Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Юрлинский детский сад № 3
Вестники весны
Работу выполнила
старший воспитатель
Жикина Надежда Васильевна2017
Социально – коммуникативное развитие в подготовительной группе
Тема: Вестники весны
Цель: Познакомить с некоторыми видами перелетных птиц, обитающих на
нашей территории.
Задачи: Дать биологические понятия «водоплавающие птицы», «певчие
птицы»; содействовать расширению словарного запаса (ознакомление с
названиями некоторых перелетных птиц); познакомить с новой птицей –
трясогузкой. Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные
слова (галка галчонок, скворец скворчонок, кукушкакукушонок).
Способствовать развитию мелкой моторики (конструирование из салфеток),
развитию навыка самостоятельной работы после показа и объяснения
педагогом. Воспитывать любовь к природе родного края.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением разных
перелетных птиц, отгадывание загадок, экскурсии в музей, наблюдения за
изменениями в природе, беседа о весне, прослушивание голосов птиц, игры в
настольно – печатные «Птицы» (зимующие, перелетные), раскрашивание птиц
разного вида, складывание птиц из бумаги (приемом оригами), составление с
детьми описательных рассказов о птицах.
мяч среднего размера,
Наглядность:
передвижной экран, компьютер; схемы алгоритм изготовления лебедя,
ножницы, квадрат 3 х 3 цветной бумаги красного цвета, салфетки белого
мультимедийный проектор,
цвета, клей ПВА, фломастер черного цвета – на каждого ребенка; «пруд»
заранее закрашенный ватман А1 синего цвета.Форма организации: игра – экскурсия.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята приглашаю вас в круг поиграть. Скажите, скворец,
ворона, орел, кукушка – это одним словом кто?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Давайте поиграем в игру «Кто чей?».
Педагог кидает по очереди мяч в руки детям, и называет какуюлибо
птицу, а возвращая мяч, ребенок называет птенца этой птицы.
Дети встают в круг, педагог в центре с мячом.
Воспитатель: Скворец –
Дети: скворчонок.
Воспитатель называет птиц: галка – (галчонок), кукушка – (кукушонок),
ворона – (вороненок), орел – (орленок), гусь – (гусенок), журавль –
(журавленок), скворец – (скворчонок)…
Воспитатель: Ребята, кто догадался, о ком мы будем сегодня говорить?
Дети: О птицах.
Воспитатель: Верно. Но мы не просто будем беседовать, мы отправимся на
экскурсию в «музей». Дети, давайте вспомним, как себя нужно вести в музее?
Дети: Не шуметь, руками ничего не брать, не бегать по музею, слушать
спокойно о чем говорят.
Все входят в «музей». Воспитатель включает презентацию. Дети встают
полукругом перед экраном.Воспитатель: Какое время года у нас сейчас?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие изменения мы наблюдаем в природе?
Дети: Солнце стало теплее греть, день стал длиннее, снег тает, везде лужи.
Воспитатель: Какие изменения происходят в живой природе?
Дети: Набухают почки на деревьях, начинает расти трава, возвращаются
перелетные птицы из теплых стран.
Воспитатель: Почему птицы осуществляют свои перелеты каждый год?
Дети: В наших краях они выводят птенцов и выкармливают их.
Воспитатель: Дети, как вы понимаете выражение «вестники весны»?
Дети: Это значит, по какимто признакам мы узнаем, что наступила весна.
Воспитатель: Хорошо. По каким признакам вы можете догадаться, что
пришла весна?
Дети: Появляются первоцветы, прилетают с теплых стран птицы.
Воспитатель: Первыми весной возвращаются водоплавающие птицы. (слайд)
Так, лебедькликун прилетает, когда в лесах еще лежит снег. А названа так
эта птица за свой громкий и чистый голос. Клюв у лебедя, как и у
большинства водоплавающих птиц, широкий и плоский. Эта птица не ныряет в
воду, а только погружает в нее голову и шею и через клюв, как сквозь сито,
отцеживает разных мелких водных животных.
(у экрана рассказывает Ваня). Журавль
насекомыми. Гнездо строит обычно недалеко от воды.
(слайд) питается семенами и(у экрана рассказывает Даша). Грач (слайд) ростом примерно с ворону. Но
весь он черный, с красивым металлическим блеском. Грачи всеядны, но
главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они
находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Гнездятся на деревьях,
большими колониями. Гнездо строят из сухих сучьев, выстилают сухой травой
иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а так же используют
различный мусор.
(у экрана рассказывает Аня). Скворец (слайд) черная птица с металлическим
блеском и серебристыми пестринками, коротким хвостом. Скворцов можно
увидеть на деревьях или на какой – нибудь лужайке, где они разгуливают,
собирая корм. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках
– скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.
Воспитатель: Трясогузка (слайд) небольшая птица, ростом с воробья, но
очень стройная. Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди
большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки. Ноги
длинные. Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле,
беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда
поёт свою весёлую песенку циныцури. Трясогузка – одна из самых полезных
птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе.
Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по
грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего
можно встретить около воды и жилища человека.
(у экрана рассказывает Захар). Насекомыми питается иволга (слайд)
птица с ярко – желтым оперением. Любит полакомиться волосистыми
гусеницами, которых не едят многие птицы. За красивый свист ее называют
лесной флейтой.Воспитатель: Певчие птицы – лесные жители, но в поисках корма они могут
поселиться и по соседству с жильем человека. Ведь рядом с человеком
многим животным прокормиться проще, чем в дикой природе. Одна из птиц,
селящихся вблизи человеческого жилья, деревенская ласточка (слайд). У
нее оперение сверху черное, снизу белое. Крылья изогнутые и заостренные,
хвост раздвоенный. Ласточка прекрасный летун. А еще у этой птицы хорошее
зрение – она может видеть летящую добычу на большом расстоянии.
Одни птицы живут отдельными «семьями», другие – группами, но при
перелетах на зимовку и обратно почти все птицы собираются в большие стаи.
И сегодня я предлагаю вам собрать птичью стаю.
Какую птицу будем изготавливать вы узнаете, отгадав загадку:
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (лебедь)
Воспитатель приглашает детей за столы. На которых уже лежат
ножницы, квадрат 3 х 3 цветной бумаги красного цвета, салфетки белого
цвета, клей, фломастер черного цвета.
Объяснение изготовления лебедя:
Скручиваем полоску белой салфетки, так чтобы половина полоски была
в форме жгутика, а другая осталась присборенной.
Жгутик складываем так, чтобы получились шея и голова лебедя.
Вторую половинку расправляем – это туловище и крылья.
Из квадратика красного цвета вырезаем клювик и закрепляем его клеем.
Глаз добавьте сами.
Подготовленный силуэт приклеим на основу.
У педагога на столе лист ватмана закрашенный в голубой цвет (пруд). Дети
подходят с готовым силуэтом лебедя и «поселяют» в пруду.Воспитатель: Дети, мы обязательно возьмем с собой в группу наш «пруд» с
лебедями и вы сможете добавить недостающие элементы (камыши, волны). А
сейчас, скажите пожалуйста, каких птиц вы запомнили которые прилетают к
нам первыми.
Дети: лебедь – кликун, журавль, грач…
Воспитатель: Кто назовет птицу, которую вы раньше не знали, а сегодня с
ней я вас познакомила?
Дети: Трясогузка.
Воспитатель: Сегодня обязательно дома расскажите, что новое вы узнали в
«музее».
Воспитатель предлагает вернуться в группу, взяв с собой «пруд» с
лебедями.Приложение
Алгоритм выполнения лебедя