Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.
Оценка 4.6

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русский язык
10 кл—11 кл +1
06.09.2019
Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.
Данный конспект занятия предусматривает знания в сфере фразеологии. Историю фразеологии и фразеологических оборотов. Для учителя - это подспорье для подготовки к занятиям по русскому языку. Использование информационно - коммуникативных средств для проведения занимательного и вместе с тем содержательного занятия. На уроке гарантирована работа учащихся не только устной форме, но и использование творчества, когда фразеологизмы можно изобразить и на бумаге.
фразеология -конспект.doc
Тема урока: Фразеологизмы. Афоризмы. Лексические нормы. Цели урока: совершенствовать умения обучающихся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, выделять  фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи; развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.     Оборудование: мультимедийная система, презентация, книга «Двенадцать стульев» И. Ильф, Е.  Петров. Тип урока: комбинированный. Технология традиционного обучения Традиционный тип обучения реализуется в основном через классно­урочную систему обучения, которая  была создана около 400 лет назад. Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом – уроком, который представляет  собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания,  формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение  учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит  преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно  действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим  образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю  усвоенное содержание учебного материала. Основным способом традиционного обучения является объяснительно­иллюстративный.  Традиционное обучение требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому  учащемуся. Одним из путей модернизации заключается во введении в его организацию элементов  развивающего обучения. То есть формирование учебной деятельности, включающей в себя учебную  задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Ход урока: Мотивация учебной деятельности обучающихся. Я грызу гранит науки То ль от страсти, то ль от скуки, То ли, чтоб учёной стать, Нос по ветру удержать. Я грызу и буду грызть, Чтоб не тьмой, а светом жить. Знаю, что за той скалой Мир откроется иной. Слайд 2 3) Актуализация знаний. Что такое фразеология? Что изучает фразеология? В чем отличие фразеологизма от свободного сочетания слов? Назовите источники происхождения фразеологизмов. 4) Первичное усвоение новых знаний. Слайды 4­9; 54, 55.        Раздел языкознания, наука о фразеологизмах и идиомах. Совокупность фразеологизмов и идиом какого­нибудь языка Фразеология Красивые и напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания. по словарю С.И.Ожегова Объектом фразеологии являются устойчивые (несвободные) словосочетания слов, воспроизводимые в речи в  Что изучает фразеология? качестве готовых и целостных единиц: считать ворон, попасть впросак, одержать победу… ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, имеющее  своё значение. Значение фразеологизма не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя заменять слова по своему другими словами. желанию. 2. Слова сохраняют свою смысловую 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. самостоятельность. 3. Создаются в процессе речи, не требуют 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются запоминания. готовыми, требуют запоминания. Происхождение фразеологизмов Связано с  историей  нашей  страны, с  обычая­ ми и  обряда­ ми наших  предков на (во)  всю  Иванов­ скую Потем­ кинские  деревни Пришед­ шие к нам  из старо­ славян­ ского языка Библей­ ского проис­ хожде­ния Антич­ ного проис­ хожде­ния Восходя­ щие к  другим  языкам Возник­шие  в какой­то  профес­ сиональ­ной среде или  пришед­шие из жаргона Сошед­шие со  страниц  произ­ведений  русской и  зарубеж­ной  литера­туры  и ставшие  крыла­тыми Являю­ щиеся по  проис­ хожде­ нию устой­ чивыми  сочета­ ниями –  терми­ нами науки мерить на  свой аршин сражаться с  ветря­ными  мельни­цами хлеб насущ­ ный Манна  небесная Ахилле­ сова пята Альма  матэр цепная  реакция блоху подко­ вать вложить  персты в  язвы крае­уголь­ ный камень разру­бить гордиев  узел потер­петь  фиаско звезда  первой  величи­ны брать на  пушку путать все  карты Афоризмы Афор змии  (от др. греч.  ἀφορισ ός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в μ лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Выразительность афоризма возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех афоризмов состоят из 3­5  слов. Афоризмы рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и  самостоятельно: «Бездарность легче прощают человеку, чем талант» (Эмиль Кроткий); «Глупы из скандалистов оба» (И. А. Крылов); «Знание — сила» (Фрэнсис Бэкон) Откуда афоризмы? "...молодость – великое дело." (Кнуров) "Всякому товару цена есть..." (Вожеватов) "Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь." (Огудалова) "Да ведь ревнивые люди ревнуют без всякого повода." (Паратов) "Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться…" (Лариса) "Да разве людей казнят за то, что они смешны?" (Карандышев) "...и самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники – злодеи..."  (Карандышев) "Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой." (Лариса)  "...Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник..." (Евгений Базаров) "...Старая шутка смерть, а каждому внове..." (Евгений Базаров)  5) Первичная проверка понимания. Слайды 10­27 1. Именные , обозначающие лицо, предмет, явление: Фома неверный, львиная доля; Разряды фразеологических оборотов      2. 3. 4. 5. 6. 7. Глагольные, обозначающие действие, состояние как процесс: бить ключом, проходить мимо; Качественные, обозначающие свойства, признаки лица, предмета, явления: мастер на все руки, не из робкого  десятка, цены нет; Наречные, обозначающие свойства, качества, признаки действия: засучив рукава, лицом к лицу, с пустыми  руками; Модальные, обозначающие различное отношение говорящего к тому, что говорится: может быть, таким  образом, стало быть; Междометные, выражающие чувства, эмоции: бог ты мой! Вот это да! Связочные, служащие для связи отдельных частей или целых предложений в структуре предложения, связного  текста: в то время как, тем более, таким образом. 6) Первичное закрепление. Слайды 28­49 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Слайды 50­53 Найдите фразеологизмы­синонимы Набрать в рот воды Встал не с той ноги Теряться в догадках Витать в облаках Вставлять палки в колеса Небо и земля В тот же миг Ума палата Кот наплакал Как сквозь землю провалился Пожимать плечами Всего ничего Играть в молчанку Связывать по рукам и ногам Из другого теста Семи пядей во лбу Сию минуту Строить воздушные замки Не в духе Днем с огнем не найдешь Найдите фразеологизмы­антонимы Бить баклуши Душа в душу С гулькин нос Играть первую скрипку Рукой подать Восходящая звезда На ночь глядя Не покладая рук Как из­под земли вырос Сидеть сложа руки Чуть свет Как звезд на небе Последняя спица в колесе Как кошка с собакой За тридевять земель Угасшее светило Как сквозь землю провалился Засучив рукава Отделите фразеологизмы от свободных словосочетаний  Медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу,  волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.     Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню) 2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы) 3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито­крыто белыми нитками) 4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво») Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик. Выборочный диктант – Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка… Старушки, они  всегда преставляются… Или богу душу отдают, – это смотря какая старушка. Ваша, например,  маленькая и в теле, – значит преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается,  богу душу отдает… – То есть как это считается? У кого это считается? – У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей  купеческой гильдии, тот, значит,приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят:перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда  помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про  них и говорят: «А наш­то, слышали, дуба дал». Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: – Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? – Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут. И строго добавил: – Мне дуба дать или сыграть в ящик – невозможно: у меня комплекция мелкая… А с гробом как,  господин Воробьянинов? Неужто без кистей и глазету ставить будете? Но Ипполит Матвеевич, снова потонув в ослепительных мечтах, ничего не ответил и двинулся вперед.  Безенчук последовал за ним, подсчитывая что­то на пальцах и, по обыкновению, бормоча. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 63. 1. 2. 3. 4. Укажите автора, название произведения, жанр. Выпишите цитаты из текста, в котором имеются фразеологические обороты. Назовите героев, которым принадлежат данные слова. Подчеркните устойчивые выражения, определите их значения. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия). Слайд 64 Как я сегодня работал на уроке? Бить баклуши Засучив рукава Считать ворон Не покладая рук Намотать на ус Сложа руки Витать в облаках Как баран на новые ворота Вбивать в голову Точить лясы

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.

Конспект занятия "Фразеология" для 10кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019