Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»
Оценка 4.9

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
психологическая работа +2
Взрослым
21.06.2019
Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»
Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком. Плюсы конфликтов: • Помогает выявить проблему и различные точки зрения на неё, разные подходы к устроению проблем; • Способствует повышению эффективности деятельности; • Иногда может сплотить коллектив против внешнего давления Минусы конфликтов: • Ведет к ухудшению социально-психологического климата; • Повышает нервозность людей, приводит к стрессам; • Отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей Причины недружелюбия: 1. Не адекватная самооценка подростков. 2. Слабые навыки общения. 3. Отсутствие уважения и открытости. 4. Предвзятость друг к другу.
Занятие «Как научиться выстраивать свои.docx
Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации» М.К. Балабанова педагог­психолог Государственное казенное учреждение социального обслуживания  Краснодарского края  «Белореченский социально­реабилитационный центр для  несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия.                         Цель: исследовать конфликты, причины их возникновения и способы их  разрешения.  Задачи: 1.  Познакомить подростков с причинами возникновения и возможными  последствиями конфликта, подвести к необходимости людей договариваться  между собой, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения; 2.  Рассмотреть понятие конфликт, способствовать расширению знаний  подростков о культуре поведения 3.  Сформировать познавательный интерес к основам этической культуры,  умение анализировать, моделировать ситуации, аргументировать, принимать  индивидуальные и коллективные  решения, делать выбор в конкретной  конфликтной ситуации; 4.  Развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии,  сотрудничества; побуждать подростков к самосовершенствованию. Ход занятия     Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» 1. Ритуал приветствия.   Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко  прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором  прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга:  «Хи! ­ Ха! ­ Хо!». После чего все хлопают в ладоши.   : 2.Обсуждение понятия конфликт   Конфликт – неизбежное  явление социальной жизни. Как решить проблему  возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять  им – вот вопрос,  стоящий перед современным человеком. Плюсы конфликтов: •  Помогает выявить проблему и различные точки зрения на неё, разные подходы к устроению проблем; •  Способствует повышению эффективности деятельности; •  Иногда может сплотить коллектив против внешнего давления Минусы конфликтов: •  Ведет к ухудшению социально­психологического климата; •  Повышает нервозность людей, приводит к стрессам; •  Отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных  обязанностей многих людей Причины недружелюбия: 1.  Не адекватная самооценка подростков. 2.  Слабые навыки общения. 3.  Отсутствие уважения и открытости. 4.  Предвзятость друг к другу. Исходы конфликтных ситуаций: 1) Полное или частичное подчинение другого 2)  Компромисс; 3)  Прерывание конфликтных действий 4) Интеграция(один из самых лучших исходов из конфликтной ситуации) 3.Анкетирование подростков. 4. Составление общих правил группы Для того чтобы улучшить отношения в группе, необходимо правильно построить взаимоотношения между всеми членами коллектива, необходимо научиться  уважать себя и других, разрешать конфликтные ситуации. Первым шагом для  создания такой благоприятной атмосферы в группе послужит совместное  создание и выполнение правил нашей группы. Каждый из вас будет работать над составлением правил. Чтобы вам было легче,  я предлагаю начертить вспомогательную таблицу. В первом столбике запишите,  что можно делать в группе, а во втором – что категорически запрещено. – Давайте составим общие правила группы, которые будут называться «В нашей  группе все против агрессии!». Правила психолог записывает на доске. 1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой. 2. Не поддерживаем агрессора, когда говорят: «Давай подразним вместе!» – или: «Давай спрячем вещи!» Каждый из нас отвечает: «Нет!» 3. Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло. 4. Каждый ставит себя на место жертвы. 5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. 6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают. 7. Игра должна быть честной: все соблюдают правила. 8. Мы не исключаем из игры и из общих дел никого, и это здорово! 9. Мы называем друг друга по имени. 10. Мы уважаем друг друга. Правила нашей группы мы приняли, а как же сделать так, чтобы каждый из нас их соблюдал? Подростки   высказывают свои мнения. Воспитатель и сами подростки строго следят   за   выполнением   данных   правил   и   no­мере   необходимости   вносят поправки и дополняют их. Все случаи проявления агрессивного поведения (ни один   не   должен   быть   оставлен   без   внимания)   обсуждаются,   конфликты разрешаются, предупреждаются более тяжелые последствия. 5.Пути разрешения конфликтов: Группа   подростков   собралась   послушать   музыку.   Мнения   разделились:   одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись… Вопрос психолога: Какими могли быть пути разрешения конфликта? Подростки знакомятся с видами  конфликтов: •   Личностные   конфликты   (синонимы:   внутриличностные,   внутренние) возникают   при   столкновении   противоположных   мотивов,   потребностей, интересов у одного человека; •   Межличностные   конфликты.   Разновидность   конфликтов   возникает   при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели, придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели. •   Межгрупповые   конфликты.  В   качестве   конфликтующих   сторон   выступают социальные   группы,   преследующие   несовместимые   цели.   Часто   этот   вид конфликтов   является   результатом   межличностного,   когда   его   оппоненты поддерживаются единомышленниками. 6.Притча «Как перестать обижать и обижаться» https://www.youtube.com      7.Притча « Силой ничего не добьёшься» Однажды один из учеников обратился к Наставнику с вопросом: — Почему я часто оказываюсь в следующей ситуации, когда я прихожу куда­ нибудь для встречи с нужным человеком, который мог бы стать моим новым клиентом, его секретарь не пускает меня и даже не сообщает о моем приходе.  Научи меня, как можно прорваться через секретаря?» — Прорваться? — усмехнулся Наставник. — Забавное слово... Я вам сейчас  кое­что покажу. Он пригласил всех своих учеников пройти в большой зал, разделил на две  группы. Одну группу поставил в цепь поперек зала и попросил взяться за руки.  Им была поставлена задача не пропускать остальных учеников.  Второй группе он дал задание: попасть на другую половину зала, используя  любые средства. Некоторые пытались разорвать преграду силой, но им  противостояли не менее сильные партнеры, поэтому никому из применивших  силу не удалось перейти в другую часть зала.  Другие стали подходить, при этом вскрикивали и «делали» испуганное лицо,  глядя за спину «противнику» и пользуясь испугом и замешательством человека,  проскочили сквозь цепь.  Третьи подошли и начали щекотать стоящих в цепи руками и таким образом  преодолели преграду. Четвертые подошли и стали что­то долго говорить стоящим в цепи и в  результате часть из них тоже перешла на другую половину зала. Когда все участники попробовали свои силы и методы, Наставник прекратил это занятие и велел всем идти домой и обдумать то, чем они сегодня занимались, а  назавтра собраться всем вместе в этом же зале. На другой день Наставник поставил ученикам ту же задачу. И вновь те, кто  пытался прорвать цепь силой, ничего не добились. Тем, кто применил обман,  сегодня уже никто не верил, и они не смогли преодолеть преграду.  Те ученики, которые щекотали своих противников, вызывая у них смех, только  приблизились и их сразу пропустили, вспомнив вчерашние ощущения от  щекотки. Ученики, которые использовали тактику переговоров, справились с  поставленной задачей гораздо быстрее. — Вот видите, — произнес Наставник. — Силой ничего не удалось добиться,  обман помог лишь однажды, а действие смеха и убеждения лишь усилилось и  облегчило задачу. Тоже самое происходит и в реальной жизни, всегда помните  об этом. В заключении познакомьтесь с правилами выхода из конфликтных ситуаций: •  Научись слушать собеседника! Внимательно слушать – это значит слышать  слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства. •  Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить  конфликт. •  Переговоры 8. Рефлексия. Вопросы для рефлексии 1.  Почему у людей возникает необходимость договариваться? 2.  Для чего люди создают правила? 3.  Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет? 4.  Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта. Приложение 1 Притча «Как перестать обижать и обижаться» Ученик спросил учителя:  — Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься.  Помоги и мне быть таким.  Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный  пакет.  — Если ты на кого­нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, —  то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя  человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.  — И это всё? — недоумённо спросил ученик.  — Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И  каждый раз, когда на кого­нибудь обидишься, добавлять в него картофель.  Ученик согласился.  Прошло какое­то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими  картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда  носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал  портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс,  некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к  учителю и сказал:  — Это уже невозможно носить с собой. Во­первых пакет слишком тяжёлый, а  во­вторых картофель испортился. Предложи что­нибудь другое. Но учитель ответил:  — То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого­нибудь злишься,  обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу  не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в  привычки, привычки ­ в характер, который рождает зловонные пороки. И об  этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его  постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со  стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого­ то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»

Конспект занятия  «Как научиться выстраивать свои отношения в конфликтной ситуации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019