Конспент урока "Жизнь в тропиках"
Оценка 4.9

Конспент урока "Жизнь в тропиках"

Оценка 4.9
docx
24.06.2020
Конспент урока "Жизнь в тропиках"
урок тропический поясd.docx

Конспект урока по географии  6 класс

Тема: Природа тропического пояса

Цель: Ознакомление обучающихся с особенностью природы тропического пояса.

Задачи:

Образовательные:

1.                 определить геоположение тропического пояса (определить влияние геоположения на формирование климата тр.пояса  и формирование природных зон: а) влажного тр. леса, б) саванн, в) пустынь)

2. познакомить с характерными представителями растительного и животного мира  влажных тропических лесов (ввести понятия – ярусность, вечнозеленые, теневыносливые);

3.познакомить с характерными представителями растительного и животного мира саванн;

4.познакомить с характерными представителями растительного и животного мира пустынь;

Развивающие:

1.продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи: (геоположение- климат-природа)

2.продолжить формирование навыков логического мышления, внимания на основе ознакомления с природой тропического пояса

3.расширение словарного запаса обучающихся.

Воспитательные:

1.воспитывать интерес к знаниям о природе Земли и бережном отношении к ней.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового.

Основные понятия урока: тропические леса, ярусность, вечнозеленые растения, теневыносливые растения.

Оборудование: мультимедийная система, презентация, опорные схемы

План урока

1.                 Орг момент

2.                 Активизация внимания и мышления (загадка или путешествие…)

3.                 Хар- ка поясов (дает учитель, деть смотрят и могут рис. на заготовках или картах)

А) Вл. лесов на экваторе

Б)Саванн

В)Пустынь

Изучение со слайдами или фр фильма ( вроде у меня есть  по 5-7 мин ), использование картинок

Заполнение таблицы

Можно дать сообщение про интересное раст. или жив, заранее нарисованные животные (выставка) потом их использовать в загадках показывать и говорить кто из учеников как это животное представляет (хвалить)

 

1 вариант урока

 

Ход урока

План урока/смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Орг момент

 

 

Активизация внимания и мышления

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицей Тепловые пояса, с картой, атласом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

Объяснение нового материала

 

 

Демонстрирует прибор солнечного освещения земной поверхности.

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника, записи в тетради

 

 

 

 

 

 

 

Побуждение находить ответ в тексте учебника,

Названия понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поощряет ребят отвечающих на вопросы.

Просит прочитать записанное.

 

 

Во время рассказа демонстрация репродукций и таблиц Флора и фауна тропиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица Флора и фауна саванн Африки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение пройденного:

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись домашнего задания

 -Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку,

Предлагает отгадать загадку:

Мы знаем эту линию,

То черную, то синюю.

На карте эта линия очень нам нужна.

Чтоб нам не спутать вдруг, где север, а где –юг?

 

Ребята, вспомните сколько тепловых поясов на земном шаре? Назовите их

А какие тепловые пояса лежат на экваторе?

Покажите на карте эти пояса.

 

- Как вы думаете, какой из этих поясов получает наибольшее количество солнечного тепла?

И так, вы уже знаете, что по обе стороны от экватора расположены жаркие страны. Это- тропический пояс. Части каких материков лежат в тропическом поясе?

Посмотрите на карту.

Какие океаны омывают их берега. Назовите.

А сегодня мы подробно познакомимся  природой тропического пояса.

Запишем тему урока.

Солнце в тропическом поясе круглый год поднимается высоко над горизонтом. Отвесные лучи его ежегодно сильно нагревают Землю.

 

В тр. поясе не бывает зимы, не выпадает снег , не замерзают реки. Круглый год t около +25-270. Но не везде у экватора одинаковая природа. А как вы думаете, почему? Чем может отличаться климат в разных областях тр. пояса.

Ребята, вспомните, что климат определяется не только t воздуха, но и количеством  выпадаемых осадков на данной территории. Это очень важно, потому что осадки влияют на характер растительности.

Запишите в тетради такую схему:

 

Тропический пояс

 

 

 


Там, где очень часто идут дожди, растут тропические леса, где жарко и сухо, дождей почти не бывает – пустыни; а там- где несколько месяцев подряд льют дожди, а потом столько же времени стоит сухая погода расположены степи саванны. Давайте найдем в тексте, где об этом написано и прочитаем ( стр 87).

 

 

Теперь заполним схему

Тропический пояс

 

 


Несколько

месяцев идут

 дожди, несколько

месяцев сухо-

саванны

 

и.т далее заполняем схему по характеристике о пустынях, тропический (дождевой лес)

-Ребята, посмотрите на цветы, которые прекрасно прижились в вашем светлом классе, и представьте что этот маленький карликовый фикус у себя на родине вырос бы до гигантских размеров.

 В тр. лесах от обилия тепла и влаги деревья и кустарники растут круглый год и вырастают очень высокими с большими листьями и толстыми стволами. Это вечнозеленые растения. Запишите в тетрадь количество разных видов растений, что невозможно встретить рядом несколько одинаковых деревьев. Здесь одни деревья только начинают цвести, другие стоят со спелыми плодами. Деревья растут этажами –ярусами. Самые высокие деревья имеют высоту до 60 м. Под ними растут теневыносливые деревья, ближе к земле –невысокие деревья, кустарники.

Теперь обратите внимание на эту таблицу.

Здесь почти 3-4 месяца не выпадает дождей и это заметно обедняет леса, постепенно редеющие, переходящие в саванны- степи с высокой травой и редкими вкраплениями отдельно стоящих деревьев –акаций и баобабов. Запишите саванны.

А как вы думаете, от чего зависит жизнь в пустыне?

- От того, насколько часто идет дождь

Из-за недостатка влаги в ней встречаются только отдельные виды растений, приспособленных для жизни в пустыне- кактусы, редкие кустарники.

В тр лесах много животных. Это обезьяны. На опушках лесов носороги, слоны бегемоты.

В саваннах- травоядные и хищные животные (назовите их).Много птиц. Среди них самая большая птица на Земле страус – которая не умеет летать, но быстро бегает.

Пустыни множество змей, черепах, ящериц.

Заполнение таблицы:

(приложение).

Мы познакомились с особенностями природы тропического пояса. Отметили, что климат жаркий, выяснили о разном количестве, выпадающих осадков, виде дождей, и выяснили что от количества осадков зависит растительный мир. Поэтому выделяют: тропический влажный лес, саванны, пустыни.

Как вы думаете, кто активно и хорошо работал

Сегодня на уроке мне понравился ответ (фамилия уч-ся)

Меня порадовал (фамилия уч-ся)

Старался (фамилия уч-ся)

Как вы думаете, допустил ли ….при ответе ошибки, какие? Почему ты так думаешь?

Всем спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отвечают :экватор

 

Рассматривают карту на доске, таблицу. Отвечают.

 

 

 

Находят на карте.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся читает абзац, остальные следят.Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают термин

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают термин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают термин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

 

Ход урока.

 

Подготовка  к изучению темы урока.

Вычеркнуть все буквы Б, Ж, У в листочках, лежащих у вас на парте, прочитать тему урока.

БЖУПЖУРИБРЖБОДУА УТРЖБОЖПБИУЧЕЖСБКОУГБО
БУПЖОБЯСБЖА (Природа тропического пояса)

Показать тропический пояс на карте полушарий, назвать материки и океаны, через которые проходит пояс.

 

Изучение темы урока «Природа тропического пояса»

Объяснение учителя.

Природа тропического пояса не везде одинакова (характеристика пояса)

На экваторе много тепла и очень влажно, поэтому здесь растут тропические леса (фрагмент фильма или слайды)

 

 


                                                                                                             ярусы

 

 

 

 

 

 


Тропический лес – зарисовать в тетрадь

Слайд   - картинки  и фото растений и животных

Задание: назовите  растения, животные на слайдах, запишите в тетрадь

К северу и к югу от тропических лесов расположены тропические степи - саванны.

(рассказ про саванны по таблице или слайд)

 

Засушливый сезон                Дождливый сезон

 

 

 

 


                                                                                                      баобаб

 

 

 


Зонтичная

акация                    

Саванна-  зарисовать в тетрадь

Слайд (животные и растения саванн) – например рассказ про бутылочное дерево или пятерку животных мира – слон, носорог…..

 

Задание: назовите сколько растений, животных появилось на слайдах, перечислите их.

 

Саванны постепенно переходят в зону пустынь, т.к. становится суше…..(рассказ учителя )

 

 

 

 

 

 


                                                                                                        бархан

 

 

 

 


Пустыня – зарисовать в тетрадь

Задание: назовите растения, животные на слайдах,

 

Закрепление изученного.

Игра «Кто где живет» - распределить животных по природным зонам тропического пояса.

(показ картинок, дети заносят в графы таблицы)

 

1 графу Заполнить вместе или по наводящим вопросам

Что характерно

Тропический лес

саванны

пустыни

Особенности климата

 

 

 

Растительный мир

…….

……

….

Животный мир

….

….

 

 

Итог урока. Рефлексия

 - Ребята. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Ответы:

 

Дом задание:

 

 

3 вариант

Тема урока: «Природа тропического пояса»

Этапы

Задачи

Действия учителя

Действия учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

Орг. Момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение цели урока.

IV. Изучение нового материала

V. Исследовательская работа

VI. Закрепление

VII. Блиц – турнир

VIII. Рефлексия

IХ. Задание на дом

Х. Итог урока

Заинтересовать учащихся новым исследованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявить, что известно учащимся об освещённости поверхности Земли.

 

 

 

 

Подготовить основу для восприятия нового материала.

 

 

Формировать умение слушать и видеть

Формировать умения работать в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение воспроизводить связный рассказ публично.

Проверить знания учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

 

Подвести итог деятельности учащихся

- Наша Земля, земной шар – наш общий большой дом. Вы уже знаете, что Солнце освещает поверхность Земли по – разному. Географы, учёные расширяют наши знания о Земле, делают всё новые и новые открытия.

    Сегодня мы тоже попытаемся сделать открытие для себя. Как знать, может кому – то удастся побывать, где на Земле теплее всех.

- Как вы считаете, где на Земле всего теплее?

- Почему?

- Сделайте вывод, от чего зависит освещённость и тепло на Земле?

Сегодня вы познакомитесь с природой тропического пояса. Будьте внимательны, думайте, размышляйте.

(Слайд )

А сейчас представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Географы, собираясь в экспедицию, берут записную книжку – у нас это будет тетрадь. А учебник и компьютер помогут нам в нашей исследовательской работе. Я буду вашим путеводителем.

-Мы приближаемся к зоне тропических лесов. Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе

 (Слайд.

Лес очень густой. Все деревья стоят настолько близко друг к другу, что невозможно пройти. На ветвях деревьев встречаются растения без корней, лианами опутаны деревья. Внизу у деревьев нет ветвей. Листья у них жёсткие, блестящие. Они защищают деревья от солнечных ожогов и испарений.

(Слайды)

 Сделаем перерыв. Обменяемся мнениями.

 

-Что такое тропический лес?

-Как растут тропические леса?

-Какие деревья вы встретили в тропическом лесу?

-А где мы можем встретить растения тропического леса?

Продолжаем наше путешествие. Где такой богатый растительный мир, конечно же, есть и обитатели.

Постараемся угадать, какие животные могут здесь обитать.

Игра «Доскажи словечко»

Хвост не сзади – впереди.

Снизу наверх погляди.

Как поднимет хобот он,

Ну, конечно, это …

Неуклюжий и большой,

 Он пасется под водой.

 Набивая свой живот,

 Щиплет травку…

 

Несмотря на строгий вид,

 Он к охоте не привык,

 На носу растут два рога,

 Вы узнали…

 Этот зверь серьёзный очень,

 А охотится он ночью.

 И на дереве обычно

 Прячет он свою добычу.

 У него на шкуре пятна.

 Незаметней так. Понятно?

 Увидал добычу, старт!

 На охоте …

Ей на месте не сидится –

 Всё кривляется, резвится.

 Ухватилась за лиану

Ну конечно …

Птичка в зарослях сидит

 И с тобою говорит,

Ей секрет не доверяй,

Разболтает ...

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова я,

Всё потому что я ...

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

-Да с некоторыми животными встречаться нежелательно.

 Почему?

А ещё какие бывают животные?

Посмотрим на ни издалека.

(Слайды)

А теперь устроим привал.

- Каких животных вы увидели?

Посмотрите на карту. Мы побывали севернее и южнее экватора. Отправляемся дальше. Природа немного изменится. Теперь на нашем пути саванны.

(Слайд)

В зависимости от количества осадков выделяются два периода – сухой и влажный. Идёт дождь значит зеленеют деревья и травы. Природа оживает. Затем дожди прекращаются: деревья и травы высыхают, пересыхают реки и озёра.

Кроны деревьев имеют форму зонтика, которые накапливают влагу и помогают им выживать во время засухи. В саваннах обитают травоядные и хищные животные.

(Слайд )

Наше путешествие продолжается дальше к северу и к югу от саванн. Мы приближаемся к пустыням.

(Слайд)

А сейчас вы приведёте свои записи в порядок. Будете работать с учебником.

1 пара изучает растительный и животный мир тропических лесов;

2 пара растительный и животный мир саванн;

3 пара растительный и животный мир пустынь;

4 пара работает над изучением значения новых слов

Расскажите о своих исследованиях

- Найдите и прочитайте, как приспособились растения тропического пояса к жаркому климату?

Подведём итог изучения темы «Природа тропического пояса»

- Что нового вы узнали в ходе изучения темы?

- Какой вид работы понравился больше всего?

Сейчас я вам раздам листочки (карточки), на которых три предложения. Поставьте знак (+) напротив того предложения, которое вам ближе всего:

  1. Я доволен своей работой на уроке. Мне было интересно.
  2. Я работал хорошо, но в следующий раз буду работать ещё лучше.
  3. Я недоволен своей работой, но буду стараться.
  1. Учебник стр. «Растительный и животный мир тропических лесов»
  2.  «Саванны»
  3.  «Пустыни»

Подготовить сообщения

Спасибо за урок

Учащиеся слушают.

+ На экваторе между Северным и Южным тропиками

+ Солнечные лучи падают отвесно, поэтому тропический пояс получает больше всего тепла.

+ От наклона солнечных лучей

Слушают и делают пометки в тетрадях

+ Тропический лес – лес, растущий в жарком поясе

+Ярусами

+Кокосовую и масличную пальмы, хлебное, кофейное и шоколадное деревья, банановое дерево, бамбук.

+ У многих комнатных растений – родина – тропики.

+Аспарагус, монстера, диффенбахия, пеларгония и другие.

Дети отвечают хором

+ Слон

+ Бегемот

+ Носорога

+  Леопард.

+ Обезьяна

+ Попугай

+ Змея

+ Крокодил

+ Они хищные

+ Травоядные

Дети слушают, смотрят, делают пометки в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Слон

 

 

 

+ Бегемот

 

 

Носорог

 

 

 

 +Ягуар

 

 

 

 

 

Леопард

 

+ Обезьяна

 

 

 

 

 

 

+ Попугая

 

 

 

+Змея

 

 

 

+ Крокодил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником

Представители от пары рассказывают по своей теме

Учащиеся читают выборочно

Самостоятельная работа в парах

Все учащиеся должны ответить на эти вопросы по кругу в силу своих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка учащихся.

Учащиеся записывают задание на дом

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по географии 6 класс

Конспект урока по географии 6 класс

План урока 1.

План урока 1.

Подготовка к восприятию нового материала

Подготовка к восприятию нового материала

Побуждение находить ответ в тексте учебника,

Побуждение находить ответ в тексте учебника,

Орг момент Активизация внимания и мышления

Орг момент Активизация внимания и мышления

Конспент урока "Жизнь в тропиках"

Конспент урока "Жизнь в тропиках"

Ход урока. Подготовка к изучению темы урока

Ход урока. Подготовка к изучению темы урока

Саванна- зарисовать в тетрадь

Саванна- зарисовать в тетрадь

Тема урока: «Природа тропического пояса»

Тема урока: «Природа тропического пояса»

Формировать умения работать в парах

Формировать умения работать в парах

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020