Статья
«Конструирование из картона в подготовительной группе»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Конструирование — в переводе с латинского означает создание модели, творческое выстраивание определённой гармоничной и целостной системы взаимоотношений между различными элементами, деталями или предметами.
Такой вид
творческого моделирования как конструирование из бумаги и картона оказывает благотворное
воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, культуры
трудовой деятельности, предметного и пространственного мышления, сенсорного
восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Значение конструирования из бумаги и картона.
1) Интеллектуальное развитие — обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности.
2) Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
3) Нравственное воспитание — занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
4) Развитие сенсорики — конструирование опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
5) Художественно-эстетическое развитие — формирование чувства вкуса к художественно-эстетической деятельности, благодаря которой развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
6) Трудовое
воспитание — развиваются технические навыки ручных умений, формируются
трудолюбие и бытовая самостоятельность.
Этапы конструирования:
1)возникновение замысла, в основе которого лежит творческий поиск и мыслительная деятельность;
2)исполнение, которое опирается на практическую деятельность.
Проблемные точки детского творчества, на которые необходимо обратить внимание во время занятия конструированием:
размытость замысла, т. е. дети не могут чётко представить структуру образа;
нестабильность замысла — в процессе деятельности цели меняются, т. е. создавали один объект, а получили другой, который также приносит чувство эмоционального удовлетворения;
чрезмерная поспешность и увлечённость исполнением, замысел при этом перемещается на второй план;
слабое представление о последовательности практических шагов, несовершенство навыков создания алгоритма действий и планирования;
отсутствие умения
анализировать задачу, что может привести к примитивизации детского
конструирования.
Эффективные методические приёмы в обучении конструированию:
Обучение нескольким опорным и довольно простым способам конструирования (для каждого возраста), благодаря комбинации которых можно создавать разнообразные поделки.
Задания проблемного характера, которые направлены на переориентацию детей с получения конечного результата (поделки) на поиск способов и средств создания новых образов с использованием знакомых приёмов.
Самостоятельное
творчество детей (особенно для старшего школьного возраста) — задачи
самостоятельного конструирования по произвольному замыслу.
Принципы системы обучения конструированию: сочетание индивидуальных и
коллективных форм работы, которые развивали качества согласованности и
ответственности поведения; взаимосвязь с ролевой или театрализованной игрой,
рисованием, аппликацией и т. д., что способствует повышению уровня осознанности
действий, заинтересованности, развитию творческого мышления и речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.