Конструкт урока литературного чтения
по преддипломной практике по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 11.05.2022
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
УМК: «Школа России»
Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».
Цель: развивать умения находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, создавать высказывание или доказательство своей точки зрения в процессе знакомства и анализа произведения Н.Н. Носов «Телефон».
Задачи:
Воспитательные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать основы умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Развивающие: развивать способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.
Образовательные: развивать умение анализировать содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон».
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, художественное слово
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: учебник, тетрадь, рабочий лист.
· Демонстрационные: презентация «Телефон»
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Программа литературного чтения. 3 класс.
Ход занятия:
Этапы урока, задачи работы
|
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха |
- Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбку, чтобы настроение у нас было замечательным и солнечным. - Тихонько сядут девочки. И ещё тише мальчики. - Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? - А для чего вам нужны эти знания? - Посмотрите на доску и прочитайте высказывание: “Знаешь - говори, не знаешь -слушай”
-Как вы понимаете это высказывание? -Это высказывание станет девизом нашего урока. |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию;
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Задачи: актуализировать имеющиеся знания обучающихся и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха.
|
- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? (Собирай по ягодке, наберёшь кузовок) - А как вы понимаете это предложение? - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. - Как вы думаете творчеству какого писателя посвящен наш урок?
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями Николая Николаевича Носова. - А с каким произведением мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если отгадаете анаграмму: нофелет
- Сформулируйте тему урока. - Верно, тема нашего урока: Николой Николаевич Носов «Телефон».
- Я предлагаю вам сформулировать цель урока. О чем мы с вами будем говорить, с чем можем познакомиться? - Верно, цель нашего урока: познакомиться с произведением Николая Носова «Телефон» и узнать основную мысль текста. |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; умение планировать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; установление причинно-следственных связей; высказывают свою точку зрения. |
3.Освоение нового знания и способов действия. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование, художественное слово. поощрение. |
- Для того чтобы предположить главных героев и содержание рассказа, предлагаю посмотреть на изображения на слайде и предположить, кто будут главными героями рассказа?
- Кто будут главными героями рассказа? (мальчики) - Верно, главными героями рассказа будут два друга, которые разговаривали по телефону. - Как вы думаете, о чём будет рассказ?
- Откройте учебники на странице 140. - Предлагаю послушать рассказ. Внимательно слушайте и следите в тексте. Я буду останавливать запись и задавать вопросы, поэтому слушаем внимательно.
после прочтения первого и второго абзаца задаю вопросы: - Какую игрушку мальчики увидели в магазине? (телефон) - Что мальчикам сказала продавщица? (что если поставить один телефон в одной квартире, а второй телефон в другой квартире и соединить их проволокой, то можно разговаривать по ним) - Что мальчики подумали на счёт телефона? (что это полезная вещь, а не просто игрушка)
- Продолжаем следить. - Итак, что сделали мальчики? (мальчики купили телефон, один поставили у одного мальчика, другой у Мишки и протянули проволоку)
- Следим дальше. (читаю диалог)
- Итак, что произошло? (мальчики купили и подсоединили телефоны, но им не о чем было разговаривать)
- Почему у рассказа такое название? - Как вы думаете, какое продолжение может быть у этого произведения? - Вы порадовали меня своим воображением, побывав в роле писателя. - Почему было интересно слушать этот рассказ?
- Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? - Почему у ребят не получился разговор? - Похожи ли мальчишки из рассказа на Вас? - Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»? - Могло бы это произойти в наши дни? Почему? -Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета.
-Посовещайтесь в паре и попробуйте сформулировать правила, которые нужно соблюдать при разговоре по телефону.
- Кто готов их рассказать?
- При телефонном разговоре нужно соблюдать определенные правила. - (Имя), прочитай их со слайда.
- Ребята из произведения соблюдали правила? -Нет, ребята из рассказа не знают правила телефонного этикета. - Как вы думаете, для чего Николай Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? - Автор данным произведение поднимает проблему телефонного этикета.
- О чем вы задумались, прослушав рассказ? - Понравился ли вам рассказ Николая Носова? - Чему научил вас рассказ «Телефон»? - Чему учат рассказы Носова? -В рассказах Носова сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
- Я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. - Кто желает провести физминутку?
|
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность контролировать и оценивать учебные действия; осуществляют волевую саморегуляцию; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон». |
4.Первичное закрепление. Задачи: Закрепить полученные знания. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. временная работа в группах. Методы воспитания: педагогическое требование, поощрение. |
Носов в своём рассказе затронул проблему общения по телефону.
Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду зачитывать ситуации разговора по телефону если вы считаете, что телефонный разговор правильный - хлопаете, а если нет - топаете.
1.Раздаётся телефонный звонок. Миша берёт трубку. - Алло! Это поликлиника? - Нет,… это бассейн… ха-ха-ха!
- Почему этот разговор неправильный?
2.-Алло, слушаю вас. - Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша. - Здравствуйте. Слушаю вас. -А Катя дома? -Кати нет дома. Что ей передать? - Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить? - Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили. - Спасибо. До свидания. -До свидания.
- Почему данный разговор правильный?
(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ) 3.Алло! - Алло! - Давай разговаривать. - Давай. А о чём - Ну, о чём? О чём – нибудь. - Ну! - Что, ну - Чего же ты не разговариваешь? - А ты, почему не разговариваешь? - Да я не знаю, о чём разговаривать.
- Из какого рассказа я зачитала диалог по телефону? - Я предлагаю вам в течении трёх минут в парах подумать и продолжить, чем бы мог закончится рассказ.
- Время вышло, предлагаю выбрать представителя каждой группы. И рассказать нам, какое продолжение рассказа вы придумали. (выступление групп) - Давайте выберем, у кого получился самый интересный и насыщенный рассказ? Рассказ, какой группы вам запомнился больше всего? |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н.Н. Носов «Телефон». |
5.Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение. |
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили на урок? Я хочу поблагодарить …: За проявление лидерских качеств За креативность За умение сотрудничать За активность За внимательность
- Закончить наш урок предлагаю приёмом незаконченные предложения. Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я смог… Сегодня на уроке у меня получилось… Сегодня на уроке у меня возникли трудно…
- Спасибо за ваши высказывания. Урок окончен. |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности, высказывают свою точку зрения, умение оценивать учебные действия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.