План-конспект открытого урока по УП.03 «Педагогическая работа» ПМ.02 Педагогическая деятельность студента-практиканта
Оценка 4.9

План-конспект открытого урока по УП.03 «Педагогическая работа» ПМ.02 Педагогическая деятельность студента-практиканта

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
музыка +1
1 кл—2 кл
09.06.2020
План-конспект  открытого урока по УП.03 «Педагогическая работа» ПМ.02 Педагогическая деятельность студента-практиканта
Предлагается примерный план-конспект урока, проводимого студентом-практикантом 3 курса музыкального училища в рамках учебной практики "Педагогическая работа" с обучающимся сектора педагогической практики в инструментальном классе (гитара классическая шестиструнная). Описание структуры и хода урока дано кратко, но в запланированной последовательности. Определен тип урока, тема, цель и задачи, перечислены средства обучения на данном уроке; дан подробный план структуры каждого этапа урока
2020.04.30_план ОУ_Ненюков И. 3 курс ОНИ.pdf

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики 

«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова»

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ 

открытого урока по УП.03 «Педагогическая работа» ПМ.02 Педагогическая деятельность студента-практиканта

НЕНЮКОВА ИЛЬИ ВЛАДИМИРОВИЧА 

 

обучающегося по специальности: 53.02.03 Инструментальное исполнительство. Инструменты народного оркестра (струнная группа)

курс: 3

с учеником сектора педагогической практики: Ульяновым Тимуром

(ФИ полностью, возраст)

год обучения (класс): 1  специальность (музыкальный инструмент): гитара преподаватель - консультант Киселева Галина Викторовна

                                                                                       (ФИО полностью)                                                                                                                                      

Дата проведения

30.04.2020                                                                                                                         

Место проведения: 

класс – дистанционно                                                                                                     

время (в соответствии с расписанием)                                                                      

Тема урока

Работа над аппликатурой на этапе разбора музыкального произведения

Тип урока

Урок формирования умений и навыков                                                                    

Вид урока

индивидуальный                                                                                                              

Цель урока

Формирование навыка выбора аппликатуры на этапе разбора музык. произведения в соответствии со средствами музык. выразительности 

Задачи урока

Образовательные /обучающие/:                                                                                          

1.           Формировать предслышание качества звука, характера во фрагментах разбираемого музыкального произведения.

2.           Познакомить ученика с алгоритмом предварительной работы над музыкальным произведением перед разбором текста и выбором аппликатуры.

3.           Дать представление о приеме глушения в пьесе «Испанец».

4.           Вырабатывать навык слухо-двигательной связи аппликатуры и средства музыкальной выразительности (в зависимости от фразировки, штриха и т.п.).

Развивающие:

5.        Развивать музыкальное мышление при работе над аппликатурой.

6.        Выделить главное в позиционной работе левой руки.

7.        Освоить приемы подкладывания и растяжки пальцев левой руки на грифе.

Воспитательные:

8.         Воспитывать внимательное отношение к тексту разбираемого произведения.

9.         Воспитывать активную музыкальную позицию в обосновании выбора аппликатуры.

10.      Воспитывать дисциплинированность. трудолюбие.

Методы обучения

 

Словесные: рассказ, объяснение, пояснение, уточнение                                     

Наглядно-слуховой                                                                                                         

Наглядно-зрительный: показ педагогом исполнительских приемов и             т.п.; картинки по характеру содержания, нотный текст

Здоровьесберегающие                                                                                                    

 

Стимулирования: устное поощрение, одобрение, похвала                                  

Проблемный: частично-поисковый, исследовательский                                      

Оперативного контроля: (по итогам наблюдения за деятельностью                обучающегося на каждом этапе урока)

Продолжительность урока

 45 минут                                                                                                                            

Материальнотехническое обеспечение

Средства обучения

Ноты:                                                                                                                                   

-    Чезаре Негри «Spagnoletto» 

-    З. Смирнова «Дождик» из Детской сюиты

-    З. Смирнова «Баба Яга» из Детской сюиты

Дидактический материал:                                                                                             

-        Шувалова О. басня «Самовлюблённый осел»

-        картинка цветная «Осел играет на мандолине»

-        картинки-оценки работы на уроке

-        нотная тетрадь с предыдущими примерами и записями;

-        личный дневник учащегося

 

музыкальный инструмент: гитара                                                                               

пианино (рояль)                                                                                                                

подставка для ног                                                                                                            

пюпитр                                                                                                                                

стулья                                                                                                                                  

стол                                                                                                                                      

аппаратные средства (при необходимости) – ПК                                                   

программное обеспечение (при необходимости) – Skype (видео-чат), интернетбраузер (любой)

электронные ресурсы (при необходимости):

1)       Cesare Negri - Il Bianco Fiore - Lute – Luth. (звучание лютни). UPL: 

https://www.youtube.com/watch?v=nPPOMWNX3jc.

2)       UPL: https://www.youtube.com/watch?v=OevY27pGSOc&list=RDHIWbYaC3uzU &index=2

3)       UPL: https://www.youtube.com/watch?v=HIWbYaC3uzU.   

4)       UPL: https://www.youtube.com/watch?v=VVhYuM4dmrc

ТСО (кроме ПК)                                                                                                               

план-конспект урока Ненюкова И.В. с уч-ком 1 кл. Т. Ульяновым                  

УМК по УП.03.                                                                                                                 

 

СТРУКТУРА УРОКА

 

Фазы урока

Элементы структуры урока

Мин.

I. Организацио нный этап

1. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности

2

a) приветствие; закрепление позитивного настроения

b) организация рабочего места (постановка в нужном месте стульев, пультов, ставим ноты на пульт, достаем инструмент из чехла)

c) настройка музыкального инструмента (сначала ученик, преподаватель корректирует при необходимости)

d) Сообщение темы и цели урока, самоопределение

II. Основная часть урока 

38 минут

2. Повторение опорных знаний и практического опыта. 

Разыгрывание исполнительского аппарата: внимание на закономерности аппликатуры одноголосного движения

a) предварительные упражнения, 

3

 

2

2

2

 

 

b) гаммы до мажор, си минор.

 

3. Проверка домашнего задания: пьесы З. Смирновой из Детской сюиты

«Дождик», «Баба-Яга»

a)       Анализ использованной аппликатуры (виды движений, смена позиций)

b)       Определение закономерностей аппликатуры от элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности

6

4. Передача-усвоение новых знаний (теоретическая часть).

a)       Разбор Ч.Негри «Испанец»: алгоритм начальной работы над произведением.

b)       Вводные упражнения на растяжку и подкладывание пальцев

3

5. Передача-усвоение новых умений, навыков (практическая часть).

a)       Определяем основные трудности пьесы

b)       Освоение приема глушения, подкладывания и расширенной аппликатуры

c)       Разбор текста по фразам.

9

6. Физкультминутка. 

a)    Расслабление общее (смена позы)

b)    Упражнение Из-за леса» – ритмическая и координационная скороговорка (движения рук)

c)    Сопереживание и присоединение к движению ансамбля «Театр звуков «Stomp» (координация рук, развитие чувства ритма.

Возможность повторения одной из ритмических партий.

3

7. Применение приобретённых знаний, новых умений, навыков (практическая часть):

a)     Повторяем        (исполняем)        фрагменты          произведения,              которые разобрали на уроке.

b)    Анализируем удачи и недочеты

c)     Проговариваем способы достижения результата.

4

8. Закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдения учителя.

a)       Пробные упражнения: объединяем (играем) весь разобранный нотный текст.

b)       Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции: Предлагаем проиграть по нотам фрагменты с аналогичными аппликатурно-двигательными задачами

4

III. Заключитель ный этап

 

  

9. Итоги урока. Инструктаж по дальнейшей работе:

5

 

a) Оценивание работы на уроке (Итоги урока)

b) Оценивание выполнения домашнего задания. 

c) Домашнее задание: запись в дневник:

Использованные источники: 

 

1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ /- 4-е изд., стереот./ - СПб.: Планета музыки, 2017. - 278 с. 2. Бурлаков, М. С. Методика подготовки к концертному выступлению: краткий курс лекций. – Городец, 2017 – 131с.

3. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога: учебное пособие.

/ - 6-е изд, стереотип/. -Краснодар: Планета музыки, 2017. - 253 с.

 

3

 


ХОД УРОКА

 

                                                                                                                              I.      Организационный этап

 

Цель этапа: 

Задачи этапа:

Время

Методы /приемы

1. Организация начала урока. Мотивация к учебной деятельности

 

a)       приветствие; закрепление позитивного настроения;

b)       организация рабочего места (постановка в нужном месте стульев, пультов, ставим ноты на пульт, достаем инструмент из чехла),

c)       настройка музыкального инструмента (сначала ученик, преподаватель корректирует при необходимости). 

d)       Сообщение темы и цели урока

 

 

2 мин

-     словесный:

-     разговор

-     беседа

-     стимулирование

-     одобрение

-     нагляднозрительный

 

Структурный элемент урока

Содержание

Время

1. Приветствие, мотивация, организация рабочего места

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

После взаимного приветствия преподаватель интересуется была ли у ученика возможность позаниматься, какое у него сегодня настроение и готов ли он к работе. 

Преподаватель проверяет (с экрана) готовность рабочего места. Затем предлагает проверить строй гитары и одобряет ученика за то, что он хорошо подготовил инструмент к началу урока (или тщательно подготовил рабочее место: на месте ручка, дневник, ноты, нотная тетрадь, гитара; установлен стул и отрегулирована веб-камера). 

 

 

Да, конечно

 

 

(отвечает)

                   Начнем с любопытной весёлой басни. На экран выводится картинка «Осел», преподаватель читает басню Т. Шуваловой «Самовлюбенный Осел». – Как тебе басня?

                   Мы постараемся не походить на этого Осла и примемся за дело серьёзно, так как будем разбирать новую пьесу и продолжать учить прежние. А тема у нас важная «Работа над аппликатурой на этапе разбора музыкального произведения».

 

Реакция ученика …

Интересно       как      басню       читает

преподаватель музыки

2. Сообщение темы и цели урока

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

– Вместе со мной тебе предстоит разобраться: как выбирать аппликатуру, когда ты разбираешь музыкальное произведение. Какие в этом есть закономерности, какой порядок работы и отчего зависит выбор аппликатуры? Некоторые моменты из всего перечисленного ты сегодня не только узнаешь, но попробуешь осуществить

 

4

 

 

                                                                                                                                      II.      Основной этап

Цель этапа

 

Работа над аппликатурой

Задачи этапа:

Время

Методы /приемы

1)              Повторение опорных знаний и практического опыта.

2)              Проверка домашнего задания

3)              Передача-усвоение новых знаний (теоретическая и практическая части).  4) Передача-усвоение новых умений, навыков (практическая часть).

5)       Физкультминутка.  

6)       Применение приобретённых знаний, новых умений, навыков (практическая часть).

7)       Закрепление прочности знаний и навыков.

 

 

 

38 мин.

словесный  похвала частичнопоисковый, обобщение оперативный контроль

Структурный элемент урока

Содержание

Время

 

 

Повторение опорных знаний и практического опыта

1.       Повторение понятий, проговаривание определений, относящихся к теме (аппликатура, номера пальцев левой руки, позиция, аппликатурная закономерность – гамма, трезвучие). 

2.       Выбор           правильной         аппликатуры      в             предлагаемых    нотных примерах         (устно):

последовательное диатоническое движение. Основная закономерность: расстояние 1 тон играется через один палец (1-3, 2-4), расстояние полутона исполняется соседними пальцами (1-2, 2-3, 3-4).

3.       Исполнение на гитаре 2- х упражнений на закрепление данного правила (с рук преподавателя). Задействуются все пары пальцев левой руки.

3

словесный диалог проблемный частичнопоисковый,

 

метод показа стимулирования

Анализировать аппликатурный комплекс одноголосного движения.

        a)     Упражнения:

Предварительные упражнения с целью разыгрывания исполнительского аппарата: на чередование пар пальцев (смежных и несмежных). Вопрос ученику: Как должны двигаться пальцы на грифе? Правила?

Повторяем требования к работе пальцев на грифе: движения подвижные, опускание сверху вниз активные (молоточковое), ощущаем всю подушечку пальца, переносим на нее вес всей руки. 

c) гаммы: До мажор, Си минор (гармоническая) типовой аппликатурой в одной позиции (C-dur – VII, h-moll – VI), начиная со 2-го пальца.

Минорная гамма сначала играется совместно с педагогом (ансамблем), ученик смотрит в нотную тетрадь.

4

наглядно-слуховой

показ диалог уточнение объяснение, оперативного контроля стимулирования

 

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Преподаватель объясняет и показывает, играет соло и совместно с учеником. При исполнении гаммы внимание на качества звука (точность, плотность, чистота, длительность). Необходимо уделить внимание правильному пониманию связи музыкального языка и приемов игры, свободе и логичности игровых движений. Цитирует: В. Сафонов говорил: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». 

 

Ученик отвечает на вопросы, выбирает решения в заданиях

 

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

– Вопрос к ученику: Как должны ставиться пальцы на гриф, чтобы обеспечить связность звуков? (всегда держит пальцы над грифом, над струной, готовит пальцы заранее – располагает над нужным ладом).

 

 

Проверка домашнего задания

 

Организация контроля и самоконтроля выполнения домашнего задания Проигрывание пьесы З. Смирновой из Детской сюиты «Дождик», «Баба-Яга».

Анализ использованной аппликатуры (виды движений пальцев).

Ученик играет пьесы.  Затем перечисляет виды движений

пальцев в пьесах

 

Определение связи аппликатуры и ритма (элементов музыкальной речи);

аппликатуры и штриха (средств музыкальной выразительности) объясняет, показывает на примерах преподаватель. Эту же систему мы увидим и на примере новой пьесы.

 

Ученик               задаёт              уточняющие вопросы.

 

 

Передача-усвоение новых знаний (теоретическая часть). Изучение нового материала.

 

Разбор пьесы Ч. Негри «Испанец»: алгоритм начальной работы над произведением.

a) Краткое знакомство с композитором. На экран выводится портрет композитора Чезаре Негри (ок. 1535 — ок. 1605) — итальянский танцор, танцмейстер, хореограф, драматург и композитор эпохи Ренессанса. 

 

Воспринимает информацию и систему работы над

произведением начального этапа

Исполнение произведения педагогом (наглядно слуховой метод), или прослушивание произведения по ссылкам интернет (см. Дидактическом приложении). Для воспитания музыкального вкуса надо привить ученику потребность прослушивать аудиозаписи выдающихся мастеров музыкально-исполнительского искусства (не обязательно только на своем инструменте). Слушать на начальном этапе лучше вместе с педагогом и параллельно делать анализ исполнения, заостряя особое внимание на характерных моментах исполнения. Необходимо убедиться в том, что ученик «слышит» и «различает» оттенки исполнения.

b) После прослушивания преподаватель задает вопросы по характеру, настроению. Интересна ли, нравится ли такая музыка? Определение качеств мелодии.

Постараться пропеть мелодию, выразительно разрешая затакты в первую долю. Мягко пропевать 3-ю долю, как завершающею фразы (предложения).

 

Создание звукового Слушает музыку.

  Отвечает             на

преподавателя

образа. вопросы

c) Пьеса танцевального склада, имитирует мелкие шаги и поднятия на цыпочки. Для этого парного танца характерны повороты, частые смены «па» и очень «настойчивая» ритмизованность. Обязательно слышать звук лютни, на которой тогда игрались эти танцы (нередко в ансамбле с кастаньетами), потом при исполнении будем стремиться создать тембр лютни

 

Знакомство       с особенностями выявление их

характерными танца     и

d) Перевод наименования (Испанец), определение тональности, метра, размера, вид мотива (ямбический). Определяем структуру: фразы (по 4 такта) и предложения по 8 тактов. Всего в произведении 3 предложения. Форма – период.

 

  Участвует         в         музыкально-

теоретическом анализе

 

 

Передача-усвоение новых умений, навыков

(практическая часть).

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

e) Определяем основные трудности пьесы (приемы растяжки, подкладывания и глушения струн).

Вводные упражнения на растяжку и подкладывание пальцев. Пробные упражнения. Подкладывание – 1 и 6 такты (1-2 доли). Собираем пальцы левой руки над грифом и разворачиваем кисть (отличное от обычного несколько поперечное положение кисти). Прием подкладывания подразумевает и гармоническое мышление, знание аккорда, один из голосов которого опевается в данном случае.

Растяжка – 3, 7, 10,11 такты. Этот прием требует тренировки боковой растяжки пальцев, быстрого поперечного переноса пальцев кисти (4, 5, 6 струны). Наибольшую трудность представляет растяжка в I и II позициях, т.к. здесь самые широкие лады. 

 

 

Наблюдает за примерами показа приемов подкладывания и растяжки. Повторяет действия. Запоминает особенности действий рук в данных приемах.

Активизация слуха.

Слухо-двигательная интеграция

        f)    Разбор текста по фразам (структура, как средство выразительности).

Развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-34 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова (если это песенка с текстом).

Проговариваем, пропеваем верхний голос, считаем вслух и показываем ноты указкой (1-я фраза). Затем проговариваем, играем басовый голос. Выбираем аппликатуру правой руки и обозначаем ее в нотах. Продумываем аппликатуру левой руки. Смена интервалов должна быть ловкой, чтобы обеспечить связность мелодии. Поэтому левую руку разбираем отдельно, внедряя только что полученные знания по подкладыванию пальца и растяжке. Оба приема встречаются в первой же фразе.

 

Учит голоса отдельно. Тренирует новые приемы.

Объединяет голоса, следя за качеством звучания

Третья сложность – определение моментов глушения открытых струн и выбор пальцев для глушения. Прием глушения – важное артикуляционное средство, поэтому важно определиться с моментами глушения и пальцами, которые осуществляют глушение. Важно осуществлять его с первых моментов разбора, иначе потом придётся переучивать всю аппликатуру. Неисполнение приема глушения приведёт к акустической «грязи»

 

Тренирует приём глушения. Формирует навык слуходвигательной координации. Воспитывает эстетический вкус, отрабатывает артикуляционно чистое звуковедение. 

После отработки первой фразы аналогично выстраивать аппликатуру второй фразы, учитывая технические сложности и взаимозависимости со средствами музыкальной выразительности

 

 

 

Физкультминутка 

Расслабление общее (смены позы между заданиями). Расслабление плечевого пояса

В течение урока

Преподаватель показывает упражнение «Из-за леса» – ритмическая и координационная скороговорка (движения рук). Следует добиваться исполнения точного метра, и сильной доли, попадающей на разные руки. Исполнять покачиваясь корпусом из стороны в сторону. Следует помнить, что наглядно-слуховой стимулирует ассоциативное мышление, внимание, память.

Исполняет по показу

преподавателя

 

 

 

Сопереживание и присоединение к движению ансамбля «Театр звуков «Stomp» (координация рук, развитие чувства ритма. Возможность повторения одной из ритмических партий).

https://www.youtube.com/watch?v=2VAb_WnGV_k  

Участвует в ритмических движениях

Продолжить прослушивание и движение под музыку в домашней работе.

https://www.youtube.com/watch?v=QTIOvN1jU4w (оркестр) или https://www.youtube.com/watch?v=2VAb_WnGV_k  

 

 

 

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Применение приобретённых новых умений, навыков (практическая часть)

a)     Исполняем фрагменты произведения, которые разобрали на уроке.

b)    Анализируем удачи и недочеты

c)     Проговариваем способы достижения результата. 

Способность держать под контролем слуха и внимания одновременно несколько элементов музыки подготавливает ученика к успешной работе над полифонией или произведениями с элементами полифонии

Совместная деятельность с преподавателем

 

 

Закрепление — диагностика прочности усвоения знаний

Объединяем (играем) весь разобранный нотный текст. 

Самостоятельная деятельность по итогам разбора пьесы

 

 

 

                                                           III.      Заключительный этап

Цель этапа:

 

Задачи этапа:

 

Время

Методы /приемы

 

Подведение итогов урока

 

1)       Рефлексия

2)       Оценивание работы на уроке

3)       Оценивание выполнения домашнего задания.

4)       Формулирование домашнего задания и запись в дневник

 

5 мин.

словесный похвала одобрение исследовательский частичнопоисковый,

 

 

Структурный элемент урока

Содержание

 

оперативного контроля

 

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

1. Рефлексия

– Тема работы над аппликатурой очень обширная, она будет продолжена на последующих уроках. Скажи, что ты узнал сегодня нового, что тебе запомнилось, что удивило?

Преподаватель отмечает, что велась видеозапись урока, поэтому ученик может в любой момент обратиться к ней, чтобы уточнить, повторить, закрепить информацию и работать над новыми приемами, навыками.

Ученик формулирует ответы на вопросы

 

2.

Оценивание работы на уроке 

Преподаватель оценивает отличную работу ученика на уроке, отмечая активность, смышлёность, понятливость, удачи в практическом исполнении нового материала, осмысленность выбора в предлагаемых обстоятельствах 

 

Реакция ученика

3.

Оценивание выполнения домашнего задания

Педагог высказывает общую оценку за работу дома – «хорошо», так как все частные вопросы уже были рассмотрены на этапе проверки. Все достоинства отмечены, недочеты исполнения исправлены, определены способы дальнейшей самостоятельной работы для ученика

 

Реакция ученика

 

Элемент урока

Содержание

Задачи, которые планируется решить

4.

 

Формулирование домашнего задания и запись в дневнике

Запись заданий займет времени чуть больше обычного, так как ученик сам его записывает. Преподаватель дает возможность ученику самостоятельно сформулировать для себя задание (специальный метод), а затем его корректирует, и ученик записывает задание в дневник. 

Предварительно заготовленные задания с использованием интернет-ресурсов преподаватель не диктует, а сбрасывает в Skype-чат. В дневнике отмечается наличие такого задания в чате.

 

Задачи:

-     Закреплять алгоритм работы над музыкальным произведением на этапе разбора. 

-     Воспитывает активную музыкальную позицию 

 

1. Задание: 

Познакомиться с фактами жизни итальянского композитора Чезаре Негри. Сайт Санкт-Петербургского Клуба Старинного Танца. Пробовать пересказать основные факты жизни.   UPL: http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/258.  (Дата доступа: 12.04.2020)

 

Задачи: 

-     Развивать музыкальную эрудицию.

-     Воспитывать самостоятельность.

2. Задание: 

Послушать музыку Негри. Cesare Negri. Продумать и записать в тетрадь новые слова для характеристики звука лютни, тембра, настроения, образа: [электронный ресурс].

UPL: https://www.youtube.com/watch?v=nPPOMWNX3jc. (Дата доступа: 12.04.2020). 

Задачи: 

Формировать предслышание качества звука, характера, настроения для интеграции в слухо-двигательную работу по разбору музыкального произведения.

   3.    Задание:

Повторять упражнения и гамму h-moll. Активно слушать соединение звуков, их соответствие движений штриху легато, глушить открытые струны при переходах.

Задачи:

-     Вырабатывать навык слуходвигательной связи аппликатуры, качества движения и артикуляции.

-     Осуществлять прием глушения открытых струн.

 

 

4.       Задание:

Закрепить выбранную на уроке аппликатуру в пьесе Ч. Негри «Испанец» - 1 предложение. Аналогично выстроить во 2-м предложении аппликатуру с обоснованием растяжек и подкладывания пальцев, осуществлять прием глушения

Задачи:

-     Закреплять внутренний слуховой образ пьесы. 

-     Закреплять алгоритм работы над музыкальным произведением на этапе разбора.

-     Разобраться, когда необходим прием глушения – работа над фактурой.

 

5.       Задание:

Пьесу З. Смирнова «Баба-Яга» играть по нотам (!) и считать внимательно – «вычистить» ритмические неточности текста. Отрабатывать верное переключение мышц при смене приемов для достоверного показа противоположных по характеру тем.

Задачи:

-     Развитие / корректировка/ чувства ритма путем осознанного изучения пьес с ритмически активными темами.

-     Закреплять конкретный звуковой переход от одного приема к другому (барре / тирандо), от одного образа к другому (активно / полетно): следить за переключением мышц. 

6.       Задание:

Пьесу «Дождик» З. Смирновой играть подвижнее, заранее готовить комбинацию из 4 звуков (аккорд) при фактическом приеме арпеджио. Следить за качеством легато в мелодии при смене аккорда левой рукой.

Задачи:

-     Формировать навык предварительной подготовки пальцев на грифе в связи с предслышанием звукового образа.

-     Формировать слухо-двигательную координацию рук, связанную с ощущением штриха музыкальной ткани

 

Обучающийся Ульянов Тимур, 13 лет с хорошими музыкальными данными (несколько хуже обстоит дело с ритмическим чувством), воспитанный, деликатный, общее развитие в пределах нормы. Добросовестно относится к делу, с удовольствием занимается на гитаре, регулярно посещает занятия, выполняет домашние задания. Серьезный, вдумчивый, интересующийся, увлеченный. Физические данные: пропорционально сложен, пальцы длинные, кисть широкая, недостаточная растяжка и гибкость. В целом развивается заметно, приобретает инструментальные навыки  

 


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку

 

 

 

Самовлюблённый Осёл 

 

Басня

Автор Шувалова Татьяна Григорьевна

Рождена в творческом содружестве с Еленой Бревновой и Ольгой Чехович

 

Самовлюблённый жил Осёл.

Талант большой в себе нашёл. Решил, любуясь он собою,

Что вмиг поклонницы гурьбою

 

К нему потянутся, любя.

За дело взялся не шутя.

Мечтая сделать жизнь малиной, Купил себе он мандолину.

 

Не пожалел ничуть купюр, Достал прикиды от Кутюр. С упрямством бешеным ослиным Он начал мучить мандолину. 

 

И день, и ночь «артист» бренчал,  Весь дом от ужаса рычал:

«Какая дикость эти звуки!

Доколь терпеть мы будем муки?»

 

Им отвечал Осёл в запале:

«Нет, это вы меня достали!

Как вижу, зависть душит вас,

Дан только избранным Парнас!

 

Я не пойму, что за нападки?

Такие вот сейчас порядки,

Что все подряд, кому не лень, Теперь играют дребедень!»

 

«Глупец! Не зная толком нот,

Ты зря себя вгоняешь в пот,

И ультрамодные одежды                Не смогут скрыть в тебе невежду!

 

А как исправить сей изъян, Скумекал тут бы и баран:

Чтоб стать у публики любимцем, Совсем не главное – рядиться.»

 

P.S.

Плоды успеха чтоб пожать,

Дурную славу не стяжать,

Чтоб не была игра мученьем, Заняться надобно ученьем.

 

 

 

 

Дополнительные варианты для последующей работы на уроке или самостоятельной работы обучающегося

 

1.      Spagnoletto    -           Cesare             NEGRI           –          на        лютне  https://www.youtube.com/watch?v=CWQJaX9oNxo   

2.      Cesare Negri - Spagnoletto На гитаре [электронный ресурс]. UPK: https://www.youtube.com/watch?v=VVhYuM4dmrc. (Дата обращения: 12.04.2020). 3. Произведения Чезарио Негри. Лютня [электронный ресурс]. UPL: https://www.youtube.com/watch?v=SV1LGfEfEZU. (Дата обращения 12.04.2020). 

4. Произведения Негри. Il Bianco Fiore - C. Negri. Лютня [электронный ресурс]. UPL:

https://www.youtube.com/watch?v=KKk5hddO2v4. (Дата обращения: 12.04.2020).

 

 

Чезаре Негри Годы жизни 1535 - 1605

Место рождения Милан, Миланское герцогство

Род деятельности      хореограф, композитор

Выводится на экран, когда рассказываем о композиторе.

 

Картинка – оценка

выводится на экран, когда хорошо получилась гамма, упражнение и др.

 

 

Картинка к разговору р качествах звука, 

показывается на экран при неудачном звуковом воплощении

 

 

 

 

Картинка к разговору о качествах звука (чистота, плотность, полетность, высота, долгота, окраска –тембр 

Говорится о трех фазах отдельно взятого звука: начало, развитие и окончание. 

описание технологии работы над каждой фазой

 

 

 

 

Справка о композиторе

 

Чезаре Негри (ок. 1535 — ок. 1605) — итальянский танцор, танцмейстер, хореограф, драматург и композитор эпохи Ренессанса. Ч. Негри по прозвищу Trombone был одним из самых заметных и влиятельных танцмейстеров Европы, об этом говорят его многочисленные покровительства королевских дворов. В течение 50 лет он не только давал представления, но и обучал миланское дворянство, путешествовал вместе со своими покровителями по всей Италии и за её пределами, сочинял танцы и, ближе к концу своей карьеры — опубликовал свой трактат. Он оставил после себя несколько сочиненных им композиций для лютни с танцами, а также полу-автобиографическую книгу «Le Gratie d’Amore», в которой рассказывает о себе, своем творческом пути и описании жизни танцора вообще, описание различных танцев и техники их исполнения. Он выступал даже в довольно почтенном возрасте, вместе со своими учениками.

Данные о составе семьи Негри содержатся в записях прихода от 1576 года: Негри зовется главой семьи из девятерых человек, в составе: «танцор, 34 лет, жена — Изабелла ди Нава, 24 лет, две дочери — Ливия и Оттавия, три и один год соответственно, мать жены, Магдалета ди Марка — 54 года, подмастерья Франческо Бернардино ди Креспи, 18 лет (позже Негри упоминает его как одного из выдающихся танцоров), Джованни Джакобо ди Кастиони, 12 лет, Виоланте ди Чепесони, 8 лет и Витториа ди Лиа, 5 лет. Семья проживала в Милане, в Каза ди Клементи, по другую сторону соборной площади от дворца губернатора». UPL: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8,_%D0%A7%D0%B5%D

0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5. (Дата доступа 12.04.2020)

В конце XIV—XVI веках начинают формироваться основные черты, свойственные европейской танцевальной музыке Возрождения: регулярно-акцентная ритмика, структурная периодичность, квадратность, гомофонный склад, запоминающаяся песенная мелодия (хотя и не похожая на мелодичные напевы более позднего времени). В XV—XVI веках Италия была законодательницей танцевальной моды: итальянские педагоги работали во всех странах Европы, многие танцевальные жанры итальянского происхождения господствовали как в бальных залах, так и в театральных представлениях или композиторском творчестве. Позднее (с XVII столетия, т.е. уже в эпоху барокко) танцевальная мода два века подряд диктуется французами. Традиция противопоставления медленного танца-шествия («низкий танец») и живого прыжкового танца («высокий танец») породила такую музыкальную форму – сюита, которая оказала влияние на становление сонатной форм

С начала XV века и до середины XVI века новаторами в духовной музыке были музыканты исторических Нидерландов, талантливые композиторы из этих районов перебирались в Италию. Многие из них пели в папской капелле в Риме или в хорах многочисленных часовен в Риме, Венеции, Флоренции, Милане, Ферраре и других. С ними в музыке утвердился полифонический стиль, они оказали влияние на многих итальянских композиторов.

Преобладающими формами церковной музыки в этот период были месса и многоголосное произведение мотет. Наиболее известным композитором церковной музыки XVI века в Италии был представитель Римской школы Джованни Пьерлуиджи Палестрина. Его гладкая, эмоционально холодная полифония стала определяющей в конце XVI века. 

Другие итальянские композиторы конца XVI века ориентировались на сочинения такой светской музыкальной формы, как мадригал. Почти сто лет светские песни были распространены по всей Европе. Мадригалы сочиняли композиторы Якоб Аркадельт, Чиприано де Роре, Лука Маренцио, Филипп де Монте, Карло Джезуальдо и Монтеверди Клаудио. 

Италия была также центром инноваций в инструментальной музыке. Здесь был создана и опробована в конце эпохи Возрождения скрипка, вошедшая в обиход в 1550-х годах. В конце XVI века Италия была музыкальным центром Европы. Почти все новшества, которые определили переход к музыке эпохи барокко зародилось в Северной Италии в последние десятилетия века. 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

СТРУКТУРА УРОКА Фазы урока

СТРУКТУРА УРОКА Фазы урока

СТРУКТУРА УРОКА Фазы урока

СТРУКТУРА УРОКА Фазы урока

ХОД УРОКА

ХОД УРОКА

Цель этапа Работа над аппликатурой

Цель этапа Работа над аппликатурой

Деятельность преподавателя

Деятельность преподавателя

Передача-усвоение новых умений, навыков (практическая часть)

Передача-усвоение новых умений, навыков (практическая часть)

Сопереживание и присоединение к движению ансамбля «Театр звуков «Stomp» (координация рук, развитие чувства ритма

Сопереживание и присоединение к движению ансамбля «Театр звуков «Stomp» (координация рук, развитие чувства ритма

Рефлексия – Тема работы над аппликатурой очень обширная, она будет продолжена на последующих уроках

Рефлексия – Тема работы над аппликатурой очень обширная, она будет продолжена на последующих уроках

Задание: Повторять упражнения и гамму h-moll

Задание: Повторять упражнения и гамму h-moll

Задание: Повторять упражнения и гамму h-moll

Задание: Повторять упражнения и гамму h-moll

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку

И день, и ночь «артист» бренчал,

И день, и ночь «артист» бренчал,

Чезаре Негри Годы жизни 1535 - 1605

Чезаре Негри Годы жизни 1535 - 1605

Картинка – оценка выводится на экран, когда хорошо получилась гамма, упражнение и др

Картинка – оценка выводится на экран, когда хорошо получилась гамма, упражнение и др

Картинка к разговору р качествах звука, показывается на экран при неудачном звуковом воплощении

Картинка к разговору р качествах звука, показывается на экран при неудачном звуковом воплощении

Картинка к разговору о качествах звука (чистота, плотность, полетность, высота, долгота, окраска –тембр

Картинка к разговору о качествах звука (чистота, плотность, полетность, высота, долгота, окраска –тембр

Джованни Джакобо ди Кастиони, 12 лет,

Джованни Джакобо ди Кастиони, 12 лет,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020