Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по математике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 15.12.2021
ОО: СОШ №21
Класс: 4 «Г»
Учитель: Костромина Ирина Леонидовна Оценка: Подпись:________________
Методист: Горожанцева Марина Алексеевна
Тема: «Коррекция памяти и внимания на материале темы «Решение текстовых задач изученных видов»
Цель: отработать решение текстовых задач изученных видов.
Планируемые результаты:
· Личностный: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
· Метапредметный: выполняют операции анализа, синтеза, умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя.
· Коррекционный: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему, памятку и вопросы педагога.
· Предметный: знают алгоритм решения текстовых задач, умеют решать текстовые задачи по алгоритму.
Задачи:
· Коррекционно-воспитательная: воспитывать качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
· Коррекционно-развивающая: формировать операции анализа, синтеза в процессе выполнения упражнений, развивать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.
· Коррекционно-образовательная: актуализировать знания об алгоритме решения текстовых задач, отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, психологической комфортности, сознательности, активности, индивидуального подхода, связи с жизнью.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
· По дидактическим целям:
· Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
· Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
· Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.
· Методы развития психических функций.
· Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
· Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
· Демонстрационное: презентация «Решение текстовых задач».
· Индивидуальное: карточки с таблицей для заполнения, памятка об алгоритме решения текстовых задач.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Макет доски:
|
Презентация |
|
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационный момент Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование |
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, меня зовут Анна Сергеевна, коррекционное занятие проведу у вас я. На партах лежит только тетрадь и пенал. Уберите остальное. - Итак, первый ряд сядет, если скажет, какое сегодня число? (15 декабря) Спасибо, присаживайтесь. - Второй ряд сядет, если скажет, по какому предмету у нас сегодня пройдёт занятие? (математика) Спасибо, присаживайтесь. - Третий ряд сядет, если скажет, какого цвета туфли у … . (ответы детей) Спасибо, присаживайтесь. - Перед тем, как начать нашу работу, я предлагаю вам игру «Найди сходства». Сейчас я буду называть вам два слова, а ваша задача подумать и сказать, похожи ли они по смыслу и почему. - Цветы и духи. (схожи, потому что приятно пахнут) - Пейзаж и портрет. (схожи, т.к. относятся к живописи) - Щука и воробей. (схожи, потому что живые) - Задача и пример. (схожи, т.к. оба относятся к математике) - Отлично, ребята, мы выполнили это задание и теперь готовы к работе. |
Обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.
|
2. Сообщение темы и цели задания. Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности. Формировать операции анализа, синтеза, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, планировать при помощи учителя.
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация). По дидактическим целям: Методы развития психических функций Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату (15 декабря), «классная работа». - Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам попробовать дать ответы на математические стихотворения. - Только я в кусты зашла, подосиновик нашла, Две лисички, боровик и зелёный моховик. У кого ответ готов, сколько я нашла грибов? (5) - У Маши были конфеты. Она угостила Свету, Наташу, Иру, Сережу, Таню и Петю тоже. Одна конфета осталась, а Машенька растерялась: Сколько же было конфет? Кто может дать ответ? (8) - В первом классе нашей школы Учатся Егорка, Коля, Шесть Сергеев, две Наташи. Сколько же девочек в школе нашей? (2) - Я, Серёжа, Коля, Ванда - волейбольная команда. Женя с Игорем пока запасных два игрока. А когда подучатся, сколько нас получится? (6) - Ребята, скажите, на что были похожи эти стихотворения? (на задачи) - Верно. Темой нашего занятия будет «Решение задач». Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (ответы детей) - Ребята, вы умеете решать задачи? (да) - Как вы думаете, можем ли мы тогда сегодня научиться решать задачи, если вы уже умеете это делать? (нет) - А можем ли мы потренироваться их решать? (да) - Верно. Цель занятия – потренироваться решать задачи. |
Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют планирование при помощи учителя. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности. |
3.Разминка Задача: актуализировать знания об алгоритме решения текстовых задач. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя.
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы развития психических функций Методы формирования умений и навыков, применения знаний Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Итак, предлагаю для начала решить задачу всем вместе. Запишите в тетради посередина строки «Задача №1». - Обратите внимание на слайд. …, прочитай, пожалуйста задачу. (задача на слайде) - Мише 10 лет. Его дедушка в 6 раз старше Миши, а бабушка на 4 года моложе дедушки. Сколько лет Мишиной бабушке? - О ком сказано в задаче? (о Мише, его дедушке и бабушке) - Сколько лет Мише? (10) - А что сказано о возрасте его дедушки? (дедушка в 6 раз старше) - А о возрасте бабушки? (бабушка на 4 года моложе дедушки) - Что спрашивают в задаче? (Сколько лет Мишиной бабушке?) - Можем сразу узнать ответ? (нет) - Тогда запишем решение задачи по действиям с вопросами. Что нам нужно сделать сначала? (узнать возраст дедушки) - Тогда какой вопрос запишем? (1.Сколько лет дедушке?) - Как мы это сделаем? (возраст Миши увеличим в 6 раз) - Каким выражением мы это запишем? (10 * 6) - Запишите в тетради и решите. …, что у тебя получилось? (60 лет) - Чей возраст мы нашли? (дедушки) - Теперь можем найти возраст бабушки? (да) - Какой вопрос запишем? (2.Сколько лет бабушке?) - Каким образом? (из возраста дедушки вычтем 4 года) - Каким выражением сделаем это? (60 - 4) - Запишите в тетради и решите. …, что у тебя получилось? (56 лет) - Итак, ответили ли мы на вопрос задачи? Как запишем ответ? (56 лет) |
Обучающиеся выполняют операции анализа, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя. Предметные результаты: знают алгоритм решения текстовых задач. |
4. Основное содержание занятия. 4.1 Фронтальная задача Задача: закрепить умение решать текстовые задачи по алгоритму. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.
4.2. Решение задачи в парах Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания.
4.3 Индивидуальная работа Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации. |
Методы обучения и воспитания: Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применения знаний. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы развития психических функций Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Итак, разберём следующую задачу. Запишите в тетради «Задача №2». - В саду посадили 4 ряда яблонь, по 12 яблонь в каждом ряду. И 2 ряда слив, по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили? - Составим все вместе краткую запись задачи на слайде. - О чём сказано в задаче? (о яблонях и сливах) - Что сказано о яблонях? (посадили 4 ряда по 12 яблонь) - Как обозначим это в краткой записи? (Яб. – 4 ряда по 12 яб.) - Что сказано о сливах? (посадили 2 ряда по 18 слив) - Как обозначим это в краткой записи? (Сл. – 2 ряда по 18 сл.) - Что нужно узнать? (сколько всего деревьев посадили) - Как обозначим это? (фигурная скобка – ? д.) - Можем сразу ответить на вопрос? (нет) - Что сделаем сначала? (посчитаем, сколько всего яблонь и слив по отдельности) - Как мы это сделаем? (умножим количество деревьев в ряду на количество рядов) - Верно. А как мы потом сможем найти общее количество деревьев? (сложим все яблони и сливы) - Верно. Запишите решение к себе в тетрадь по действиям с помощью вопросов. - …, пожалуйста, запиши на доске, что у тебя получилось? - Ребята, вы согласны? Проверим по слайду. - Итак, решили ли мы задачу? Как запишем ответ? (84 дерева)
Физминутка - Руки в стороны поставим Правой левую достанем А потом наоборот. Будет вправо поворот. Раз – хлопок, два – хлопок. Повернись ещё разок! Раз- два-три-четыре, Плечи выше, руки шире! Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
- А следующую задачу я предлагаю вам решить в парах. Сядьте, пожалуйста, по двое. Вспомним, как нужно работать в парах? (ответы детей) - Запишите в тетради «Задача №3». …, прочитай, пожалуйста, задачу. - В 4 одинаковые канистры помещается 80 л бензина. Сколько потребуется таких канистр для 100 л бензина? - Сейчас я предлагаю вам вместе со мной составить краткую запись на тех таблицах, которые вам выдали. - Итак, известно ли нам, сколько было канистр? (да, 4 одинаковых) - В какую колонку таблицы запишем это? (во вторую) - В первой строчке второй колонки запишите «4 к.», как на слайде. - Сколько бензина помещается в 4 канистры? (80 л) - Запишите это в третьей колонке напротив 4 канистр. - Известно ли нам количество канистр для 100 л бензина? (нет) - Тогда во второй колонке второй строке запишем «? к.». - Сколько бензина должно поместиться в эти канистры? (100 л) - В какую колонку запишем? (в третью) - В третьей колонке напротив «? к.» запишите «100 л». - Известно ли нам, сколько бензина помещается в 1 канистру? (нет) - Что тогда запишем в первую колонку? (? л) - Ребята, канистры по условию задачи одинаковые? (да) - Как вы думаете, будет ли у одинаковых канистр одинаковый объём? (да) - Тогда в первой колонке подпишите «одинаковый».
- Теперь попробуйте в парах обсудить, как можно решить данную задачу, и запишите решение в тетрадь. Я даю вам на это 5 минут. Помните, что записи в тетради делает каждый. - …, запишите, пожалуйста, на доске какое решение у вас получилось. Ребята, у вас получилось также? Давайте проверим со слайдом. - …, как мы запишем ответ? Запишите ответ в своих тетрадях. - Молодцы, ребята, вы отлично поработали.
Гимнастика для глаз
- Приступим к решению следующей задачи. Запишите в тетради «Задача №4». …, прочитай, пожалуйста, задачу. - В школьном саду посадили 30 яблонь, 10 слив и несколько вишен. Сколько посадили вишен, если всего было посажено 48 деревьев? - Сейчас я предлагаю вам в парах попробовать составить краткую запись к задаче. А затем мы проверим, что у вас получилось. Не забудьте о том, что записи в тетради должен делать каждый. - …, что у вас получилось? Ребята, у вас также? Сверим со слайдом. - Теперь попробуйте самостоятельно записать решение задачи. - …, запиши, пожалуйста, на доске какое решение у тебя получилось. Ребята, у вас получилось также? Давайте проверим со слайдом. - …, как мы запишем ответ? Запишите ответ в своих тетрадях. - Молодцы, ребята, вы отлично поработали. |
Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему. Предметные результаты: умеют решать текстовые задачи по алгоритму.
|
5.Рефлексия прошедшего занятия. Задача: самооценка результатов деятельности. Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)
Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Наше занятие подходит к концу. - Как вы думаете, те знания и умения, которые мы сегодня закрепили, помогут вам в жизни? Где они нам могут пригодиться? (на уроках математики / если мы захотим посчитать что-то в жизни / в магазине) - Сейчас предлагаю вам выразить эмоцией, какое настроение у вас на конец занятия. На слайде вы видите два смайлика. Какие это смайлики? (весёлый и грустный) - Покажите эмоцией, на какой смайлик больше похоже ваше настроение? Оно более весёлое и радостное, или более угрюмое и грустное? (ответы детей) - Спасибо, ребята. Я рада, что у нас так много счастливых смайликов. Надеюсь, что у тех, кто ощущает себя немного грустно, тоже вскоре поднимется настроение. |
Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию. |
6.Подведение итогов Задача: подвести итог занятия, выявить трудности при закреплении темы «Решение задач». Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Метод создания ситуации успеха Метод стимулирования занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. |
- Темой нашего занятия было решение задач. - Возникали ли у вас трудности при решении задач? - Получилось ли у нас достичь цели занятия? (на слайде) - Сейчас вам нужно подумать и выбрать одну памятку. Возьмите зелёную памятку, если вы запомнили порядок решения и можете решить задачу сами. Возьмите оранжевую памятку, если вы запомнили алгоритм не совсем точно, или у вас могут возникнуть трудности при самостоятельном решении задач. - На этом наше занятие окончено, я благодарю вас за активную работу. |
Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию. Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.