Конструкт коррекционного занятия по математике 4 класс по теме "Коррекция памяти и внимания на материале темы "Решение текстовых задач изученных видов"
Оценка 4.7

Конструкт коррекционного занятия по математике 4 класс по теме "Коррекция памяти и внимания на материале темы "Решение текстовых задач изученных видов"

Оценка 4.7
docx
19.12.2021
Конструкт коррекционного занятия по математике 4 класс по теме "Коррекция памяти и внимания на материале темы "Решение текстовых задач изученных видов"
15.12.21 КЗ по математике.docx

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по математике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 46 группы Дьячковой Анны Сергеевны

 

Дата: 15.12.2021

ОО: СОШ №21

Класс: 4 «Г»

Учитель: Костромина Ирина Леонидовна                                                                                    Оценка:                 Подпись:________________

Методист: Горожанцева Марина Алексеевна                                                                               

Тема: «Коррекция памяти и внимания на материале темы «Решение текстовых задач изученных видов»

Цель: отработать решение текстовых задач изученных видов.

Планируемые результаты:

·         Личностный: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

·         Метапредметный: выполняют операции анализа, синтеза, умеют слушать, строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя.

·         Коррекционный: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему, памятку и вопросы педагога.

·         Предметный: знают алгоритм решения текстовых задач, умеют решать текстовые задачи по алгоритму.

Задачи:

·         Коррекционно-воспитательная: воспитывать качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

·         Коррекционно-развивающая: формировать операции анализа, синтеза в процессе выполнения упражнений, развивать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

·         Коррекционно-образовательная: актуализировать знания об алгоритме решения текстовых задач, отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, психологической комфортности, сознательности, активности, индивидуального подхода, связи с жизнью.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

·         По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

·         По дидактическим целям:

·         Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

·         Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.

·         Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием.

·         Методы развития психических функций.

·         Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

·         Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

·         Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

·         Демонстрационное: презентация «Решение текстовых задач».

·         Индивидуальное: карточки с таблицей для заполнения, памятка об алгоритме решения текстовых задач.

Информационные источники:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

2.      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

Макет доски:

 

Презентация

 

 

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия, задачи работы

Методы и приемы  обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный момент

Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, меня зовут Анна Сергеевна, коррекционное занятие проведу у вас я. На партах лежит только тетрадь и пенал. Уберите остальное.

- Итак, первый ряд сядет, если скажет, какое сегодня число? (15 декабря) Спасибо, присаживайтесь.

- Второй ряд сядет, если скажет, по какому предмету у нас сегодня пройдёт занятие? (математика) Спасибо, присаживайтесь.

- Третий ряд сядет, если скажет, какого цвета туфли у … . (ответы детей) Спасибо, присаживайтесь.

- Перед тем, как начать нашу работу, я предлагаю вам игру «Найди сходства». Сейчас я буду называть вам два слова, а ваша задача подумать и сказать, похожи ли они по смыслу и почему.

- Цветы и духи. (схожи, потому что приятно пахнут)

- Пейзаж и портрет. (схожи, т.к. относятся к живописи)

- Щука и воробей. (схожи, потому что живые)

- Задача и пример. (схожи, т.к. оба относятся к математике)

- Отлично, ребята, мы выполнили это задание и теперь готовы к работе.

Обучающиеся

осуществляют волевую саморегуляцию.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

 

2. Сообщение темы и цели задания.

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности.  Формировать операции анализа, синтеза, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, планировать при помощи учителя.

 

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация).

По дидактическим целям:

Методы развития психических функций

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату (15 декабря), «классная работа».

- Чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам попробовать дать ответы на математические стихотворения.  

- Только я в кусты зашла, подосиновик нашла,

Две лисички, боровик и зелёный моховик.

У кого ответ готов, сколько я нашла грибов? (5)

- У Маши были конфеты. Она угостила Свету,

Наташу, Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.

Одна конфета осталась, а Машенька растерялась:

Сколько же было конфет? Кто может дать ответ? (8)

- В первом классе нашей школы

Учатся Егорка, Коля,

Шесть Сергеев, две Наташи.

Сколько же девочек в школе нашей? (2)

- Я, Серёжа, Коля, Ванда - волейбольная команда.

Женя с Игорем пока запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

- Ребята, скажите, на что были похожи эти стихотворения? (на задачи)

- Верно. Темой нашего занятия будет «Решение задач». Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (ответы детей)

- Ребята, вы умеете решать задачи? (да)

- Как вы думаете, можем ли мы тогда сегодня научиться решать задачи, если вы уже умеете это делать? (нет)

- А можем ли мы потренироваться их решать? (да)

- Верно. Цель занятия – потренироваться решать задачи.

Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют планирование при помощи учителя.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

3.Разминка

Задача: актуализировать знания об алгоритме решения текстовых задач.  

Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя.

 

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы развития психических функций

Методы формирования умений и навыков, применения знаний

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

- Итак, предлагаю для начала решить задачу всем вместе. Запишите в тетради посередина строки «Задача №1».

- Обратите внимание на слайд. …, прочитай, пожалуйста задачу. (задача на слайде)

- Мише 10 лет. Его дедушка в 6 раз старше Миши, а бабушка на 4 года моложе дедушки. Сколько лет Мишиной бабушке?

- О ком сказано в задаче? (о Мише, его дедушке и бабушке)

- Сколько лет Мише? (10)

- А что сказано о возрасте его дедушки? (дедушка в 6 раз старше)

- А о возрасте бабушки? (бабушка на 4 года моложе дедушки)

- Что спрашивают в задаче? (Сколько лет Мишиной бабушке?)

- Можем сразу узнать ответ? (нет)

- Тогда запишем решение задачи по действиям с вопросами. Что нам нужно сделать сначала? (узнать возраст дедушки)

- Тогда какой вопрос запишем? (1.Сколько лет дедушке?)

- Как мы это сделаем? (возраст Миши увеличим в 6 раз)

- Каким выражением мы это запишем? (10 * 6)

- Запишите в тетради и решите. …, что у тебя получилось? (60 лет)

- Чей возраст мы нашли? (дедушки)

- Теперь можем найти возраст бабушки? (да)

- Какой вопрос запишем? (2.Сколько лет бабушке?)

- Каким образом? (из возраста дедушки вычтем 4 года)

- Каким выражением сделаем это? (60 - 4)

- Запишите в тетради и решите. …, что у тебя получилось? (56 лет)

- Итак, ответили ли мы на вопрос задачи? Как запишем ответ? (56 лет)

Обучающиеся

выполняют операции анализа, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя.

Предметные результаты: знают алгоритм решения текстовых задач.

4. Основное содержание занятия.

4.1 Фронтальная задача

Задача: закрепить умение решать текстовые задачи по алгоритму.

Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Решение задачи в парах

Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Индивидуальная работа

Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму. Формировать операции анализа, синтеза, умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, развивать устойчивость, объём и распределение внимания, активизировать процессы воспроизведения и запоминания информации.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение

Методы развития психических функций

Методы контроля и самоконтроля.

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

- Итак, разберём следующую задачу. Запишите в тетради «Задача №2».

- В саду посадили 4 ряда яблонь, по 12 яблонь в каждом ряду. И 2 ряда слив, по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили?

- Составим все вместе краткую запись задачи на слайде.

- О чём сказано в задаче? (о яблонях и сливах)

- Что сказано о яблонях? (посадили 4 ряда по 12 яблонь)

- Как обозначим это в краткой записи? (Яб. – 4 ряда по 12 яб.)

- Что сказано о сливах? (посадили 2 ряда по 18 слив)

- Как обозначим это в краткой записи? (Сл. – 2 ряда по 18 сл.)

- Что нужно узнать? (сколько всего деревьев посадили)

- Как обозначим это? (фигурная скобка – ? д.)

- Можем сразу ответить на вопрос? (нет)

- Что сделаем сначала? (посчитаем, сколько всего яблонь и слив по отдельности)

- Как мы это сделаем? (умножим количество деревьев в ряду на количество рядов)

- Верно. А как мы потом сможем найти общее количество деревьев? (сложим все яблони и сливы)

- Верно. Запишите решение к себе в тетрадь по действиям с помощью вопросов.

- …, пожалуйста, запиши на доске, что у тебя получилось?

- Ребята, вы согласны? Проверим по слайду.

- Итак, решили ли мы задачу? Как запишем ответ? (84 дерева)

 

Физминутка

- Руки в стороны поставим

Правой левую достанем

А потом наоборот.

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок!

Раз- два-три-четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

 

- А следующую задачу я предлагаю вам решить в парах. Сядьте, пожалуйста, по двое. Вспомним, как нужно работать в парах? (ответы детей)

- Запишите в тетради «Задача №3». …, прочитай, пожалуйста, задачу.

- В 4 одинаковые канистры помещается 80 л бензина. Сколько потребуется таких канистр для 100 л бензина?

- Сейчас я предлагаю вам вместе со мной составить краткую запись на тех таблицах, которые вам выдали.

- Итак, известно ли нам, сколько было канистр? (да, 4 одинаковых)

- В какую колонку таблицы запишем это? (во вторую)

- В первой строчке второй колонки запишите «4 к.», как на слайде.

- Сколько бензина помещается в 4 канистры? (80 л)

- Запишите это в третьей колонке напротив 4 канистр.

- Известно ли нам количество канистр для 100 л бензина? (нет)

- Тогда во второй колонке второй строке запишем «? к.».

- Сколько бензина должно поместиться в эти канистры? (100 л)

- В какую колонку запишем? (в третью)

- В третьей колонке напротив «? к.» запишите «100 л».

- Известно ли нам, сколько бензина помещается в 1 канистру? (нет)

- Что тогда запишем в первую колонку? (? л)

- Ребята, канистры по условию задачи одинаковые? (да)

- Как вы думаете, будет ли у одинаковых канистр одинаковый объём? (да)

- Тогда в первой колонке подпишите «одинаковый».

- Теперь попробуйте в парах обсудить, как можно решить данную задачу, и запишите решение в тетрадь. Я даю вам на это 5 минут. Помните, что записи в тетради делает каждый.

- …, запишите, пожалуйста, на доске какое решение у вас получилось. Ребята, у вас получилось также? Давайте проверим со слайдом.

- …, как мы запишем ответ? Запишите ответ в своих тетрадях.

- Молодцы, ребята, вы отлично поработали.

 

Гимнастика для глаз

 

- Приступим к решению следующей задачи. Запишите в тетради «Задача №4». …, прочитай, пожалуйста, задачу.

- В школьном саду посадили 30 яблонь, 10 слив и несколько вишен. Сколько посадили вишен, если всего было посажено 48 деревьев?

- Сейчас я предлагаю вам в парах попробовать составить краткую запись к задаче. А затем мы проверим, что у вас получилось. Не забудьте о том, что записи в тетради должен делать каждый.

- …, что у вас получилось? Ребята, у вас также? Сверим со слайдом.

- Теперь попробуйте самостоятельно записать решение задачи.

- …, запиши, пожалуйста, на доске какое решение у тебя получилось. Ребята, у вас получилось также? Давайте проверим со слайдом.

- …, как мы запишем ответ? Запишите ответ в своих тетрадях.

- Молодцы, ребята, вы отлично поработали.

Обучающиеся выполняют операции анализа, синтеза, демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию, самоконтроль, проявляют устойчивость, объём и распределение внимания, способны воспроизводить информацию с опорой на схему.

Предметные результаты: умеют решать текстовые задачи по алгоритму.

 

5.Рефлексия прошедшего занятия.

Задача: самооценка результатов деятельности.

Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

 

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

- Наше занятие подходит к концу.

- Как вы думаете, те знания и умения, которые мы сегодня закрепили, помогут вам в жизни? Где они нам могут пригодиться? (на уроках математики / если мы захотим посчитать что-то в жизни / в магазине)

- Сейчас предлагаю вам выразить эмоцией, какое настроение у вас на конец занятия. На слайде вы видите два смайлика. Какие это смайлики? (весёлый и грустный)

- Покажите эмоцией, на какой смайлик больше похоже ваше настроение? Оно более весёлое и радостное, или более угрюмое и грустное? (ответы детей)

- Спасибо, ребята. Я рада, что у нас так много счастливых смайликов. Надеюсь, что у тех, кто ощущает себя немного грустно, тоже вскоре поднимется настроение.

Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию.

6.Подведение итогов

Задача: подвести итог занятия, выявить трудности при закреплении темы «Решение задач».

Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Метод создания ситуации успеха

Метод стимулирования занимательным содержанием

 

Методы воспитания:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

- Темой нашего занятия было решение задач.

- Возникали ли у вас трудности при решении задач?

- Получилось ли у нас достичь цели занятия? (на слайде)

- Сейчас вам нужно подумать и выбрать одну памятку. Возьмите зелёную памятку, если вы запомнили порядок решения и можете решить задачу сами. Возьмите оранжевую памятку, если вы запомнили алгоритм не совсем точно, или у вас могут возникнуть трудности при самостоятельном решении задач.

- На этом наше занятие окончено, я благодарю вас за активную работу.

Обучающиеся демонстрируют умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, осуществляют волевую саморегуляцию.

Личностные результаты: проявляют качества личности: эмоциональную и нравственную отзывчивость, интерес к деятельности.

 


 

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по математике

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по математике

Методы формирования умений и навыков, применения знаний

Методы формирования умений и навыков, применения знаний

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Как вы думаете, можем ли мы тогда сегодня научиться решать задачи, если вы уже умеете это делать? (нет) -

Как вы думаете, можем ли мы тогда сегодня научиться решать задачи, если вы уже умеете это делать? (нет) -

Основное содержание занятия. 4

Основное содержание занятия. 4

Решение задачи в парах Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму

Решение задачи в парах Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму

Индивидуальная работа Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму

Индивидуальная работа Задача: отработать умение решать текстовые задачи по алгоритму

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)

Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021