Конспект занятия кружка "Религиозные праздники народов России" (5 класс ОДНКНР.)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия кружка Основы духовно-нравственной культуры народов России "Религиозные праздники народов России" разработан в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса. Занятие проведено в рамках окружного семинара на тему "Формирование толерантности через внеурочную деятельность". Целью занятия является воспитание у учащихся уважительного отношения к представителям других религий. На занятии учащиеся познакомились с мусульманскими и православными праздниками (представители этих религиозных конфессий проживают на нашей территории). Занятие имело практическую направленность, при этом группы формировались по желанию детей- часть детей татарской национальности пожелали изготавливать вместе с учащимися -русскими сувениры на пасху, а стенгазету по мусульманским праздникам готовили и русские, и татары, и таджики.
Иконка файла материала religioznye_prazdniki.docx
Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа  «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1» Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа (Филиал МАОУ «СОШ №1» Новолыбаевская СОШ) 627106 с.Новолыбаево ул. Мира 1а тел.8­34542­32­381 Утверждаю Директор филиала МАОУ  «СОШ №1» Новолыбаевская СОШ __________О.С.Полкова Религиозные праздники. Методическая разработка занятия кружка «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 5 класс.                   Автор: Матвеева Нина Владимировна Учитель истории и обществознания.с. Новолыбаево 2016Тема занятия «Религиозные праздники народов России» Цель занятия: сформировать у учащихся 5 класса уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Задачи: В предметной области:  сформировать представление о понятии «Пасха», «Курбан­байрам», «Ураза­байрам», показать ценность достижения культуры для человечества. В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций,   связанных   с   праздником   «Пасха»,«Курбан­байрам»,   «Рамадан­ байрам», дать детям эмоционально­ полноценное представление о праздновании «религиозных «и других праздников России;  В области формирования УУД:  познавательные   ­   умение   выделять   существенную   информацию   из   различных источников;  регулятивные   –   в   сотрудничестве   с   учителем   ставить   учебную   задачу   и удерживать ее в процессе всего занятия;   понимать цель выполняемых действий  коммуникативные   –   выражать   свои   мысли   с   соответствующими   возрасту полнотой   и   точностью,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества. Основные понятия:религиозные праздники. Методы: практические, проблемно­поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический   Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая Системно­деятельностный подход: работа в группах; анализ нового материала, комплексная работа с текстом, с иллюстрациями,   Необходимое   техническое   оборудование   –   компьютер, Оборудование: мультимедийный проектор; презентация урока, учебник  «Основы религиозныхкультур   народов   России»,   авторы   А.Н.Сахаров,   К.А.Кочегаров,   «Толковый словарь» Ожегова. Ход занятия: 1. Организационный момент: Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   у   нас   на   занятии   присутствуют   гости, улыбнитесь   гостям,   улыбнитесь   друг   другу   и   с   хорошим   настроением начнем занятие. 2. Сообщение темы и цели урока. Какое у нас сейчас время года? Какое у нас обычно настроение весной? ­какие   ассоциации   возникают   у   вас   при   слове   праздник?   (радость, угощение, подарки, веселье, отдых) ­   что   такое   праздник?   Где   найдете   значение   слова?   (всловаре)   (это нерабочий   день,   день   радости,   установленный   в   честь   какого   либо события) ­ Подумайте, какие праздники отмечают у вас дома? ­«Распредели на группы» (приложение №1) На   листе   праздники:   День   Победы,   День   России,   8   марта,   серебряная свадьба,   праздник   Последнего   звонка,   Пасха,   Крещение,   Рождество, Курбан­байрам, Рамадан­байрам, День рожденья. ­ распределите стрелками праздники на 4 группы. ­ подумайте, как назвать эти группы. Государственные – общие для всей страны Семейные   –   все   то,   что   длинное   время   соблюдается   потомками, передается из поколения в поколение Школьные – праздники, связанные со школьной жизнью Религиозные – праздники связанные с религией – верой в Бога.) С какой целью мы изучаем эту тему? ­   задумайтесь,   какие   качества   формируют   у   людей   эти   праздники? Постарайтесь ответить на этот вопрос в конце урока. 3. Работа по теме Презентация  ­ Многие праздники связаны с той или иной религией ­ верой в Бога. В России   проживает   более   180   национальностей,   имеющих   свои   обычаи,культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране   ­   Христианство,   мусульманство   (ислам),   буддизм.   Мы   с   вами сегодня   будем   говорить   о   мусульманских   и   православных   праздниках, потому   что   представители   именно   этих   культур   проживают   на   нашей территории.91 слайд) Игра «Верю­не верю»(2 слайд) ­ознакомиться с правилами техники безопасности (памятки на столах) Работа в группах.(во время работы групп звучит музыка) 1 группа­ готовит стенгазету, посвященную мусульманским праздникам ваша задача  2 группа­ стенгазету, посвященную православным праздникам. 3 группа­ приготовить к пасхе сувениры­писанки: 4 группа­ готовит для яиц корзинки; На работу в группах отводится 20 минут. Подведение итогов работы групп: ­рассказ о православных праздниках ­рассказ о мусульманских праздниках ­ демонстрация пасхальных сувениров ­ почему на пасху принято обмениваться крашеными яйцами? ­ на каких традициях основаны религиозные праздники? чем сходны эти праздники? Соблюдают пост. Дарит веру в победу добра над злом. Поминают усопших. Помогают малоимущим. Основаны на чистых, светлых порывах души. ­что   же   необходимо,   чтобы   представители   разных   религиозны культур жили в мире и согласии?  (дружить и любить друг друга, не устраивать войн и терактов, идти на компромиссы, соблюдать правила, не предавай, не обзывай,понимать и уважать чужую культуру.) Рефлексия ­ какие национальности представлены в вашем классе? ­ комфортно ли вам всем вместе? ­ Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?Праздники Приложение  №1 День Победы Пасха Последний звонок День рождения Ураза­байрам Рождество День космонавтики Курбан­байрам Серебряная свадьба Крещение День РоссииМатериалы для работы 1 группы Приложение №2 Двунадесятые переходящие праздники в 2016 году 13 марта 2016 года ­ Прощеное воскресенье 24 апреля 2016 года ­ Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) 1 мая 2016 года ­ Пасха Христова. 9 июня 2016 года ­ Вознесение Господне 19 июня 2016 года ­ Троица (пятидесятница) Двунадесятые не переходящие праздники 7 января 2016 ­ Рождество Христово 19 января 2016 ­ Крещение Господне 15 февраля 2016 ­ Сретение Господне 7 апреля 2016 ­ Благовещение Пресвятой Богородицы 21 мая 2016 года ­ Аппостола и евангелиста Иоанна Богослова 22 мая 2016 года ­ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 19 августа 2016 ­ Преображение Господне 28 августа 2016 ­ Успение Пресвятой Богородицы 21 сентября 2016 ­ Рождество Пресвятой Богородицы  27 сентября 2016 ­  Воздвижение Креста Господня 4 декабря  2016 ­ Введение во Храм Пресвятой Богородицы  Великие православные праздники  14 января 2016 — образание Господне. Память Василия Великого. 7 июля 2016 — Рождество Иоанна Предтечи. 12 июля 2016 — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 11 сентября 2016 — Усекновение главы Иоанна  Предтечи. 14 октября 2016 — Покров Пресвятой Богородицы. Церковные посты в 2016 году                      Многодневные посты в 2016 году: c 14 марта 2016 по 30 апреля 2016 ­ Великий пост; с 27 июня 2016 по 11 июля 2016 ­ Петров пост; с 14 августа 2016 по 27 августа 2016 ­ Успенский пост; с 28 ноября 2016 по 6 января 2016 ­ Рождественский пост (Филиппов пост). Однодневные посты: 18 января ­ крещенский сочельник; 11 сентября ­ усекновение головы Иоанна Предтечи; 27 сентября ­ воздвиження Креста Господня. Сплошные недели, в которых нет поста с 7 по 17 января 2016 ­ Святки. с 22 по 28 февраля 2016 ­ неделя Мытаря и Фарисея. с 7 марта по 13 марта 2016 ­ Масленица (Сырная неделя). с 2 по 8 мая 2016 ­ Пасхальная (Светлая) неделя. с 20 по 26 июня 2016 ­ Троицкая неделя.            Материалы для работы 2 группы Приложение №3 Мусульманские праздники на 2016 год 21 марта (пн) Навруз 9 апреля (сб) Умра — малое паломничество 14 апреля (чт) Ночь Рагаиб 5 мая (чт) Мирадж 21 мая (сб) Ночь Бараат 6 июня (пн) Рамадан — начало поста у мусульман 27 июня (пн) День фатх Мекка 3 июля (вс) Ночь Могущества и Предопределения — Ляйлятуль­кадр 6 июля (ср) Праздник разговения — Ураза Байрам (Ид аль­фитр, Рамадан  Байрам) 3 сентября (сб) Начало месяца Зуль­хиджа 11 сентября (вс) День Арафат 12 сентября (пн) Курбан Байрам — праздник жертвоприношения 13­15 сентября Дни Ат­Ташрик 3 октября (пн) Новый 1438 год по Хиджре 12 октября (ср) День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха 1 ноября (вт) Начало месяца Сафар 27 ноября (вс) Ночь Хиджры 12 декабря (пн) Маулид ан­Наби — рождение Пророка Мухаммеда Каждую пятницу Джума (Пятница)Приложение №4 При выполнении ручных работ. Правила техники безопасности 1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз. 2. Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок  и булавок в игольнице;  положить инструменты и приспособления в отведенное для них место; 3.Что нужно делать во время работы: быть внимательным к работе; надевать наперсток на средний палец правой руки , чтобы не уколоть его; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с  сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. 4.Что нужно сделать по окончании работы: Посчитать количество иголок и булавок в игольнице; Убрать рабочее место.