Тема урока: Конструирование орнамента.
Раздел программы: работа с графическим редактором.
Цели урока:
Образовательная:
Ø отработка навыков работы с графическим редактором;
Ø повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – «копирование», «вставка»;
Ø научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
Ø закрепить навыки работы с командой Отразить/Повернуть.
Ø познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения
Ø наличие межпредметных связей с уроком истории родного края
Развивающая:
Ø развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
Ø развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;
Воспитательная:
Ø воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Ø формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
С точки зрения материала:
Ø Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием орнамента, ее видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализе.
Ø Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания орнамента;
Ø Пользовательский аспект состоит в отработке практических навыков применения инструментов графического редактора через проектирование орнамента по образцу (самостоятельно)
Задачи урока:
Ø продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
Ø формировать навыки работы за ПК, с графическим редактором Paint;
Ø формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
Ø Расширение знаний об орнаменте и его видах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, карточки с текстом, карточки с орнаментом.
Формы: коллективная, индивидуальная
Виды работы: беседа, работа с рабочими листами, работа за ПК
Этапы урока:
Ø Организационный момент.
Ø Постановка цели урока.
Ø Актуализация знаний:
Ø Изучение нового материала:
Орнамент
Ø Практическая работа за компьютером
Ø Постановка домашнего задания.
Ø Подведение итогов урока.
− что нового сегодня узнали?
− оценки за урок.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем урок. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.
– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока «Конструирование орнамента».
- Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит» Что она обозначает?
- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодиться.
- А вы бы хотели сегодня сами создать орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?
- Создать орнамент на компьютере.
II. Разминка.
1. Задание: Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.
ВИКЛААТУРА
ШЫМЬ
ТОРНИМО
СТКИДОЖЙ
НЕРСКА
Определите, какое слово в группе лишнее.
2 Задание: Художник рисовал снеговика, и время от времени фотографировал его, чтобы сделать учебный фотоальбом. Расположив фотографии в правильной последовательности, вы прочтёте по буквам, которыми они подписаны, название одного из пунктов меню приложения. Охарактеризуйте данный пункт меню.
Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы продолжайте, Дружно руки поднимайте.
III. Актуализация знаний.
Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы продолжайте, Дружно руки поднимайте.
1. Фронтальный опрос.
Ø Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
Ø Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим (наклонной)
Ø Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
Ø Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
Ø Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
Ø Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)
Какие инструменты мы не назвали?
2. Назовите способы выделения и способы копирования
IV. Изучение нового материала.
Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.
Любой ли узор можно назвать орнаментом?
- Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.
Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служили не только для красоты, но и несли в себе какую – то информацию.
Дайте определение информации.
- Информация это знания и сведения, получаемые из окружающего мира.
Назовите виды информации.
- Графическая, текстовая, звуковая, числовая.
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства, который использует орнамент.
Где ещё используется орнамент?
вышивка, резьба по дереву, ковань, керамика, ковроплетение.
Орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы.
Согласно поверьям древних: птица была символом неба, рыба – символом воды, дерево – символом земли.
Символы в казахском орнаменте делятся на четыре вида: растительный, животный, геометрический и космогонический (астрологический). Каждый из них несет в себе определенный смысл.
Естественный орнамент можно составить из изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек, птиц и зверей.
Декоративный орнамент составляют те же природные формы, только измененные, приспособленные к форме и назначению предмета, который он украшает.
Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, чаще всего – круга, квадрата, треугольника.
Абстрактный орнамент представляет собой сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.
1. Какие инструменты позволяют нам создавать повторяющиеся картинки? (выделение, копирование)
2. По какому принципу мы их соединяем в «цепочки»? (многократное повторение, чередование (контрастное, цвета, наложение элементов))
Для того чтобы создать орнамент необходимо знать несколько принципов рисования орнамента.
1. Многократное повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритмы могут быть разные ( мотив – солнышко).
2. Чередование – набор ритмов в орнаменте. Чередование придает орнаменту разнообразие, оживляет его. Можно изменять не только форму элементов орнамента, но и другие признаки.
Контрастное чередование.
Изменение положения.
Изменение цвета.
Наложение элементов.
В какую сторону можно продолжить орнамент?
Мотив сам по себе является орнаментом.
Бордюр – ленточный орнамент
При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском искусстве используются традиционные цвета: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий – цвет неба; белый – символ истины; желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый – молодости, весны. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма. Например, повторение несколько раз элемента – это ритм.
Способы создания орнамента.
1. Симметрия относительно вертикальной оси (вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз):
- орнамент «мұйіз» - рог;
- орнамент «сынықмұйіз»- сломанный рог;
- орнамент «құсқанаты» - птичьи крылья.
2. Симметрия относительно горизонтальной и вертикальной оси (вырезание орнамента из листа, сложенного вдвое):
- орнамент «қосалқа» - двойное ожерелье.
3. Поворот (вырезание орнамента из листа, сложенного втрое):
- орнамент «төртқұлақ» - крестовина;
- орнамент «дөңгелек» - круг.
4. Поворот (вырезание орнамента на вчетверо сложенной бумаге):
- орнамент «ромб» - ромб;
- орнамент «төртбұрыш» - прямоугольник;
- орнамент «шаршыою» - квадратный орнамент;
- орнамент «бесбұрыш» - пятиугольник;
- орнамент «алтыбұрыш» - шестигранник;
- орнамент «сегізбұрыш» - восьмигранник;
- орнамент «онбұрыш» - десятигранник.
Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с орнаментом.
Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы. Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?
- Часть, кусочек чего-либо
Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент – отрывок, часть или обломок чего-либо.
Фрагмент рисунка – это выделенная область графического изображения
Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:
1 - выдели объект
2 - выполни над ним действие.
- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?
– Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.
Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.
Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.
Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение конструировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!
Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.