Конспекты уроков по химии 9 класс
Оценка 4.9

Конспекты уроков по химии 9 класс

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
химия
9 кл
02.03.2018
Конспекты уроков по химии 9 класс
В данных конспектах применяются несколько педметодов обучения:групповая работа,индивидуальная. Также возможно на базе этих конспектов проводить и уроки-практикумы,и уроки-лекции. Есть возможность использования данных разработок при аттестации педагога,т.к. конспекты с разнообразными приёмами в обучении,что позволяет всем учащимся проявить себя на разных этапах уроков.конспекты 3-х уроков по химии 9-е классы умк Рудзитиса
Дата 01.docx
Дата 01.03.17                                  Класс 9б                       Килякова З. Н. Тема: Положение металлов в периодической системе химических  элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Цели и задачи урока:  обеспечить усвоение учащимися знаний о металлах;  способствовать усвоению материала о положении металлов в  периодической системе Д.И. Менделеева; особенностях строения  атомов металлов; физических свойствах металлов, основанных на их  строении; роли металлов в жизни человека;  развивать интеллектуальные и исследовательские умения и навыки  (планировать деятельность, наблюдательность, сравнивать,  анализировать, устанавливать причинно­следственные связи, выдвигать  и обосновывать гипотезы, работать с дополнительной литературой,  интернет­ресурсами, делать выводы и т.д.);  формировать проект;  воспитывать ответственное отношение к учению, самостоятельность,  инициативу, стремление к самообразованию, любовь к родному краю. Продолжительность учебного занятия: 45 мин Тип урока: изучение нового материала Организационные формы:  фронтальная работа;  работа в группах по методике сотрудничества;  индивидуальная работа. Оборудование: Видеоролик; карточки с заданиями; коллекция металлов;  периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;  демонстрационная компьютерная техника. Ход урока 1. Организационный момент (учащиеся распределены по 5 группам)­        5 мин Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня у вас необычный урок. Вы изучили  тему “Неметаллы” и вам предстоит перейти к изучению нового раздела  неорганической химии. Вы сегодня познакомитесь с веществами, с которыми  мы сталкиваемся на каждом шагу, без которых наша жизнь стала бы  невозможной. Работать вы будете группами, каждая из которых будет  выполнять свое задание. 2. Актуализация опорных знаний­3 мин Учитель: Чтобы узнать о каких веществах пойдет речь, я вам предлагаю посмотреть  небольшой видеоролик (кинофрагмент). ­ Как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь? ­ Как эти вещества связаны с металлургическим заводом? Тема нашего урока “Металлы” (на доске прикрепляется название темы  “Металлы”).Приложение 1 М.В. Ломоносов посвятил металлам такие строки: “Металлы подают  укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими  защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и  силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию,  служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания  нашего…. И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло  простое употребление металлов миновать не может”. 3. Изучение нового материала­15 мин Учитель: С незапамятных времен человек познакомился с семеркой металлов: железом, медью, серебром, оловом, золотом, ртутью и свинцом. Два из них – золото и  серебро – за красоту и стойкость стали называться благородными. К другим  металлам отношение было не менее почтительное. Известны периоды в  истории человечества, когда железо ценилось дороже золота. Но главное  достоинство так называемых простых металлов в том, что эти великие  труженики сыграли решающую роль в развитии цивилизации. Где бы вы ни  были дома, на улице или в транспорте – вокруг нас трудятся металлы. А  какое множество тайн и загадок хранит их производство и применение. В средневековой Европе каждому металлу, входящему в замечательную  семерку, была посвящена одна из крупнейших планет. Меди была посвящена Венера, Марсу соответствовало гремящее в боях железо, серебру – Селена  (Луна), золоту – Гелиос (Солнце), олову – Юпитер, свинцу – Сатурн и ртути –  Меркурий. Алхимики полагали, что металлы рождаются в недрах Земли под  влиянием лучей Солнца. Астрологи считали, что каждая планета управляет  судьбой металла на Земле, поэтому металлы обозначали знаком планеты.  Само слово “металл” произошло от греческого слова “металлон”, что означает “шахта”, “копи”. История человечества выделяет три века, связанных с металлами: медный,  бронзовый, железный. ­ Почему именно в таком порядке? Как вы думаете? ­ В каком веке мы сегодня живем? ­ А какими металлами и их соединениями богата наша область? Сообщения учащихся о нахождении металлов и их соединений в области   Учитель: Металлы встречаются не только на нашей планете, например на Луне,  обнаружено большое количество самородного железа. ­ А как определить металлом или неметаллом является вещество? У вас на столах находятся карточки с химическими знаками разных простых  веществ. Определите, сколько из них относятся к металлам. Задание 2. (групповая работа) (Приложение 2). Учитель: ­ К какой группе отнести незнакомые вам вещества? ­ Как узнать по химическому знаку к металлам или неметаллам можно  отнести элемент? Таким образом, первым вопросом нашего урока будет изучение положения  металлов в периодической системе химических элементов (на доске  прикрепляется название первого пункта плана урока “Положение металлов в  периодической системе химических элементов”). ­ В каких группах больше всего металлов? ­ В каких периодах содержатся металлы? ­ Сделайте вывод, как по ПСХЭ определить принадлежность простого  вещества к той или иной группе? Запомните, что в короткопериодном варианте ПСХЭ четные ряды  больших периодов состоят только из металлов, равно как и все побочные подгруппы представлены только металлами! К металлам относятся  также лантаноиды и актиноиды. В итоге из 118 химических элементов ПС к металлам относятся 89. ­ Как меняются металлические и неметаллические свойства элементов в  группах? в периодах? ­ С чем это связано? ­ А что еще можно узнать об атомах по периодической системе химических  элементов? (Строение атома и закономерности изменения свойств элементов). Каковы особенности строения атомов металлов вам сейчас и предстоит  узнать. Значит, важным вопросом, при изучении свойств вещества является  положение элемента в ПСХЭ и строение его атома (на доске прикрепляется  название второго вопроса урока “Особенности строения атомов металлов”). Каждая группа будет работать с семейством определенных металлов по  заданиям 1, которые находятся у вас на столах. Возьмите пакет с заданием 1,  внимательно прочитайте его и заполните соответствующие графы в своих  тетрадях. Как только группа справится со своим заданием, данные внесите в  соответствующую графу на доске (Приложение  5). Задание 1. (групповая работа с разными семействами металлов). Учащиеся  работают с таблицами и вносят данные в сводную таблицу на доске  (Приложение 5). Учитель: ­ Каковы особенности строения атомов металлов? ­ Что сходного у металлов одной группы? ­ Как изменяются радиусы атомов металлов в периодах и группах? ­ Обоснуйте, почему полоний (84) и висмут (83) тоже относятся к металлам? Подведем итоги.­10 мин 1. Для металлов характерно небольшое число электронов (1­3) на внешнем  слое; 2. Металлы обладают сравнительно большим радиусом атома, чем неметаллы. Бор содержит 3 электрона на внешнем слое, но не является металлом, так как имеет маленький радиус атома. Ванадий и полоний содержат 5 и 6 электронов соответственно на внешнем слое, но являются металлами, так как имеют  большой радиус атома. ­ А зачем нужно знать строение атома? (предсказывать свойства). ­ На какие группы делятся свойства веществ? ­ Что мы понимаем под физическими свойствами вещества? ­ Что мы понимаем под химическими свойствами вещества? Следующим этапом нашей работы будет изучение физических свойств  металлов (на доске пункт плана “Физические свойства металлов”). Перед вами коллекция разных металлов и некоторых изделий из них.  Используя коллекцию, учебник  выполните задание 2. Заполните  соответствующую графу в своих тетрадях, а затем внесите данные в сводную  таблицу на доске (Приложение 4, 5). Задание 2. (групповая работа с заданиями 2). Учитель: ­ Назовите общие физические свойства металлов. ­ Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ? ­ Каковы особенности металлической кристаллической решетки и  металлической связи? Работа с учебником с 138­139 выписать определение  Учитель: Физические свойства металлов определяются именно их строением. Все  металлы, кроме ртути, при обычных условиях – твердые вещества. Однако  это свойство различно у каждого из металлов. Самые мягкие – натрий, калий  и индий легко режутся ножом, самый твердый – хром – царапает стекло  (приложение). По плотности металлы делятся на легкие и тяжелые. К легким относятся  металлы – натрий, калий, магний, алюминий, к тяжелым – цинк, олово, свинец, серебро, золото (приложение). Самыми блестящими металлами являются – ртуть, серебро, палладий. По электро­ и теплопроводности первое место принадлежит серебру, затем  идет медь, золото, алюминий, цинк, железо, свинец и т.д. ­ Какие физические свойства металлов обусловлены наличием свободных  электронов? ­ Какие металлы наиболее электропроводны? теплопроводны? ­ Какие металлы входят в состав электрической лампочки? Какие функции  они там выполняют? ­ По каким свойствам металлы отличаются друг от друга? Почему? Учитель: Таким образом, физические свойства металлов связаны со строением атомов  металлов, наличием металлической связи и кристаллической металлической  решеткой. Учитель: А для чего необходимо изучать свойства веществ?  4. Проверка полученных знаний­5 мин Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал урока.  1­я группа. Почему металлы, над изучением которых вы сегодня  работали, называются щелочными?  2­я группа. Какие металлы относятся к щелочноземельным и почему  они так называются?  3­я группа. Почему для изучения свойств элементов этой группы взяли  только алюминий?  4­я группа. Почему железо называют переходным элементом? 5. Подведение итогов урока­2мин Учитель: ­ С какой группой веществ вы сегодня познакомились? ­ Какие вопросы мы рассмотрели с вами на уроке? 6. Рефлексия.­3мин Вставьте вместо точек пропущенные знаки (<, > или =) заряд ядра Li…Rb Na…Al Ca…K число энергетических уровней Li…Rb Na…Al Ca…K число внешних электронов Li…Rb Na…Al Ca…K радиус атома Li…Rb Na…Al Ca…K восстановительные свойства Li…Rb Na…Al Ca…K Учитель: Дорогие ребята. Наш урок подходит к концу. Можно ли считать, что вы  успешно справились с поставленными перед вами задачами и расширили свои  знания о металлах. Итоговая оценка будет выставлена с учетом вашего конспекта по данной  теме. 7. Домашнее задание­ 2 мин. пар. 39№3 письменно (всем),  ( ИЗ­для учащихся сдающих ОГЭ Закончите УХР, расставьте коэффициенты  методом электронного баланса, укажите окислитель (восстановитель): Al + O2 = Li + H2O = Na + HNO3 (k) = Mg + Pb(NO3)2 = Ni + HCl = Ag + H2SO4 (k) =    ­ Подготовить краткие сообщения о металлах, про которые на уроке ничего  не было сказано (по желанию). Дата 02.03.17                                  Класс 9б                       Килякова З. Н. Тема: Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Цели урока. Сформировать представление о общих химических свойствах  металлов на основе знаний о строении атома и кристаллической решетки  металлов Задачи: 1. Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах  металлов; сравнить химическую активность металлов; доказать, что металлы  проявляют только восстановительные свойства. 2. Развивающие: научить использовать ряд напряжений металлов при  прогнозировании химических свойств металлов; совершенствовать  специальные навыки и умения работать с химическими реактивами,  записывать уравнения химических реакций; общеучебные: умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать. 3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с  реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,  воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически  относится к оценке своих знаний. Продолжительность учебного занятия: 45 мин  Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР Ход урока:  1. Организационный момент ­3мин 2. Актуализация опорных знаний изучаемой темы­10мин Цель: проверить знания  по теме «Строение, получение, физические  свойства металлов». Фронтальный опрос с применением интерактивного задания:  Положение металлов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f178­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_008.swf  Строение атома металла по положении в ПСХЭ http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/bb574e8d­aae7­11db­abbd­ 0800200c9a66/ch09_01_03.swf Вывод из работ: Какие свойства будут иметь металлы (восстановители или  окислители). Как вы думаете, почему? http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/0ab966ab­4185­11db­b0de­0800200c9a66/x9_059.swf  Наша цель раскрыть этот вопрос, используя виртуальные и  лабораторные  работы. 3. Изучение нового материала­15мин Лабораторные работы и используемые ЭОР  1. Реакция металлов с простыми веществами: виртуальная лаборатория: 1) http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/bcdf78d2­10a1­a609­e295­ 1c79473e6eb0/index.htm , 2)http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/55a4babd­d3a0­e5b4­6daa­ 0f50b8f5267f/index.htm, 3) http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/bf44b9fa­6fc0­d64d­c5f0­ 39781d96d5d1/index.htm; интерактивные задания по опытам:  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0ab9dbd9­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_093.swf и http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/0aba510c­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_146.swf  2. Реакции металлов с водой: реакция щелочных металлов с водой  (лабораторный опыт) и интерактивный вопрос по работе:  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0ab9dbdc­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_096.swf ; реакции металлов с водой (виртуально):  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/bcdf78d2­10a1­a609­e295­ 1c79473e6eb0/index.htm интерактивное уравнение: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/0aba510d­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_147.swf  3. Реакции металлов с кислотами: лабораторно и виртуально: 1)  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/432f464f­1f22­5224­e016­ 91243ab1f09c/index.htm, 2)http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/9a897ea8­64e1­3877­def6­ aba916d777ee/index.htm, 3) http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/94bc9644­96dc­f72e­f414­ 61f8dca00994/index.htm; интерактивное уравнение: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/bed08fa8­8cff­11db­b606­ 0800200c9a66/ch09_27_04.swf  4. Реакция металлов с солями: лабораторно и виртуально:  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/071e7152­156c­edf1­3fe1­ f52d09f94462/index.htm , запись уравнений реакций. 4. Закрепление нового материала­12 мин Коллективная работа с интерактивными ресурсами (интерактивная доска) 5. Ответ на тестовые вопросы по теме: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/0abac632­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_184.swf  6. Решение задач по теме: http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/0abac633­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x9_185.swf 5. Домашнее задание.­5мин 1. Проработать параграф 40 учебника  Выполнить: задача по химическим свойствам металлов http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/f5980b67­b96d­6409­22f9­ cf82249459c0/00119985291253996.htm Дата 01.03.17                                  Класс 9а                      Килякова З. Н. Тема: Кремний и его соединения. Цели урока: знать состав, строение, свойства оксидов кремния; уметь  сравнивать состав и строение оксидов кремния; уметь доказывать химические свойства оксида кремния, записывать уравнения реакций в молекулярном,  ионном и сокращенном ионном виде. Ход урока 1. Организационный момент урока. 2. Изучение нового материала. Открыт Ж. Гей­Люссаком и Л. Тенаром в 1811г. КРЕМНИЙ Второй по распространённости элемент в земной коре после кислорода  (27,6% по массе). Встречается в соединениях. Строение  атома кремния в основном  состоянии Строение атома кремния в  возбуждённом состоянии   1s22s22p63s   2  3p   2       1s22s22p63s   1  3p   3   Степени окисления: +4, ­4. Аллотропия кремния Известен аморфный и кристаллический кремний. Поликристаллический кремний Кристаллический – тёмно­серое вещество с металлическим блеском,  большая твёрдость, хрупок, полупроводник;  = 2680°C. ρ  = 2,33 г/см 3, t°пл. =1415°C; t°кип Имеет алмазоподобную структуру и образует прочные ковалентные связи.  Инертен. Аморфный ­ бурый порошок, гигроскопичен, алмазоподобная структура,  ρ  = 2 г/см 3, более реакционноспособен. Получение кремния 1) Промышленность – нагревание угля с песком: 2C + SiO2 t˚ →  Si + 2CO 2) Лаборатория – нагревание песка с магнием:  t˚ 2Mg + SiO2  →  Si + 2MgO     Опыт Химические свойства Типичный неметалл, инертен. Как восстановитель: 1)                С кислородом Si0 + O2  t˚→  Si+4O2 2)                С фтором (без нагревания) Si0 + 2F2 →  SiF4 3)                С углеродом Si0 + C  t˚→  Si+4C (SiC ­ карборунд ­ твёрдый; используется для точки и шлифовки) 4)                С водородом не взаимодействует. Силан (SiH4) получают разложением силицидов металлов кислотой: Mg2Si + 2H2SO4   SiH→ 4 + 2MgSO4 5)                С кислотами не реагирует (только с плавиковой  кислотой Si+4HF=SiF4+2H2) Растворяется только в смеси азотной и плавиковой кислот: 3Si + 4HNO3 + 18HF →  3H2[SiF6] + 4NO + 8H2O 6)                Со щелочами (при нагревании): Si   0     + 2NaOH + H2O      t˚  →         Na2Si   +4  O3+ 2H2 Как окислитель: 7)                С металлами (образуются силициды): Si0 + 2Mg  t˚→  Mg2Si­4 Применение кремния Кремний широко используется в электронике как полупроводник. Добавки  кремния к сплавам повышают их коррозионную стойкость. Силикаты,  алюмосиликаты и кремнезем – основное сырье для производства стекла и  керамики, а также для строительной промышленности. Физические свойства: Бесцветный газ, ядовит, t°пл. = ­185°C, t°кип. = ­112°C. Силан  ­ SiH4 Получение: Mg2Si + 4HCl  →  2MgCl 2 + SiH4↑ Химические свойства: 1)      Окисление: SiH4 + 2O2 t˚→   SiO2 + 2H2O 2)      Разложение: SiH4  →  Si + 2H 2     Оксид кремния (IV) ­ (SiO2)n SiO2 ­ кварц, горный хрусталь, аметист, агат, яшма, опал, кремнезём (основная часть песка): Кристаллическая решётка оксида кремния (IV) – атомная и имеет такое  строение: Al2O3 • 2SiO2 • 2H2O ­ каолинит (основная часть глины)   K2O • Al2O3 • 6SiO2 ­ ортоклаз (полевой шпат)   Физические свойства: Твёрдое, кристаллическое, тугоплавкое вещество,  t°пл.= 1728°C, t°кип.= 2590°C Химические свойства:  Кислотный оксид. При сплавлении взаимодействует с основными оксидами,  щелочами, а также с карбонатами щелочных и щелочноземельных металлов: Изучение свойств оксида кремния (IV) 1)                С основными оксидами: SiO2 + CaO t˚→    CaSiO3 2)                Со щелочами: SiO2 + 2NaOH t˚→    Na2SiO3 + H2O 3)                  С водой не реагирует 4)                С солями: SiO2 + CaCO3 t˚→    CaSiO3 + CO2 SiO2 + K2CO3 t˚→    K2SiO3 + CO2 5)                С плавиковой кислотой: SiO2 + 4HF t˚→     SiF4 + 2H2O SiO2 + 6HF t˚→    H2[SiF6] (гексафторкремниевая кислота) + 2H2O  (реакции лежат в основе процесса травления стекла). Применение: 1. Изготовление силикатного кирпича 2. Изготовление керамических изделий 3. Получение стекла   Кремниевые кислоты x • SiO2 • y H2O x = 1, y = 1     H2SiO3 ­ метакремниевая кислота x = 1, y = 2     H4SiO4 ­ ортокремниевая кислота и т.д.   Физические свойства: H2SiO3 ­ очень слабая (слабее угольной), непрочная, в  воде малорастворима (образует коллоидный раствор), не имеет кислого вкуса. Получение:  Действие сильных кислот на силикаты ­ Na2SiO3 + 2HCl  →  2NaCl + H 2SiO3↓ Химические свойства: При нагревании разлагается: H2SiO3  t˚  H→ 2O + SiO2 Соли кремниевой кислоты ­ силикаты.  1) с кислотами Na2SiO3+H2O+CO2=Na2CO3+H2SiO3 2) с солями Na2SiO3+CaCl2=2NaCl+CaSiO3↓ 3) Силикаты, входящие в состав минералов, в природных условиях  разрушаются под действием воды и оксида углерода (IV) ­ выветривание  горных пород: (K2O • Al2O3 • 6SiO2)(полевой шпат)  + CO2 + 2H2O  (каолинит (глина)) + 4SiO2(кремнезём (песок)) + K2CO3  (Al→ 2O3 • 2SiO2 • 2H2O) Применение соединений кремния Природные соединения кремния ­ песок (SiO2) и силикаты используются для  производства керамики, стекла и цемента.  Керамика Фарфор = каолин+ глина + кварц +  полевой шпат. Родина фарфора –  Китай, где фарфор известен уже в  220г. В 1746 г – налажено  производство фарфора в России    Фаянс ­ от названия итальянского  города Фаэнца. Где в 14­15веках было развито керамическое  ремесленничество. Фаянс –  отличается от фарфора большим  содержанием глины (85%), более  низкой температурой обжига.    Стекло – хрупкий, прозрачный материал, способен размягчаться и при  застывании принимает любую форму. Стекло получают  варкой шихты (сырьевой смеси, состоящей из песка, соды и известняка) в  специальных стекловаренных печах. Основные реакции, протекающие при плавке шихты 1. Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2 2. CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2  3. Na2SiO3 + CaSiO3 + 4SiO2 = Na2O * CaO * 6SiO2 ­ формула оконного  стекла При добавлении оксида свинца получают хрусталь. Цемент Цемент – мелко измельчённый клинкер с минеральными добавками. Клинкер ­ шарики тёмно­серого цвета получают спеканием глины и  известняка в специальных вращающихся печах   3. Закрепление изученного материала Осуществите превращения по схеме: 1) Si   SiO→  Na→ 2SiO3   H→ 2SiO3  SiO→ 2 2  2) Si   Mg→ 2Si   SiH→ 3) Si   Na→ 2SiO3  SiO→ 2 4

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс

Конспекты уроков по химии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018