Попова В.В.
Практическая работа № 1
План-конспект урока литературы в 7 классе
ТЕМА: Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по изучению древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии».
Задачи: содействовать формированию у учащихся умения работать с художественным текстом: анализировать текст древнерусской повести (определить жанровые особенности «Сказания о Петре и Февронии»), образы Петра и Февронии, определять идею произведения; содействовать расширению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыка поискового чтения, формированию понятия о непреходящей ценности любви как великой силы, возвышающей человека.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; выбирать и интерпретировать литературную информацию.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах.
Регулятивные: выявлять проблемы, изображённые в художественной литературе; составлять план действий.
Предметные УУД:
понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма; овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания; совершенствование умения выразительно читать.
Оборудование: тетрадь, учебник, иллюстрации (фото памятника Петру и Февронии, пост о Дне семьи, любви и верности)
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап.
1)Приветствие учителя, положительная установка на ход урока.
2)Мотивация, определение темы и целей урока:
Эпиграф к уроку:
Любовь растопит все снега.
Надпись на открытке
- Ребята, сегодня мы поговорим о любви. Давайте подумаем и запишем на доске, какие понятия, с точки зрения нас, современных людей, включает в себя слово «любовь».
1.Коллективное заполнение ассоциативной схемы на доске:
2.Обсуждение эпиграфа:
- Как вы считаете, какая мысль заключена в эпиграфе к уроку? Какова сила любви? Благодаря чему любовь имеет великую силу?
3.Формулировка темы и целей:
- Всегда ли люди считали так, как мы с вами? Как вы думаете, в глубокой древности любовь имела такое же значение, как и в наше время, или же у людей были иные приоритеты?
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав содержание и образы древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии».
-Что нам нужно для этого сделать?
-Как будет звучать тема нашего урока?
2.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним основные сведения о древнерусской литературе и ключевые моменты повести.
Приём «Закончи предложение»:
1.Древнерусская литература относилась к векам …
2.Родиной князя Петра был город …
3.Юная Феврония проживала в селе …
4.Родители Февронии были …
5.Князь Пётр тяжело заболел, оттого что …
6.Пётр сразил змия особым мечом, который назывался …
7.В награду за исцеление князя Петра Феврония попросила…
8.Бояр и их жён не устроило, что Феврония…
9.Когда бояре попросили Февронию удалиться, князь Пётр…
10.Пётр и Феврония умерли…
11.После смерти князь Пётр и Феврония оказались…
3.Усвоение новых знаний:
1)Слово учителя о древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии»:
«Сказание о Петре и Февронии Муромских» — памятник древнерусской агиографической литературы, созданный в конце 1540-х годов Ермолаем-Еразмом, книжником из окружения митрополита Московского Макария на основе муромских устных преданий. Единственный источник о русских православных святых Петре и Февронии. Летописи не знают муромского князя Петра и его жены Февронии. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. По другой версии, Пётр и Феврония являются персонажами народных легенд.
2)Учащиеся записывают основные сведения о произведении.
4.Работа с текстом, анализ прочитанного:
1)Определение жанровых особенностей произведения:
Беседа:
- Ребята, на сколько частей условно можно разделить повесть? (Запись учащимися в тетради в виде простого плана).
- Какую основу имеет эпизод битвы Петра со змием? Задания Петра для Февронии? Назовите русские народные сказки со схожими сюжетами.
- Перечислите волшебные предметы и чудеса, имеющие место в повести.
Вывод: произведение имеет сказочную основу.
2)Словарная работа:
-Ребята, назовите встретившиеся вам во время чтения незнакомые слова. (Учащиеся записывают в тетради толкования незнакомых слов).
3)Анализ тематики и образов произведения:
- Ребята, попробуйте определить тему произведения (Учащиеся записывают в тетради тему повести).
- Давайте попробуем определить особенности образов главных героев и посмотреть, какими были их взаимоотношения.
Самостоятельная работа учащихся:
характеристика образов Петра (девочки), Февронии (мальчики) по плану:
1.Качества личности персонажей и поступки, в которых эти качества проявляются.
2.Ключевые цитаты по образам, подтверждающие суждения о качествах личности (опора на текст).
3.Выводы по образам.
Оглашение результатов работы: краткие характеристики Петра и Февронии.
Беседа:
- Какие поступки героев, с точки зрения современного человека, заслуживают одобрения, а какие – порицания? Чем они были продиктованы?
- Почему Феврония настаивала на том, чтобы Пётр на ней женился? (Каким даром была наделена Феврония?)
- Как развивались отношения Петра и Февронии?
Работа с текстом:
- Ребята, найдите и зачитайте фрагменты повести, в которых наиболее полно изображена сила любви Петра и Февронии. (Учащиеся зачитывают отрывки об изгнании Февронии и, возможно, финальный эпизод)
Беседа:
- Благодаря чему Петру и Февронии удалось пережить тяготы изгнания?
- Прокомментируйте финальный эпизод повести.
- Какие истины провозглашает автор древней повести? Чему могут научиться современные люди, читая «Сказание о Петре и Февронии»? Определите идею произведения. (Учащиеся записывают идею в тетради) Как она соотносится с эпиграфом к нашему уроку?
5.Подведение итога урока:
Ответ на вопрос, поставленный в начале урока:
- Ребята, сможете ли вы теперь точно ответить на вопрос, поставленный в начале урока: какое значение имела для людей любовь в древности?
6.Рефлексия:
Оценка урока учащимися:
- Ребята, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от урока. Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?
7.Послесловие (работа с иллюстрациями):
В 1547 году Петра и Февронию канонизировали на церковном соборе, т.е. объявили святыми. День смерти святых Петра и Февронии, 8 июля по новому стилю, в России отмечают как День семьи, любви и верности. В некоторых городах существуют памятники Петру и Февронии, как символам вечной любви. Люди до сих пор помнят эту необыкновенную историю.
8. Домашнее задание:
Ответьте письменно на вопрос: «За какие заслуги были канонизированы Пётр и Феврония?»
Благодарность учащимся за урок и выставление оценок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.