Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Оценка 4.9
Библиография
doc
окружающий мир
Детсад
20.03.2017
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Цель: Формирование у детей представлений об истории цивилизации: образе жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда человека, развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации.Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
В гости к домовенку Кузе.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
Конспект занятия для детей старшей группы
«В гости к домовенку Кузе»
подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Разумова Наталья Ивановна
Г. Саров 2015 год
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к
домовенку Кузе»
Цель: Формирование у детей представлений об истории цивилизации: образе
жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда
человека, развитие у детей элементарных представлений о техническом
прогрессе, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации.
Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о том, как человек придумал огонь.
2. Закреплять знания детей о разных материалах и их свойствах, о
профессиях русского народа.
3. Уточнить представления детей о ведах письменности.
4. Развивать память, любознательность, воображение.
5. Воспитывать интерес к русскому быту, культуре.
Словарная работа: гончар, ткачиха, кузнец, глиняный, металлический,
деревянный, берестяная грамота, узелковое письмо.
Материал к занятию: убранство русской избы, предметы старины из металла,
дерева и глины, карточкисхемы эволюции огня, береста, цветные шнурки с
узелками.
Предварительная работа:
∙ Чтение энциклопедии «Все обо всем»;
∙ Просмотр мультфильмов «Домовенок Кузя»;
∙ Разыгрывание минисценок;
∙ Рассматривание готовых изделий народных промыслов;
∙ Просмотр презентаций; «Труд земной. Ремесла на Руси» Мещеряковой Л.П.,
«Русская изба» Волкова Н.А.;
∙ Прослушивание аудиозаписей.
Методы и приемы:
∙ Практические: дидактическое упражнение, игры, сюрпризный момент;
∙ Наглядные: показы, наблюдения;
∙ Словесные разыгрывание минисценок, вопросы, объяснение, рассуждение.
Ход занятия:
Ребята, нам пришло приглашение (показ). Как вы думаете, от кого? (от
домовёнка Кузи) В гости приглашает. Отправляемся? (да)
Вот и Кузин дом. Кузя, ау! (вместе с детьми) посидим на лавочке отдохнём, хозяина подождём, а пока на его избу
полюбуемся. (Входят)
Куда мы с вами попали? (в избу)
Из чего построена изба? (из дерева)
Почему люди строили из дерева? (не было другого материала)
А что самое главное в избе? (печка)
Почему? (обогревает, кормит, освещает)
Из чего выкладывали печи? (камень, глина, кирпич, песок)
Сразу ли люди научились выкладывать печи? (нет)
Как же они обходились без печи? (грелись у костра)
Давайте вместе расскажем как человек «приручил» огонь?
Дидактическое упражнение «Эволюция огня».
Дети подходят к столу.
Воспитатель выкладывает ряд картинок об эволюции огня.
Как древний человек узнал об огне? (во время грозы)
Как люди хранили природный огонь? (подбрасывали ветки)
Почему берегли? (не могли добывать)
Как древние люди добывали огонь? (трут, кремень).
Как человек догадался, что можно выкладывать печи? (камень от костра долго
оставался горячим, от него в пещере было тепло).
Как в наше время люди обогревают свои дома? (с помощью батарей)
Как нужно обращаться с огнём, особенно в деревянных домах? (осторожно)
Чем печьматушку топили? (дровами)
Где брали дрова? (в лесу)
Как ещё можно использовать древесину? (посуда, мебель, дома, игрушки,
бани).
У Кузи в избе есть изделия из дерева? (дети называют)
Сюрпризный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на шорох за печкой.
Ребята, я чтото слышу. Вы слышите? Пойду я посмотрю.
Вот он Кузя хозяин запечный, дружок наш сердечный. Здравствуй, Кузя.
Кузя: Здравствуйте, гостьюшки ребятушки. (Кланяется) Я всё, всё слышал. Ох,
и умные вы. А мои загадки разгадать сумеете? (да)
Кузя: вот мой валенок, я в нём все свои секреты храню.
Дети подходят к валенку, достают оттуда предметы, называют (виды
письменности: узелковое письмо, берестяная грамота, знаковое письмо,
клинопись).
Ребята, что это за письма такие? (так писали в древности)
На чём ещё писали древние люди? (на камнях, на стенах, на листьях)
Кузя: Вот умные головушки. Вижу, ещё труднее задание выполнить можете.
Ой, Кузя, что ещё у тебя в валенке лежит? (воспитатель достаёт клубок).
Кузя: Есть у меня дружок Лешик. Живёт он в лесу. Он прислал вам клубок.
Лес для него дом родной, нет у него ни зеркала, ни магнитофона. Как же он без этих вещей обходится?
Кузя: Пусть нам ребятки расскажут с помощью клубочка.
Игра «Клубочек»
Дети встают в круг.
Воспитатель бросает клубок, дети отвечают.
Мы рисуем карандашом, а Лешик (палочкой)
Песни слушаем на магнитофоне, аЛешик (пение птиц).
У нас зеркало, а у Лешика (лужа).
Мы берём воду в кране с водой, Лешик (в роднике)
У нас люстра, а у Лешика(солнце).
Мы наводим порядок пылесосом, А Лешик (метлой)
У нас плита, а у Лешика (огонь).
Нас обогревает батарея, а Лешика (солнце).
Кузя: Ай да молодцы, всёто они знают. А на картинках угадаете, кто
нарисован?
Кузя показывает картинки с изображением кузнеца, гончара, ткачихи. Дети
называют профессии.
Кузя: Ой, беда, беда огорчение.
Что, Кузенька, мы картинки не правильно назвали?
Кузя: Нет. Прибирался я нынче, торопился, вас в гости ждал, разные предметы
в одну корзину собрал.
Ребята, поможем Кузе прибраться? (да).
Дети берут предмет из корзины и говорят: «Это горшок, он из глины, его
вылепил гончар. Это ложка, она из металла, её выковал кузнец. Это фартук, он
из ткани, его соткала ткачиха» и раскладывают предметы к картинкам.
Кузя: Ребятушки, а что ещё в моём доме из ткани (глины, металла).
Дети называют скатерть, ухват, тарелки и другие предметы.
Кузя: Вот и славно потрудились. Недаром говорят: «Дело мастера боится».
«Делу время, а потехе – час». Вот и пришёл черёд потешиться, повеселиться.
С удовольствием! Да, ребята? (да) Мы смеху всегда рады.
Кузя: А старинные шуткиприбаутки знаете? (знаем).
Дети разыгрывают три минисценки.
Где ты, брат Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру.
А Пётр что делает?
Да на печке лежит.
Я медведя поймал!
Так веди его сюда. Не идёт.
Так сам иди!
Да он меня не пускает.
Ты пирог съела?
Нет, не ела.
А вкусный был?
Очень.
Кузя: Ой, и насмешили меня! А я для вас игрушки припас.
поиграем, ребята, а ты, Кузя, посиди, посмотри.
Подвижная игра «Найди свою игрушку».
Воспитатель ставит на один стул игрушку из дерева, на другой из глины,
На третий из ткани. Дети встают к стульчикам. Под русскую народную
мелодию дети танцуют. Музыка заканчивается, дети находят свою игрушку.
Игрушки во время танца меняют местами.
Игра проводится два раза.
Кузя: Ох, устал, умаялся, спатеньки хочу.
да и нам пора. В гостях хорошо, а дома лучше. До свидания, Кузенька! До
свидания, гости.
Дети уходят в группу.
Литература:
1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада. – М.: МозаикаСинтез, 2007—2010.
2. Маханева М.Д. Нравственнопатриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста Практическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ,
2004.
3. И. Мулько «Развитие представлений о месте человека в истории и
культуре» М.: ТЦ Сфера, 2009. — 112с.
4. Петрова В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском
саду. – М.: МозаикаСинтез, 2006—2010.
5. Суровцева С.Б., Кирьянова О.В., Третьякова Т.А. Комплексные
занятия для детей 67 лет. Волгоград: Учитель, 2010, 375с.
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Конспект занятия для детей старшей группы «В гости к домовенку Кузе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.