Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эта удивительная соль».
В процессе получения новых знаний дети закрепляли уже известные им знания и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов. При проведении опытов дети были сосредоточены, внимательны, организованы, старались соблюдать все правила, которые были оговорены до проведения практической части, им нравилось быть исследователями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 комбинированного вида» г. Сергиева Посада
Конспект занятия
по опытноэкспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Эта удивительная соль»
Провела: воспитатель Марюнина Н.Н.
апрель 2018 г.Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и
видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости,
умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и
соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры
безопасности
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки,
лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная
сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия: Приветствие
Воспитатель. Ребята, сегодня в группу к нам пришла посылка, а в ней шкатулка. Давайте посмотрим, что
там. ( Дети заглядывают в шкатулку).
Я раздам каждому мешочек, а вы потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? У кого то мелкие крупинки на
ощупь,а у когото крупные. А теперь понюхайте мешочки, вы чувствуете какой – то запах? Значит там
находится вещество без запаха. Что же это может быть?
Давайте я вам загадаю загадку, если отгадаете, то узнаете, что спрятано мешочках.
Воспитатель загадывает
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
А теперь сложим мешочки обратно в коробку, она нам еще пригодится, и поговорим о соли.
загадку:Педагог высыпает соль в емкость и задает вопросы:
«Что такое соль? Почему она получила такое название? Дети: Соль полезное ископаемое,
природный элемент.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское
название Солнца – Солонь.
Педагог: Как давно человек узнал о соли?
Дети: Соль была известна человечеству с древнейших времен. Много лет тому назад соли добывали мало,
и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым
человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно хлебавши». К соли относились
уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Хлеб да соль – всему голова.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
За хлебомсолью всякая шутка хороша.
Еде нужна соль, но в меру.
Недосол на столе – пересол – на спине.
К соли всегда относились бережно и уважительно.
Педагог Какие виды соли вы знаете?
Дети: Соль бывает каменная, морская и поваренная. (слайд)
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».
Педагог : Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения
каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях
жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются
кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и
мышечной ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? (слайд)
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах,
полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в
приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным
продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и
лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (Дети передают мешочек и отвечают)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Гимнастика для глаз
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко – легко,
Плавно руки вверх подняли,
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали,
И локтями повращали.
Сели – встали, сели – встали
И работать дружно стали.
Педагог: «Сегодня я вам предлагаю побывать в роли учёных.
Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и садитесь за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе
с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3.Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Педагог: Итак, внимание, приступаем к нашим опытам
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
.Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: соль похожа на порошок
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристалловОпыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что вы услышали?
Дети: мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы
трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан с водой ложку соли. Что произошло? Куда делась вода?
Педагог: значит, соль поглощает воду.
(Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане
вода холодная, а в другом тёплая)
Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что
получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода
пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом сырое яйцо. Я возьму его и опущу его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(яйцо не тонет).
А теперь возьму другое яйцо и опущу его в стакан с простой водой, Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде
легче плавать).
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите,
он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленыйнесоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр,
мандарин, рыба, яйцо,)
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на
подносе с солью. Слушайте внимательно:
Про солнце
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
дети рисуют елку)дождик
Как красиво у вас получается!
Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды,
что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/.
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.
Согласны ли вы с утверждением, что соль удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Здесь угощение за хорошую работу. Вы были хорошими
учеными.