Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности
Группа: Подготовительная (6-7лет)
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Тема: «Воздушная лаборатория»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность.
Планируемый результат:
· Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам.
· Дети проявляют самостоятельность, аккуратность в процессе работы.
· Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.
· Дети пытаются точно и полно ответить на поставленные вопросы.
· Дети слушают воспитателя и сверстников.
· Дети выделяют существующие признаки предметов, сопоставляют различные факты.
· Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.
· Дети выдвигают гипотезы и строят предположения.
· Дети проявляют знания о свойствах воздуха.
Задачи |
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: · Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности. · Воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе работы. Развивающие: · развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения, · развивать память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие. · Образовательные: · учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам; · способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. · Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их. |
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.
Оборудование и материалы: коробка, записка, шарики, трубочки для коктейля, стаканчики по количеству детей, фартуки и шапочки исследователей.
Последовательность деятельности |
Методы |
Содержание деятельности педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Мотивационный этап. Задача: Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность
|
Беседа, наглядность, эмоциональное стимулирование; Игровая ситуация Художественное слово
|
Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность. - Ребята, посмотрите, кто-то нам принес в группу большую коробку, интересно, что там? Ой, а на коробке записка: «Если хотите открыть коробку, тогда отгадайте следующую загадку». - Будем отгадывать? Воспитатель читает содержимое записки: Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел под облака. (Ответы детей) - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. |
Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.
|
Дети смотивированы, проявляют заинтересованность любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности.
|
2.Целеполагание. Задача: Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения, актуализировать знания о соблюдении правил техники безопасности. |
Объяснение Беседа Демонстрация Художественое слово |
Воспитатель обращает внимание детей на коробку - Молодцы! Правильно. Это воздушный шарик. Оказывается, у шарика есть свои секреты и он хочет с ними поделиться. - Как вы думаете, о чём он может рассказать? -Мы эти секреты попробуем узнать, а поможет нам в этом сказка. Располагайтесь поудобнее и внимательно слушайте (сказка сопровождается показом картинок). «Шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик он был совсем не похож. Простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком и ждал, когда в его жизни произойдёт что-нибудь интересное…» -Как вы думаете, что ? (Ответы детей) - Да, ребята, шарик хотел летать. Но как это сделать? (Ответы детей) - Правильно, ребята, надо надуть его. - Но перед тем, как нам начать наши эксперименты, вспомним правила поведения при проведении опытов. (Дети проговаривают правила) - Выбирайте себе шарик любого цвета и надуйте его. Завязывать его не будем. Держим его конец пальчиками. Какой шарик получился? Какого цвета? (Ответы детей) - Да, ребята. Шарик получился воздушный, красивый и у каждого из вас свой цвет. - А теперь, разжимайте пальчики, что случилось с шариком? (Ответы детей) - Правильно, ребята, шарик начал метаться – значит это из него выходит воздух. |
Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.
|
Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности. |
3.Выдвижение гипотезы Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. |
Беседа, демонстрация |
- Ребята, как вы думаете, а что такое воздух? (Ответы детей) - Верно, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха нет жизни на Земле. - А как мы можем увидеть воздух? (Ответы детей) - Совершенно верно, ребята, воздух невидимый, но я предлагаю вам следующий эксперимент, как увидеть воздух. Снова берем наши шарики и надуваем их, держим конец шарика пальчиками. Теперь подходим к тазику с водой и опускаем туда свои шарики. Что происходит? (Ответы детей) - Правильно, ребята. Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: (они лёгкие.) - А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (Ответы детей) - Предлагаю вам провести опыт с водой и трубочками для коктейля. |
Дети высказывают свои предположения. |
Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов; выдвигают гипотезы и строят предположения.
|
3.1.Планирование деятельности по проверке гипотезы (обсуждение алгоритма действий). Задача: Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
|
Беседа Объяснение Демонстрация
|
- Что мы с вами будем делать? (Ответы детей) - Да, совершенно верно. - Мы берем стаканчики с водой, трубочку для коктейля и опускаем ее в стакан. Начинаем дуть. - Что мы видим? (Ответы детей) - Правильно, ребята, это пузырьки воздуха, значит воздух еще и внутри нас. - Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Вот так, мы смогли увидеть воздух.
|
Дети участвуют в планировании деятельности
|
Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
|
3.2.Осуществление эксперимента. Задача: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, учить действовать в соответствии с алгоритмом.
|
Объяснение Инструкция, Беседа, опыт |
- Ребята! А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух? (Ответы детей) - Правильно, ребята. Для того чтобы нам почувствовать воздух, нам нужно сделать веера. Предлагаю вам провести еще один опыт. - Берем лист бумаги, который лежит перед вами, и начинаем складывать его гармошкой. Получился веер. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (Ответы детей). - Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух. А как еще мы можем почувствовать воздух? - Совершенно верно, просто подуть друг на друга. |
Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности |
Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.
|
3.3. Наблюдение за преобразованием объекта
|
Беседа, наблюдение |
- Что произошло в процессе наших экспериментов? (Ответы детей) - Значит, как можно почувствовать воздух? И как понять, что воздух внутри нас? (Ответы детей) - Верно, ребята. Молодцы! |
Дети наблюдают за преобразованием, отвечают на вопросы |
|
Физкультминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.
|
Упражнение, показ |
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер - Ребята, предлагаю вам сейчас немного отдохнуть. Физкультминутка «Воздушные шарики» (движения в соответствии с текстом) Кверху мы шары подняли, И в руках их удержали, В руку правую возьми, В руку левую возьми, А теперь его прижми. Руки к верху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернем, и скорей, скорей прижмем А потом быстрей, быстрей. Хлопай, хлопай веселей! - Молодцы, ребята! Как ловко получились у вас все движения! |
Дети повторяют за воспитателем слова и движения
|
Дети расслаблены, отдохнули и готовы к дальнейшей деятельности
|
3.4. Фиксация Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий. |
Беседа |
-Ребята, давайте зарисуем наши опыты с воздухом в тетрадь! |
Дети зарисовывают в тетради опыт |
Дети проявляют умения фиксации этапов действий |
3.5. Вывод Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их |
Беседа Анализ |
- Ребята, в ходе наших опытов, что мы с вами определили? (Ответы детей) - Мы с вами определили, что воздух невидимый и он везде, даже внутри нас. |
Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Дети проявляют умения в формулировке вывода. Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности. |
3.6. Выдвижение гипотез. Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом |
Объяснение Показ Демонстрация
|
- Ребята, посмотрите, в нашей коробке с шарами еще есть баночка с мыльными пузырями. Хотите поиграть? - Замечательно, тогда давайте начнем. - Надуем мыльные пузыри. Что можно с ними делать? Почему они надуваются? (Ответы детей) - Правильно, ребята. Пузыри надуваются воздухом, с помощью дыхания их можно перемещать.
|
Дети высказывают свои предположения. |
Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность; выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.
|
3.7. Планирование деятельности. Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы |
Объяснение |
-А как мы сможем это проверить? -Правильно, подуем на мыльные пузыри, они летят по воздуху и внутри содержат воздух. Молодцы, ребята! |
Дети участвуют в планировании деятельности |
Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
|
3.8. Осуществление эксперимента. Задачи: Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с воздухом, учить действовать в соответствии с алгоритмом. Воспитывать самостоятельность, аккуратность |
Объяснение Инструкция, Беседа, опыт |
- Ребята, предлагаю вам посмотреть еще один опыт, как надуть воздушный шарик, не надувая его. Подготовим рабочее место и вспомним правила безопасности при проведении опытов. - Для проведения опыта нам потребуется лимонная кислота, сода, воронка, шарик и бутылка с водой (меньше половины). - С помощью воронки насыпаем в шарик соду. В бутылку с водой насыпаем 3 чайной ложки лимонной кислоты. Затем надеваем шарик на горлышко бутылки. |
Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности |
Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом. Дети имеют представление о свойстве магнита. Проявляют самостоятельность, аккуратность
|
3.9. Наблюдение за преобразованием объекта. Задача: закрепить полученные знания. |
Наблюдение, беседа |
-Что же происходит? - Правильно, шарик надувается. Лимонная кислота и сода растворились в воде в бутылке и образовали углекислый газ, который и надул наш шарик.
|
Дети наблюдают, отвечают на вопросы |
|
3.10. Фиксация. Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий. Сравнить полученные результаты. Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения. |
Беседа Анализ Сравнение |
- Ребята, какие опыты мы с вами провели? - Как можно надуть шарик другим способом? - Как мы поняли, что воздух есть внутри нас? (Ответы детей) |
Дети зарисовывают в тетради опыт. Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение. |
Дети проявляют умения фиксации этапов действий. Дети сравнивают полученные результаты. Проговаривают этапы действий, используя сложные предложения. |
3.11.Вывод Задачи: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их |
Беседа |
- Ребята, почему надулись мыльные пузыри? - Как надулся шарик в бутылке? - Как можно почувствовать воздух и как можно определить, что есть воздух внутри нас? |
Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Дети проявляют умения в формулировке вывода. Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности. |
4. Подведение итогов Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников. |
Беседа |
- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё такие опыты дома с родителями?
|
Дети вступают в общение.
|
Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. |
5. Рефлексия. Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.
|
Беседа |
- Ребята, скажите, что нового сегодня вы узнали в нашей лаборатории? - С какими свойствами воздуха мы познакомились? - На протяжении нашего занятия мы зарисовывали свойства воздуха в тетрадь для опытов, предлагаю провести дома другой опыт и зарисовать в нашу тетрадь. - Большое спасибо вам, ребята! |
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение. |
Дети готовы к дальнейшим исследованиям |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.