре, пять В космос мы летим опять Отрываюсь от земли Долетаю до луны На орбите повисим И опять домой спешим Ходьба на месте Соединить руки над головой Подпрыгнуть Руки в стороны, покружиться Покачать руками вперед­назад Ходьба на месте Воспитатель Ребята нам надо возвращаться домой давайте оставим нашим знакомым наши карточки картинки на память только каждому свою  возьмите карточку посмотрите и определите, какой звук в  этом слове если л то  подарить надо кому? правильно другу л а если р то нашему другу по имени  р Воспитатель: И объясните мне, почему вы эту карточку  подарили. Дети выполняют Воспитатель: Хорошо ребята, вы все такие молодцы.  Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 – пуск Видео пуск  Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома. Дети выходят из ракеты  Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были, с кем встретились, кому  помогли?