Тема: «Весёлый этикет»
Цель: Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол. Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Задачи:
Воспитательные:
— воспитывать элементарные правила этикета за столом;
— воспитывать аккуратное отношение к продуктам питания;
Развивающие:
—совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами (столовыми, чайными);
Образовательные:
—сформировать представления и понятия о сервировке стола.
Работа над словарем:
стеклянный, металлический, глубокая, мелкая, большой, маленький, высокий, низкий.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Создать условия для систематизации знаний о понятии этикет.
Виды детской деятельности в занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Интеграция с образовательными областями:
«Социально-Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: Тарелки (глубокие и мелкие, вилки, ложки (чайные и столовые, стаканы (высокий и низкий, стеклянный, чашки с блюдцами, бокалы, сахарницы, конфетницы, пирожковые тарелки, кусочки хлеба, масленка с маслом, поднос под ножи, точилка для ножа, скатерти, салфетки бумажные, фартуки, сушки, Петрушка. Атрибуты: тарелка, вилка, ложка, нож. Силуэт «ножа – мужчины», ширма, набор столовых ножей (по количеству детей).
Конспект занятия «Веселый этикет»
Тема: «Весёлый этикет»
Цель: Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах.
Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в
умении украшать стол. Продолжать закреплять умение сохранять
правильную позу во время еды.
Задачи:
Воспитательные:
— воспитывать элементарные правила этикета за столом;
— воспитывать аккуратное отношение к продуктам питания;
Развивающие:
—совершенствовать навыки поведения за столом и владения
различными предметами (столовыми, чайными);
Образовательные:
—сформировать представления и понятия о сервировке стола.
Работа над словарем:
стеклянный, металлический, глубокая, мелкая, большой, маленький,
высокий, низкий.
Создание среды для организации и проведения занятия:
Создать условия для систематизации знаний о понятии этикет.
Виды детской деятельности в занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательноисследовательская.
Продуктивная.
Интеграция с образовательными областями:
«СоциальноКоммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: Тарелки (глубокие и мелкие, вилки, ложки (чайные и
столовые, стаканы (высокий и низкий, стеклянный, чашки с блюдцами,
бокалы, сахарницы, конфетницы, пирожковые тарелки, кусочки хлеба,
масленка с маслом, поднос под ножи, точилка для ножа, скатерти,
салфетки бумажные, фартуки, сушки, Петрушка. Атрибуты: тарелка, вилка,ложка, нож. Силуэт «ножа – мужчины», ширма, набор столовых ножей (по
количеству детей).
Ход непосредственно образовательной
деятельности.
Будьте добры и будьте любезны.
Вежливые слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать любому.
В начале занятия воспитатель создает ситуацию, в которой дети сами
находят красивую коробочку. Обыгрывает ее: «Интересно, что в этой
коробочке? Как вы думаете? (Высказывания детей.) Давайте посмотрим!».
Воспитатель берет металлические ложки – чайную и
столовую. Спрашивает: «Чем похожи эти два предмета? Правильно, они
сделаны из одного материала, из металла, они металлические.
Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются? (Одна ложка –
большая, другая – маленькая). Да они отличаются размером. Для чего
нужна чайная ложка, а для чего столовая? Какие стеклянные предметы вы
видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются?
Для чего они нужны?»
Воспитатель поочередно поднимает два однородных предмета
и говорит: «Эта тарелка глубокая, а эта? (мелкая).
Эта ложка столовая, а эта (чайная).
Один стакан высокий, а другой… (низкий).
Мы с вами знакомы со многими столовыми приборами, а сегодня
познакомимся еще с одним. Появляется изза ширмы и «оживает» у них на
глазах.
Нож: Здравствуйте! Я так хотел в гости!
Воспитатель: Вы знаете кто это? Хотите познакомиться? Давайте
послушаем этого господина. Узнаем, кто он и зачем пришел.
Нож: Я столовый нож. Вы уже знакомы с моими сестрами – Вилкой и
Ложкой? (Да).
А для чего они вам нужны? (Ответы). Правильно.
Вилка и ложка помогают вам есть. Я тоже вам буду помогать.
Посмотрите похож я на сестренок? (Ответы детей).
Взрослый обращает внимание на наличие ручки – она необходима,
чтобы было удобнее держать нож в руке. А еще у меня есть лезвие. С
одной стороны оно острое. Лезвием можно резать мясо, отрезать хлеб,
масло. Но, чтобы лезвие было острым его точат.Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как точат нож.
Физкультминутка: «Точим нож!»
Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.
Будет резать он
Припасы:
Масло,
Сало,
Хлеб,
Колбасы,
Помидоры,
Огурцы…
Угощайтесь,
Молодцы!
Нож: Я помогаю людям с давних пор, хочу и с вами подружиться.
Воспитатель: И ребята хотят с тобой подружиться, даже сценку
подготовили для тебя? Посмотри, пожалуйста.
«Королевство столовых приборов»
…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве
столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки,
ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева
Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет
никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе
как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и
перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго
спорили они и решили идти за советом к тарелке.
Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с
поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место
занимать на столе?» И, конечно же умная тарелка дала им совет:Ребенок с атрибутом тарелки:
Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу?
Рядом ложку положу,
Вилку положу я слева,
Чтоб зубцами вверх смотрела.
Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с
тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица.
Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от
тарелки, а вилки зубцами вверх слева.
Нож: Спасибо ребята. А я привел к вам своих младших братишек –
ножей. Они будут вам помогать, постарайтесь с ними подружиться (отдает
воспитателю набор ножей – для рассматривания и работы).
Воспитатель: (раздав их детям).
Потрогайте ножи, каждый свой. Какой он? Легкий или тяжелый?
Теплый или холодный? Из чего сделан? Посмотрите у ножа есть
ручка (дети показывают) и острое лезвие. С ножом надо обращаться
осторожно. (Ребенок собирает ножи на поднос). Теперь мы знаем для чего
нужно использовать столовый нож. А кто из вас хочет показать, где
располагается нож на столе и накроет стол к обеду. (Несколько детей
накрывают стол к обеду и комментируют, остальные дети и нож проверяют
его. Предложить другому ребенку убрать со стола приборы). Ну вот мы и
познакомились с нашим гостем. До свиданья нож! (Нож уходит).
Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться
угощеньем.
Петрушка:
Эй, ребята, налетайте,
Сушки. Пряники хватайте!
Чтоб досталось повкусней,
Друга оттолкни скорей!
Не давай ему конфеты.
И печенья не давай,
Лучше это угощение,По карманам распихай!
Воспитатель:
Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей?
Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.
Петрушка: Не поверю никогда, чтобы вежливой была такая «мелкота».
Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные,
но еще они много знают и умеют. Например, могут накрыть стол по всем
правилам чайного этикета.
Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто
быстро и правильно накроет на стол». (Выходят два ребенка, и проводится
игра).
Петрушка проверяет правильно ли выполнено задание, все ли чайные
приборы стоят на месте и почему они должны быть расположены именно
так).
Петрушка:
Все сумели, все успели аккуратно сделать.
Прежде чем на стол поставить.
Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки.
Чашки, ложки лежат в ряд,
Стол накрыт для всех ребят.
Воспитатель: А сейчас давайте ребята покажем Петрушке, как вы
умеете сами делать бутерброды к чаю. Проходите за стол… (После того
как дети рассядутся, взрослый дает каждому ребенку чистый нож).
Показывается, что кусочек хлеба нужно взять в левую руку, одним краем
положить на пирожковую тарелку; правой рукой взять нож и размазать
масло по хлебу, (кусочек масла на хлеб взрослый кладет сам) дети делают
бутерброд. Воспитатель оказывает помощь и поддержку всем, кто в этом
нуждается. Петрушка поощряет детей.
Петрушка: Ой ведь, я же вам принес угощение (сушки). Угощайтесь,
угощайтесь, милые ребята! А мне пора! Всем спасибо за внимание, за
задор и звонкий смех, за огонь соревнования, обеспечивший успех! Вот
настал момент прощанья, будет краткой моя речь. Говорю всем до
свиданья! До счастливых новых встреч!
Воспитатель: Приятного аппетита!
(Дети пьют чай с бутербродами, сушками).