Конспекты уроков по литературному чтению на тему "Дружба" для детей с ОВЗ
Оценка 4.9

Конспекты уроков по литературному чтению на тему "Дружба" для детей с ОВЗ

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
29.09.2021
Конспекты уроков по литературному чтению на тему "Дружба" для детей с ОВЗ
Конспект уроков для печати.docx

Конспект вводного урока № 1 по литературе, проект «Дружба в литературных произведениях» для учащихся 3 класса с ТНР

Тема: Дружба.

Цель: подготовка учащихся к восприятию произведений на тему дружбу через стихотворение А. Л. Барто «Требуется друг»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся со стихом о дружбе; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи.

Коррекционно-развивающие: развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре и группе.

Оборудование: мультимедиа, портрет А. Л. Барто, дидактический материал, презентация

Ход урока

I. Организационный момент:

1.Приветствие учеников.

2. Беседа учителя с учениками на тему «Дружба»;

3. Запись в тетрадь «Какими качествами должен обладать друг».

II. Подготовка к восприятию стихотворения

4. Учитель рассказывает биографию автора А. Л. Барто с помощью презентации и портрета автора;

Ш. Первичное восприятие стихотворения

5. Прочтение учителем стихотворение А. Л. Барто «Требуется друг».

IV. Анализ стихотворения

6. Беседа по вопросам

- понравилось вам стихотворение?

- какие чувства он у вас вызвал?

- с кем пыталась подружиться девочка?

- почему она хотела подружиться именно с этими девочками?

- получилось ли у нее подружиться с девочками? Если нет, то почему?

- какие рифмы есть в данном стихотворении?

- какие слова в стихотворении повторяются несколько раз?

- какие слова были незнакомы для вас? Давайте разберем их.

V. Вторичный синтез стихотворения

7. Выразительное чтение стихотворения по цепочке.

8. Дети делятся на 2 группы и чертят в тетради таблицу.

1 группа заполняет колонку «Что мешало девочке найти друзей?»,

2 группа заполняет колонку «Что помогало девочке найти друзей?».

Итог урока:

- Чье творчество мы сегодня изучили? Что можете рассказать про автора?

- Какое стихотворение мы прочитали? Про что оно?

- Какую основную мысль хотел донести до нас автор?

- Какие задания вызвали у вас трудности?

- Что понравилось на уроке делать?

- Какую оценку поставил бы ты себе за урок?

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение о своем друге.

Урок №2

Тема: Пословицы и поговорки о дружбе

Цель: формирование понимания смысла пословиц и поговорок. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора

Коррекционно-развивающие: обучать умению анализировать смысл пословиц и поговорок развитие навыков устной речи учащихся; восприятие внимание слуховое и зрительное;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре и группе.

Оборудование: мультимедиа, доска, картинки с пословицами и поговорками, иллюстрации, презентация, учебник по литературе

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию прочитанного

3. На доске висят карточки где написано пословицы и поговорки. Учитель дает определение им. Дети записывают в тетрадь.

Ш. Первичное восприятие прочитанного

4. Учитель зачитывает пословицы и поговорки на тему Дружба

Пословицы:

-Без друга в жизни туго

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей

- Друг познается в беде

- В тесноте да не в обиде

Поговорки:

- Дружба- как стекло, разобьешь –  не склеишь

- Для дорогого друга – ворота настежь

- С хорошим другом – горы свернешь, а с плохим – горя хлебнешь 

IV. Анализ прочитанного

5. Дети отвечают на один общий вопрос

- Кто как понял смысл поговорок и пословиц.

V. Вторичный синтез

6. Дети разделятся на три группы и выполняют задание:

1 группа- рисование картины к поговорке

2 группа- показать сценку поговорки «друг познается в беде»

3 группа- найти в учебнике поговорки про дружбу

Итог урока:

- В чем отличие пословиц и поговорок?

- Какой вид работы на уроки понравился тебе большое всего?

VI. Домашнее задание.

Найти пословицы на тему «Дружба» выписать в тетрадь и выучить.

Выучить определение пословицы и поговорки.

Урок №3

Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Цель: формирование знаний о различных видах сказок.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; познакомить детей с произведением А. Н. Толстого.

Коррекционно-развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: мультимедиа, сюжетные картинки с иллюстрациями, презентация, учебник по литературе

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию сказки

3. Учитель дает определение «сказка», рассказывает о жанре сказки и их виды.

4. Озвучивание темы. Рассказ учителем о биографии А. Н. Толстого

Ш. Первичное восприятие сказки

5.Чтение сказки учителем «Лиса и Журавль»

IV. Анализ сказки

6. Вопросы по сказке:

- понравилось ли вам сказка?

- какие чувства вызвала у вас сказка?

- главные герои в сказке?

- какие новые слова вы узнали?

- как лиса приглашала журавля?

- что приготовила Лиса? Зачем она размазала кашу по тарелке?

- почему Журавль не смог съесть кашу?

- какое мнение сложилось у вас о Лисе?

- как поступил Журавль после встречи с Лисой?

- что должен был сделать Журавль в гостях у Лисы?

V. Вторичный синтез сказки

7. Прочтение русской народной сказки по ролям.

8. Задание: дети должны разложить в правильной последовательности сюжетные картинки сказки.

Итог урока:

- в этой сказке есть пословица. Давайте вспомним что такое пословицы. И найдем ее в тексте «как аукнется, так и откликнется».

- объясните смысл этой пословицы?

- какой вывод можно сделать после прочитанного?

- что нужно делать чтоб сохранить дружбу?

- какие виды сказок есть?

- что сложно было при изучении?

VI. Домашнее задание.

Пересказ сказки

Урок №4

Тема: Как лиса друзей искала

Цель: Закрепление знаний учащихся с видами сказок

Задачи:

Коррекционно-образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Коррекционно-развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения

Оборудование: мультимедиа, сюжетные картинки с иллюстрациями, презентация, учебник по литературе

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию сказки

3. Учитель спрашивает про жанры сказки. Какие есть. Какой проходили на прошлом уроке.

4. Объявление новой темы. Авторские сказки.

Ш. Первичное восприятие сказки

5. Чтение детьми сказки по очереди.

IV. Анализ прочитанного

6. Перед детьми лежат картинки с сюжетами произведения. Задание:

- разложить в правильной последовательности

- до кого пошла Лиса первая.

- последовательность встречи Лисы с животными

- куда они шли?

-что Лиса хотела найти? И нашла ли она это?

- что для Лисы счастье?

V. Вторичный синтез стихотворения

7. Составить сценарий по сказке. Разыграть сценку

Итог урока:

- какие виды сказок вы знаете?

-какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

- для Лисы дружба?

- что понравилось больше всего на уроке?

VI. Домашнее задание.

Нарисовать персонажей сказки на поле. Выучить определение сказка и виды.

Урок №5

Тема: Стихотворение «Друзья-товарищи»

Цель: формирование знаний о дружбе - кого можно считать настоящим другом

Задачи:

Коррекционно-образовательные: раскрыть содержание понятий: «дружба», «друг», «товарищ»; познакомить детей с произведением С.Я. Маршака «Друзья-товарищи»; закрепление представлений школьников о способах передачи чувств и настроений автора в тексте.

Коррекционно-развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения

Оборудование: мультимедиа, портрет автора, презентация, учебник по литературе

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию стихотворения

3.Беседа учителя с учениками.

- Кто узнал этого детского поэта и писателя? Вы его знаете?

4. Учитель рассказывает биографию Маршака.

5. Блиц-опрос по биографии

6. Дайте определение «друг», «дружба», «товарищ»

- в чем отличие друг/товарищ.

Ш. Первичное восприятие стихотворения

7. Чтение учителем стихотворение

IV. Анализ стихотворения

8.Беседа в виде вопросов

- Какое настроение у героев стихотворения?

- можно ли героев назвать друзьями? Почему вы так решили?

- а товарищами?

9. Объяснение фразы «куда попало» учителем

10. Вопросы

-Сколько строф в стихотворении?

- Из каких частей состоит стихотворение?

О чем это стихотворение?

V. Вторичный синтез стихотворения

11. Чтение стихотворение учениками

12. Изобразите на рисунке картину стихотворения

Итог урока:

- с каким автором мы познакомились сегодня?

- в чем различие друг\товарищ?

-Слова какой части речи чаще встречаются в этом стихотворении? С какой целью?

-В какой строчке заключена основная мысль?

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение.

Урок №6

Тема: Басни Крылова «Собачья дружба»

Цель: формирование знаний о басне как эпическом жанре

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова; познакомить учеников с жизнью и творчеством Крылова, особенностями его творческой судьбы.

Коррекционно-развивающие: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения

Оборудование: мультимедиа, портрет автора, презентация, аудиозапись басни

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

3. Обратить внимание детей на доску

II. Подготовка к восприятию стихотворения

4. На доске висит картина, дети должны составить название произведение

5. Рассказ учителем биографии Крылова с опорой на презентацию и портрет автора.

6. Учитель дает определение «Басня»; основные характеристики и черты басни. 

Ш. Первичное восприятие стихотворения

7. Прослушивание аудиозаписи басни «Собачья дружба»

IV. Анализ стихотворения

8. Дети разбиваются на две группы. Дети отвечают на вопросы в виде викторины.

- Имена собак?

- где происходил сюжет?

- о чем рассуждать они пустились вдвоем?

- о какой взаимной услуге шла речь?

- с чьей дружбой собаки сравнивают?

- что кинул повар?

- что произошло потом?

9. Общее обсуждение.

-Найти в басни устаревшие слова и выписать в тетрадь. Вместе с учителем разобрать их (смысл, значение)

- Почему автор написал так эту строчку?

«Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе все они едва ль не одинаки:

Послушать, кажется, одна у них душа,—

А только кинь им кость, так что твои собаки!».

-Есть ли дружба между животными?

V. Вторичный синтез стихотворения

10. Чтение по ролям.

11. Загадочные животные. Найди животные, которые спрятались

 Асли, оранво, райвеум, акр, маркатыш, сретзаок, ведьмед, ковл,снол

Итог урока:

-Какая мораль басни?

-Чему учит нас эта басня?

-Что нового мы узнали на уроке?

- С каким литературным жанром мы работали?

- Что было сложно при изучение нового материала?

VI. Домашнее задание.

Выучить отрывок басни. Выучить определение басни.

 

Урок №7

Тема: Анализ рассказа «Синие листья»

Цель: формирование способностей к анализу художественного текста и выявления авторской позиции

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить отвечать на проблемные вопросы по произведению.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки планирования, контроля, самоконтроля, самооценки, коррекции; развивать навыки выявления в тексте необходимой информации; развивать навык определения понятия

Коррекционно-воспитательные: формировать правильную нравственную позицию; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе.

Оборудование: мультимедиа, портрет автора, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию прочитанного

3. Учитель озвучивает тему урока. Дети делятся на три группы и отвечают на вопросы

1 группа- как вы думаете, о чем может быть это произведение?

2 группа- могут ли быть на рисунке листья синими?

3 группа- согласны с ответами ваших товарищей?

4. Чтение рассказа

Ш. Первичное восприятие прочитанного

5. Чтение с использованием приема «чтение с остановками»

6. Вопросы группам

1 группа- сколько зеленых карандашей было у Кати?

2 группа- могла ли Катя дать Лене сразу зеленый карандаш?

3 группа- у кого она решила спросить разрешение?

IV. Анализ стихотворения

7. Дети отвечают на вопросы

- какой девочкой была Лена?

- из каких слов Лены видно, что она воспитанная и аккуратная?

- что говорила Катя, когда собралась дать Лене карандаши?

- почему учитель удивился, когда увидела Ленин рисунок?

- почему же лена не взяла карандаши у Кати?

- какой была Катя?

- как вы думаете так поступает настоящий друг?

- какой совет дала учитель в конце рассказа?

- к чему он относится?

- какой можно сделать вывод после прочитанного произведения?

- хотели бы вы иметь такую подругу как Катя, и почему?

V. Вторичный синтез стихотворения

8. 3 группы составляют схему на тему «Качества характера друга» в произведение

1 группа- выписывает хорошие черты характера друга

2 группа- выписывает плохие черты характера друга

3 группа- выписывает те черты характера, которые они бы взяли для себя

Итог урока:

-Что вы можете сказать о девочках, какие они?

- Есть ли между ними дружба?

- какую идею хотел передать нам автор?

- Какой совет вы бы дали Кате?

VI. Домашнее задание.

Нарисовать дерево с зелеными листьями, а на уроке подарить его своему другу.

 

Урок №8

Тема: Характеристика персонажа Ани в произведение «Дружба»

Цель: формирование навыка анализа литературного персонажа произведение «Дружба»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать навыки анализа литературного персонажа; вызвать интерес к личности персонажа.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки выразительного чтения; навыков аргументированной связной монологической речи, совершенствовать память и воображение; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Коррекционно-воспитательные: формировать правильную нравственную позицию; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе.

Оборудование: мультимедиа, книжка с произведением, презентация.

Ход работы

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию произведения

3. Беседа учителя с учениками о том, какими качествами должен обладать друг.

Ш. Первичное восприятие произведения

4. Чтение произведение

IV. Анализ произведения

5. Беседа с учениками на тему характеристика персонажа Ани

- В произведении нет точного описания Ани, давайте подумаем и представим какая она внешне?

- Опиши Аню по ее поступкам, какая она девочка?

- Как Аня готовилась к встрече с Ирой?

- Какие хорошие качества друга есть в Ани? Перечисли

- В чем выражается дружба Ани?

- Есть ли в произведение негативные персонажи?

- Зачем герой произведения Аня нужен был автору?

- Что этим автор хотел донести до нас? Цель какая произведения?

- Что будет если изменить план произведения? Смысл поменяется? 

V. Вторичный синтез произведения

6. Составить описательное сочинение по главному герою

Итог урока:

- какими чертами характера нужно обладать чтобы мы были хорошими друзьями?

- какие черты характера были у Ани?

- в каких поступках выражается ее дружба и ценность друга Иры?

VI. Домашнее задание.

Нарисовать портрет Ани.

Прочтение рассказа «Старый Валенок».  

 

Урок №9

Тема: Сопоставление героев произведения «Старый Валенок»

Цель: формирование способностей к самостоятельному анализу героев в художественном тексте и выявления авторской позиции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать навыки анализа литературного персонажа; вызвать интерес к личности персонажа; познакомить учеников с жизнью и творчеством Яшина, особенностями его творческой судьбы.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки выразительного чтения; навыков аргументированной связной монологической речи, совершенствовать память и воображение; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Коррекционно-воспитательные: формировать правильную нравственную позицию; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе.

Оборудование: мультимедиа, книжка с произведением, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Повторение пройденной темы.

2. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию прочитанного

3. Учитель напоминает о рассказе, который был задан домой, на самостоятельное чтение.

4. Задает общие вопросы по тексту:

- что вам запомнилось больше всего?

- что осталось непонятным и сложным? Разберем сейчас

- как вы думаете почему Валенок в произведение пишется с заглавной буквы?

Ш. Первичное восприятие прочитанного

5. Прочтение выборочно фрагментов рассказа.

6. Вопросы:

- Давайте попытаемся раскрыть авторский замысел?

- Какими вы увидели двух приятелей? И приятели ли они?

- Какими человеческими чертами обладает кот?

7. Словарная работа. Значение слов с помощью иллюстрации

пекарка, купель, судёнка, исполу, ватник, трудодень, силки, рожковый умывальник.

IV. Анализ стихотворения

8. Составление таблицы.

Много общего между друзьями, но есть и различия. Записать в две колонки что общего между ними и что их различает

9. Работа с текстом.

Найти историю Валенка и описание семьи Луппы Егоровича.

10. Вопрос классу

- Что хотел автор донести до нас в этом рассказе? О чем этот рассказ?

V. Вторичный синтез стихотворения

11. Вопрос

-Как вы думаете, рассказ мог иметь продолжение? ТО какое оно было бы?

12. Придумать продолжение рассказа и зачитать классу.

Итог урока:

- Удалось ли нам понять авторский замысел?

- Какой урок мы можем извлечь каждый для себя?

VI. Домашнее задание.

Нарисовать Старого Валенка; повторить понятия «стихотворение», «сказка», «басня», «пословицы», «поговорки», вспомнить какие произведения были пройдены ранее, вспомнить каких авторов мы изучили.

 

Урок № 10

Тема: Дружба в литературных произведениях. Проверочный урок.

Цель: Закрепление полученных знаний по теме «Дружба».

Коррекционно-образовательные: закрепить знания и представления о дружбе в произведениях

Коррекционно-развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию памяти, мышления, речи и творческих способностей.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать художественно-эстетический вкус; воспитывать усидчивость.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников.

2. Проверка домашнего задания.

II. Проверочная работа

1 задание.

Дать определение: стихотворение, сказка (виды), басни, скороговорки, пословицы, дружба, товарищ.

2 задание.

Из списка литературных произведений, выписать в тетрадь только те произведения, которые были пройдены на предыдущих уроках.

«Требуется друг», «Каша из топора», «Лиса и Журавль», «12 месяцев», «Друзья-товарищи», «Собачья дружба», «Красная шапочка», «Синие листья», «Собачье сердце», «Старый Валенок».

3 задание.

Какие произведения к какому автору относятся, соотнесение стрелочками.

А. Л. Барто, А. Н. Толстой, С. Я. Маршак, И. А. Крылов, В. А. Осеева, А. Я. Яшин

«Требуется друг», «Лиса и Журавль», «Друзья-товарищи», «Собачья дружба», «Синие листья», «Старый Валенок».

4 задание.

Нарисовать одного героя из любого пройденного произведения. 

5 задание.

 На выбор:

1.            Выписать в тетрадь «Основные правила для настоящей и крепкой дружбы»;

2.            Сочинение из 10 предложений на тему «Что такое настоящая дружба для тебя».

III. Итог урока.

Проверка работ учащихся. Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект вводного урока № 1 по литературе, проект «Дружба в литературных произведениях» для учащихся 3 класса с

Конспект вводного урока № 1 по литературе, проект «Дружба в литературных произведениях» для учащихся 3 класса с

Итог урока: - В чем отличие пословиц и поговорок? -

Итог урока: - В чем отличие пословиц и поговорок? -

Составить сценарий по сказке. Разыграть сценку

Составить сценарий по сказке. Разыграть сценку

Почему автор написал так эту строчку? «Свет полон дружбою такою

Почему автор написал так эту строчку? «Свет полон дружбою такою

Оборудование: мультимедиа, книжка с произведением, презентация

Оборудование: мультимедиа, книжка с произведением, презентация

Коррекционно-развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию памяти, мышления, речи и творческих способностей

Коррекционно-развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию памяти, мышления, речи и творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2021