Конспект занятия "Справедливость и сочувствие" разработан для воспитанников детского дома с целью воспитания высоконравственной личности. Ребята закрепляют значение нравственных категорий «справедливость», «сочувствие». Работая с карточками, отвечая на вопросы, рассуждают о применении этих качеств в жизни, развивая навыки самопознания, конструктивного взаимодействия.
            
        
        
        
                    
                
                    Справедливость и сочувствие
Цель: Воспитание высоконравственной личности
Задачи:
1. Познакомить   с   содержанием   нравственных   категорий
«справедливость», «сочувствие»;
2.
Развитие
 
навыков
 
самопознания,
 
конструктивного
взаимодействия.
Оборудование: карточки с текстом рассказов – для ведущего, плакат
схемы достойного выхода из ситуации.
Ход занятия
1.  Приветствие.
2.  Вступительное слово.
Как   вы   думаете,   что   такое   справедливость?   (Обсуждение.   Вывод:
справедливость – отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более
подробно разобраться в этом.
3.  Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А)   Текст:   «Таня   и   Серёжа   играли   в   песочнице.   Серёжа   строил
песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить
дорогу   к   городу,   которая   будет   проходить   через   пещеру.   Дети   начали
спорить и кричать».
   Как   вы   думаете,   как   нужно   было   поступить   по   справедливости?
(Обсуждение).
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла
кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь,
размазня? Заживёт твоё колено»».
 Как вы оцениваете  поступок  Андрея? Как нужно было  поступить
Андрею?
 Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (23
минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
 будете драться
 станете кричать, плакать, ругаться
 сделаете вид, что всё хорошо
 будете доказывать, что с вами поступили несправедливо
 перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г)   Давайте   вспомним   мультфильмы,   где   представлены   ситуации,
которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными
ситуациями.
3.2.  Игра с элементами тренинга «Это здорово».Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники стоят в кругу. Ктонибудь выходит из них в круг и говорит
о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое
высказывание   все   те,   кто   стоит   в   кругу,   должны   хором   ответить   «Это
здорово»   и   одновременно   поднять   вверх   большой   палец.   Выходят   все   по
очереди.
4.  Закрепление.
   Давайте   обсудим   следующую   ситуацию:   «Однажды   Маша   не
выучила   стихотворение.   И   она   решила   обмануть   учительницу.   Маша
подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет
меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и
я   не   смогла   выучить   стихотворение.   А   ты   подтверди».   Но   лена
отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не
буду с ней больше дружить»».
 Кто   поступил   справедливо?   Почему?   Как   оцениваете
поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 34 минуты).
4.1  Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель:    обучение конструктивным   способам   выхода   из   конфликтных
ситуаций.
 Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации:
с  кемто  ссорится, получает  незаслуженные  обвинения. Каждый  посвоему
выходит из подобных ситуаций – ктото обижается, ктото «сдаёт сдачи»,
ктото пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной
ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание:   Вспомнить   и   рассказать   ситуацию,   когда   вас   или   ваших
знакомых   обидели.   Этот   участник   выступит   в   роли   того,   кого   обидели,   а
другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается
достойно выйти из ситуации.
4.2  Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как
итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
1.   Начни   разговор   с   точного   описания   ситуации,   которая   тебя   не
устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
2.   Вырази   чувства,   возникшие   у   тебя   в   связи   с   этой   ситуацией   и
поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
3.   Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи
ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий
раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
4.  Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не
изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»,
«Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.5  Подведение итога. Прощание.