Конструкт организации познавательной деятельности "Воздушная лаборатория"
Оценка 4.9

Конструкт организации познавательной деятельности "Воздушная лаборатория"

Оценка 4.9
docx
14.05.2023
Конструкт организации познавательной деятельности "Воздушная лаборатория"
Конструкт для подготовительной группы.docx

Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности

Группа: Подготовительная (6-7лет)

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: «Воздушная лаборатория»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую  деятельность.

Планируемый результат:

·         Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам.

·         Дети проявляют самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

·         Дети  фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

·         Дети пытаются точно и полно ответить на поставленные вопросы.

·         Дети слушают воспитателя и сверстников.

·         Дети  выделяют существующие признаки предметов, сопоставляют различные факты.

·         Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

·         Дети выдвигают гипотезы и строят предположения.

·         Дети проявляют знания о свойствах воздуха.

  • Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.
  • Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.  

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

·         Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности.

·         Воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

Развивающие:

·         развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения,

·         развивать память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

·         Образовательные:

·         учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам;

·         способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

·         Учить детей  фиксировать этапы эксперимента,  делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.  

 

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1)      построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2)      содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)      поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)      формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)      возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Оборудование и материалы: коробка, записка, шарики, трубочки для коктейля, стаканчики по количеству детей, фартуки и шапочки исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 


Последовательность деятельности 

Методы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:             

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

 

Беседа, наглядность, эмоциональное стимулирование;

Игровая ситуация

Художественное слово

 

Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, посмотрите, кто-то нам принес в группу большую коробку, интересно, что там? Ой, а на коробке записка: «Если хотите открыть коробку, тогда отгадайте следующую загадку».

- Будем отгадывать?

Воспитатель читает содержимое записки:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. 

(Ответы детей)

- Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. 

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.

 

 

Дети смотивированы, проявляют заинтересованность

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.

 

2.Целеполагание.

Задача: 

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения, актуализировать знания о соблюдении правил техники безопасности.

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Художественое слово

Воспитатель обращает внимание детей на коробку

- Молодцы!  Правильно. Это воздушный  шарик.

Оказывается, у шарика  есть свои секреты и он хочет с ними поделиться.

- Как вы думаете, о чём он может рассказать?   

-Мы эти секреты попробуем узнать, а поможет нам в этом сказка. Располагайтесь  поудобнее и  внимательно слушайте (сказка сопровождается показом картинок).

«Шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик он был совсем не похож. Простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком и ждал, когда в его жизни произойдёт что-нибудь интересное…»

-Как вы думаете, что ?

(Ответы детей)

- Да, ребята, шарик хотел летать. Но как это сделать?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, надо надуть его.

- Но перед тем, как нам начать наши эксперименты, вспомним правила поведения при проведении опытов.

(Дети проговаривают правила)

- Выбирайте себе шарик любого цвета и надуйте его. Завязывать его не будем. Держим его конец пальчиками. Какой шарик получился? Какого цвета?

(Ответы детей)

- Да, ребята. Шарик получился воздушный, красивый и у каждого из вас свой цвет. 

- А теперь, разжимайте пальчики, что случилось с шариком?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, шарик начал метаться – значит это из него выходит воздух.

Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют

выделять проблему и предлагают возможные решения, знают   правила техники безопасности.

3.Выдвижение гипотезы

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. 

Беседа, демонстрация

- Ребята, как вы думаете, а что такое воздух?

(Ответы детей)

- Верно, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха нет жизни на Земле.

- А как мы можем увидеть воздух?

(Ответы детей)

- Совершенно верно, ребята, воздух невидимый, но я предлагаю вам следующий эксперимент, как  увидеть воздух. Снова берем наши шарики и надуваем их, держим конец шарика пальчиками. Теперь подходим к тазику с водой и опускаем туда свои шарики. Что происходит?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: (они лёгкие.)

- А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

(Ответы детей)

- Предлагаю вам провести опыт с водой и трубочками для коктейля.

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 

3.1.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача:

Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

Беседа

Объяснение

Демонстрация

 

- Что мы с вами будем делать?

(Ответы детей)

- Да, совершенно верно.

- Мы берем стаканчики с водой, трубочку для коктейля и опускаем ее в стакан. Начинаем дуть. - Что мы видим?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, это пузырьки воздуха, значит воздух еще и внутри нас.

- Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Вот так, мы смогли увидеть воздух. 

 

Дети участвуют в планировании деятельности

 

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий,  точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

 

3.2.Осуществление эксперимента.

Задача:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, учить действовать в соответствии с алгоритмом.

 

Объяснение

Инструкция, Беседа, опыт

- Ребята! А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Для того чтобы нам  почувствовать воздух, нам нужно сделать веера.   Предлагаю вам провести еще один опыт.

- Берем лист бумаги, который лежит перед вами, и начинаем складывать его гармошкой. Получился веер. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? 

(Ответы детей).

- Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух. А как еще мы можем почувствовать воздух?

- Совершенно верно, просто подуть друг на друга.

Дети  проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

 

3.3. Наблюдение за преобразованием объекта

 

Беседа, наблюдение

- Что произошло в процессе наших экспериментов?

(Ответы детей)

- Значит, как можно почувствовать воздух? И как понять, что воздух внутри нас? 

(Ответы детей)

- Верно, ребята.  Молодцы!

Дети наблюдают за преобразованием, отвечают на вопросы

 

Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

 

Упражнение, показ

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер

- Ребята, предлагаю вам сейчас немного отдохнуть. Физкультминутка «Воздушные шарики»

(движения в соответствии с текстом)

Кверху мы шары подняли,

И в руках их удержали,

В руку правую возьми,

В руку левую возьми,

А теперь его прижми.

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем,

и скорей, скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

- Молодцы, ребята! Как ловко получились у вас все движения!

Дети повторяют за воспитателем слова и движения

 

Дети расслаблены, отдохнули и готовы к дальнейшей деятельности

 

3.4. Фиксация

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Беседа

-Ребята, давайте зарисуем наши опыты с воздухом в тетрадь!

Дети зарисовывают в тетради опыт

Дети проявляют умения фиксации этапов действий

3.5. Вывод

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их

Беседа

Анализ

- Ребята, в ходе наших опытов, что мы с вами определили?

(Ответы детей)

- Мы с вами определили, что воздух невидимый и он везде, даже внутри нас.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

3.6. Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.  Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Объяснение

Показ

Демонстрация

 

- Ребята, посмотрите, в нашей коробке с шарами еще есть баночка с мыльными пузырями. Хотите поиграть?

- Замечательно, тогда давайте начнем.

- Надуем мыльные пузыри. Что можно с ними делать? Почему они надуваются?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Пузыри надуваются воздухом, с помощью дыхания их можно перемещать.

 

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 

3.7. Планирование деятельности.

Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

-А как мы сможем это проверить?

-Правильно, подуем на мыльные пузыри, они летят по воздуху и внутри содержат воздух. Молодцы, ребята!

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий,  точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

3.8. Осуществление эксперимента.

Задачи:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с воздухом, учить действовать в соответствии с алгоритмом.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Инструкция, Беседа, опыт

- Ребята, предлагаю вам посмотреть еще один опыт, как надуть воздушный шарик, не надувая его.

Подготовим рабочее место и вспомним правила безопасности при проведении опытов.

- Для проведения опыта нам потребуется лимонная кислота, сода, воронка, шарик и бутылка с водой (меньше половины).

- С помощью воронки насыпаем в шарик соду. В бутылку с водой насыпаем 3 чайной ложки лимонной кислоты. Затем надеваем шарик на горлышко бутылки.

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети имеют представление о свойстве магнита.

Проявляют самостоятельность, аккуратность

 

3.9. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача: закрепить полученные знания.

Наблюдение, беседа

-Что же происходит?

- Правильно, шарик надувается. Лимонная кислота и сода растворились в воде в бутылке и образовали углекислый газ, который и надул наш шарик.

 

 

Дети наблюдают, отвечают на вопросы

 

3.10. Фиксация.

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать  этапы действий, используя сложные предложения.

Беседа

Анализ Сравнение

- Ребята, какие опыты мы с вами провели?

- Как можно надуть шарик другим способом?

- Как мы поняли, что воздух есть внутри нас?

(Ответы детей)

Дети зарисовывают в тетради опыт.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети проявляют умения фиксации этапов действий.

Дети сравнивают полученные результаты. Проговаривают этапы действий, используя сложные предложения.

3.11.Вывод

Задачи:

Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их

Беседа

- Ребята, почему надулись мыльные пузыри?

- Как надулся шарик в бутылке?

- Как можно почувствовать воздух и как можно определить, что есть воздух внутри нас?  

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

4. Подведение итогов

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Беседа

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё такие опыты дома с родителями?

 

Дети вступают в общение.

 

Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников.

5. Рефлексия.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.

 

Беседа

- Ребята, скажите, что нового сегодня вы узнали в нашей лаборатории?

- С какими свойствами воздуха мы познакомились?

- На протяжении нашего занятия мы зарисовывали свойства воздуха в тетрадь для опытов, предлагаю провести дома другой опыт и зарисовать в нашу тетрадь.

- Большое спасибо вам, ребята!

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети готовы к дальнейшим исследованиям

 


 

Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности

Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные: ·

Воспитательные: ·

Последовательность деятельности

Последовательность деятельности

Но перед тем, как нам начать наши эксперименты, вспомним правила поведения при проведении опытов

Но перед тем, как нам начать наши эксперименты, вспомним правила поведения при проведении опытов

Планирование деятельности по проверке гипотезы (обсуждение алгоритма действий )

Планирование деятельности по проверке гипотезы (обсуждение алгоритма действий )

Физкультминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение

Физкультминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения

Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Подведение итогов Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их

Подведение итогов Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023