Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- учить слышать звук в слове,
- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- учить правильно отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми
уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р],
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков[ л] –[р]
Составление рассказа на предложенную тему»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
учить слышать звук в слове,
учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на
картинке;
изолированных, в словах и фразах;
учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно
произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
учить правильно отгадывать загадки.
Развивающие:
развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов,
начинающихся на звуки [л] —[ р];
развивать связную речь.
Воспитательные:
формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры "Услышь
звук", "Подбери слово", физминутка, соотнесение картинок с их звуками.
Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука, рассматривание карточек .
Словесные: рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок, беседа по
содержанию текста , вопросы, ответы.
Материалы и оборудование: проектор, карточки для определения звука
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика,
Форма проведения: Играпутешествие.
Воспитатель : Ребята кто знает что у нас за знаменательная дата 12 апреля
скоро? у нас будет день космонавтики
. Воспитатель: А как называются люди, которые путешествуют в космосе?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: А вы хотите полететь в космос
Дети: ДаВоспитатель: А подскажите мне, на чем можно совершить космическое
путешествие?
Дети: На ракете
Воспитатель: А как у любого летательного аппарата имеется название,
давайте придумаем и нашей ракете название.
Воспитатель: Ребята, раз мы летим с вами в космос, значит мы кто?
Дети: Космонавты
Показ видео
Воспитатель: Скажите все кто живет на других планетах как их можно
назвать?
Воспитатель: Правильно инопланетяне Вот и к нам на нашу ракету заглянули
два интересных человечка Они незнают как их зовут но у каждого на
животике есть такие знаки и они не знают что это означает?
Воспитатель: Как вы думаете что это такое у них?
Правильно это буквы и звуки.
Воспитатель: Давайте им расскажем что это еще и означает
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для своих губ. Возьмите
зеркала
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много букв. Буквы бывают
гласные, которые можно петь: А. О, У, Ы. (Дети рассматриваю буквы,
произносят их, прорисовывают их в воздухе)
Воспитатель: Давайте теперь повторим согласные буквы: М. С, П, К, X. Н,
Ш, Л, Р. Которые застревают у нас в губках или прячутся за зубками
.
Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы.
(Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р]
кончик языка касается бугорков на потолочке в ротикедомике, а когда мы
выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)
Воспитатель: Ребята наши гости любят играть .Давайте и мы с вами
поиграем в игру но сначала проведем физкультминутку
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками впередназад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
3. Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель
бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л
2. Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать
(движение кистью руки от себя), если услышите звук [л], попробуйте
позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их
движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев,
зебра, муравьи, ползают, прыгают.
4.Отгадывание загадок.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?
Д е т и. Лук.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.
Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.
Воспитатель
Послушайте еще одну загадку
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат. Что это?
Д е т и:Экскаватор.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети
отвечают.
Воспитатель. Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук
[р].
Дети выполняют.
Еще одна загадка.
Стоят в поле сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. Что это?
Дети отвечают.
Воспитатель Почему вы думаете, что это ромашки?
Дети отвечают.
Воспитатель Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?
Дети отвечают.
Воспитатель Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р].
Дети выполняют.Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим
Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками впередназад
Ходьба на месте
Воспитатель Ребята нам надо возвращаться домой давайте оставим нашим
знакомым наши карточки картинки на память только каждому свою возьмите
карточку посмотрите и определите, какой звук в этом слове если л то
подарить надо кому? правильно другу л а если р то нашему другу по имени
р
Воспитатель: И объясните мне, почему вы эту карточку
подарили.
Дети выполняют
Воспитатель: Хорошо ребята, вы все такие молодцы.
Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 – пуск
Видео пуск
Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома.
Дети выходят из ракеты
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были, с кем встретились, кому
помогли?