Конструкт
проведения НОД
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам
дошкольного образования
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование,
заочное отделение, группа 331)
Дата: 18.01.18
ДОО: МБДОУ «детский сад № 9»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Образовательная
область: художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: музыкальная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, игровая
Тема: ИСТОРИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – «Путешествие
по реке времени»
Формы организации: групповая,
индивидуальная, парная
Социальный
партнер: музыкальный руководитель
Учебно-методический комплект:
1.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд.,
испр. и доп. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014
Планируемый результат:
- Дети проявляют интерес к музыке в процессе знакомства с историей возникновения духовых народных инструментов.
- Дети проявляют доброжелательные взаимоотношения со сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.
- Дети проявляют умение осуществлять компоненты деятельности: целеполагание, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов в процессе совместной деятельности.
-Дети умеют анализировать, сравнивать, классифицировать, раскладывая иллюстрации на панно «река времени».
-Дети умеют определять музыкальный инструмента по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру звучания.
- Дети владеют знаниями о духовых инструментах (внешний вид, тембровая окраска.) и историей их возникновения.
- Дети составляют полные предложения с использованием в речи новых слов (симфонический оркестр, труба, валторна, манок, свирель и др.)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту через совместную музыкальную, познавательно – исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: - Воспитывать интерес к музыке через знакомство с историей возникновения духовых народных инструментов. - Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.
Развивающие: - Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: целеполагание, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов в процессе совместной деятельности. -Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе раскладывания иллюстрации на панно «река времени». -Развивать слуховое восприятие (умение определять музыкального инструмента по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру звучания), творческие способности.
Обучающие: - Обогащать знания о духовых инструментах (внешний вид, тембровая окраска.) и истории их возникновения. - Расширять, обогащать словарный запас (симфонический оркестр, труба, валторна и др.)
|
|
Средства:
Наглядные: иллюстрации с изображением музыкальных духовых инструментов, разрезные картинки с изображение музыкальных духовых инструментов, книга знаний.
Мультимедийные: презентация (слайды с изображением музыкальных духовых инструментов, мастера по изготовлению музыкальных духовых инструментов, средневекового бала и музыкантов, играющих на музыкальных духовых инструментах).
Предметные: диски, музыкальный сундучок, стол для размещения выставки, музыкальные инструменты; материалы для проведения опыта (ручки, трубочки, соломинки, береста, стаканы с водой).
Музыкальные: звуки духовых музыкальных инструментов (дудочка, манок), отрывок «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; фрагмент русской народной песни «Пастушья песня», «Марш Черномора» опера М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков «Концерт для тромбона с оркестром», «Старинная французская песня» музыка П. Чайковского).
Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска.
Этапы (последователь- ность деятельности)
Время |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события
2 мин. |
В группе звучит музыка, затихает. (Фрагмент русской народной песни «Пастушья песня») -Дети, что вы слышите? -А вам нравится эта музыка? Почему? Какая она?
|
Обращает внимание детей на звуки музыки, доносящиеся из музыкального зала. Организует, заинтересовывает детей, мотивирует к высказыванию.
|
Воспринимают музыку, вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, описывают музыку.
|
Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности
|
II. Постановка целей исследования
3 мин. |
-Как вы думаете, куда нас приглашает музыка? -А где еще мы можем услышать звучание музыкальных инструментов, а в нашем детском саду? (Отправляемся в музыкальный зал. Звучание «Пастушьей песни» продолжается). -Мы не ошиблись, правильно нашли дорогу. -Вы узнали, какой звучал музыкальный инструмент? -Хотели бы вы узнать историю духовых инструментов? Для этого нам надо отправиться в прошлое. Кто желает отправиться вместе со мной? -Прежде чем отправиться в прошлое, вспомним, в каком времени мы живем сегодня? -Какие эпохи прошлого вам известны? -Дети, мы отправимся в путешествие по «реке времени». А с помощью чего мы можем путешествовать? |
Создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.
Организует диалог, закрепляет на панно картинки с изображением древности, старины и современности.
Обращает внимание детей «реку времени».
Вовлекает детей в совместное планирование.
|
Дети входят в музыкальный зал под звуки дудочки. Определяют и называют музыкальный инструмент.
Дети осуществляют выбор вида деятельности
Совместно с педагогом планируют свою деятельность
|
Проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности.
Проявляют инициативу при совместном планировании, самостоятельность, активность. Проявляют инициативу в выборе способа путешествия. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами
3.1 Древность
5 мин. |
-А вот и «река времени». Она течёт из давних времён в наше время. -Чтобы очутиться в далёкой древности, надо открыть Книгу знаний, закрыть глаза, тогда музыка дудочки перенесет нас в древность. (Звучит «Старинная французская песня» музыка Чайковского) -Вот мы и в древности. Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте, на войне, в обрядовых церемониях. Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Послушайте (Звучит отрывок из «Третьей песни Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова) - Древние музыканты назвали этот инструмент – дудочка, от слова дуть. А инструмент, чтобы приманивать животных - манок. (Звучит манок на оленя) Повторим новые слова: дудочка, манок. - Прошло много лет и они потеряли свой вид. Как же быть? Предлагаю объединиться в пары и восстановить целостность картинок. - В древности мы пополним нашу Книгу знаний новыми иллюстрациями о древних музыкальных инструментах.
|
Мотивирует детей к восприятию иллюстраций материала Демонстрирует иллюстрации на слайде, сопровождая рассказом, предлагает послушать звучание древней дудочки и манока, объясняет происхождение новых слов. Пополняет Книгу знаний картинками с изображением музыкальных инструментов древности Обращает внимание детей на разрезные картинки. Предлагает объединиться в группы.
|
Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания. Задают вопросы.
Дети проговаривают слова за воспитателем. Дети воспринимают звучание дудочки, объединяются в группы и выполняют задание. Дети осуществляют выбор участников совместной деятельности, анализируют, составляют целостный образ муз. инструмента, обсуждают. Дети выражают собственные мысли, предположения.
|
Проявляют интерес к историческому прошлому, активны.
|
3.2. Старина
4 мин.
3 мин. |
- Молодцы, вы хорошо справились. -Хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. -Давайте, откроем книгу, закроем глаза и продолжим путешествовать. (Звучит «Старинная французская песня» музыка Чайковского) -Как называется следующая остановка на «реке времени»? Вот мы оказались в старине. Время шло, шли годы, люди научились строить дома, но им, по-прежнему, были нужны духовые музыкальные инструменты. -Кто изображен на картине? -На каком музыкальном инструменте он играет? -Зачем пастуху нужен этот духовой инструмент? (Свирель) -А еще в старые времена люди строили большие красивые замки, где устраивались балы, на которых играла красивая музыка. И здесь людям нужны были духовые музыкальные инструменты, на них играла группа людей – это время возникновения таких музыкальных инструментов, как флейта, тромбон. (Звучит отрывок Н. Римского-Корсакова «Концерт для тромбона с оркестром») -Какие новые слова мы узнали в старине? Давайте повторим вместе (свирель, тромбон, флейта).
-Дети, а как вы думаете, кто изготавливал эти инструменты? Как вы думаете сложно изготавливать их? -Посмотрите, что оставил мастер на своем столе (картинки и материал для опытов). - Давайте рассмотрим. Мы можем из этих материалов сделать музыкальный духовой инструмент? Как вы думаете, а из какого материала музыкальный духовой инструмент будет прочнее? А из каких материалов звук будет звонче? -Вот мы с вами убедились, что звучание музыкального духового инструмента зависит от материала, из которого они изготовлены. -Посмотрите, какие картинки с изображением старинных духовых музыкальных инструментов лежат на столе мастера. А нам пора отправляться дальше.
|
Обращает внимание детей на «реку времени».
Открывает книгу знаний, под звуки музыки. Демонстрирует иллюстрации на слайде (дом пастуха), сопровождая рассказом, задает вопросы.
Слайд с изображением свирель замка, бала, музыкантов, флейты.
Слайд с изображением мастера.
Предлагает детям на выбор материал.
Обращает внимание на картинки старинных музыкальных инструментов на столе мастера.
|
Дети садятся, закрывают глаза, слушают звуки музыки. Дети высказывают свои мнения, предположения, участвуют в беседе.
Слушают, выражают собственные суждения.
Проговаривают и запоминают новые слова.
Рассматривают материалы, пробуют свои идеи в проведении опыта.
Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания.
|
Проявляют инициативу к действиям и интерес к происходящему. Демонстрируют свои навыки и умения.
Дети проявляют интерес, готовность к дальнейшим действиям. Пополняют словарный запас.
Дети экспериментируют с трубочками из различных материалов, делают выводы, умозаключения. |
3.3. Современность
6-7 мин. |
Давайте, откроем книгу, закроем глаза и продолжим путешествовать по «реке времени». (Звучит «Старинная французская песня» музыка Чайковского) Вот мы очутились в современности. -В современном мире, как и раньше муз.дух.инструменты нашли себе применение. -Как вы думаете, где мы можем их встретить? А вы знаете, как они называются? В этом нам поможет муз. руководитель – Инна Валерьевна.
-Здравствуйте, дети! Я слышу, что вас заинтересовали современные духовые музыкальные инструменты. О них можно узнать, побывав на концерте симфонического оркестра. А что такое СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР? -Вы правильно думаете Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, слаженно играющих на различных музыкальных инструментах. В состав симфонического оркестра входит группа духовых музыкальных инструментов. В деревянную духовую группу входят - флейта, гобой, кларнет, фагот. - Как вы думаете, почему их так называют? Действительно, они сделаны из дерева и звук извлекается путём выдувания из них воздуха. -Кроме деревянных духовых инструментов в симфоническом оркестре есть группа медных духовых инструментов – валторна, труба, туба, тромбон. - Как вы думаете, почему их называют медные духовые инструменты? -Вы правы, эти инструменты получили название благодаря тонким листам металла, из которого они изготавливаются. Медные духовые инструменты звучат звонко, торжественно, призывно. (Звучит «Марш Черномора» опера М. Глинки «Руслан и Людмила», Повторим новые слова (симфонический оркестр, гобой, кларнет, фагот, туба и др.)
- Дети, сегодня мне надо сделать выставку духовых инструментов. Но в моем сундуке так много инструментов, что я могу не справиться. Вы можете мне помочь? -Вы прекрасно справились с заданием. Теперь надо разложить картинки, соответствующие этим инструментам.
-Я очень вам благодарна за помощь в организации выставки для других детей детского сада и на память оставляю картинки с изображением современных духовых инструментов в вашу Книгу знаний. |
Открывает книгу, предлагает послушать звучание музыки.
Музыкальный руководитель рассказывает о симфоническом оркестре.
Музыкальный руководитель беседует о духовых музыкальных инструментах, показывает слайды с изображением инструментов.
Раздает картинки с изображением знаков-символов современных муз. дух. инструментов.
Благодарит детей за помощь в организации выставки. |
Дети садятся, закрывают глаза.
Рассматривают картинки на слайдах, задают интересующие их вопросы, высказывают собственные предположения.
Дети выбирают из многообразия музыкальных инструментов духовые и делают из них выставку. Дети с помощью знаково-символической деятельности определяют дух. муз. инструменты по основным внешним признакам.
Дети радуются успешными результатами деятельности. |
Проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности.
Пополняют словарный запас.
Определяют музыкальные духовые инструменты по внешнему виду, способу звукоизвлече-ния, тембру звучания.
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
3 мин. |
Вот и подошло к концу наше путешествие. С помощью книги знаний мы побывали в трех разных эпохах и собрали много картинок с изображением музыкальных инструментов из разных времен. А сколько остановок на реке времени? Как же быть? Для того, чтобы разложить все картинки на реке времени нам нужно объединиться в группы. - Сколько у нас получилось групп? Давайте договоримся, кто будет отбирать картинки с изображением самых древних муз. инструментов? Миша хочет. Кто присоединится к нему? А кто хотел бы отбирать картинки с изображением муз. инструментов современности? Ксюша. Кто хочет присоединиться к ней? А остальные дети отбирают картинки с изображением муз. инструментов старины? -Приклеим все картинки на ту эпоху времени, где они возникли. - Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».
|
Обращает внимание детей на «реку времени». Мотивирует на действия. Инициирует обсуждение. Предоставляет детям выбор участников совместной деятельности, выбор карточек, наблюдает за детьми во время выполнения задания.
|
Дети высказывают свои предположения, выбирают нужные картинки. После обсуждения приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».
|
Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам. Проявляют инициативу в выборе места и участников совместной деятельности. Классифицируют, сравнивают муз. дух. инструменты на картинках. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
3 мин. |
Давайте еще раз рассмотрим: какая река времени у нас получилась! Вам нравится? Все ли музыкальные инструменты нашли свое место на «реке времени»? -Вы со всем согласны или кто-то не согласен? -Как мне понравилось с вами путешествовать! Мы узнали, как появились музыкальные духовые инструменты, и из чего их делали. -Дети, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? - Какие трудности вы испытали? Трудно ли вам было выбирать картинки? - Вы довольны своей работой? - Что бы вы ещё хотели узнать? |
Выражает искреннее восхищение. Привлекает детей к анализу результатов совместной деятельности, к рефлексии (самоанализу). |
Выставляют на всеобщее обозрение свои работы. Делятся впечатлениями, анализируют результаты деятельности группы, в случае необходимости корректируют действия. |
Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль совместной деятельности, в случае необходимости корректируют действия. Анализируют, оценивают свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии, совместной деятельности. |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
2 мин. |
- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену. -Предлагаю выбрать место, где мы могли бы выставить на всеобщее обозрение нашу «реку времени».
-Ребята, какой духовой музыкальный инструмент вам понравился больше всего? Можно будет нарисовать его вечером и дополнить нашу «реку времени». В завершении нашего путешествия я хочу сказать вам по секрету, что современные композиторы любят использовать духовые музыкальные инструменты для того, чтобы создать образ музыкального сказочного героя. Завтра я познакомлю вас с одной из таких сказок, в которой звучат музыкальные инструменты.
|
Привлекает детей к рассматриванию реки времени по истории музыкальных духовых инструментов. Инициирует выбор музыкального инструмента для рисования в самостоятельной продуктивной деятельности. Мотивирует к совместной музыкальной деятельности по сказке Прокофьева «Петя и волк». |
Высказывают свое мнение
Дополняют реку времени своими работами.
|
Проявляют инициативу в выборе места, где будет висеть «река времени». Проявляют бережное отношение к окружающему предметному миру. Выполняют задания в соответствие с приобретенным опытом. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.