Конспект занятия на тему «Вулкан» для детей подготовительной группы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию представлен конспект занятия «Вулкан» для детей старшего дошкольного возраста. Посредством игры дети знакомятся с таким природным явлением как вулкан, его происхождением , видами вулканов, узнают чем опасны и чем полезны они. В практической части занятия дети самостоятельно изготовят макет вулкана и "разбудят"его.
Иконка файла материала Конспект занятия.docx
Конспект занятия на тему «Вулкан» для детей подготовительной группы Составила: Лелива И.Г.Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно­  исследовательская. Образовательные задачи: Дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с  профессией ученого­вулканолога, Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, называть свойства и  особенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.) .  Закрепить знания детей об объектах неживой природы. Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы». Способствовать развитию связной речи. Закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта. Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать  выводы. Развивать у детей познавательный интерес к деятельности. Способствовать развитию творческого воображения. Развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при  выполнении заданий. Умение работать в команде. Материалы к занятию: Проектор, ноутбук, пластиковые тарелки, макеты вулканов, салфетки,  деревянные палочки пластиковые стаканы по 3 шт.на каждого ребенка, ложки,  пипетки, сода ,моющая жидкость, лимонная кислота, камни, лупы, мешочки,  пемза, вода, фартуки, шапочкиХод занятия. Собрались все дети в круг Ты – мой друг и я твой друг! Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! Доброе утро скажем друзьям. … Доброе утро скажем гостям, …) Я знаю, что вы  самые смелые и любознательные ребята.  И я захотела провести с вами одно очень увлекательное занятие. Я приготовила для вас сюрприз ­ вот этот мешочек, а что находится в мешочке ­  вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Он может быть мелкий – в ладошке лежать, Тяжелый, большой, одному не поднять В пыли на дороге не нужным лежать Кто может предмет по приметам узнать? Правильно – это камни. Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней. И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в  мастерскую. Давайте с камнями поиграем. Какой красивый у меня мешочек (мешок  ощущений). В этом мешочке много разных предметов, Но вам нужно будет достать только камень. ( Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.) Давайте подойдем к столам и возьмем в одну руку камень, а в другую ­  пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? Почему? Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)Подвиньте миски с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте  это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый) Ребята у нас в мастерской есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Почему у меня не получается забить гвоздь в камень? (камень прочный,  твердый) А теперь попробую забить гвоздь в брусок. Почему забили гвоздь (мягкий,  непрочный) . Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите  его внимательно. Что много у этого камня? (дырки) . А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он  не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух,  благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем как появляется пемза. Мы побывали с вами в мастерской и узнали, что камни бывают (ответы детей) Следующая остановка­это кинотеатр. ­ А чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, вы должны отгадать мою  загадку: Помогите мне, ребята, Срочно разобраться надо: И загадку отгадать. Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной плеваться. Старый добрый великан – Это дедушка……(Вулкан) Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном объекте  природы, как вулкан.­Ребята, кто­нибудь из вас знаком с вулканом? Ответы детей Правильно ребята. Извержение вулкана опасное и грозное явление природы.  Безопаснее всего наблюдать за ним с экрана. Занимаем места в нашем кинотеатре. (просмотр) Вам понравилось?(ответы детей) Перед тем, как продолжить путешествие, нам нужно немного отдохнуть Физкультминутка «Вулкан» Вулканы начали "играть" ­ Из жерла лаву извергать.( Присесть, постепенный подъем на носочки, руки  поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными  кистями рук, опустить руки вниз). Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! ( Руки на поясе, поднимаем их вверх с  одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. ­2 раза). Но вот он начал уставать ­ Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным  приседанием вниз). Последний раз огнём дыхнул ­ (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие  огонь»). И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»). А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у  наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.  Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо  посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до  основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершинегоры с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех  пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.  «Вулкан работает»­ со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. Давайте заглянем внутрь вулкана. (Рассматривание макета «Вулкан») На что  похож вулкан? Какой он формы? Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава. Лава ­ это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски  лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели  они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас . Ребята вулканы бывают трех видов. Действующий ­ это тот, который извергает лаву. Потухший ­ который тысячу лет не извергает лаву. Спящий ­ он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень  долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об  опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют  вулканологами . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан  «спит» а когда проснется. Отправляемся в лабораторию. ­ Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в  кинотеатре. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы,  разбудив вулкан. Интересно? И мы попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы. ­Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить  умеете ли вы быть внимательными, осторожными.Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая  правила безопасного поведения. ­Надо работать аккуратно: Ничего не брать в рот ­ символ Не нюхать ­ символ Быть внимательными ­ символ Быть осторожными ­ символ А теперь нам нужно узнать, какие нам нужны ингредиенты. Будем работать по  схемам. В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную  ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона. После  показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную  деятельность. Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются  горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты,  поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них  очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения,  очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы  доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь  на Земле невозможна. Вулканы согревают. Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств.  Вырабатывать электричество их “научили” только в начале 19 века, когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины. В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны  остаются популярными до сих пор. Горячую воду источников и гейзеров  используют для отопления теплиц и домов, а пар ­ для вращения турбин  электростанций. Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания. Спросить, что нового они сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергаетсяиз вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Чем полезны  вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают? Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не  извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки. Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый  и грустный смайлик). Спасибо всем за работу!!!!