конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Заповедные места родного края"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

материал предназначен для работы с детьми, родителям , педагогам. Цель данного конспекта - показать детям красоту родного края с помощью ИКТ - технологий( путешествие по слайдам) Доступная форма делает занятие интересным и неповторимым. Предоставлено в игровой форме, что усиливает интерес дошкольников к процессу познания родного края.. Активизируются познавательные и мыслительные процессы., развивается речь детей.конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Заповедные места родного края"
Иконка файла материала родной край2.docx
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем для детей  старшего дошкольного возраста     Тема:  Заповедные места родного края. Программное содержание:     Формировать у  детей представления об особенностях  природы родного края.     Расширить кругозор дошкольников в окружающем мире: обобщить знания детей о  названии родного края, городах, природных объектах.     Продолжать формировать представления о достопримечательностях родного края  и  правилах поведения в заповедных зонах.     Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения заповедных зон.    Формировать начальные основы экологического  воспитания.    Развивать зрительно­пространственную координацию, внимание, ориентировку в  пространстве.    Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любви  к родному краю, малой  Родине. Интерактивная доска, ноутбук, подбор слайдов из серии «Заповедники Донецкого края» Оборудование: Предварительная работа. 1. Рассматривание открыток, картин  с изображением городов Донецкой области, беседы с детьми. 2. Знакомство на занятиях, на прогулках и в совместной деятельности с топографическими картами, их назначением, обозначениях на них. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие? Но прежде чем отправиться в путь, обратите внимание на карту. Что это за карта? (карта Донецкой области) А какие города вы можете назвать?  1 –й слайд: карта Донецкой области. Воспитатель:  А есть   на  карте  места   которые   очень   необычные?    Это  –  природные   и ландшафтные заповедники. Что такое заповедник?  Воспитатель:  Правильно,   заповедник     —   участок   земли/   территории   (акватории),   на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.   Кроме   того,   на   территории   заповедника   запрещена   любая   хозяйственная деятельность человека. Заповедники охраняются государством.Воспитатель:  Вспомните   и   назовите   известные   вам   заповедники.   (Хомутовская   степь, Каменные могилы, Белосарайская коса (естественный комплекс с эндемиками флоры и фауны: заповедник «Меотида»), Великоанадольский лес (первое лесонасаждение в степной зоне 1843­1845 гг.), Дружковские окаменевшие деревья ( уникальное отслонение) , Клебан­ Бицкое отслонение ( заповедник «Клебан –Бык»), Зуевский ладшафтный парк.) Воспитатель:  Все   эти   заповедники   расположены   далеко   друг   от   друга.   поэтому путешествовать по ним очень интересно. А сегодня мы отправимся в гости к динозаврам. Хотите? Ну что же, рассаживайтесь во «Времялете 2018» и отправляемся в путь. 2­й слайд: Воспитатель: А заведем мы наш «Времяход 2018»с помощью стихотворения: Долины величавые, Раздольные поля. Цветущая, прекрасная Ты, Родина моя. Земля моя воспетая, Обильная краса, Где дремлют розы дивные Под песню соловья! Воспитатель: Ну вот мы и прибыли в заповедник «Клебан ­Бык». Для начала ознакомимся с правилами поведения в заповеднике. 3­й слайд: Воспитатель:  Первая наша остановка – ознакомительная. Клебан­Бык ­ одно из самых живописных   и   привлекательных   мест   нашего   края.   Здесь   создан   региональный ландшафтный   парк.   Приглашаю   вас   совершить   туда   прогулку   с   помощью   серии фотоснимков и полезной информации. Не удивляйтесь, если вдруг встретите динозавровили иных мега­ животных. Времена здесь проступают древние. Впрочем, лучше один раз увидеть. 4­й слайд:  5­ й слайд: На этом фото так и ощущается доисторическое прошлое. (Окаменевшее дерево, привет из прошлого)Воспитатель: Следующая остановка – историческая. В этих местах в доисторические  времена плескалось мелководное Пермское море. В тёплых водах прекрасно себя  чувствовали водоросли и полипы, брахиоподы, молюски, морские ежи и другие морские  обитатели. Сегодня можно встретить их окаменелости и отпечатки на камнях. Тогда же  здесь водились и некие разновидности зверозубых ящеров, древних земноводных.  Последние  преобладали на суше и в воде.  6­ слайд: Воспитатель: А вот первые рептилии чаще предпочитали водную среду. Обзавелись  плавниками , ногами, хвостами  и челюстями. Водились в Пермском море и акулы ­ грозные хищники. Потом началась большая засуха, море стремительно высыхало. По миру  прокатились громадные природные катаклизмы. Многие виды массово вымирали. 7­й слайд:   Тогда и появились первые динозавры, но их окаменелых останков в крае на сегодня не  выявлено Воспитатель: Следующая остановка – природная. Неотъемлемым компонентом  современного ландшафта является животный мир. Если повезёт можно встретить косулю,  дикого кабана или фазана. В угодьях заповедника акклиматизирован и успешно себе  поживает обычный фазан.  Дикий кабан предпочитает лесистую и болотистую местность.  Кабаны держаться небольшими стадами и ведут в основном сумеречный образ жизни. В  целом, из млекопитающих обитает ёж обыкновенный , заяц­ русак, мышь полевая, хомяк  серый ондатра, лиса, кабан, косуля и даже барсук, енотовидная собака (впервые  искусственно подселены в 40­50­х годах). Водоплавающая дичь: крижень, гусь серый,  лысуха, чирка­трискунка, поганка. Лебедь­шипун предпочитает держаться самостоятельно  и конфликтует с другими пернатыми.8­й слайд: Воспитатель: Особую ценность имеют места, где произрастают лекарственные растения и  виды, которые охраняются: мать­и­мачеха , эфедра, зубровка, тысячелистник, боярышник  и другие. Пионы цветут в конце весны. В Красную Книгу занесены ковыль Лессинга,  полынь беловойлочная, рябчик русский, тюльпан змеелистый и некоторые другие. Шафран  сетчатый ­ декоративное растение, встречается в степях, лугах, лесах, при этом требует  открытого солнечного местоположения. Шиповник донецкий растёт на каменистых  склонах и отслоениях песчаника, занесён в Красную Книгу Украины и Красный  европейский список. 9­й слайд:Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и дозаправим наш «Времяход 2018». Физкультминутка «Времяход 2018». Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.) Заправляем «Времялет». (Полетели как самолеты.) Мах крылом туда­сюда, (Наклоны влево­вправо.) Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево­вправо.) Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты влево­вправо.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Опустили руки.) И на место все садись! (Сели на места.) Воспитатель: Продолжаем путешествие дальше. В Красную книгу Украины занесены  такие виды, как махаон, подалирий, желтобрюхий полоз, гадюка степная, гоголь, скопа,  орлан­белохвост, филин, барсук, выдра, степная мышовка, ночница прудовая (всего около  30 видов). 10­й слайд:   Воспитатель: Как вы думаете, если бы динозавры жили до сих пор , их бы занесли в  Красную Книгу? ( ответы детей) 11 –й слайд:Воспитатель:  Клебан бык охраняет фигура быка. Голова его повернута вправо, потому что слева и прямо его охраняют зоркий сокол и доблестный  богатырь –Колоксай.. 12­й слайд: 13­й слайд: Воспитатель: Пришла пора возвращаться в детский сад. Заводим «Времяход 2018»  знакомым стихотворением: Долины величавые, Раздольные поля. Цветущая, прекраснаяТы, Родина моя. Земля моя воспетая, Обильная краса, Где дремлют розы дивные Под песню соловья! Воспитатель:  Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось путешествие? Что больше всего  запомнилось? Осталось только распечатать фотографии и разместить их в уголке. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 302 г. ДОНЕЦКА»     КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: « ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА РОДНОГО КРАЯ »ПОДГОТОВИЛА:  ДОМБРОВСКАЯ В.В. ВОСПИТАТЕЛЬ В разных частях земного шара природа имеет свои характерные черты. Даже на территории одной страны могут быть отличия. Поэтому родная природа для каждого человека – своя. Есть родная природа – простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы,  простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком  незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной,  необыкновенной.  ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Заповедники В Донецкой области имеется 3 отделения Украинского степного природного заповедника: ­ «Хомутовская степь» ­ «Каменные Могилы» ­ «Меловая флора» Национальный природный парк «Святые Горы» В 2003 году парк принят в Федерацию национальных и природных парков Европы  «Европарк». Региональные ландшафтные парки ­ «Донецкий кряж» ­ «Зуевский» ­ «Клебан­Бык» ­ «Меотида» ­ «Половецкая степь» Заказники ­ «Великоанадольский» (лесной) ­ «Белосарайская коса» (ландшафтный) ­ «Бердянский» (лесной) ­ «Гектовая балка» (ландшафтный) ­ «Приазовский» (орнитологический) ­ «Бакаи Кривой косы» (орнитологический) ­ «Яланчакские бакаи» (орнитологический) ­ «Новоселковский» (энтомологический) ­ «Старомихайловский» (энтомологический)­ «Круглик» (энтомологический) Ботанические памятники природы ­ «Балка Горькая» ­ «Урочище Грабовое» ­ «Маякская дача» ­ «Урочище Васильевка» ­ «Урочище Лес на граните» Зоологические парки ­ Докучаевский зоопарк ­ Донецкий городской аквариум Региональный ландшафтный парк «Клебан­Бык» Ландшафтный парк (создан в 2000г.) расположен на территории Константиновского района (на север от Белокузьминовки). Территория парка (а это более 2 тыс. гектар) представляет  собой живописную, гористую местность по оба берега Клебан­Быкского водохранилища, в  устье речки Бычок (приток реки Кривой Торец). Создание парка — это также дань  историческому прошлому. Эта местность тесно связана с историей Войска Запорожского и  его государства — славной Запорожской Сечи. Почти с 1500 года в царских грамотах,  выданных Войску Запорожскому о границах казачьих вольностей, встречается название  «Урочище речки Бычок», с 1600 года — «Клебина», а с 1720 года — «Клебан­Бык».  Недалеко от места слияния рек Бычок и Кривой Торец стояла казачья застава «Железная», название которой в наше время носит небольшое село неподалеку от города Дзержинска.