Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
экология
Детсад
17.05.2018
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль».
В процессе получения новых знаний дети закрепляли уже известные им знания и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов. При проведении опытов дети были сосредоточены, внимательны, организованы, старались соблюдать все правила, которые были оговорены до проведения практической части, им нравилось быть исследователями.
конспект о соли.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 комбинированного вида» г. Сергиева Посада
Конспект занятия
по опытноэкспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Эта удивительная соль»
Провела: воспитатель Марюнина Н.Н.
апрель 2018 г. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и
видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости,
умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и
соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры
безопасности
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки,
лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная
сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия: Приветствие
Воспитатель. Ребята, сегодня в группу к нам пришла посылка, а в ней шкатулка. Давайте посмотрим, что
там. ( Дети заглядывают в шкатулку).
Я раздам каждому мешочек, а вы потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? У кого то мелкие крупинки на
ощупь,а у когото крупные. А теперь понюхайте мешочки, вы чувствуете какой – то запах? Значит там
находится вещество без запаха. Что же это может быть?
Давайте я вам загадаю загадку, если отгадаете, то узнаете, что спрятано мешочках.
Воспитатель загадывает
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
А теперь сложим мешочки обратно в коробку, она нам еще пригодится, и поговорим о соли.
загадку: Педагог высыпает соль в емкость и задает вопросы:
«Что такое соль? Почему она получила такое название? Дети: Соль полезное ископаемое,
природный элемент.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское
название Солнца – Солонь.
Педагог: Как давно человек узнал о соли?
Дети: Соль была известна человечеству с древнейших времен. Много лет тому назад соли добывали мало,
и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым
человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно хлебавши». К соли относились
уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Хлеб да соль – всему голова.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
За хлебомсолью всякая шутка хороша.
Еде нужна соль, но в меру.
Недосол на столе – пересол – на спине.
К соли всегда относились бережно и уважительно.
Педагог Какие виды соли вы знаете?
Дети: Соль бывает каменная, морская и поваренная. (слайд)
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».
Педагог : Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения
каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях
жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются
кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и
мышечной ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? (слайд)
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах,
полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в
приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным
продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и
лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (Дети передают мешочек и отвечают)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Гимнастика для глаз
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко – легко,
Плавно руки вверх подняли,
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали,
И локтями повращали.
Сели – встали, сели – встали
И работать дружно стали.
Педагог: «Сегодня я вам предлагаю побывать в роли учёных.
Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и садитесь за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе
с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3.Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Педагог: Итак, внимание, приступаем к нашим опытам
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
.Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: соль похожа на порошок
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что вы услышали?
Дети: мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы
трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан с водой ложку соли. Что произошло? Куда делась вода?
Педагог: значит, соль поглощает воду.
(Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане
вода холодная, а в другом тёплая)
Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что
получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода
пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом сырое яйцо. Я возьму его и опущу его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(яйцо не тонет).
А теперь возьму другое яйцо и опущу его в стакан с простой водой, Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде
легче плавать).
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите,
он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленыйнесоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр,
мандарин, рыба, яйцо,)
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на
подносе с солью. Слушайте внимательно:
Про солнце
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку) дождик
Как красиво у вас получается!
Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды,
что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/.
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Согласны ли вы с утверждением, что соль удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Здесь угощение за хорошую работу. Вы были хорошими
учеными.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.