КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
*****
КОНСПЕКТЫ
ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Звук и буква У.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука У. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой, печатание буквы. Развитие внимания и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Уу, карандаши, тетради в клеточку.
Ход занятия.
I. Выделение на слух звука У из слов: утка, умный, утро.
II. Длительное произнесение звука У:
· Логопедом, детьми (хором, индивидуально);
· Тихим и громким голосом;
· Наблюдения за положением и работой органов артикуляции и фонации (поётся, губы хоботком).
III. Характеристика звука У. Воздух проходит свободно через рот, поётся – гласный. Обозначается красными кружочками.
IV. Выделение звука У (хлопками на слух).
· Из ряда гласных: а, о, у, ы, у…
· Из слов: удочка, август, ураган, несу.
· Физминутка «Дождик»
V. Игра «Эхо» - выделение и называние места звука словах: узор, несу, сумка.
VI. Игра «Отгадай кто (что) это?» - набор предметных картинок к действиям:
· Глазеет;
· Крякает;
· Болит;
· Пишет;
· Клюёт;
· Плавает.
VII. Знакомство с буквой У. обведение пальцем, печатание на карте пальцем, отыскивание в алфавите, составление из палочек, печатание в клеточке карандашом в тетради.
VIII. Повторение правила: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
IX. Итог занятия. С каким звуком познакомились. Характеристика – звук гласный
Фонетическое занятие на звук У.
Уточнение артикуляции и произношение звука У.
· Характеристика звука – гласный, поется, губы «хоботком»
· Повторение слоговых цепочек:
У-у-ум; у-у-мууу; ум-ун;
у-у-ух: у-у-тууу; ук-уп;
У-У-Ув: у-у-вууу; у-ум-ун:
у-у-уп; у-у-пууу; у-уп-ух.
· Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: утка, ухо, улица, ужин, усики, угол, узел.
звук |у| подчеркнуть растянутым длительным произношением.
· «Мы со звуком У играем». Чтение сопровождается показом предметных картинок:
Мы со звуком У играем:
у.у.у – мы повторяем.
Утка, ухо, улица.
Угол, узел, умница.
· Воспроизведение слоговых рядов:
ук-ук-ук-сук; ук-ук-ук-жук; ук-ук-ук-лук; ук-ук-ук-бук.
· «Сколько раз я назову звук [у]?» У; у-у; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.
· Повторение и анализ звукокомплекса ау. Логопед. Какой первый звук? Какой второй звук? Сколько всего звуков? Как кричат в лесу, когда заблудятся?
· Речевая подвижная игра «За грибами».
Тема: Звук и буква А.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука А. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой, печатание буквы. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Аа, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I. Отгадывание по артикуляционной позе звука У. Хоровое произнесение, характеристика. Припоминание картинок на звук У.
II. Выделение звука А из слов: аист, август, ангел, арбуз.
III. Длительное произнесение звука А:
· Логопедом, детьми (хором, индивидуально);
· Тихим и громким голосом;
· Наблюдения за положением и работой органов артикуляции и фонации (поётся, губы хоботком).
· Условное обозначение звука – красный кружок.
IV. Выделение звука А (хлопками) на слух (глазки закрыты).
V. Определение места звука в слове, количество звуков а в слове. Игра «Где звук» по предметным картинкам.
VI. Физминутка. Считалка под мяч «Дружим мы со звуком А».
Дружим мы со звуком А.
Повторяем: «А-А-А,
Апельсин, ананас,
Абрикос волнуют нас».
VII. Знакомство с буквами Аа. Обведение контура большой буквы А. составление из палочек, ниточек. Печатание в клеточке Аа.
VIII. Составление из букв слогов ау, уа на доске и на столах. Чтение этих слогов. Составление звуковой схемы из красных кружочков.
IX. Игры на развитие внимания и памяти: «Что изменилось?», «Чего не стало?»
X. Итог занятия: С каким звуком ознакомились? Какие бывают буквы Аа?
Фонетическое занятие на звук а.
Цель: Формировать умение различать и правильно произносить звук |а|: учить выполнять звуковой анализ слова; развивать речевую память и произносительные навыки.
Материалы: Предметные картинки, в названии которых есть звук а
Ход занятия.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Знакомство со звуком [а].
Характеристика звука: поется, значит, гласный.
Дети выделяют звук а растянутым, длительным произношением.
Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,
Азбука, армия, аист, ага.
Вот со звуком А считалка:
Ананас, автобус, арка.
· Воспроизведение слоговых рядов:
-ак-ак-мак;
-ак-ак-рак;
-ак-ак-бак.
Уточнение артикуляции и произношения звука a
Повторение слоговых цепочек:
а-а-ма; ам-ав;
а-а-ха; ак-ап;
а-а-ва; а-ам-ав;
а-а-па; а-ап-ах.
Тема: Звук и буква М.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука М. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Звуковой анализ и схемы слогов ам, ма, ум, му.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Мм, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I. Припоминание изученных гласных: у, а.
II. Выделение звука М из слов: молоток, дом.
III. Произнесение, характеристика: согласный, не поётся, произносится губами, губной. Обозначается синим кружочком.
IV. Знакомство с буквами Мм.
V. Преобразование, звуковой анализ, составление схемы слогов: ам – ум; ма – му. Игра «Живые звери» по следам анализа.
VI. Место звука в слове.
VII. Физминутка «Запомни, повтори» с мячом.
VIII. Печатание буквы М в тетрадях: большая буква, маленькая.
IX. Составление слогов из букв в кассе на доске и на столах: ма, му, ум, ам; слово МАМА.
X. Игра «Закончи слово»: ды.., до.., филь…
XI. Итог занятия. Характеристика звука М.
Ход занятия.
Уточнение артикуляции и произношения звука [м]
ма-ма-ам; мау-мау-мы; ама-ама-ам; ма-мо-му; аму-аму-ом; ам-ам-ама.
сом-ком-дом; ум-шум-кум;
бом-лом-том; сам-нам-вам.
ама-ама-мама; ома-ома-Рома;
ума-ума-дума; има-има-Дима.
Ам, ум, ом, эм, им.
Тема: Звук и буква О.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука О. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой, печатание буквы. Развитие речевой памяти и произносительных навыков, внимания и мышления. Звуковой анализ слогов ом, мо.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Оо, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
Ход занятия.
Уточнение артикуляции и произношения звука |о|
ом-ом-от; оп-оп-оф;
оу-оу-оп; оу-оу-оф;
оу-оу-ох; оу-оу-ок;
ома-ома-оха; опа-опа-офа.
Тема: Звук и буква С.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука С. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Звуковой анализ и составление схем сом, оса, сам.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Сс, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I. Припоминание изученных звуков, подбор с ними слов. Различие между гласными и согласными.
II. Выделение звука С из слов: сом, оса, сын.
III. Знакомство со звуком С (согласный, глухой, твердый, свистящий). Выполнение упражнений «горка», «заборчик». Губы растянуты в улыбке, видны передние зубы: «С-с-с». Обозначение - синий кружок.
IV.Место звука С в слове (ставить кружок в нужную клеточку на полоске). Слова: самолет, оса, нос.
V.Физминутка «Мы со звуком С играем».
Мы со звуком С играем, Произносим С в словах,
С-с-с мы повторяем, Произносим С в слогах.
Мы стараемся, свистим, Са-са-са-санки,
Стоп, и снова посвистим, Со-со-со-солнце,
Су-су-су-сумка.
VI.
VII.Знакомство с буквой С (обведение по контуру, печатание пальцами на столе, отыскивание среди букв). Куда смотрит буква С?(Вправо). На что похожа буква С? (на незаконченный овал).
VIII. Составление из букв слов: оса, сом, сам, сама. Звуковая схема слов на доске и на столах после анализа звуков.
IX.Печатание букв Сс в тетрадях.
X.Игра «Что с чем?» предметные картинки: скамейка со спинкой, краски с кисточкой, куст с листочками, лиса с хвостом и т.д.
XI.Игра «Живые буквы». Слова: оса, сом, сам.
XII.Итог занятия. С каким звуком и какой буквой познакомились? Отличие звука и буквы.
Ход занятия.
Уточнение артикуляции и произношения звука |с|
· «Вспомни и назови слова со звуком С».
· «Повтори чистоговорки»:
аса-аса-аса — колбаса и касса;
осы-осы-осы — волосы и косы;
усы-усы-усы — автобусы и бусы;
аска-аска-аска — ласка, маска, каска;
· Считалка. Желательно использовать картинки из лото для более эффективного запоминания считалки:
Вот со звуком С считалка:
Сад, песок, совок, скакалка.
Мячик скок, скок, скок,
Скок по саду на песок,
На совок и на скакалку —
Очень быстрая считалка.
· «Какое слово получилось?» Дети заменяют последний звук в слове на звук С: Бак, пар, век, пёк, лев, нож, труд, Рим.
· «Живые звуки» (сом, нос. осы).
· «Что с чем рядом?» На доске —5-6картинок, в названии которых есть звук С: стол, оса, лиса, абрикос.
Логопед спрашивает: «Что рядом с осой?» Ребенок отвечает: «рядом с осой стол и абрикос» и т.д.
· Составление рассказа «Обед» по опорным картинкам.
«Саня стал накрывать на стол. Сначала поставил кастрюлю с супом. Затем сковородку с мясом. Потом поставил стакан с водой. После этого — тарелку. В тарелку насыпал сливы. После обеда Саня убрал со стола и вымыл посуду».
Уточнение артикуляции и произношения звука С.
· Знакомство со звуком С (согласный, глухой, твердый, свистящий). Выполнение упражнений «заборчик» и «горка».
· Повторение чистоговорок:
са-са-са — самокат, сова, лиса;
сы-сы-сы — волосы, усы, весы;
со-со-со — сода, соболь, колесо;
су-су-су — сук, посуда, путасу;
ас-ас-ас — квас, масло, ананас;
ис-ис-ис — рис, Борис, ирис;
ос-ос-ос — нос, колос, абрикос;
ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
· «Что с чем?» Для игры можно использовать картинки из лото:
скамейка со спинкой; краски с кисточкой;
куст с листьями; совок с мусором;
лиса с хвостом;
· «Один – много»:
колбаса — колбасы; полоса — полосы; завеса — завесы;
пса — осы; терраса — террасы; касса — кассы.
Логопед: В какой слог превратился слог са?
· «Посвисти». Выделение на слух заука |с|. Логопед произносит слова: самолет, шапка, цапля, цыплёнок, усы, сено, сад, нос, носик, щетка, услышав слово со звуком |с|, повторяют его, выделяя этот звук.
· « Чудесная сумочка»
Дети по очереди достают из сумочки картинки и называют их, выделяя звук [с]:
· в чудесной сумочке самолет;
· в чудесной сумочке ласточка и т.д.
Тема: Звук и буква Х.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Х. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Понятие слога, деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Развитие внимания и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Хх, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
2-е занятие.
Тема: Звук и буква Р.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Р. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания и памяти. Закрепление произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Рр, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Ра-ра-ра, ке-ке-ке, та-та-та – карета?
Кар-кар-кар, ти-ти-ти, на-на-на – корзина?
Ко-ко-ко, ро-ро-ро, ва-ва-ва – корона?
Мы с картинками играем,
По слогам их называем,
Мы руками хлопаем,
А ногами топаем.
Картинки: ро-маш-ка, ко-ро-ва, мо-тор, ро-за. Выделение гласных звуков.
- Куда смотрит буква Р? (вправо).
Ход занятия.
Мы со звуком Р играем
И картинки подбираем:
Карандаш, топор, брусника.
Кукуруза, сыр, черника,
Крот, крыжовник, муравей,
Груша, зубр, воробей.
· «Четвертый лишний»:
хор — вор — бор — гол;
топор — забор — мотор — футбол;
лама — рама — мама — дама.
· «Составь слово». Несколько человек по очереди произносят слоги, остальные дети угадывают получившееся слово: ру-ка, ра-бо-та, у-рок, за-бор.
· Звуковой анализ и составление графической схемы слова рак.
· «Угадай слово». Логопед произносит пары слов: краска — каска, ранец —танец, хобот —робот, нога —рога, рука —мука, корка —кошка, ложки —рожки, город —голод, паста — парта, рычать —мычать. Дети выбирают слова со звуком |р| и называют их.
· Составление рассказа «Рая и Рома» по опорным предметным картинкам: «Это Рая. Это Рома. У них игрушки. У Раи пирамида. У Ромы ракета. Рома и Рая играют»
Тема: Звук и буква Ш.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Ш. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуко-буквенный анализ слов и звуковые схемы. произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Шш, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Со словами мы играем,
Их на слоги разделяем,
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
Слова: ка-ран-даш, ба-буш-ка, по-душ-ка.
Ход занятия.
Уточнение артикуляции и произношения звука Ш
· Характеристика звука (согласный, тертый, глухой, шипящий). Выполнение артикуляционного упражнения «Чашечка».
· «Повтори чистоговорки»
Ша-ша-ша — Маша моет малыша
Ше-ше-ше — шепчет Маша в шалаше
Ши-ши-ши — наши уши хороши.
Шо-шо-шо —мы живем хорошо
Шу-шу-шу — букву ш я напишу
· Потешки
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Перышки у пташки, ножки у букашки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Обложка у книжки, шапка у мальчишки.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
· «Повтори слова тройками:
кашка — чашка — Машка;
мошка — кошка — крошка;
пушка — мушка — душка;
мышка — пышка — мишка;
кукушка — лягушка — ватрушка.
· «Какой звук в словах поется?»
Машка — мышка — мишка — мушка — мошка
· «Волшебный мешок». Логопед по очереди вызывает детей. Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и называет его (мишка, карандаш, шарик, камешек, лягушка, неваляшка, гармошка, погремушка.
Тема: Дифференциация звуков С – Ш.
Цели: Четкое произношение звуков, дифференциация на слух, звуковой анализ слов. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
Оборудование: Предметные картинки, наборы для схем.
Ход занятия.
Язык верх: Ша-ша-ша, каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: Са-са-са, масло, сахар, колбаса.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и ушки.
Ход занятия.
сутки — шутки; уши — усы; каша — касса; кашка — каска; крыша — крыса.
нас — наш; вас — ваш; плюс — плюш; сок — шок; сайка — шайка;
На столе картинки, в названии которых есть звук С и Ш. Дети делятся на две команды: «Совы» и Кукушки. Совы должны отбирать картинки со звуком С, а кукушки — со звуком Ш. Образец ответа: «Я выбираю самолет, потому я СОВА.
· «Пoвmори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки.
· Рассказ «Пушок и Машка»:
«У Саши собака Пушок. А у Даши кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка любит ловить мышей. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка спит на кушетке. Даша шьет для Машки подушку. Кошка будет спать на подушке».
Тема: Звук и буква Ы.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука Ы. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой, печатание буквы. Звуковой анализ слов осы, шары, сыр.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Ы, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
Со словами мы играем
Их ногами разделяем.
Дети повторяют слова за логопедом и на каждый слог слова делают шаг: шары, машина, сомы, сыр.
Тема: Звук и буква Л.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Л. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие звукового слуха, внимания и памяти. Закрепление произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Лл, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I. Припоминание согласных звуков.
II. Выделение звука из ряда слов: лук, лапша, лыжи, лапа.
III. Характеристика звука: согласный, твёрдый, звонкий (произносится с помощью языка и верхних зубов).
IV. Место звука в слове (стол, любовь, мала, сало, лоб)
V. Физминутка:
Со словами мы играем,
Их на слоги разделяем.
Мы похлопаем немножко,
Слово делят нам ладошки.
(мы-ло, са-ло, слух, плащ)
VI. Знакомство с буквой Л. Обведение контура, печатание пальцем на столе, отыскивание в кассе, печатание буквы Л в тетрадях.
VII. Составление слов из букв на столе, деление на слоги, составление звуковых схем.
VIII. Игра «Четвертый лишний» (кукла – клоун – звон – плот). На слух определить, какое слово лишнее.
IX. Чтение предложения с доски. «У Ромы мыло». Правило: Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Имена тоже пишутся с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
X. Итог занятия. Характеристика звука Л.
Тема: Звуки и буквы Р - Л.
Цели: Различие звуков на слух и в произношении. Выделение звуков и их место в словах. Звуковой анализ слов и звуковые схемы.
Оборудование: предметные картинки, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I. Узнавание звуков, характеристика звуков Р – Л. Уточнение артикуляции.
II. Выделение в словах звуков Р – Л на слух. (лак – рак, мама – рама, лыжи – рыжик). Дети поднимают букву Р или Р.
III. Игра «Магазин». Дети выбирают предметы со звуком Р или Л для Ромы и Луши.
IV. Игра «Отними звук». Логопед произносит слова, дети должны произнести слово, отняв первый звук: крот, плуг, укол, брак, оплот.
V. Игра «Закончи слово». (шко (ла), шку (ра)).
VI. Физминутка: Деление слова на слоги.
Со словами мы играем,
Их на слоги разделяем.
Пошагаем мы немножко,
Пусть слова разделят ножки.
Выделение звуков а, ы, о. Повторение правила. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слог – это часть слова.
VII. Составление слов из букв: сыро, мыло, хлам, сор. Составление звуковых схем этих слов.
VIII. Работа с предложениями.
· Составление предложений.
· Анализ предложений.
· Повторение правил о предложении.
IX. Итог занятия. Какие звуки различали?
Тема: Звук и буква Н.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Н. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Составление предложений.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Нн, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
Тема: Звук и буква К.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука К. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания и памяти. Закрепление произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Кк, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I. Припоминание гласных и согласных звуков, отличие.
II. Отгадывание последнего звука после проговаривания слов: фартук, маяк, школьник, дворник.
III. Произнесение звука К логопедом, детьми, наблюдение за звучанием, артикуляцией. Характеристика: согласный, глухой, твердый, язык горкой.
IV. Выделение звука в словах, место звука в слове (синие кружки).
V. Физминутка: деление слов на слоги.
VI. Знакомство с буквой. Обведение по контуру, составление из палочек. Печатание в тетрадях.
VII. Чтение звукокомплексов с доски: ак, ук, ок, аук, оак, ка-ку-ук-ык.
VIII. Составление из букв слов, звуковая схема слов, деление на слоги: мак, каша, мышка.
IX. Игра «Живые буквы» по следам анализа. Слово норка.
X. Игра «Слово рассыпалось».Слово мышка.
XI. Чтение предложения «Мышка рыла норку». Анализ предложения.
XII. Итог занятия. Характеристика звука К.
Тема: Звук и буква Т.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Т. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания и памяти. Закрепление произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Тт, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I. Припоминание согласных звуков, слов с ними.
II. Выделение звука из слов: тут, там, рот, кот. Характеристика: согласный, не поётся, глухой, произносится без голоса, твёрдый, зубной.
III. Место звуков в слове. Слова: утро, крот, трава.
IV. Физминутка: «Со словами мы играем». Деление слов на слоги.
V. Игра «Придумай слово». Та (релка), тык (ва).
VI. Знакомство с буквой Т. На что похожа буква? (на молоток). Печатание буквы в клеточке.
VII. Составление слов из букв кассы: кот, утка после анализа. Звуковая схема слов: рот, крот – после анализа.
VIII. Составление предложений со словом крот по предметной картинке «Крот рыл землю». Анализ предложений.
IX. Итог занятия. Характеристика звука Т.
Тема: Звук и буква И.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука И. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой, с твердыми и мягкими согласными, выделение звуков из слов, печатание буквы. Звуковой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы И, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
Тема: Звуки П – П’. Буква П.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука . Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Работа с предложениями. Развитие внимания и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы П, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Припоминание звука И, его особенностей (смягчает согласный, после которого стоит).
II.Выделение первого твердого звука П из слов: папа, пол, пушка. Произнесение губами, звук глухой, согласный, не поётся. Бывает твердый и мягкий. Слушаем: письмо, пила, пингвин. Здесь звук П’ мягкий. Почему? (после звука П стоит звук И, он смягчает звук П’).
III.Мягкий согласный звук П’ обозначается зеленым кружком. Игра «Услышишь – подними кружок». Логопед называет слово, дети повторяют хором и поднимают синий кружок, если услышат твердый звук П, зеленый – если мягкий П’. Слова: папа, суп, пила, письмо, попил, пилил, пирамидка.
IV.Физминутка. Деление слов на слоги. «Со словами мы играем».
V.Знакомство с буквой П. Составление из палочек. Печатание в клеточке букв Пп.
VI.Составление из букв слов: пила, папа. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Составление звуковой схемы слова пилка.
VII.Составление предложение со словом Пушок (клички животных пишутся с большой буквы) по сюжетной картинке. «Кот Пушок пьёт молоко». Анализ предложения: сколько слов в предложении, какое первое слово, какие слова написаны с большой буквы, почему?
VIII.Итог занятия. Какие бывают звуки П-П’. Припоминание слова с твердым и мягким звуком П.
Тема: Звуки З-З’. Буква З.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука З. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания и памяти. Различение твердого и мягкого звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Тема: Звук и буква Й.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Й. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания, звукового слуха и памяти. Закрепление произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Йй, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Тема: Дифференциация звуков С’ – З’, С - З.
Цели: Четкое произношение звуков, дифференциация на слух, звуковой анализ слов. Работа с предложением. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
Оборудование: Предметные картинки, наборы для схем, кассы букв.
Ход занятия.
Тема: Звуки Г - Г’. Буква Г.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Г. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Развитие внимания и памяти. Различение твердого и мягкого звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Припоминание согласных звуков твердых и мягких, их отличие друг от друга.
II.Выделение твердого звука Г из слов: зубы, зайка, забор, зонт; Характеристика: согласный, не поется, звонкий, упражнение «горка».
III.Различие звуков Г-Г’, место звука в слове (у детей зеленый и синий кружочки и полоска в 3 клеточки. Слова: игра, гиря, гора, газета.
IV.Физминутка.
V.Знакомство с буквой Гг. Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, ги, гла, гло, гну и т. д. Печатание буквы Гг.
VI.Составление слов из букв после звукового анализа, звуковая схема слова ноги.
VII.Игра «Живые буквы».
VIII.Игра «Пропал звук»: снег – снежок, пирог – пирожок, сапог – сапожок.
IX.Составление предложений по сюжетным картинкам: У Гоги гайка. Анализ предложения.
X.Итог занятия. С какими звуками познакомились? Их характеристика.
Тема: Звуки В - В’. Буква В.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука В. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Различение твердого и мягкого звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Припоминание согласных звуков твердых и мягких и слов с ними.
II.Выделение твердого и мягкого звука В из слов: Ваня, Витя. Дифференциация В - В’. Характеристика: согласный, звонкий, произносится с помощью верхних зубов и нижней губы, можно тянуть: в – в – в.
III.Место звука в словах (положить кружочек нужного цвета в нужную клеточку): вишня, ворона, сова, лови.
IV.Игра «Найди картинку». Найти картинку для Вовы и Вики, в названии которых есть звук В - В’.
V.Игра «Угадай слово»: со-со-со, ва-ва-ва – СОВА; и-и-и, ва-ва-ва – ИВА.
VI.Физминутка «Прочитай слово».
Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем. (вата, вой, автобус и т. д.)
VII.Знакомство с буквой В. Куда смотрит буква (вправо)? Печатание буквы Вв. Найти букву в кассах.
VIII.Составление слов из букв после звукового анализа: трава, вилы; звуковая схема слова вилы.
IX.Составление предложений по сюжетной картинке и вопросу.
Кого нарисовал Вова?
Кого нарисовала Вика?
X.Чтение с плаката предложений. Анализ предложений.
XI.Итог занятия. С какими звуками познакомились? Характеристика.
Тема: Звуки Д - Д’. Буква Д.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Д. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Различение твердого и мягкого звука. Работа с предложением. Развитие звукового слуха , мышления и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Припоминание согласных звуков твердых и мягких, их отличия.
II.Выделение твердого и мягкого звука Д из слов: дуй, Дима, дай. Дифференциация Д - Д’. Характеристика: согласный, не поётся, звонкий, произносится с помощью верхних зубов и языков.
III.Место звука в словах. Обозначение мягкого и твердого звуков в слове по найденным картинкам.
IV.Игра «Найди картинку». Найти картинку, в названии которых есть звук Д - Д’: дом, ягода, Дима, Диана.
V.Физминутка. Игра в мяч «Добавь слог –да». Прав-да, бе-да, во-да, яго-да.
VI.Знакомство с буквой Д. Печатание буквы Дд. Найти букву в кассах.
VII.Составление слов из букв после звукового анализа: Даша, дом, Дима; звуковая схема слов.
VIII.Игра «Живые буквы». Слова: дом, дым, вода.
IX.Составление предложений по сюжетной картинке.
X.Даша нарисовала дом. Анализ предложений.
XI.Итог занятия. С какими звуками познакомились? Характеристика.
Тема: Звуки Б - Б’. Буква Б.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Б. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Различение твердого и мягкого звука. Работа с предложением. Развитие звукового слуха, мышления и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Называние знакомых букв. Отличие звуков от букв.
II.Выделение твердого и мягкого звука Б из слов: баня, бинокль, бабушка, библиотека. Дифференциация Б - Б’. Характеристика: согласный, не поётся, звонкий, произносится с голосом, губами - губной.
III.Место звука в словах: булка, бинокль, бабушка, библиотека.
IV.Физминутка. «Мы с картинками играем»
Мы с картинками играем,
По слогам их называем,
Покажи свои ладошки,
В них похлопаем немножко.
V.Знакомство с заглавной и маленькой буквой Б. Печатание буквы Бб.
VI.Составление слов в кассе из букв: бусы, бор, рубашка после звукового анализа. Звуковая схема слова бита (показ на картинке), анализ всех звуков.
VII.Составление предложений по сюжетной картинке. Борис и Барбос нашли грибы. Анализ предложения по вопросам после чтения на плакате.
VIII.Итог занятия. С какими звуками познакомились? Характеристика.
Тема: Звук и буква Ж.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Ж. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуко-буквенный анализ слов и звуковые схемы. произношения звука.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Жж, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Повторение изученных согласных звуков и букв. Отличие гласных звуков от согласных
II.Выделение звука Ж из «жужжащих» слов:
Жаба Жанны из болота
Попросила бегемота
Передать Жирафу Жени
Поздравленье с Днем Рождения!
Характеристика звука (согласный, всегда твердый, звонкий – произносится с голосом, упражнение «Чашечка»).
III.«Найди жужжащую картинку». На доске картинки. Взять только «жужжащие картинки». Определить место звука в словах на картинках: жук, жираф, ножи, ужи.
IV.Физминутка. Слоговой анализ слов.
Со словами мы играем,
Их на слоги разделяем,
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
V.Знакомство с буквой Ж. Чтение слогов жа, жо, жу, жи. Слог жи – пишется с буквой И и читается твердо. Правило повторить Печатание буквы Ж в клеточке.
VI.Игра «Посчитай и ответь» .
Сколько лапок и жука? – у жука 6 лапок.
Сколько ног у жирафа? – у жирафа 4 ноги.
VII.Составление слов из букв: ужи, ужин, уж. Отработка правописания слога ЖИ: живот, живут, жизнь. Звуковой анализ слова лужи.
VIII.Чтение и анализ предложения. Жук кружит около Дружка.
IX.Итог занятия. Характеристика звука Ж.
Тема: Звуки З – Ж.
Цели: Четкое произношение звуков, дифференциация на слух, звуковой анализ слов. Работа с предложением. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
Оборудование: Предметные картинки, наборы для схем, кассы букв.
Ход занятия.
Лыжи нужны лыжнику.
Ножи нужны повару.
Зонт нужен девочке.
Зерна нужны курочке.
Между зайкой и ежом забор.
Между медвежонком и жирафом зонтик.
Тема: Звук и буква Е.
Цели: Четкое произношение и характеристика звука Е. Выделение звука в слове в ударной и безударной позиции. Учить буквенному анализу, печатание буквы. Звуковой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Е, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
Тема: Буква Ь.
Цели: Познакомить с буквой ь, закрепление мягкости согласных перед Ь. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Звуко-буквенный анализ слов и звуковые схемы. произношения звука. Развитие звукового слуха, мышления и внимания.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Повторение изученных согласных и гласных звуков и букв. Отличие гласных звуков от согласных
II.Знакомство с буквой Ь. Эта буква не обозначает звука. Печатание буквы Ь в клеточке.
III.Составление слов с буквой И на конце и преобразование этих слов: кони- конь, гуси – гусь. Закрепление мягкости согласных перед буквой Ь.
IV.Физминутка.
V.Игра «Определи звук» . Поднять зеленый кружок, еcли услышишь мягкий согласный звук: стол, соль, конь, дом, рот.
VI.Выкладывание звуковой схемы слова письмо после составления слов из букв кассы. Сколько букв? (6 букв). Сколько звуков? (5 звуков). Почему? Звуковая схема поле анализа каждого звука составляется коллективно.
VII.Составление предложения со словом рысь и предметной картинкой. Рысь живет в лесу. Чтение предложения с плаката. Анализ предложения.
VIII.Игра «Много – один» с мячом.
Гуси – гусь, кони – конь, окуни – окунь, пни – пень и т.д.
IX.Итог занятия. Какая буква не обозначает звука?
Тема: Буква Я.
Цели: Четкое произношение буквы Я. Учить буквенному анализу, печатание буквы. Звуковой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Я, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
Тема: Буква Ю.
Цели: Четкое произношение буквы Ю. Учить буквенному анализу, печатание буквы. Звуковой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Ю, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I.Припоминание гласных букв второго ряда, закрепление мягкости согласных перед буквами Е, Я. Чтение слоговых таблиц.
II.Знакомство с буквой. Обведение контура буквы, печатание в тетрадях Юю.
III.Чтение слогов с буквой Ю по таблице: му-мю, ну-ню, ву-вю и т.д. Характеристика буквы Ю.
IV.Физминутка. Со словами мы играем.
V.Составление слов из букв кассы после анализа: Юра, юла, люди.
VI.Игра «Живые буквы» по следам анализа.
VII.Звуковая схема слова люди после анализа каждого звука.
VIII.Составление предложения о Юре и Юле. Юра и Юля гуляют. Анализ предложения. Составление схемы предложения |___ _ |___ _.
IX.Итог занятия. С какой буквой познакомились?
Тема: Буква Ё.
Цели: Четкое произношение буквы Ё, закрепление мягкости согласных перед буквой Ё, печатание буквы. Звуковой, буквенный и слоговой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Ё, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I.Припоминание гласных букв второго ряда, закрепление мягкости согласных перед этими буквами. Чтение слоговых таблиц.
II.Знакомство с буквой. Обведение контура буквы, печатание в тетрадях Ёё. На какую букву похожа? В чем отличие?
III.Чтение слоговых таблиц: ло-лё, мо-мё, ро-рё.
IV.Физминутка. Со словами мы играем.
V.Составление слов из букв кассы после анализа: Лёва, слезы, ёжик.
VI.Игра «Живые буквы» по следам анализа. Слово ёлка.
VII.Звуковая схема слова мёд после анализа каждого звука.
VIII.Составление предложения про Лёву и ёжика по сюжетной картинке. Лёва нашел ёжика. Анализ предложения. Составление схемы предложения |___ _.
IX.Итог занятия. С какой буквой познакомились? Назовите гласные буквы второго ряда.
Тема: Буква Ч.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Ч. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Различение твердого и мягкого звука. Работа с предложением. Обработка правописания слогов ча, чу. Развитие звукового слуха, мышления и памяти.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Припоминание мягкого согласного Й. Слова с этим звуком.
II.Выделение первого звука в словах: чай, чайка, чудо. Характеристика: согласный, не поётся, только мягкий, произносится с помощью языка, язык упирается в верхние десны.
III.Физминутка. «Мы со звуком Ч играем».Дети повторяют за логопедом рифмованное упражнение, а затем определяют место звука в словах (по полоске, используем зеленый кружок).
Мы со звуком Ч играем
И словечки подбираем:
Чайник, бабочка, яичко
Чашка, чемодан, синичка,
Ключ, кузнечик, одуванчик,
Мяч, клубничка, сарафанчик.
IV.Физминутка – логарифмика. Речевая подвижная игра «Ты похлопай и пошагай». Дети топают и хлопают на каждый слог произносимого слова.
V.Игра «Что лишнее?». Выбрать картинку, в названии которой нет звука Ч.
VI.Знакомство с буквой Чч. На что похожа? (на цифру 4). Печатание буквы в клеточке.
VII.Закрепление, чтение слогов по таблице: ич, ач, оч, уч, ча, чу,чи. Отработка правописания слогов ча, чу.
VIII.Составление слов из букв: чай, чудо, чашка. Деление слов на слоги.
IX.Слоговая схема слова чайник.
X.Составление предложений по сюжетной картинке. Девочка качается на качели. Составление схемы предложения |___ _ ___ _.
X.Итог занятия. С какими звуками познакомились? Характеристика.
Тема: Буква Э.
Цели: Четкое произношение буквы Э, печатание буквы. Звуковой, буквенный и слоговой анализ слов. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Э, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв.
Ход занятия.
I.Припоминание гласных букв, звуков первого ряда.
II.Выделение звука Э из слов: экран, этаж, эхо. Характеристика – гласный звук. Обозначается красным кружочком.
III.Место звука в словах: поэт, эскимо, эхо, аэросани.
IV.Физминутка. Игра «Скажи наоборот» с мячом: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ.
V.Игра «Ты картинку найди, с предложением приди». Дети выбирают картинки со звуком Э и составляют предложение с этими словами.
VI.Знакомство с буквой. Обведение контура буквы, печатание в тетрадях Ээ. На что похожа?
VII.Чтение слоговых таблиц: эм, эх, эт, эр.
VIII.Составление слов из букв кассы после анализа: этажи, поэт.
IX.Игра «Собери слово». На доске карточки со слогами. Надо составит слова. КИ-ЭС-МО (эскимо), ТА-Э-ЖИ (этажи) после анализа.
X.Звуковая схема слова Эдик.
XI.Составление предложения по сюжетной картинке. На экране волк и заяц. Анализ предложения. Составление схемы предложения |___ ___ ___ ___ ___ ___.
XII.Итог занятия. С какой буквой познакомились?
Тема: Звук и буква Ц.
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Ц. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Составление схем предложений. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Цц, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Мы с картинками играем,
По слогам их называем,
Мы руками хлопаем
И ногами топаем.
Тема: Звуки Ф – Ф’. Буква Ф .
Цели: Четкое произнесение и характеристика звука Ф. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов и звуковые схемы. Составление схем предложений. Развитие звукового слуха, памяти, мышления.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы Фф, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
Тема: Буква Ъ.
Цели: Познакомить с буквой Ъ, закрепление мягкости согласных перед Ъ. Выделение звука и место звука в слове. Знакомство с буквой, печатание буквы. Звуко-буквенный анализ слов и звуковые схемы. произношения звука. Развитие звукового слуха, мышления и внимания.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, значки для обозначения гласных звуков, буквы, карандаши, тетради в клеточку, полоски из картона, кассы букв, наборы для составления схем.
Ход занятия.
I.Повторение изученных согласных и гласных звуков и букв.
II.Выделение буквы Ъ из слов: сел-съел. Понятие разделительного чтения букв, разделительного твердого знака. Эта буква Ъ звука не обозначает. Печатание буквы Ъ в клеточке.
III.Закрепление разделения букв в слове при чтении слов сел-съел, села-съела.
IV.Физминутка. «Со словами мы играем». Деление слов на слоги.
V.Игра «Ехали мы ехали». Сюжетные картинки (серия).
Ехали мы ехали
С горки съехали,
Камень объехали,
В ворота въехали,
К дому подъехали.
VI.Составление слов из букв кассы съела.
VII.Составление предложения со словом съехала по сюжетной картинкой. Вера съехала с горки. Схема предложения |___ ___ ___ ___.
VIII.Закрепление чтения слов с Ъ с плаката (объявление, подъезд, разъехался). Составление предложений с этими словами.
IX.Итог занятия. Какие буквы звуков не обозначают?
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
I период. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь.
Развитие понимания речи. Составление нераспространенных предложений. Учить ставить вопросы к простым предложениям, договаривать предложения, преобразовывать предложения по сюжетным картинкам, отвечать полными предложениями на вопросы.
Учить самостоятельно составлять предложения по двум опорным картинкам, по опорным словам.
II. Январь. Февраль. Март.
Учить детей распространять предложения, введение в них определений. Заучивание короткого рассказа. Учить составлять предложения по картинке с помощью вопросов. Составление предложений к каждой картинке из серии.
Учить пересказывать отрывки из сказки с опорой на предметные картинки. Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога: полные ответы на вопросы, самостоятельна постановка вопросов.
Учить пересказу по цепочке с опорой на картинке; составлению предложений с относительными прилагательными с использованием предлогов.
III. Апрель. Май.
Коллективный пересказ с опорой на иллюстрации и использованием приёма договаривания фраз.
Продолжать развивать диалогическую речь – упражнять в постановке вопросов чей? чьё?
Проводить беседы по содержанию серии сюжетных картинок, составление предложений, объединение предложений в связный рассказ описательного характера.
Учить составлять предложения с однородными членами, с относительными прилагательными по образцу.
Развивать монологическую речь – составлять и проговаривать реплики, придумывать концовки сказок.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.