конструкт история музыкальных инструментов. Путешествие по реке времени

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конструкт история музыкальных инструментов. Путешествие по реке времени
Иконка файла материала 3. констр история муз. инстр.doc

 

 


Конструкт проведения НОД
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, заочное отделение, группа 331)

Дата: 18.01.18

ДОО: МБДОУ «детский сад № 9»
Возрастная группа:
подготовительная к школе
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности:
музыкальная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая
Тема:
ИСТОРИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – «Путешествие по реке времени»

Формы организации: групповая, индивидуальная, парная
Социальный  партнер:  музыкальный  руководитель

Учебно-методический комплект:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. 368 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014

Планируемый результат:

- Дети проявляют интерес к музыке в процессе знакомства с историей возникновения духовых народных инструментов.

- Дети проявляют доброжелательные взаимоотношения со сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.

- Дети проявляют умение осуществлять компоненты деятельности: целеполагание, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов в процессе совместной деятельности.

-Дети умеют  анализировать, сравнивать, классифицировать,  раскладывая иллюстрации на панно «река времени».

-Дети  умеют  определять  музыкальный инструмента по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру звучания.

- Дети  владеют знаниями  о духовых  инструментах  (внешний вид,  тембровая окраска.) и историей их возникновения.

- Дети составляют полные предложения с использованием в речи новых слов (симфонический оркестр, труба, валторна, манок, свирель  и др.)

 

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные  задачи, адекватные возрасту через совместную музыкальную,  познавательно – исследовательскую  деятельность.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: - Воспитывать интерес к музыке через знакомство  с историей возникновения духовых народных инструментов.

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач.

 

Развивающие: - Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: целеполагание, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов в процессе совместной деятельности.

-Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе раскладывания иллюстрации на панно «река времени».

азвивать слуховое восприятие (умение определять  музыкального инструмента по внешнему виду, способу звукоизвлечения, тембру звучания),  творческие способности.

 

Обучающие: - Обогащать  знания о духовых  инструментах  (внешний вид,  тембровая окраска.) и истории их возникновения.

- Расширять, обогащать словарный запас  (симфонический оркестр, труба, валторна  и др.)

 

 

 

 

 

Средства:

Наглядные: иллюстрации с изображением музыкальных духовых инструментов,  разрезные картинки с изображение музыкальных духовых инструментов, книга  знаний.

Мультимедийные: презентация  (слайды с изображением музыкальных духовых инструментов,  мастера по изготовлению музыкальных духовых инструментов,  средневекового бала и музыкантов, играющих на музыкальных  духовых инструментах).

Предметные:  диски, музыкальный  сундучок,  стол  для  размещения  выставки, музыкальные  инструменты;   материалы для проведения опыта (ручки, трубочки, соломинки, береста, стаканы с водой).

Музыкальные: звуки духовых  музыкальных инструментов (дудочка, манок), отрывок «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; фрагмент русской народной песни «Пастушья песня»,  «Марш  Черномора»  опера  М. Глинки  «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков «Концерт для тромбона с оркестром», «Старинная французская песня» музыка П. Чайковского).

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная  доска.

 

Этапы

(последователь- ность деятельности)

 

Время

 

 

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

 

 

 

 

 

 

2 мин.

В группе звучит музыка, затихает.

(Фрагмент русской народной песни «Пастушья песня»)

-Дети,  что  вы слышите?

-А вам нравится эта музыка? Почему? Какая она?

 

 

 

Обращает внимание детей на звуки  музыки, доносящиеся из музыкального зала. Организует, заинтересовывает детей, мотивирует к высказыванию.

 

Воспринимают музыку, вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, описывают музыку.

 

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности

 

II. Постановка целей  исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

-Как вы думаете, куда нас приглашает музыка?

-А где еще мы можем услышать звучание музыкальных инструментов, а в  нашем детском саду?  (Отправляемся в музыкальный зал.  Звучание  «Пастушьей  песни»  продолжается).

-Мы не ошиблись, правильно нашли дорогу.

-Вы узнали, какой звучал музыкальный  инструмент?

-Хотели бы вы узнать историю духовых инструментов? Для  этого  нам  надо отправиться в прошлое. Кто желает отправиться вместе со мной?

-Прежде чем отправиться в прошлое, вспомним, в каком времени мы живем сегодня?

-Какие эпохи прошлого вам известны?

-Дети, мы отправимся в путешествие по «реке времени».

А с помощью  чего мы можем путешествовать?

Создает проблемную ситуацию.

Инициирует общее обсуждение.

 

Организует диалог, закрепляет на панно картинки с изображением древности, старины и современности.

 

Обращает внимание детей  «реку времени».

 

Вовлекает детей в совместное планирование.

 

 

Дети входят в музыкальный зал под звуки дудочки.

Определяют и называют музыкальный инструмент.

 

Дети осуществляют выбор вида деятельности

 

 

Совместно  с педагогом планируют свою деятельность

 

 

 

Проявляют интерес и готовность к предстоящей  деятельности.

 

Проявляют инициативу при совместном планировании, самостоятельность, активность.

Проявляют инициативу в выборе способа путешествия.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

 

3.1 Древность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 -А вот и «река времени». Она течёт из давних времён в наше время.

-Чтобы очутиться в далёкой древности, надо открыть Книгу знаний, закрыть глаза, тогда музыка дудочки перенесет нас в древность. (Звучит  «Старинная  французская песня» музыка  Чайковского)

-Вот мы и в древности.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте, на войне, в обрядовых церемониях. Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание.   

Послушайте  (Звучит отрывок из «Третьей песни Леля» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова)

- Древние музыканты назвали этот инструмент – дудочка, от слова дуть.

 А инструмент, чтобы приманивать животных -  манок. (Звучит  манок на оленя)

Повторим новые слова: дудочка, манок.

- Прошло много лет и они потеряли свой вид. Как же быть? Предлагаю объединиться в пары и восстановить целостность картинок.

- В древности мы пополним нашу Книгу знаний новыми иллюстрациями о древних музыкальных инструментах.

 

 

Мотивирует детей к восприятию иллюстраций материала

Демонстрирует иллюстрации на слайде, сопровождая рассказом, предлагает послушать  звучание древней дудочки и манока,  объясняет происхождение новых слов.

Пополняет  Книгу  знаний картинками с изображением музыкальных инструментов  древности

Обращает внимание детей на разрезные картинки.

Предлагает объединиться в группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о том, что видят на  картинках, аргументируют свои высказывания. 

Задают вопросы.

 

 

 

 

 

Дети проговаривают слова за воспитателем.

Дети  воспринимают  звучание  дудочки,

объединяются  в  группы и выполняют задание.

Дети  осуществляют выбор участников совместной деятельности, анализируют, составляют целостный образ муз. инструмента, обсуждают.

Дети выражают собственные мысли, предположения.

 

 

Проявляют  интерес к историческому прошлому, активны.

 

 

 

3.2. Старина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

- Молодцы, вы хорошо справились.

 -Хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

-Давайте, откроем книгу, закроем глаза и продолжим путешествовать. (Звучит  «Старинная  французская песня» музыка  Чайковского)

-Как называется следующая остановка на «реке времени»?

Вот мы оказались в старине. Время шло, шли годы, люди научились строить дома, но им, по-прежнему, были нужны духовые музыкальные инструменты.

-Кто изображен на картине?

-На каком музыкальном инструменте он играет?

-Зачем пастуху нужен этот духовой инструмент? (Свирель)

-А еще в старые времена люди строили большие красивые замки, где устраивались балы, на которых играла красивая музыка. И здесь людям нужны были духовые музыкальные инструменты, на них играла группа людей – это время возникновения таких музыкальных инструментов, как флейта, тромбон. (Звучит отрывок Н. Римского-Корсакова «Концерт для тромбона с оркестром»)

-Какие новые слова мы узнали в старине? Давайте повторим вместе (свирель, тромбон, флейта).

 

-Дети, а как вы думаете, кто изготавливал эти инструменты? Как вы думаете сложно изготавливать их?

-Посмотрите, что оставил мастер на своем столе (картинки и материал для опытов).

- Давайте рассмотрим.  Мы можем из этих материалов сделать музыкальный духовой инструмент? Как вы думаете, а из какого материала музыкальный духовой инструмент будет прочнее? А из каких материалов звук будет звонче?

-Вот мы с вами убедились, что звучание музыкального духового инструмента зависит от материала, из которого они изготовлены.

-Посмотрите, какие картинки с изображением старинных духовых музыкальных инструментов лежат на столе мастера.

 А нам пора отправляться дальше.

 

 

Обращает внимание детей на «реку времени».

 

 

Открывает книгу знаний, под звуки музыки.

Демонстрирует иллюстрации на слайде (дом пастуха), сопровождая рассказом, задает вопросы.

 

 

Слайд с изображением свирель замка, бала, музыкантов, флейты.

 

Слайд с изображением мастера.

 

 

 

 

 

 

Предлагает детям на выбор  материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращает внимание на картинки  старинных  музыкальных инструментов на столе мастера.

 

 

Дети садятся, закрывают глаза, слушают звуки музыки.

Дети высказывают свои мнения, предположения, участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

Слушают, выражают  собственные суждения.

 

Проговаривают  и запоминают новые слова.

 

 

 

Рассматривают материалы,  пробуют свои идеи в проведении опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о том, что видят на  картинках, аргументируют свои высказывания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют инициативу к действиям  и интерес к происходящему.

Демонстрируют свои навыки и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проявляют интерес, готовность к дальнейшим действиям. Пополняют словарный запас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети экспериментируют с трубочками из различных материалов, делают  выводы, умозаключения.

 

3.3. Современность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-7 мин.

 

Давайте, откроем книгу, закроем глаза и продолжим путешествовать по «реке времени». (Звучит  «Старинная  французская песня» музыка  Чайковского)

Вот мы очутились в современности.

-В современном мире, как и раньше муз.дух.инструменты нашли себе применение.

-Как вы думаете, где мы можем их встретить? А вы знаете, как они называются? В этом нам поможет муз. руководитель – Инна Валерьевна.

 

-Здравствуйте, дети!  Я  слышу,  что   вас заинтересовали  современные  духовые  музыкальные  инструменты.  О  них  можно узнать,  побывав на концерте  симфонического оркестра.  А  что  такое  СИМФОНИЧЕСКИЙ  ОРКЕСТР? 

-Вы  правильно  думаете Симфонический оркестр – это большой  коллектив музыкантов,  слаженно играющих на различных музыкальных инструментах. В  состав  симфонического оркестра  входит  группа  духовых  музыкальных  инструментов. 

В деревянную духовую группу входят - флейта, гобой, кларнет, фагот.

- Как  вы  думаете, почему  их  так  называют? 

Действительно,  они сделаны из дерева и звук извлекается путём выдувания из них воздуха.

-Кроме  деревянных  духовых  инструментов  в  симфоническом  оркестре  есть  группа  медных  духовых  инструментов – валторна, труба,  туба,  тромбон.

- Как  вы  думаете, почему  их   называют медные  духовые  инструменты? 

-Вы  правы, эти инструменты получили название благодаря тонким  листам  металла, из которого они изготавливаются.   Медные духовые инструменты звучат  звонко,  торжественно,  призывно. (Звучит  «Марш  Черномора»  опера  М. Глинки  «Руслан и Людмила»,

Повторим новые слова (симфонический оркестр, гобой, кларнет, фагот, туба и др.)

 

-  Дети,  сегодня  мне  надо  сделать  выставку  духовых  инструментов.  Но  в  моем  сундуке  так  много  инструментов,  что  я   могу не  справиться.   Вы  можете  мне  помочь?

-Вы  прекрасно  справились  с заданием.  Теперь  надо  разложить  картинки,  соответствующие  этим  инструментам.

 

-Я  очень  вам  благодарна  за  помощь  в  организации  выставки  для  других  детей  детского  сада и на память    оставляю  картинки с изображением  современных  духовых  инструментов

в  вашу  Книгу  знаний.

 

Открывает книгу, предлагает послушать звучание музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель рассказывает о симфоническом  оркестре.

 

Музыкальный руководитель  беседует  о духовых  музыкальных  инструментах,  показывает  слайды  с  изображением  инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздает картинки с изображением  знаков-символов  современных  муз. дух. инструментов.

 

 

 

Благодарит детей за помощь  в  организации  выставки.

 

Дети садятся, закрывают глаза.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картинки на слайдах, задают интересующие их вопросы,  высказывают  собственные  предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  выбирают  из  многообразия  музыкальных  инструментов  духовые  и делают  из  них  выставку.

Дети  с  помощью  знаково-символической  деятельности  определяют  дух. муз. инструменты  по  основным внешним  признакам.

 

Дети  радуются  успешными  результатами  деятельности.

 

Проявляют интерес и готовность к предстоящей  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пополняют словарный запас.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют

музыкальные

духовые инструменты по внешнему виду, способу звукоизвлече-ния, тембру звучания.

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Вот и подошло к концу наше путешествие. С помощью  книги  знаний мы побывали в трех разных эпохах и собрали много картинок с изображением музыкальных инструментов  из разных времен. А сколько остановок на реке времени?  Как же быть? Для того, чтобы разложить все картинки на реке времени нам нужно объединиться в группы.

-   Сколько у нас получилось групп?

Давайте договоримся, кто будет отбирать картинки  с изображением самых древних муз. инструментов?  Миша хочет. Кто присоединится к нему? А кто хотел бы отбирать картинки с изображением муз. инструментов современности? Ксюша. Кто хочет присоединиться к ней?  А остальные дети отбирают картинки с изображением муз. инструментов старины?

-Приклеим все картинки на ту эпоху времени, где они возникли.

- Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».

 

Обращает внимание детей на «реку времени». Мотивирует на действия.  Инициирует обсуждение. Предоставляет детям выбор участников совместной деятельности, выбор карточек, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

 

Дети высказывают свои предположения, выбирают нужные картинки. После обсуждения  приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

 

Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.

Проявляют инициативу в выборе места и участников совместной деятельности.

Классифицируют, сравнивают муз. дух. инструменты на картинках.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Давайте еще раз рассмотрим: какая река времени у нас получилась!

Вам нравится? Все ли музыкальные инструменты нашли свое место на «реке времени»?

-Вы со всем согласны или кто-то не согласен?

-Как мне понравилось с вами путешествовать! Мы узнали, как появились музыкальные духовые инструменты, и из чего их делали.

-Дети, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Какие трудности вы испытали? Трудно ли вам было выбирать картинки?

- Вы довольны своей работой?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

Выражает искреннее восхищение. Привлекает детей к анализу результатов совместной деятельности, к рефлексии (самоанализу).

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Делятся впечатлениями, анализируют результаты деятельности группы, в случае необходимости корректируют действия.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль совместной деятельности, в случае необходимости корректируют действия.

Анализируют, оценивают свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии, совместной деятельности.

VI и VII этапы

Показ ленты времени  в группе.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.

-Предлагаю выбрать место, где мы могли бы выставить на всеобщее обозрение нашу «реку времени».

 

-Ребята, какой духовой музыкальный инструмент вам понравился больше всего?  Можно будет нарисовать его вечером и дополнить нашу «реку времени». В завершении нашего путешествия  я хочу сказать вам по секрету, что современные композиторы любят использовать духовые музыкальные инструменты для того, чтобы создать образ музыкального сказочного героя. Завтра я познакомлю вас с одной из таких сказок, в которой звучат музыкальные инструменты.

 

Привлекает детей к рассматриванию реки времени по истории музыкальных духовых инструментов. Инициирует выбор музыкального инструмента для рисования в самостоятельной продуктивной деятельности. Мотивирует к совместной музыкальной деятельности по сказке Прокофьева «Петя и волк».

Высказывают свое мнение

 

Дополняют реку времени своими работами.

 

Проявляют инициативу в выборе места, где будет висеть «река времени».

Проявляют бережное отношение к окружающему предметному миру.  Выполняют задания в соответствие с приобретенным опытом.

 


Скачано с www.znanio.ru