Конспект занятия по теме "Природа и мы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возраст детей: 5-7 лет (старший дошкольный возраст). Цель: расширить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе, связи человека с природой. Задачи: • формировать у детей представление о природных объектах и искусственных, созданных человеком; о природе живой и неживой. • закрепить представления детей о уже известных отличительных особенностях живой и неживой природы; • формировать представления о связи человека с природой (человек - часть природы). • развивать у детей внимание, тактильную чувствительность, ассоциативное и логическое мышление, воображение, речевую активность, воспитывать любовь к природе, • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.
Иконка файла материала Конспект занятия по теме Природа и мы.docx
Конспект занятия по теме "Природа и мы"  «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, позволь мне сделать самому – и тогда я постигну» Конфуций Возраст детей: 5­7 лет (старший дошкольный возраст). Цель: расширить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе,  связи человека с природой. Задачи:      формировать у детей представление о природных объектах и искусственных, созданных человеком; о природе живой и неживой. закрепить представления детей о уже известных отличительных особенностях живой и  неживой природы; формировать представления о связи человека с природой (человек ­ часть природы). развивать у детей внимание, тактильную чувствительность, ассоциативное и логическое мышление, воображение, речевую активность, воспитывать любовь к природе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в  коллективе и подгруппами. Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, социально­коммуникативное развитие, художественно ­ творческое развитие, физическое развитие.  Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческо­информационный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Актуальность проблемы Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа педагогов по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о          природных ресурсах, беречь их. Оборудование: экологическая комната (или запись звуков природы); «настенный модуль с мешочками» с картинками и дублирующими их объектами,  изображающими природу и «неприроду»; (Приложение1) игра «Пощупай и угадай» с объектами неживой природы (вода, песок, камень, и т.п.); игра «Что это?» (фигурка человека, ткань на рамке); схема природных компонентов, строительный конструктор типа LEGO, схемы для конструирования (Приложение3).  Проектирование совместной деятельности. Организационный этап: разучивание стихов с воспитанниками, подбор картинок и объектов «неприроды», живой и неживой природы, подготовка схем для конструирования по домашним творческим работам детей и  родителей. Непосредственно образовательная деятельность. ­ Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку по экологической комнате!? (Дети с  удовольствием соглашаются.) ­ Посмотрите вокруг. Что и кого вы видите? (Дети называют различных  животных, растения, объекты неживой природы). ­ А, как все это называется одним словом? (Природа) ­ А что оно означает? (Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.) ­Почему вы отнесли к природе растения, животных? А, вот скамейку или клетку для попугая, можно назвать природой? ( Нет, потому что они созданы руками человека.) Дети читают стихи о природе. (Приложение,2) Вывод: Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» ­ это все то,  что сделано руками человека. природы и «непироды». Предлагаю поиграть в игру «Угадай, что в мешочке». ­Проверим, действительно ли вы так хорошо разбираетесь в объектахВ мешочках спрятаны предметы природы и «непироды». Дети по очереди опускают руку в  мешочек, ощупывают предмет, называют его и достают. Называют, к чему он относится  природе или «неприроде», и доказывают почему. ­ Ребята, перед вами схема природы. Те у кого предмет природы положат его на стол рядом  со схемой , а те у кого предмет «неприроды» положат его на стол напротив. (Проверяем все  вместе).  ­ Я заметила, что предметы, которые вы нашли похожи друг на друга. Например, кит похож  на подводную лодку, стрекоза на вертолет. Попробуйте еще назвать пары природы и  «неприроды», которые похожи. (Дети сравнивают предметы. Получаются пары ­ слон и дом,  змея и шнурок, жираф и кран, цыплёнок и помпон.) Вывод: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. ­ Раз вы так хорошо справились, я предлагаю игру для смелых. Кто самый  смелый?  Игра «Пощупай и угадай». Дети ощупывают и называют объекты неживой природы. (Вода,  песок, земля, камни и ракушки и т.п. ) ­ Ребята, а это что природа или нет? Докажите, что это природа? (Все это  создано и существует без помощи человека.) ­Скажите, а чем в природе отличаются животные и растения от камней, песка? (Животные и растения живые, они движутся, им нужна пища, вода, воздух, солнечный свет, а  камням и песку они не нужны, они не движутся ­ неживые.) Дети расставляют имеющиеся  объекты неживой природы на стол к схеме. Вывод: Всю природу земли можно поделить на два огромных мира: мир живой и мир  неживой природы.  Физкультминутка: игра «Живая ­ неживая природа». Воспитатель показывает объекты  живой природы – дети двигаются, неживой – останавливаются и замирают. ­ Ребята, мы с вами сказали по природу и «неприроду». Узнали, что природа делится на  живую и неживую, а про кого мы забыли? Кто самый главный на земле?  Игра «Что это?» Если дети называют «человека», то проверяем, а если нет, то угадываем с  помощью игры. Ребенка выбираем считалочкой.­ Докажите, что человек – часть живой природы. (Он движется, питается, растет.) Человека  называют царем природы. Правильно ли это? (Ответы детей.) Человек ­ существо разумное,  мыслящее. На Земле он всех умней, Потому и всех сильней! Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений мест из обитания. ­ Как человек и мы с вами должны относиться к природе? (Бережно, заботливо.) Дети читают стихи (приложение3). Домашнее задание: ­ Ребята вам понравилось? Посмотрите, какие интересные работы  сделали своими руками дети и родители нашего детского сада! (Рассматривают выставку  работ.) А не хотите ли вы поучаствовать и вместе с родителями тоже сделать творческие  работы о природе? (Ответы детей). Мы ждем ваших работ! Они пополнят и украсят нашу  выставку. Образовательная деятельность в режимных моментах. Прогулки: наблюдение и рассматривание объектов природы и «неприроды», живой и неживой  природы, целевая прогулка в парк, предложить детям найти как можно больше объектов  природы и «неприроды», живой и неживой природы еще раз подчеркнуть, чем они  отличаются. Чтение художественной литературы: Л.Н.Толстой «Деревья дышат», К.В. Лукашевич «Добрая девочка», З. Топилиус «Три ржаных колоса», стихи (приложение2,3). Взаимодействие с семьей: В день проведения непосредственно образовательной деятельности организовать  выставку поделок для родителей воспитанников, с целью создания представления о проекте и обсуждения возможности их участия в нем. Предложить дома с детьми создать творческую работу на тему «Природа и мы». Труд: Уход за растениями и животными в экологической комнате. Игры: Игра «природа – неприрода». Если объект относится к природе, дети поднимают руки  вверх, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать обманные  движения. Игра с мячом проводится по аналогии с игрой «Съедобное ­ несъедобное». Если назван  объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.      Игра «Угадай, что в мешочке». Возможно, использовать «настенный модуль с  мешочками». Предложить детям определить, что в мешочке и к чему относится (объект  природы или «неприроды», живой или неживой природы). Игра «Что или кто это может быть?» Используется набор «Определи на ощупь».  Ребенок закрывает глаза, а другой дотрагивается до его руки сенсорным элементом. Он  должен предположить, что или кто это может быть и к чему относится (объект природы или «неприроды», живой или неживой природы). Продуктивно­конструктивная деятельность: Проводится по готовности домашних поделок. Задачи: Обобщить знания детей о природе; Упражнять в анализе схемы и создании конструкций по ней; Развивать конструкторские навыки, внимание, умение сравнивать, анализировать. На ковре рассыпать конструктор LEGO. Пришло БОЛЬШОЕ ПИСЬМО в нем есть страничка  для каждого из воспитанников. Что кому предложить разобраться вместе. Дети выбирают  схемы похожие на свои творческие работы.  ­ Рассмотрите свою схему внимательно: какого размера, цвета о сколько деталей  конструктора вам необходимо? Начните с самых маленьких деталей. Сосчитайте сколько их  на схеме. Подойдите к конструктору и выберите их. Потом средний размер деталей, затем  самый большой. Обобщающий этап: Выставка творческих работ воспитанников и родителей;    Выставка работ детей из конструктора LEGO;    Подведение итогов проекта, награждение.            Приложение 1. Картинки: стрекоза, вертолет, кит, подводная лодка, слон, дом, змея, шнурок, жираф, кран,  цыплёнок, помпон. Предметы: стрекоза, вертолет, кит, подводная лодка, слон, дом, змея, шнурок, жираф, кран,  цыплёнок, помпон. Приложение 2. Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья.  Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья.  Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом.  Л. Дайнеко Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые природы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец? С. Кирсанов