«Конструирование урока – исследования в технологии «Lesson study»
учитель истории и обществознания БОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №4 им Героя Советского Союза адмирала Н.Г.Кузнецова»
Марковская Татьяна Валерьевна
Меня зовут Марковская Татьяна Валерьевна учитель истории и обществознания Тарской средней общеобразовательной школы №4. Тема моего опыта « Конструирование урока – исследования в технологии «Lesson study»
В условиях повышения эффективности образования в школе, работая над повышением результатов проверочных и диагностических работ, ВПР, промежуточной аттестации, ОГЭ, ЕГЭ педагоги нашей школы постоянно обращаются к теоретическим наработкам и распространению новых инновационных педагогических практик материалов КОНСОРЦИУМ + ИРООО. Материалы ЕМД разнообразны. С ноября 2020 года работает «Школа позитивных изменений», проводит каждый четверг занятия по самым важным и актуальным для современной школы темам. Как обеспечить достижимость планируемых результатов, оценочные техники формирующего оценивания, приемы мотивации, ИОМ, как стимулировать мышление, диагностики изменений образовательных результатов, внеурочная деятельность как ресурс, влияющий на улучшение образовательных результатов обучающихся через реализацию краткосрочных программ, организация индивидуальной работы с детьми с низкими образовательными результатами и высокомотивированными обучающими, новые эффективные практики и методы. Важно, что выбор тем разнообразен и для повышения методического уровня молодому, начинающему учителю и учителю со средним и высоким уровнем педагогического мастерства. Эти материалы дают возможность индивидуализировать работу педагога с обучающимися, проводить диагностическую и исследовательскую работу, разнообразить свои эффективные приемы, техники, методы обучения.
Среди изученных приемов и методик, мы остановили свой выбор на освоении реализации на уроках технологии Lesson study. Это педагогический подход, который характеризует особую форму исследования действий на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Эта технология способствует совершенствовать педагогическую практику, основываясь на результатах исследования, а также приводит к решению проблемы через стимуляцию на уроке в группах «совместного» мышления. Он помогает индивидуализировать обучение учащихся, позволяет на основе исследования проводить коррекцию процесса проведения урока, учитывать возможности обучающихся трех фокусных групп: А- с высокими, В - средними и С - низкими возможностями обучения. Но самое главное, позволяет повышать уровень обучающегося при работе над конкретными УУД, отрабатывать типичные ошибки, предметные и метапредметные результаты.
Можно выделить несколько последовательных этапов в реализации технологии Lesson study. Первый – связан с созданием инициативной группы учителей - предметников, работающих в одном классе или параллели, чтобы проследить трех учеников фокусных групп на разных предметах или одном предмете, но в трех разных классах одной параллели. В марте 2021 года мы создали группу учителей, работающих в 6-х классах, три историка, три филолога и три учителя английского языка.
На втором этапе - определились с метапредметной задачей – различные виды работы с текстами, с информацией разных источников, т.к.именно умения находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию являлись типичными ошибками при выполнении заданий ВПР по истории, обществознанию, биологии, русскому языку, географии. На этом же этапе необходимо было определить учеников трех фокусных групп. Мы выбрали для работы 6а. 6б и 6в классы и уроки обществознания, русского языка и английского языка.
На третьем этапе - учителя - предметники готовили проект одного урока по трем предметам. Конечно, представлять будем опыт урока обществознания «Отношения со сверстниками». На этом этапе совместно проводилось не только планирование урока, разработка Листа продвижения по уроку, различные задания – распечатки для работы в группах, листы постановки задач урока, таблица рефлексии урока. За каждым учеником фокусной группы был закреплен наблюдатель. Также совместно составляли схему планирования заданий для каждого ученика фокусных групп А,В,С на разных этапах урока, она помогала уже входе урока наблюдателям отслеживать запланированный результат учителем для каждого ученика и реальное выполнение заданий.
Четвертый этап проведение урока и наблюдение за учениками фокусных групп. Каждый наблюдатель в ходе урока вел таблицу наблюдений(схема планирования заданий на каждом этапе для каждого ученика фокусных групп), на разных этапах урока подходил и фиксировал выполнение заданий учеником, по завершению урока работал с листом продвижения ученика, фиксировал все плюсы и минусы.
Пятый этап проводился по окончанию урока в трех различных точках интервьюеры и те, кто отвечал за съемку анализа - проводили опрос учеников всех трех фокусных групп.
Для нас стало открытием возможность после опроса учеников услышать их анализ урока, позитивные оценки и рекомендации. Это настоящий честный разговор с учеником позволяет переосмыслить подходы к процессу обучения, научиться видеть реальные процессы взаимодействия с учениками, слышать их желания, видеть результаты урока.
Технология Lesson study позволяет:
1. Совместно разрабатывать стратегию урока, этапы, приемы , техники разноуровнего обучения с учетом возможностей учеников трех фокусных групп А,В, С
2.Осуществлять совместную корректировку урока, по мере необходимости вносить изменения в заданиях, проблемных вопросах, видах деятельности обучающихся.
3.Увидеть обучение детей со стороны, глазами учеников, услышать их оценки урока, позитивные и негативные стороны процесса обучения в этих оценках и пожеланиях.
4.Увидеть разницу между тем, что должно было происходить на уроке и тем, что происходит в реальности.
Уникальность этой технологии в том, что урок нацелен на конкретного ученика и его возможности, планируя урок, учитель основывается на идеи как обучаются учащиеся, слышать и понимать друг друга в этом взаимодействии наиважнейшая задача.
Таким образом, организация такой практики, как исследование урока имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:1. Целевая направленность.2. Один из способов профессионального развития.
3. Взаимодействие
с коллегами. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться
опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике,
возможность выработать и
апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.
4. Возможная модификация школьной системы Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем, так как исследование урока проводится не просто с целью усовершенствования умений и навыков конкретного учителя, а всего педагогического коллектива. 5. Анализ собственной работы
Организация подобного вида деятельности
подразумевает, что исследование, как таковое, проводиться непосредственно
участниками процесса, Целевая
направленность подобной технологии заключается в
изучении и последующем анализе самого процесса обучения, а не деятельности
самого учителя.
Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между
учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться
инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в
практической деятельности подходов в преподавании и обучении
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.