Конструкт организации познавательной деятельности "Воздушная лаборатория"

  • docx
  • 14.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конструкт для подготовительной группы.docx

Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности

Группа: Подготовительная (6-7лет)

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: «Воздушная лаборатория»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую  деятельность.

Планируемый результат:

·         Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам.

·         Дети проявляют самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

·         Дети  фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

·         Дети пытаются точно и полно ответить на поставленные вопросы.

·         Дети слушают воспитателя и сверстников.

·         Дети  выделяют существующие признаки предметов, сопоставляют различные факты.

·         Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

·         Дети выдвигают гипотезы и строят предположения.

·         Дети проявляют знания о свойствах воздуха.

  • Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.
  • Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.  

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

·         Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности.

·         Воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

Развивающие:

·         развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения,

·         развивать память, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

·         Образовательные:

·         учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов, следуя определённым правилам;

·         способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, использовать и читать карточки-схемы, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

·         Учить детей  фиксировать этапы эксперимента,  делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.  

 

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1)      построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2)      содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3)      поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4)      формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)      возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Оборудование и материалы: коробка, записка, шарики, трубочки для коктейля, стаканчики по количеству детей, фартуки и шапочки исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 


Последовательность деятельности 

Методы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:             

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность

 

Беседа, наглядность, эмоциональное стимулирование;

Игровая ситуация

Художественное слово

 

Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, посмотрите, кто-то нам принес в группу большую коробку, интересно, что там? Ой, а на коробке записка: «Если хотите открыть коробку, тогда отгадайте следующую загадку».

- Будем отгадывать?

Воспитатель читает содержимое записки:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. 

(Ответы детей)

- Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. 

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.

 

 

Дети смотивированы, проявляют заинтересованность

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.

 

2.Целеполагание.

Задача: 

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения, актуализировать знания о соблюдении правил техники безопасности.

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Художественое слово

Воспитатель обращает внимание детей на коробку

- Молодцы!  Правильно. Это воздушный  шарик.

Оказывается, у шарика  есть свои секреты и он хочет с ними поделиться.

- Как вы думаете, о чём он может рассказать?   

-Мы эти секреты попробуем узнать, а поможет нам в этом сказка. Располагайтесь  поудобнее и  внимательно слушайте (сказка сопровождается показом картинок).

«Шарик жил в магазине, в обычной картонной коробке, вместе со своими друзьями, такими же воздушными шариками. Да и на шарик он был совсем не похож. Простой кусочек резины. Он лежал в коробке под прилавком и ждал, когда в его жизни произойдёт что-нибудь интересное…»

-Как вы думаете, что ?

(Ответы детей)

- Да, ребята, шарик хотел летать. Но как это сделать?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, надо надуть его.

- Но перед тем, как нам начать наши эксперименты, вспомним правила поведения при проведении опытов.

(Дети проговаривают правила)

- Выбирайте себе шарик любого цвета и надуйте его. Завязывать его не будем. Держим его конец пальчиками. Какой шарик получился? Какого цвета?

(Ответы детей)

- Да, ребята. Шарик получился воздушный, красивый и у каждого из вас свой цвет. 

- А теперь, разжимайте пальчики, что случилось с шариком?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, шарик начал метаться – значит это из него выходит воздух.

Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют

выделять проблему и предлагают возможные решения, знают   правила техники безопасности.

3.Выдвижение гипотезы

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. 

Беседа, демонстрация

- Ребята, как вы думаете, а что такое воздух?

(Ответы детей)

- Верно, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха нет жизни на Земле.

- А как мы можем увидеть воздух?

(Ответы детей)

- Совершенно верно, ребята, воздух невидимый, но я предлагаю вам следующий эксперимент, как  увидеть воздух. Снова берем наши шарики и надуваем их, держим конец шарика пальчиками. Теперь подходим к тазику с водой и опускаем туда свои шарики. Что происходит?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: (они лёгкие.)

- А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

(Ответы детей)

- Предлагаю вам провести опыт с водой и трубочками для коктейля.

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 

3.1.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача:

Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

Беседа

Объяснение

Демонстрация

 

- Что мы с вами будем делать?

(Ответы детей)

- Да, совершенно верно.

- Мы берем стаканчики с водой, трубочку для коктейля и опускаем ее в стакан. Начинаем дуть. - Что мы видим?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята, это пузырьки воздуха, значит воздух еще и внутри нас.

- Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Вот так, мы смогли увидеть воздух. 

 

Дети участвуют в планировании деятельности

 

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий,  точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

 

3.2.Осуществление эксперимента.

Задача:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, учить действовать в соответствии с алгоритмом.

 

Объяснение

Инструкция, Беседа, опыт

- Ребята! А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Для того чтобы нам  почувствовать воздух, нам нужно сделать веера.   Предлагаю вам провести еще один опыт.

- Берем лист бумаги, который лежит перед вами, и начинаем складывать его гармошкой. Получился веер. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? 

(Ответы детей).

- Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух. А как еще мы можем почувствовать воздух?

- Совершенно верно, просто подуть друг на друга.

Дети  проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

 

3.3. Наблюдение за преобразованием объекта

 

Беседа, наблюдение

- Что произошло в процессе наших экспериментов?

(Ответы детей)

- Значит, как можно почувствовать воздух? И как понять, что воздух внутри нас? 

(Ответы детей)

- Верно, ребята.  Молодцы!

Дети наблюдают за преобразованием, отвечают на вопросы

 

Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.

 

Упражнение, показ

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер

- Ребята, предлагаю вам сейчас немного отдохнуть. Физкультминутка «Воздушные шарики»

(движения в соответствии с текстом)

Кверху мы шары подняли,

И в руках их удержали,

В руку правую возьми,

В руку левую возьми,

А теперь его прижми.

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем,

и скорей, скорей прижмем

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

- Молодцы, ребята! Как ловко получились у вас все движения!

Дети повторяют за воспитателем слова и движения

 

Дети расслаблены, отдохнули и готовы к дальнейшей деятельности

 

3.4. Фиксация

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Беседа

-Ребята, давайте зарисуем наши опыты с воздухом в тетрадь!

Дети зарисовывают в тетради опыт

Дети проявляют умения фиксации этапов действий

3.5. Вывод

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их

Беседа

Анализ

- Ребята, в ходе наших опытов, что мы с вами определили?

(Ответы детей)

- Мы с вами определили, что воздух невидимый и он везде, даже внутри нас.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

3.6. Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.  Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Объяснение

Показ

Демонстрация

 

- Ребята, посмотрите, в нашей коробке с шарами еще есть баночка с мыльными пузырями. Хотите поиграть?

- Замечательно, тогда давайте начнем.

- Надуем мыльные пузыри. Что можно с ними делать? Почему они надуваются?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Пузыри надуваются воздухом, с помощью дыхания их можно перемещать.

 

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 

3.7. Планирование деятельности.

Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

-А как мы сможем это проверить?

-Правильно, подуем на мыльные пузыри, они летят по воздуху и внутри содержат воздух. Молодцы, ребята!

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий,  точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

 

3.8. Осуществление эксперимента.

Задачи:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с воздухом, учить действовать в соответствии с алгоритмом.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Инструкция, Беседа, опыт

- Ребята, предлагаю вам посмотреть еще один опыт, как надуть воздушный шарик, не надувая его.

Подготовим рабочее место и вспомним правила безопасности при проведении опытов.

- Для проведения опыта нам потребуется лимонная кислота, сода, воронка, шарик и бутылка с водой (меньше половины).

- С помощью воронки насыпаем в шарик соду. В бутылку с водой насыпаем 3 чайной ложки лимонной кислоты. Затем надеваем шарик на горлышко бутылки.

Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети имеют представление о свойстве магнита.

Проявляют самостоятельность, аккуратность

 

3.9. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача: закрепить полученные знания.

Наблюдение, беседа

-Что же происходит?

- Правильно, шарик надувается. Лимонная кислота и сода растворились в воде в бутылке и образовали углекислый газ, который и надул наш шарик.

 

 

Дети наблюдают, отвечают на вопросы

 

3.10. Фиксация.

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать  этапы действий, используя сложные предложения.

Беседа

Анализ Сравнение

- Ребята, какие опыты мы с вами провели?

- Как можно надуть шарик другим способом?

- Как мы поняли, что воздух есть внутри нас?

(Ответы детей)

Дети зарисовывают в тетради опыт.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети проявляют умения фиксации этапов действий.

Дети сравнивают полученные результаты. Проговаривают этапы действий, используя сложные предложения.

3.11.Вывод

Задачи:

Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их

Беседа

- Ребята, почему надулись мыльные пузыри?

- Как надулся шарик в бутылке?

- Как можно почувствовать воздух и как можно определить, что есть воздух внутри нас?  

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

4. Подведение итогов

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Беседа

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё такие опыты дома с родителями?

 

Дети вступают в общение.

 

Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников.

5. Рефлексия.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.

 

Беседа

- Ребята, скажите, что нового сегодня вы узнали в нашей лаборатории?

- С какими свойствами воздуха мы познакомились?

- На протяжении нашего занятия мы зарисовывали свойства воздуха в тетрадь для опытов, предлагаю провести дома другой опыт и зарисовать в нашу тетрадь.

- Большое спасибо вам, ребята!

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети готовы к дальнейшим исследованиям