Конспект занятия для детей старшего возраста "Музыкальный калейдоскоп"
Оценка 4.6

Конспект занятия для детей старшего возраста "Музыкальный калейдоскоп"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
музыка
Детсад
11.11.2018
Конспект занятия для детей старшего возраста "Музыкальный калейдоскоп"
Занятие, конспект которого предоставляется для публикации, было проведено в рамках методического объединения. Тема этого мероприятия - "Развитие предпосылок музыкальной одарённости у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительных образовательных услуг". Дошкольники знакомились с азами нотной грамоты, работали с оркестровой партитурой и выступали в "концертном зале", исполняя песни под фонограмму.
Музыкальный калейдоскоп занятие вокального кружка для старшего дошкольного возраста.pdf

«Музыкальный калейдоскоп»

Конспект занятия вокального кружка «Весёлый микрофон» для  детей старшей группы, посещающих вокальный кружок.

Музыкальный руководитель Детского сада №232 ОАО «РЖД»:

Молодова Светлана Викторовна.

Задачи:

        Формировать основы музыкальной грамотности;

        Развивать музыкально-слуховые представления;

        Закреплять умение графически изображать ритмический рисунок;

        Познакомить с оркестровой партитурой, первоначальные навыки чтения партитуры;

        Упражнять в пении под фонограмму, владением микрофоном, сценой.

Материалы: 

        Дидактическое пособие «Дерево с птицами»;

        «Нотный стан с нотами» (по кол-ву детей); 

        Картинки для выкладывания ритмического рисунка,  ритмические схемы;

        Плоскостные клавиатуры по кол-ву детей.

Электронно-образовательные ресурсы

«Маленький оркестр» - видеоклип (интернет-ресурсы); 

«Шумовой оркестр» - видеоупражнение (интернет-ресурсы);

«Весенние шаги» -  оркестровая партитура (авторская разработка); 

«Концертный зал» - видеоряд знакомых песен (автор-я разработка) Оборудование: 

Муз. центр, телевизор, компьютер, синтезатор, дет. муз.

инструменты, микрофон.

Структура  занятия: I.        Вводная часть:

 Создание положительного настроя и эмоциональной  атмосферы. Дети легко забегают в зал на вступление к песне. Педагог начинает петь, дети поют окончания фраз («эхо»).

1)      «Голосовая игра» - распевка

2)      «Добрый день» - приветствие-распевка .

II.      Основная часть:

Формирование снов музыкальной грамотности. 

Развитие звуковысотного слуха и ритмического восприятия.

Шаг 1:

Закрепление ритмического рисунка мелодии в графическом изображении.

Шаг 2:

Воспроизведение ритмического рисунка. Работа над стихотворением  «Дятел».

Шаг 3:

 Дидактическое пособие «Дерево с птицами».  У каждой птички свой звук.

 

Шаг 4:

 

«Где прячется звук и где живёт нота?» - Нотный стан и ноты . Закрепляем восходящее движение мелодии.

 

Шаг5:

 

 Знакомство с нотой «До» - где находится на клавиатуре. Работаем с плоскостными клавиатурами.

 

 

Шаг 6:

«Играем втроём» - игра на синтезаторе в разных регистрах . Закрепляем регистры и ритмический рисунок «ти-ти-та».

 

Шаг 7:

 

 «Маленький оркестр» - просмотр краткого видео. Выполнение упражнения «Шумовой оркестр»

 

Шаг 8:

 

 «Весенние шаги» - знакомимся с партитурой.

Исполняем произведение.

Повторно: исполняем с солистами.

 

III. Заключительная часть.

 

Воспитание сценической культуры, владение микрофоном.

 

1)   «Концертный зал» -дидактическая игра «Узнай и исполни» Попурри знакомых песен – исполнение в микрофон.

 

2)   Подведение итогов и перспектива на будущее занятие, домашнее задание, поощрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Дети легко забегают в зал на вступление к песне. Педагог начинает петь, дети поют окончания фраз («эхо»).

«На свете много есть того…»

 

Педагог: Мне очень приятно видеть вас такими весёлыми, энергичными и с хорошим настроение. Давайте поделимся этим настроением с нашими гостями, поприветствуем их.

Пожелаем доброго дня.

«Добрый день» - приветствие-распевка с хлопками и притопами.

 

Педагог: Мы сопровождали наше приветствие хлопками и притопами. Вы сможете повторить ритмический рисунок?

Дети повторяют - Ти-ти-Та

Педагог обращается к определённому ребёнку и просит на мольберте выложить схему этого ритмического рисунка любыми предметами на выбор (облака, птички, подснежники, ежики….).

Ребята, правильно…. сделал?  

Предлагаю другому ребёнку выложить схему притопов другими предметами.

Педагог: Посмотрите, у нас получилась красивая весенняя картина. Я тоже хочу добавить. Попробую выложить…. (сознательно неправильно выкладываю). Если дети заметят сразу, то исправляем. Если нет – то спрашиваю, правильно ли я сделала и исправляем. Ну, вот сейчас ещё лучше стало. Но, к сожалению, наша картина  не звучит.

Раздаётся стук дятла (запись)….

Педагог: А вот и первые звуки нашей картины. Кто их издаёт?.... Конечно, дятел. Он, наверное, хочет что-то нам сказать… Очень быстро и непонятно… нет, мне кажется я слышу определённый ритм. Попробую выложить его схему.

(выкладываю уже не картинками, а схематическими полосками – короткими и длинными).

Дети догадываются, что это тот же рисунок ритмический, что и на нашей картине, только повторяется 2 раза (ти-ти- Та, ти-ти-Та). Педагог: Дятел так громко и настойчиво отбивает ритм, это похоже на телеграмму. Давайте поможем ему. Присаживайтесь за столы и будьте очень внимательны. Если мы неправильно передадим ритмический рисунок, смысл сообщения изменится и его не поймут.

«Дятел» - ритмическое стихотворение. Муз. рук.:   Дятел сел на толстый сук  Ребёнок:    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

(говорит и отстукивает ритм пальчиком по столу)  Муз.рук:   Всем друзьям своим на юг  Ребёнок:   Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

(после каждой строчки отстукивает ритм другой ребёнок)

                    Телеграммы дятел шлет,

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

                    Что весна уже идет,

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!                     Что растаял снег вокруг:

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

                    Дятел зиму зимовал,

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!                     В жарких странах не бывал!

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

                    И понятно, почему,

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

                    Скучно дятлу одному, 

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!                     Без друзей и без подруг.

                    Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

Педагог: Мы молодцы, но телеграммы должны лететь в тёплые края - далеко. Предлагаю позвать помощников… На нашей картине не хватает могучего весеннего дерева с ветками… Вот оно!

(на мольберт добавляем дерево с пятью ветками – имитация нотного стана.)

На наш призыв о помощи, прилетели маленькие дятлы, и расселись на веточках….. И каждый стал стучать одну и ту же телеграмму о приходе Весны. А так как они сидели на разных веточках, то звук телеграммы был у всех разный (рассаживаю и поясняю – маленький сучок, затем 1 , 2…5 веточка).

 И чем выше была веточка, тем звук становился тоньше (слушаем звучание металлофона).

Каждый день прилетали дятлы на дерево и повторяли одно и то же пока перелётные птицы их не услышали. А чтобы не забыть свой звук, каждый дятел спрятал его в домик – в нотку и дал ей название: до, ре…..

Дятлы улетели в лес, а нотки остались и живут очень дружно в своём 5-этажном домике (как у дерева – 5 веточек). (Переворачиваю мольберт на другую

сторону – нотный стан)

 

Чтобы легче запомнить название ноток, предлагаю картинки – первый слог –это и есть нотка.  

(Показываю – дети называют, я располагаю на нотном стане).

Знакомство с нотой «ДО»

В самом конце выкладываем нотку ДО – объясняю, что она живёт на маленькой, добавочной линеечке, как бы в подвале домика.

Раздаю нотный стан и предлагаю положить нотки так же, как у меня – восходящее движение (можно сопровождать звучанием металлофона). 

Наши звуки движутся вверх – от нижнего, толстого  звука к высокому, тоненькому.

Нотный стан можно отодвинуть на край стола. А теперь посмотрим, где живёт нотка до на клавиатуре, на пианино (раздаю плоскостные клавиатуры).

Внимательно посмотрите, где живёт нотка До, где нарисован Домик? Подсказку маленькую даю – на клавиатуре есть группы чёрных клавиш – по 2 и по 3.

Кто готов сыграть нам нотку до на пианино – поднимите руку, пожалуйста.

Вызываю по три ребёнка«Играем втроём» - комментирую регистры – голоса мишки, ёжика и птички (весной все просыпаются).

Педагог: Я, думаю, что мы можем спокойно исполнить весеннюю песню. Но с одним инструментом не очень интересно. Нужен…. оркестр. Предлагаю вам стать музыкантами моего оркестра, а я буду - ….

Проходим в «оркестровую яму». Педагог: В оркестре много инструментов и у каждого своя партия и не обязательно партии одинаковые. Музыканты сначала разучивают свои партии по одному, затем играют вместе.

Видеоклип – «Маленький оркестр» - небольшие комментарии по увиденному.

Давайте выполним упражнение, чтобы посмотреть, умеете ли вы работать с партитурой оркестровой.

Упражнение – «Шумовой оркестр».

Педагог: У меня есть партитура песни, которую мы с вами пели «Весенние шаги». Давайте ознакомимся с ней, а потом исполним произведение.

Показываю схемы ритмического рисунка каждого инструмента Исполняем произведение «Весенние шаги»..

Педагог: Предлагаю добавить слова (вызываю солистов, даю микрофон).

Повторно исполняем с солистами.

Педагог: У нас получилось хорошо. Отправляемся в концертный зал – выступать (все переходят на другие стулья). Мы будем не только выступать,

но ещё и узнавать песню по вступлению. Будьте, пожалуйста, воспитанными слушателями – не мешайте своим друзьям выступать. Выступать – это всегда волнительно. Совладеть со своим волнением, вести себя легко и естественно, не показывать, что вы волнуетесь – это и есть искусство артиста – владение сценой и публикой. Я в вас нисколько не сомневаюсь. Будем наслаждаться вашими голосами.

 

Видеоряд знакомых песен. Дети сольно исполняют по одному куплету песни. Продолжаем работу с фонограммой и микрофоном.  

 

Педагог: Сколько хороших песен вы знаете. Вы молодцы. Мне даже не хочется с вами расставаться. А скажите, что вам больше всего понравилось сегодня на нашей с вами встрече?.....

Делюсь своими впечатлениями и поощряю ребятишек нотными знаками. Раздаю папки с домашним заданием.

При следующей встречи мы продолжим знакомиться с нотками и оркестровыми партитурами и попробуем сами составить партитуру.

И, конечно же, будем петь, петь и петь. 

До следующей встречи!

Музыкальный калейдоскоп» Конспект занятия вокального кружка «Весёлый микрофон» для детей старшей группы, посещающих вокальный кружок

Музыкальный калейдоскоп» Конспект занятия вокального кружка «Весёлый микрофон» для детей старшей группы, посещающих вокальный кружок

Весенние шаги» - оркестровая партитура (авторская разработка); «Концертный зал» - видеоряд знакомых песен (автор-я разработка)

Весенние шаги» - оркестровая партитура (авторская разработка); «Концертный зал» - видеоряд знакомых песен (автор-я разработка)

Шаг 4: «Где прячется звук и где живёт нота?» -

Шаг 4: «Где прячется звук и где живёт нота?» -

Подведение итогов и перспектива на будущее занятие, домашнее задание, поощрение

Подведение итогов и перспектива на будущее занятие, домашнее задание, поощрение

Предлагаю другому ребёнку выложить схему притопов другими предметами

Предлагаю другому ребёнку выложить схему притопов другими предметами

Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

Тук- тук, тук, тук-тук, тук!

Чтобы легче запомнить название ноток, предлагаю картинки – первый слог –это и есть нотка

Чтобы легче запомнить название ноток, предлагаю картинки – первый слог –это и есть нотка

Педагог : Я, думаю, что мы можем спокойно исполнить весеннюю песню

Педагог : Я, думаю, что мы можем спокойно исполнить весеннюю песню

Будьте, пожалуйста, воспитанными слушателями – не мешайте своим друзьям выступать

Будьте, пожалуйста, воспитанными слушателями – не мешайте своим друзьям выступать

Конспект занятия для детей старшего возраста "Музыкальный калейдоскоп"

Конспект занятия для детей старшего возраста "Музыкальный калейдоскоп"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018