Занятие по теме «Изменения могут быть полезными и вредными одновременно».
Дедуктивное исследование (от общего к частному, гипотеза остаётся одна в результате отбора).
Обобщение: Изменения могут быть полезными и вредными одновременно.
Материал: Работы детей, выполненные дома (рабочий лист «Полезные и вредные изменения»). Тексты о природных изменениях, изменениях в природе, жизни людей. Рабочие листы.
Этапы проведения занятия.
Вспомнить какую тему изучаем. Что мы уже знаем об изменениях?
Обзор. Мотивация. Для возникновения проблемной ситуации используются работы выполненные детьми дома. (Одни и те же примеры оказались в разных группах, например: появление снежного покрова. Полезное - защищает корни от промерзания, вредное – лишает птиц возможности находить корм на земле.)
Вспомнить какое задание выполняли дома. Обратить внимание на то, что дети сделали классификацию изменений, проводя разделение примеров на 2 группы: полезные и вредные изменения.
Приводятся примеры (Дети называют свои примеры), которые оказались в группе полезных изменений, затем вредных, фиксируется противоречие: некоторые примеры попали в одну и другую группы. Что делать? Почему один и тот же пример попал в разные группы? Как сделать правильно?
Выслушиваются догадки детей, на их основе формулируется гипотеза для исследования (на доске): одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно. Нужно ли поискать факты, с целью проверки нашей гипотезы? Ведь пока не доказано, действительно ли может быть так, что одно и то же изменение будет полезным и вредным одновременно. Знак вопроса под гипотезой.
Исследование в малых группах. Определить роли, организовать работу.
Вспомнить правила работы в группах.
Внимательно работать с инструкцией, рабочим листом.
Обмен информацией. Выступление групп.
Оценка информации.
Подтверждение идеи фактами. Оценим найденные вами факты как подтверждающие гипотезу или нет. Факты, которые подтверждают гипотезу будем располагать на соответствующем месте схемы, а если факт не относится к доказываемой гипотезе или опровергает её, то его следует расположить справа от схемы.
Расположение под схемой.
Что можно сказать о нашей гипотезе? Можно ли её считать доказанной? Сделать заключение о доказанности гипотезы, снять с неё знак вопроса.
Подведение итогов. Попросить детей сделать заключение о причине расхождения в отнесении одних и тех же изменений в группу полезных и вредных изменений: Одни и те же изменения могут быть для кого-то полезными, а для кого-то вредными, т. е одно и то же изменение может быть полезным и вредным одновременно.
Вернуться к примеру появления снежного покрова. Что мы можем сделать для того, чтобы помочь птицам зимой? Высказывания детей.
Рабочий лист
Мы прочитали текст про _______________________________________
Пример изменения__________________________________________
Изменение полезное, потому что Изменение вредное, потому что
_____________________________________ __________________________________
_____________________________________ __________________________________
_____________________________________ __________________________________
_____________________________________ __________________________________
*Мы придумали свои примеры одновременно полезных и вредных изменений.
Технологическая карта для работы в группе.
1. Прочитайте текст.
2. Выделите примеры полезных и вредных изменений.
3. Заполните рабочий лист.
4. Соберите картинку и наклейте на лист бумаги.
5. *Подумайте и приведите свои примеры одновременно полезных и вредных изменений. В случае затруднения используйте картинку – подсказку.
6. Подумайте, как мы, второклассники, можем подействовать на это изменение, чтобы не было вреда для окружающего мира.
7. Приготовьтесь к выступлению.
Пластмассы.
Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами стало опасным. Огромное количество пластмасс заполнили все свалки. Растут полиэтиленовые сугробы и горы пластмассовых бутылок, упаковок и других изделий.
На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Люди радовались, что искусственные материалы помогают сохранять леса, другие природные запасы. А теперь учёные ломают голову, как поступить с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Некоторые пластмассы, когда разлагаются, выделяют ядовитые вещества. Другие пластмассы оказались очень устойчивыми и не могут разлагаться, поэтому накапливаются в огромных количествах.
Мусорные свалки сегодня можно встретить уже повсюду: в лесу, у дорог, в оврагах, вокруг дачных посёлков и других местах. Самое печальное, что большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают, что этот мусор вернётся к каждому человеку загрязнённой водой, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу, окажется отравленным и воздух.
Фабрики и заводы
Всем нужна чистая вода. Но вода загрязняется сточными водами фабрик, заводов и жилищ людей. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. Начинают болеть и погибать звери, рыбы, птицы, растения. В то же время трудно представить себе жизнь без промышленных предприятий. На них выпускают необходимую для людей продукцию, разнообразные машины.
Такие разные машины
Жизнь человека невозможна без машин. Они выполняют полезную работу. Одни машины перевозят людей и грузы. Другие приводят в порядок улицы. Третьи помогают строить дома.
Использование автомобилей
Автомобили интересуют всех, они нужны всем, потому что делают полезную работу – перевозят людей и грузы. Но существует и опасность – автомобилей становится всё больше, им тесно на дорогах и улицах. Автомобильные двигатели дымят и шумят. От этого люди утомляются, задыхаются, болеют. Плохо и животным, и растениям, и зданиям.
Уничтожение мух.
Кто из нас не отмахивался от надоедливых мух? Мешают нам летом – кружат везде, садятся на еду. Особенно много мух там, где есть пищевые и другие отходы. А в таких местах много болезнетворных микробов. Мухи могут переносить их, вызывая заболевания у людей и животных.
Так зачем же мухи? Почему бы не уничтожить их всех? Но ведь тогда исчезнет часть пищи для птиц и пауков, а значит их станет меньше. К тому же, поедая отходы животных, мухи «поддерживают в чистоте» наши леса. Не будь этих «никчемных», на первый взгляд, насекомых, Земля была бы намного грязнее.
Использование пластмассы.
Окружающие нас вещи сделаны из самых разнообразных материалов. Некоторые материалы дают нам растения и животные, другие люди добывают из-под земли. Поэтому человек сам научился изготавливать нужные материалы на предприятиях. Например, пластмассу.
Использование пластмасс помогает сохранить природные запасы Земли.
Но пластмассы оказались опасной частью бытовых отходов. Огромное количество пластмасс заполнило все свалки. А некоторые пластмассы при разложении выделяют ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению почвы, воздуха и воды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.