Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)
Оценка 4.6

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
21.01.2018
Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)
конспект занятия для ознакомления учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека, с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека, провести тест для закрепления изученного материала.
витамины.docx
государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект занятия  «Витамины» Воспитатель: Осина Н.М. Г.Чапаевск 2017 год Цель:  познакомить   учащихся   с   понятием   «витамины»,   определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека. Задачи:  а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов;   содержания   их   в   продуктах   питания;   условиях   сохранения   и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.  б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.   Формировать   умения   самостоятельно   работать   с   текстом   и рисунками,   данными   в   учебнике,   извлекая   из   них   нужную   информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи. в)   воспитательная:   формирование   положительной   мотивации   на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать   проблемные   вопросы   и   делать   выводы,   понимать   важность сохранения своего здоровья. Орг. момент. Учитель: Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме  Ход урока. человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их  особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов  на организм человека. Изложение нового материала.    Что такое витамины? Что между ними общего? Витамины  (от лат.  вита – жизнь) ­  особые органические  вещества, жизненно   необходимые   для   организма.   Витамины   присутствуют   в   пище   в ничтожно   малых   количествах,   но   играют   очень   важную   роль   в   процессах обмена, так как входят в состав многих ферментов. Они участвуют в синтезе ферментов.   Большинство   витаминов   содержится   в   пищевых   продуктах, некоторые синтезируются в организме. Для нормальной жизнедеятельности организма нужны около 20 витаминов. Если организм вообще не получает витаминов, человек погибает. Витамины   были   открыты   в   1880   г.   русским   врачом   Николаем    доктор   медицины,   российский   и уа аа Ив новичем   Л ниным   (1853   ­   1937)   ­ советский педиатр, автор учения о витаминах.  Н. И. Лунин   взял   две   группы   мышей.   Одну   кормил   натуральным коровьим   молоком,   а   другую —   смесью   белков,   жиров,   углеводов   и минеральных   солей,   по   составу   и   в   соотношениях   полностью соответствовавших   коровьему   молоку.   Вся   вторая   группа   мышей   вскоре погибла,   что   позволило   Николаю   Ивановичу   высказать   соображение   о содержании в молоке (как, впрочем, и любой другой пище) неизвестных, но необходимых для жизни веществ в крайне малых количествах. Таким образом Н.   И.   Лунин   экспериментальным   путем   доказал,   что   жизнь   животных возможна лишь тогда, когда в их пище кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей есть еще и витамины. Правда, сам термин «витамины» появился   только   в   1912   г.   Суточная   доза   всех   необходимых   витаминов   – около 180 – 200 мг.  Гиповитаминоз  –   это   состояние   организма,   которое   вызвано снижением количества одного или нескольких витаминов в организме. Проще говоря, это – витаминная недостаточность.  Авитаминоз  –   полное   отсутствие   или   недостаток   в   организме витаминов.  Гипервитаминоз   ­   избыток   витаминов   в   организме.  Чрезмерное употребление   витаминов   тоже   вредно   для   организма,   происходит   его отравление витаминами – гипервитаминоз. Названия витаминов обозначаются заглавными латинскими буквами. Например, А, В, С, Д и т. д. Иногда рядом с буквами   пишутся   цифры.   Эти   цифры   указывают   на   порядок   открытия витаминов. Например, В1, В2, В6, В12 и т. д. Гиповитаминоз – заболевание, которое возникает при недостаточном поступлении витамина в организм. Авитаминоз   –   заболевание,   которое   возникает   при   отсутствии витамина. Гипервитаминоз   –   заболевание,   которое   возникает   при   избыточном поступлении витамина в организм. Классификация витаминов. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В. Жирорастворимые – А, D, Е, К. Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при   нагревании   пищевых   продуктов.   Натуральные   витамины   содержатся   в продуктах   растительного   и   животного   происхождения   и,   за   редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека. Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое   называется  гипервитаминозом.   Обычно   это   наблюдается   при употреблении   синтетических   препаратов   витаминов   и   сопровождается самыми   разнообразными   признаками   отравления.   Наиболее   токсичными являются   витамины   А   и  D  которые   часто   дают   маленьким   детям.  Иногда гипервитаминоз   А   возникает   при   приеме   в   пищу   продуктов,   содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых   витаминов   наиболее   токсичным   является   витамин   B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При   длительном   приеме   витамина   B6  может   наблюдаться   повышение свертываемости крови. Свойства   витаминов  (Где   содержится?   Значение   для   организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). На Где содержится Значение для  Какие  звание  витамина организма болезни развиваются при недостатке  витамина Ви Рыбий жир, яичный  Участвует в  При  тамин А желток, морковь,  абрикосы, помидоры  содержат растительный  пигмент – каротин, из  которого в печени  человека образуется  витамин А обмене белков,  углеводов, минеральных солей, усиливает  сопротивляемость  организма к  инфекционным  заболеваниям недостатке витамина возникает «куриная  слепота» ­  заболевание, при  котором человек  теряет способность  видеть в сумерках Ви Хлеб грубого  тамины  группы В помола, дрожжи, печень,  молоко, шпинат В2 активно  участвует в клеточном  дыхании, регуляции  деятельности ЦНС. В6 участвует в  белковом обмене,  уменьшает отложения на стенках кровеносных  сосудов холестерина,  ведущие к развитию  атеросклероза,  ожирению печени,  появлению камней в  желчном пузыре. В12 регулирует  образование клеток  крови – эритроцитов и  тромбоцитов, участвует  в обмене белков. Ви Свежие овощи и  Регулирует  тамин С фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста обмен белков и  углеводов. При  недостатке витамина развивается  заболевание под  названием бери­бери, при котором  появляется быстрая  утомляемость,  потеря аппетита,  резкое исхудание. Недостаток  витамина приводит к нарушению зрения,  заболеваниям кожи,  слизистых оболочек,  выпадению волос. Недостаток  приводит к развитию малокровия. При  недостатке  повышается утомляемость,  появляется слабость, уменьшается  сопротивляемость к  инфекциям. Полное его  отсутствие в пище  приводит к  тяжелому  заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости  развивается одышка, кровотечение из  десен,  кровоизлияния в  коже и мышцах,  выпадают зубы. Недостаток  витамина приводит к размягчению костей, их деформации –  рахиту. Недостаток  витамина приводит к нарушению  деятельности  пищеварительной  системы. Кожа  такого человека  темнеет,  покрывается  язвочками. Ви Рыбий жир,  тамин D Ви тамин РР ультрафиолетовые лучи  способствуют выработке  этого витамина в коже,  яичный желток, печень  рыбы, жирная рыба, масло. Дрожжи,  неочищенный рис, печень,  яичный желток, молоко Участвует в  обмене кальция и  фосфора, формирование костей и мышц. Обеспечивает  нормальное протекание  в организме  окислительно­ восстановительных  процессов. Участвует в  образовании гормонов  надпочечников. Ви капуста, тыква,  К необходим для тамин К свекла, печень, мясо,  клубника, шпинат, томаты нормальной  свертываемости крови. Ви содержится в  влияет на  тамин Е кукурузном и  подсолнечном масле,  зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле. функции эндокринной  системы, помогает  бороться со старением  клеток Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что   высокая   температура   разрушает   витамин   С   и   значительно   снижает содержание   витаминов   группы   В.   Одним   из   лучших   методов   сохранения продуктов   со   сравнительно   небольшими   потерями   витаминов   является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания. Охлаждение   предусматривает   поддержание   в   толще   продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме   клеток   кристаллов   льда.   Особенно   ценным   является   метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание. Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность   витаминов   вакуумная   сушка.   Она   проводится   в   условиях разрежения при температуре не выше 50 °С. Одним   из   способов   сохранения   витаминов   является   квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.  Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам? Питательные   вещества  ­   это   органические   соединения,   которые являются   для   организма   источником   энергии   и   строительным   материалом. Основными   питательными   веществами   являются   белки,   жиры   и   углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины,   минеральные   соли   и   вода,   без   которых   невозможна   нормальная жизнедеятельность организма.  Витамины ­ это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. Источники   поступления   витаминов   в   организм   человека. Необходимые дозы витаминов.    Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют   о дефиците витаминов у большей части населения России.   Наиболее   эффективный   способ   витаминной   профилактики   ­ обогащение витаминами массовых продуктов питания. Витаминизация   (иногда   в   комплексе   с   обогащением   минеральными микроэлементами)   позволяет   повысить   качество   пищевых   продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения: а) выбор подходящего продукта для витаминизации б) определение уровня витаминизации в) разработка системы контроля ОСНОВНЫЕ   ГРУППЫ   ПРОДУКТОВ   ПИТАНИЯ   ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:  ­мука и хлебобулочные изделия ­ витамины группы В ; ­продукты, детского питания ­ все витамины ; ­напитки, в том числе сухие концентраты, ­ все витамины, кроме А, D; ­молочные продукты ­ витамины A, D, E, C;  ­маргарин, майонез ­ витамины A, D,E; ­фруктовые соки ­ все витамины, кроме A, D;  Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо   постоянное   их   поступление   извне.   Количество   витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо­ и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее   количество   витамина   необходимо   для   лечения   уже   развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой. Некоторые   люди,   предполагая,   что   витамины   «не   повредят», принимают   их   в   чрезмерных   количествах.   Состояния,   при   которых наблюдаются   передозировки   витаминов,   называются   гипервитаминозами.   В своем   большинстве   витамины   быстро   выводятся   из   организма,   но   такие витамины,  как  А, В1, D,  РР, удерживаются   в организме  более  длительное время.   Поэтому   использование   высоких   доз   витаминов   может   привести   к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи,   слизистых,   костей   и   т.   д.   Однако   токсические   дозы,   ведущие   к передозировке, для этих витаминов во много раз превышают обычную для них суточную потребность. Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме? Что мешает усвоению витаминов:  Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний… Никотин ­ Разрушает витамины А, С, Е, селен. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка… Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия. Антибиотики   –   Разрушают   витамины   группы   В,   железо   кальций, магний. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция. Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами? Какие витамины вы принимаете ? Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли,    Дуовит, Йодомарин,    Кальций  D3   Никомед,   Компливит,   Мультитабс,   Пиковит,  Ревит,  Фолиевая кислота,  Центрум, Черника форте,  Nutrilait  и др. Закрепление пройденного материала. Для  закрепления   полученных   знании   давайте   поиграем   в   игру  «Наша пищевая   тарелка»  Из   каждой   команды   прошу   выйти   по   одному   ученику, каждому из вас даются по одной тарелке с названием (А, В, С, Д). ВЫ должны выбрать из этих продуктов те продукты, в состав которых входит этот витамин и наполнить тарелку пищей.  А – печени, сливочном масле, молоке, яичном желтке, икре, рыбьем жире, моркови, шпинате, молочных продуктах, яйце, рыбе. В ­ рисе, пшенице, яйцах, молочных продуктах, мясе, бобах, рыбах, почке, печени, дрожжах, яичном желтке, яйце, молоке. С – лимонах, черной смородине, шиповнике, квашеной капусте, яблоке, апельсине, клубнике. Д – рыбьем жире, рыбах, яйцах, молоке, молочных продуктах, морской рыбе, морской капусте, сардинах, сельди, лососе, тунце, твороге, сыре. Следующая  игра  «Светофор».  Чтобы   закрепить  полученные  знания   по новой теме, я задам вам несколько вопросов, на которые каждая команда должна дать свой правильный ответ (да или нет). Я раздам каждой команде з цвета – красный – нет, зеленый – да, желтый – нет ответа. 1. 2. 3. 4. 5. Витамины особо органические вещества (да) зеленый. Термин витамины появился в 1915 году (нет) красный Гипервитаминоз – недостаток в организме витаминов (нет) красный Витамины были открыты русским врачом Н. И. Лунин (да) зеленый Суточная доза всех необходимых витаминов – около 180 – 200мг (да) зеленый 6. 7. 8. К водорастворимым витаминам относятся А, Д (нет) красный К жирорастворимым витаминам относятся Е, К (да) зеленый Гипервитаминоз ­ чрезмерное употребление витаминов (да) зеленый Тестовая работа для закрепления материала: 1.       Витамины это… а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки. 2.       Авитаминоз – это… а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина 3.       К водорастворимым витаминам относятся: а) С, РР, группы В; б) D, А, К; в) только группа В 4.       В цитрусовых  большом количестве содержится: а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С. 5.  Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери­бери? а) витамина К; б) витамина В; в) витамина С. 6. Переизбыток витаминов вызывает: а) гипервитамноз; б) авитаминоз; в) головокружение 7.  Витамины были открыты: а) Эйкманом; б) Луниным; в) Фрунком. 8.  Источниками витамина D являются: а) Жирная рыба, масло, солнечный загар; б) свежие овощи, фрукты, молоко; в) водоросли, мясо, яйца. 9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что  может быть причиной? а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е 10.   Недостаток витамина С приводит к заболеванию: а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия «Витамины» (1-4 класс)

Конспект занятия  «Витамины» (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018