«Музыкальный калейдоскоп»
Конспект занятия вокального кружка «Весёлый микрофон» для детей старшей группы, посещающих вокальный кружок.
Музыкальный руководитель Детского сада №232 ОАО «РЖД»:
Молодова Светлана Викторовна.
Задачи:
• Формировать основы музыкальной грамотности;
• Развивать музыкально-слуховые представления;
• Закреплять умение графически изображать ритмический рисунок;
• Познакомить с оркестровой партитурой, первоначальные навыки чтения партитуры;
• Упражнять в пении под фонограмму, владением микрофоном, сценой.
Материалы:
• Дидактическое пособие «Дерево с птицами»;
• «Нотный стан с нотами» (по кол-ву детей);
• Картинки для выкладывания ритмического рисунка, ритмические схемы;
• Плоскостные клавиатуры по кол-ву детей.
Электронно-образовательные ресурсы:
«Маленький оркестр» - видеоклип (интернет-ресурсы);
«Шумовой оркестр» - видеоупражнение (интернет-ресурсы);
«Весенние шаги» - оркестровая партитура (авторская разработка);
«Концертный зал» - видеоряд знакомых песен (автор-я разработка) Оборудование:
Муз. центр, телевизор, компьютер, синтезатор, дет. муз.
инструменты, микрофон.
Структура занятия: I. Вводная часть:
Создание положительного настроя и эмоциональной атмосферы. Дети легко забегают в зал на вступление к песне. Педагог начинает петь, дети поют окончания фраз («эхо»).
1) «Голосовая игра» - распевка
2) «Добрый день» - приветствие-распевка .
II. Основная часть:
Формирование снов музыкальной грамотности.
Развитие звуковысотного слуха и ритмического восприятия.
Шаг 1:
Закрепление ритмического рисунка мелодии в графическом изображении.
Шаг 2:
Воспроизведение ритмического рисунка. Работа над стихотворением «Дятел».
Шаг 3:
Дидактическое пособие «Дерево с птицами». У каждой птички свой звук.
Шаг 4:
«Где прячется звук и где живёт нота?» - Нотный стан и ноты . Закрепляем восходящее движение мелодии.
Шаг5:
Знакомство с нотой «До» - где находится на клавиатуре. Работаем с плоскостными клавиатурами.
Шаг 6:
«Играем втроём» - игра на синтезаторе в разных регистрах . Закрепляем регистры и ритмический рисунок «ти-ти-та».
Шаг 7:
«Маленький оркестр» - просмотр краткого видео. Выполнение упражнения «Шумовой оркестр»
Шаг 8:
«Весенние шаги» - знакомимся с партитурой.
Исполняем произведение.
Повторно: исполняем с солистами.
III. Заключительная часть.
Воспитание сценической культуры, владение микрофоном.
1) «Концертный зал» -дидактическая игра «Узнай и исполни» Попурри знакомых песен – исполнение в микрофон.
2) Подведение итогов и перспектива на будущее занятие, домашнее задание, поощрение.
Ход занятия:
Дети легко забегают в зал на вступление к песне. Педагог начинает петь, дети поют окончания фраз («эхо»).
«На свете много есть того…»
Педагог: Мне очень приятно видеть вас такими весёлыми, энергичными и с хорошим настроение. Давайте поделимся этим настроением с нашими гостями, поприветствуем их.
Пожелаем доброго дня.
«Добрый день» - приветствие-распевка с хлопками и притопами.
Педагог: Мы сопровождали наше приветствие хлопками и притопами. Вы сможете повторить ритмический рисунок?
Дети повторяют - Ти-ти-Та
Педагог обращается к определённому ребёнку и просит на мольберте выложить схему этого ритмического рисунка любыми предметами на выбор (облака, птички, подснежники, ежики….).
Ребята, правильно…. сделал?
Предлагаю другому ребёнку выложить схему притопов другими предметами.
Педагог: Посмотрите, у нас получилась красивая весенняя картина. Я тоже хочу добавить. Попробую выложить…. (сознательно неправильно выкладываю). Если дети заметят сразу, то исправляем. Если нет – то спрашиваю, правильно ли я сделала и исправляем. Ну, вот сейчас ещё лучше стало. Но, к сожалению, наша картина не звучит.
Раздаётся стук дятла (запись)….
Педагог: А вот и первые звуки нашей картины. Кто их издаёт?.... Конечно, дятел. Он, наверное, хочет что-то нам сказать… Очень быстро и непонятно… нет, мне кажется я слышу определённый ритм. Попробую выложить его схему.
(выкладываю уже не картинками, а схематическими полосками – короткими и длинными).
Дети догадываются, что это тот же рисунок ритмический, что и на нашей картине, только повторяется 2 раза (ти-ти- Та, ти-ти-Та). Педагог: Дятел так громко и настойчиво отбивает ритм, это похоже на телеграмму. Давайте поможем ему. Присаживайтесь за столы и будьте очень внимательны. Если мы неправильно передадим ритмический рисунок, смысл сообщения изменится и его не поймут.
«Дятел» - ритмическое стихотворение. Муз. рук.: Дятел сел на толстый сук Ребёнок: Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
(говорит и отстукивает ритм пальчиком по столу) Муз.рук: Всем друзьям своим на юг Ребёнок: Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
(после каждой строчки отстукивает ритм другой ребёнок)
Телеграммы дятел шлет,
Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
Что весна уже идет,
Тук- тук, тук, тук-тук, тук! Что растаял снег вокруг:
Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
Дятел зиму зимовал,
Тук- тук, тук, тук-тук, тук! В жарких странах не бывал!
Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
И понятно, почему,
Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
Скучно дятлу одному,
Тук- тук, тук, тук-тук, тук! Без друзей и без подруг.
Тук- тук, тук, тук-тук, тук!
Педагог: Мы молодцы, но телеграммы должны лететь в тёплые края - далеко. Предлагаю позвать помощников… На нашей картине не хватает могучего весеннего дерева с ветками… Вот оно!
(на мольберт добавляем дерево с пятью ветками – имитация нотного стана.)
На наш призыв о помощи, прилетели маленькие дятлы, и расселись на веточках….. И каждый стал стучать одну и ту же телеграмму о приходе Весны. А так как они сидели на разных веточках, то звук телеграммы был у всех разный (рассаживаю и поясняю – маленький сучок, затем 1 , 2…5 веточка).
И чем выше была веточка, тем звук становился тоньше (слушаем звучание металлофона).
Каждый день прилетали дятлы на дерево и повторяли одно и то же пока перелётные птицы их не услышали. А чтобы не забыть свой звук, каждый дятел спрятал его в домик – в нотку и дал ей название: до, ре…..
Дятлы улетели в лес, а нотки остались и живут очень дружно в своём 5-этажном домике (как у дерева – 5 веточек). (Переворачиваю мольберт на другую
сторону – нотный стан)
Чтобы легче запомнить название ноток, предлагаю картинки – первый слог –это и есть нотка.
(Показываю – дети называют, я располагаю на нотном стане).
Знакомство с нотой «ДО»
В самом конце выкладываем нотку ДО – объясняю, что она живёт на маленькой, добавочной линеечке, как бы в подвале домика.
Раздаю нотный стан и предлагаю положить нотки так же, как у меня – восходящее движение (можно сопровождать звучанием металлофона).
Наши звуки движутся вверх – от нижнего, толстого звука к высокому, тоненькому.
Нотный стан можно отодвинуть на край стола. А теперь посмотрим, где живёт нотка до на клавиатуре, на пианино (раздаю плоскостные клавиатуры).
Внимательно посмотрите, где живёт нотка До, где нарисован Домик? Подсказку маленькую даю – на клавиатуре есть группы чёрных клавиш – по 2 и по 3.
Кто готов сыграть нам нотку до на пианино – поднимите руку, пожалуйста.
Вызываю по три ребёнка – «Играем втроём» - комментирую регистры – голоса мишки, ёжика и птички (весной все просыпаются).
Педагог: Я, думаю, что мы можем спокойно исполнить весеннюю песню. Но с одним инструментом не очень интересно. Нужен…. оркестр. Предлагаю вам стать музыкантами моего оркестра, а я буду - ….
Проходим в «оркестровую яму». Педагог: В оркестре много инструментов и у каждого своя партия и не обязательно партии одинаковые. Музыканты сначала разучивают свои партии по одному, затем играют вместе.
Видеоклип – «Маленький оркестр» - небольшие комментарии по увиденному.
Давайте выполним упражнение, чтобы посмотреть, умеете ли вы работать с партитурой оркестровой.
Упражнение – «Шумовой оркестр».
Педагог: У меня есть партитура песни, которую мы с вами пели «Весенние шаги». Давайте ознакомимся с ней, а потом исполним произведение.
Показываю схемы ритмического рисунка каждого инструмента Исполняем произведение «Весенние шаги»..
Педагог: Предлагаю добавить слова (вызываю солистов, даю микрофон).
Повторно исполняем с солистами.
Педагог: У нас получилось хорошо. Отправляемся в концертный зал – выступать (все переходят на другие стулья). Мы будем не только выступать,
но ещё и узнавать песню по вступлению. Будьте, пожалуйста, воспитанными слушателями – не мешайте своим друзьям выступать. Выступать – это всегда волнительно. Совладеть со своим волнением, вести себя легко и естественно, не показывать, что вы волнуетесь – это и есть искусство артиста – владение сценой и публикой. Я в вас нисколько не сомневаюсь. Будем наслаждаться вашими голосами.
Видеоряд знакомых песен. Дети сольно исполняют по одному куплету песни. Продолжаем работу с фонограммой и микрофоном.
Педагог: Сколько хороших песен вы знаете. Вы молодцы. Мне даже не хочется с вами расставаться. А скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на нашей с вами встрече?.....
Делюсь своими впечатлениями и поощряю ребятишек нотными знаками. Раздаю папки с домашним заданием.
При следующей встречи мы продолжим знакомиться с нотками и оркестровыми партитурами и попробуем сами составить партитуру.
И, конечно же, будем петь, петь и петь.
До следующей встречи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.