Пересказ рассказа «Крылатый, мохнатый да масляный»
Миннехаировой Кристины Альбертовны 33б
Группа: старшая группа (от 5 до6 лет)
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: чтение и пересказ сказки
Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
· дети проявляют умение слушать сказки;
· дети проявляют бережное отношение к книге;
· дети проявляют уважительное отношение к окружающим;
· дети проявляют интерес к чтению;
· дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;
· дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;
· дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»);
· дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;
· дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.
Цель:
формирование
интереса и потребности к чтению сказок в процессе ознакомления с русской
народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и пересказа сказки.
Задачи образовательной деятельности |
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1. Воспитательные задачи: · Воспитывать умение слушать сказки; · Воспитывать бережное отношение к книге; · Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 2. Развивающие задачи: · Развивать интерес к чтению; · Развивать связную речь(монологическую и диалогическую формы речи); · Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. 3. Обучающие задачи: · Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»; · Обогащать словарь детей новым словом («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»); · Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки (на примере русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»). |
Игорь - развиватьумение слушать других, не перебивать окружающих. |
Принципы дошкольного образования (ФГОСДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип деятельности,принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности знаний.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над разными сторонами речи.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания: беседа, поощрение, чтение
Методы: обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, пересказ, словарная работа.
Наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ, приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица).
Практические: упражнение, игра.
Оборудование:книга со сказкой, сюжетные картинки к сказке, лист бумаги, фломастер, мнемотаблица, мнемоквадраты.
Ход
- Ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А какие русский народные сказки вы знаете?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А какая ваша самая любимая русская народная сказка?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А вот мои любимые русские народные сказки, их у меня несколько. Это сказки: «Теремок», «Курочка ряба» и «Репка»(воспитатель вывешивает на мольберт картинки книг), а ещё сказка«Крылатый, мохнатый да масляный».
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», мнемоквадраты, мнемотаблица для пересказа сказки.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.
3. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».
4. Развитие речи детей 5 – 7 лет. [Текст]/ – 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 111-112 – (Развиваем речь).
Ход занятия
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: - мотивировать детей на предстоящую деятельность; -развивать интерес к чтению; - воспитывать бережное отношение к книге.
|
- Беседа - Игровая ситуация эмоционального стимулирования
|
Воспитатель эмоционально стимулирует детей. - Дети, вы слышите, что это? В группе раздаётся стук в дверь. Воспитатель выслушивает ответы детей. - Я пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. Воспитатель подходит к двери группы и смотрит, кто пришёл. - Дети, посмотрите, какую книгу прислали сегодня к нам в группу. Воспитатель показывает книгу Воспитатель показывает обложку книги, иллюстрации в книге.Нужно листать страницы книги бережно, аккуратно, чтобы не измять, случайно не порвать страницы книги.-А вам бы хотелось узнать, как называется эта сказка? Воспитатель выслушивает ответы детей -Это русская народная сказка, а называется она «Крылатый, мохнатый да масляный». - Вы не против послушать сказку? Воспитатель выслушивает ответы детей. |
Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение. |
Дети смотивированы на предстоящую деятельность. Дети проявляют интерес к чтению. Дети проявляют бережное отношение к книге
|
2. Чтение сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ Задачи: - познакомить русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»; -воспитывать умение слушать сказки. |
-Художественное слово
|
-Дети, давайте с вами договоримся, что мы будем хорошими слушателями, не будем баловаться и шуметь. -А сейчас я прочитаю вам сказку. Воспитатель читает сказку.
|
Детисосредотачивают внимание, слушают воспитателя. |
Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Дети проявляют умения слушать сказки.
|
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: -вовлекать детей в разговор во время беседы; -развивать связную речь(монологическую и диалогическую форму речи); - обогащать словарь детей новымисловами («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).
|
-Беседа - Словарная работа - Иллюстрация |
-Дети, вам понравилась сказка? Что вам запомнилось больше всего? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает ответ, объясняет значение слов («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»). - Как вы думаете, что обозначает слово «завалинка»? Воспитатель выслушивает ответы детей - Завалинка – это земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Раньше её делали, чтобы утеплить и защитить от промерзаний зимой. А также на этой завалинке летом можно было сидеть. Воспитатель вывешивает на мольберт картинки завалинок. - Как вы думаете, что обозначает слово «крылатый»? Воспитатель выслушивает ответы детей - Крылатый – означает имеет крылья. Воспитатель вывешивает на мольберт картинки крылатого. - Как вы думаете, что обозначает слово «мохнатый»? Воспитатель выслушивает ответы детей - Мохнатый – это покрытый, обросший шерстью. Воспитатель вывешивает на мольберт картинки мохнатого. - Как вы думаете, что обозначает слово «масляный»? Воспитатель выслушивает ответы детей - Масляный – это смазанный, пропитанный маслом. Воспитатель вывешивает на мольберт картинки масляного. -Как начиналась сказка? Какими словами? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением -Какие герои встретились в сказке? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением - Какой был блин масленый в этой сказке? Какие слова он говорил? Что с ним произошло? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, при затруднении воспитатель читает слова из книги -А друзья масляного блина, какие были? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - Что говорили, крылатый воробей и мохнатый мышонок? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. -Что делали друзья масляного блина? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - Куда отправился масляный блин? Кого он встретил по дороге? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - Как вы думаете, какая была лиса? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - Что случилось с масляным блином? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - А что случилось с крылатым воробьём и мохнатым мышонком, пока не было масляного блина? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. - Какие слова произнёс масляный блин по приходу домой? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. -Чем закончилась сказка? Какими словами? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. -А сейчас я предлагаю вам немного размяться. |
Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, выстраивают полный ответ, предложение |
Дети вовлечены в разговор во время беседы. Дети демонстрируют связную речь(монологическую и диалогическую речь). Дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).
|
Физкультминутка Задачи: - снять мышечное напряжение; - совершенствовать двигательные умения и навыки детей. |
-Художественное слово - Упражнение - Показ |
Воспитатель проводит физкультминутку, проговаривая и показывая движения -Дети, сейчас я буду показывать движения, а вы выполняйте их вместе со мной. А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем - Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) |
Дети выполняют упражнение с воспитателем. |
Мышечное напряжение снято. Дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки. |
2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ Задачи: - воспитывать умения слушать сказки; - развивать интерес к чтению. |
-Выразительное чтение - Приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица)
|
Воспитатель вывешивает таблицу на мольберт -Дети, сейчас я предлагаю вам повторно послушать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», попробовать ее запомнить, а затем рассказать её по картинкам. Воспитатель повторно читает текст произведения, поочередно вывешивая мнемоквадратына мольберт (делает раскадровку сказки). |
Дети слушают повторное чтение сказки. |
Дети проявляют умение слушать новые сказки. Дети проявляютинтерес к чтению. |
2.4 Пересказы детей Задачи: - развивать монологическую и диалогическую форму речи; - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; -формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; - воспитывать уважительное отношение к окружающим. |
-Пересказ - Поощрение - Игра
|
- А сейчас я предлагаю вам рассказать сказку про «Крылатого, мохнатого да масленого» по картинкам. -Дети давайте договоримся, что когда кто-то будет рассказывать сказку, мы не будем шуметь, перебивать, баловаться, договорились? Ведь тому, кто рассказывает, будет очень неприятно, если его не будут слушать. -Кто бы хотел попробовать рассказать сказкупо картинкам? Воспитатель выслушивает сказки нескольких детей. - Дети, вы большие молодцы! А сейчас я предлагаю вам обыграть эту сказку. Воспитатель раздает роли, организует обыгрывание сказки, корректирует действия детей.
|
Дети
рассказывают свою сказкупо картинкам, слушают сказки друг;
|
Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь. Дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Дети составляют небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.
|
3. Рефлексия Задачи: - побудить к анализу результатов совместной деятельности; - развивать монологическую и диалогическую формы речи.
|
-Беседа -Поощрение |
Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми. -Дети, как называлась сказка, которую мы рассказывали по картинкам? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением - Вам понравилось рассказывать сказку по картинкам? Вам было легко рассказывать сказку по картинкам? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. -Какой из героев вам понравился больше всего? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением. Дети, вам понравилось показывать спектакль (играть в сказку)? Почему? Воспитатель выслушивает ответы детей,показывает заинтересованность,побуждает отвечать полным предложением - Дети, как вы думаете, чему нас учит сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, выделяет ответ, схожий с ответом воспитателя, если дети затрудняются, отвечает воспитатель -Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» учит нас тому, что каждый должен заниматься своим делом. |
Дети высказывают свое мнение; выражают собственные чувства; выстраивают полное предложение.
|
Дети анализируют результат совместной деятельности. Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь. |
4. Открытость Задачи: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность; - воспитывать уважительное отношение к окружающим. |
-Беседа |
-Ребята, кому бы вы могли рассказать сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»? Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением -Сейчас, я предлагаю вам нарисовать фрагмент сказки, который больше всего вам запомнился или понравился, а затем мы сделаем выставкуваших рисунков. - Только давайте договоримся, что мы не будем разговаривать, а будем рисовать в тишине, чтобы не мешать друг другу. |
Дети высказывают свое мнение. |
Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.
|
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.