Конспект занятия "Сороки" направлен на ознакомление дошкольников в традициями народного праздника.Конспект занятия может быть использован в детских объединениях "Юный эколог",дополнительное образование дошкольников.В конспекте "Сороки" встречаются песни,загадки,конкурсы,стихи. Рассказывает об истории праздника наступления весны и встречи перелетных птиц.Используются в конспекте игровые технологии.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
Педагог дополнительного образования:
Шапкина С. Ю
Раздаётся пение птиц, выходит хозяюшка.Хозяюшка:
Здорово ночевали! Позвольте представиться. Я Авдотья Ивановна. Доброго
здоровья, честной народ!
Приятно видеть вас в добром здравии. Сейчас я вам поведаю, как в далёкую
старину праздники праздновали.
Ведущая:
Сегодня день необычный, день прилёта птиц. В народе так говорили об этом
дне.
Когда вода разольется,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают
Тогда и весна приходит.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ХОРОВОД « КАК У НАШИХ У ВАРОТ».
Хозяюшка:
А еще этот день называется Сороки. Слово это старинное, да необычное. Кто
знает, что оно означает?
Это значит летят 40 птиц.
ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»
Сорока:
Этот день еще называют днем весеннего равноденствия.
Хозяюшка:
А кто из вас знает, что такое равноденствие?
Ответы детей.
Именно в этот день День и Ночь силами меряются, да равняются. И пока не
станут они равные не видать нам весны, не слыхать нам голосов птиц
перелетных. Вот так.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ.
День:
Солнце в небе появилось,
Засветилось, покатилось!
Посмотри в свое окно –
Всем на улице светло.
Здравствуйте, дорогие друзья.Хозяюшка:
Кто к нам пожаловал, яркий как солнышко? (День)
Ночь:
Ночью на небе луна,
Очень строгая она.
У нее холодный свет,
Но не зря пришла она
Чтоб природа отдыхала
Сон да покой наш oохраняла! Здравствуйте!
Хозяюшка:
Дети кто это? (ночь)
Ах, гостюшки дорогие, зачем пожаловали?
День:
А мы вот песни ваши да пляски услышали и пожаловали.
Ночь:
Вы тут празднуете, каждый год все одно и тоже. А нас вот никто не спрашивает,
хотим мы равняться, или нет?
День:
И то, правда! Не хотим мы больше друг другу уступать. Я хочу весь день
хозяйничать!
Ночь:
А вот и нет, это я хочу, что б никакого дня вообще не было! Все время ночь, да
ночь – сонное царство. Тишина.
Хозяюшка:
А вы, гости, как думаете что важнее день или ночь? Для чего нужен день? А
для чего ночь? (ответы детей).
Люд честной, я думаю, что день и ночь надо помирить, уровнять! Поможете
мне? Есть у меня средство старинное. А как называется – вы мне скажите!
Показывает коромысло…
А помирить их можно, если равновесие нанести. Мы должны постараться, ведь
от нас все зависит. Наступит ли весна, прилетят ли птицы, запоют ли песни
звонкие?
День и ночь садятся возле коромысла.Хозяюшка:
Зимой ночь длинная, а день короткий. Нужно их уровнять, что бы встречу
весны начать . Как это можно сделать?
(вносятся шарики – грузила, и дети по очереди их опускают в ведра на
коромысле)
зимой солнце сквозь слезы смеется.
снег в полях – хлеб в закромах
зима не лето – в шубу одета
летом заяц серый – зимой белый
снег холодный, а от стужи укрывает
мороз не велик, да стоять не велит
зимой съел бы грибок, да снег глубок
в зимней шубке и морозы шутка
в зимний холод всякий молод
зимой снег лежал, а весной побежал
вздел, ярило зиму на вилы
коли грач прилетел, через месяц снег сойдет
весной посеешь в срок урожай будет высок
потрудись весной – сытым будешь зимой
прилетел скворец – зиме конец.
Равновесие на коромысле восстановилось.
Хозяюшка:
Ай, да молодцы! Какое дело полезное сделали. Ты, ночь не обижайся, что
пришлось тебе права свои уступить – таков уж закон природы.
Ребенок:
Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела
Весь хлеб поела.
ХОРОВОД» ЗЕЛЕНЕЙСЯ, ЗЕЛЕНЕЙСЯ МОЙ ЗЕЛЕНЫЙ САД»
Хозяюшка:
А теперь окликаем жавороночков, по старинному! Ведь они с теплых краев
прилетают. А в какой это стороне света? На юге. Значит, нужно их кликать с
юга. А как определить где юг? (Ответы детей)Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам, Жаворонушки!
Нам весну красну, да тепло летечко, Жаворонушки!
Нам зима то надоела, много хлебушка поела, Жаворонушки!
А воды то полила за три колодезя, Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на матушки замотали, Жаворонушки!
На базарик натаскали, за копейку продавали, Жаворонушки!
За копейку продавали, детям хлебу покупали ,Жаворонушки!
Хозяюшка:
Нет, не летят к нам жаворонки, а ведь пока не прилетят, весна то не начнется.
Кто же нам поможет? Кто утешит?
А я слышу, как жаворонок вдалеке песенку поет…
ИГРА «Жаворонок»
Ведущая:
Отовсюду слышаться переклички зазывающие птиц весну. У нас на празднике
много гостей собралось, давайте поздороваемся друг с другом.
(дети делятся на группы)
1я группа
Жаворонки прилетели
Весну – красну окликали
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.
2я группа
Солнышко, солнышко
Выгляни на бревнышко
Там детки сидят,
Там детки сидят
3я группа
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Выгляни в окошко
Дам тебе горошка.Все птицы торопятся домой, возвращаются с юга. Я буду рассказывать вам о
птицах, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово,
обозначающее не птицу.
Прилетели птицы:
Голуби
Синицы
Мухи
Стрижи
Аисты
Вороны
Галки
Макароны
Голуби
Куницы
Чибисы
Чижы
Кукушки
Комары
Аисты
Кукушки
Совы
Ватрушки
ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА ЧЕРНОЗЕМ»
Хозяюшка:
А у нас девчата есть
Невозможно глас отвесь
И красивы и умны
И добры и веселы
А хозяйки, просто класс
Шьют, стирают, вяжут, ткут
А как песню запоют
Ноги сами в пляс идут.
Сороки – еще можно назвать детским праздником, потому что женщины
накануне месили тесто и пекли жаворонков. И для вас ребята повара напекли
птичек жаворонков.
На подносе вносятся птички.Вот они ароматные, возьмем их в руку и споем закличку…
Ой, вы жаворонки, Жаворонушки,
Летите в поле,
Несите здоровье
Первое коровье,
Второе – овечье
Третье – человечье.