Конструкт по художественной литературе старшая группа
Оценка 4.9

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Оценка 4.9
docx
20.05.2021
Конструкт по художественной литературе старшая группа
literatura.docx

Пересказ рассказа «Крылатый, мохнатый да масляный»

Миннехаировой Кристины Альбертовны 33б

Группа: старшая группа (от 5 до6 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: чтение и пересказ сказки

Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

·         дети проявляют умение слушать сказки;

·         дети проявляют бережное отношение к книге;

·         дети проявляют уважительное отношение к окружающим;

·         дети проявляют интерес к чтению;

·         дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;

·         дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

·         дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»);

·         дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;

·         дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

Цель: формирование интереса и потребности к чтению сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и пересказа сказки.

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1.      Воспитательные задачи:

·         Воспитывать умение слушать сказки;

·         Воспитывать бережное отношение к книге;

·         Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

2.      Развивающие задачи:

·         Развивать интерес к чтению;

·         Развивать связную речь(монологическую и диалогическую формы речи);

·         Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

3.      Обучающие задачи:

·         Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

·         Обогащать словарь детей новым словом («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»);

·         Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки (на примере русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»).

Игорь - развиватьумение слушать других, не перебивать окружающих.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОСДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).  

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип деятельности,принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности знаний.

Принципы развития речи: принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над разными сторонами речи.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания: беседа, поощрение, чтение

Методы: обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, пересказ, словарная работа.

Наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ, приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица).

Практические: упражнение, игра.

Оборудование:книга со сказкой, сюжетные картинки к сказке, лист бумаги, фломастер, мнемотаблица, мнемоквадраты.

Ход

- Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А какие русский народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А какая ваша самая любимая русская народная сказка?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А вот мои любимые русские народные сказки, их у меня несколько. Это сказки: «Теремок», «Курочка ряба» и «Репка»(воспитатель вывешивает на мольберт картинки книг), а ещё сказка«Крылатый, мохнатый да масляный».

Средства обучения: книга – русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», мнемоквадраты, мнемотаблица для пересказа сказки.

Список использованных источников:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.

3.      Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».

4.      Развитие речи детей 5 – 7 лет. [Текст]/ – 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 111-112 – (Развиваем речь).

Ход занятия

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задачи:

- мотивировать детей на предстоящую деятельность;

-развивать интерес к чтению;

- воспитывать бережное отношение к книге.

 

- Беседа

- Игровая ситуация эмоционального стимулирования

 

Воспитатель эмоционально стимулирует детей.

- Дети, вы слышите, что это?

В группе раздаётся стук в дверь.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Я пойду, посмотрю, кто к нам пришёл.

Воспитатель подходит к двери группы и смотрит, кто пришёл.

- Дети, посмотрите, какую книгу прислали сегодня к нам в группу.

Воспитатель показывает книгу

Воспитатель показывает обложку книги, иллюстрации в книге.Нужно листать страницы книги бережно, аккуратно, чтобы не измять, случайно не порвать страницы книги.-А вам бы хотелось узнать, как называется эта сказка?

Воспитатель выслушивает ответы детей

-Это русская народная сказка, а называется она «Крылатый, мохнатый да масляный».

- Вы не против послушать сказку?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

Дети проявляют интерес к чтению.

Дети проявляют бережное отношение к книге

 

2. Чтение сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ

Задачи:

- познакомить русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

-воспитывать умение слушать сказки.

-Художественное слово

 

-Дети, давайте с вами договоримся, что мы будем хорошими слушателями, не будем баловаться и шуметь.

-А сейчас я прочитаю вам сказку.

Воспитатель читает сказку.

 

Детисосредотачивают внимание,

слушают воспитателя.

Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

Дети проявляют умения слушать сказки.

 

 

2.2 Работа над текстом. Беседа

Задачи:

-вовлекать детей в разговор во время беседы;

-развивать связную речь(монологическую и диалогическую форму речи);

- обогащать словарь детей новымисловами («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»). 

 

-Беседа

- Словарная работа

- Иллюстрация

-Дети, вам понравилась сказка? Что вам запомнилось больше всего?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает ответ, объясняет значение слов («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).

- Как вы думаете, что обозначает слово «завалинка»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Завалинка – это земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Раньше её делали, чтобы утеплить и защитить от промерзаний зимой. А также на этой завалинке летом можно было сидеть.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки завалинок.

- Как вы думаете, что обозначает слово «крылатый»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Крылатый – означает имеет крылья.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки крылатого.

- Как вы думаете, что обозначает слово «мохнатый»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Мохнатый – это покрытый, обросший шерстью.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки мохнатого.

- Как вы думаете, что обозначает слово «масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Масляный – это смазанный, пропитанный маслом.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки масляного.

-Как начиналась сказка? Какими словами?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

-Какие герои встретились в сказке?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

- Какой был блин масленый в этой сказке? Какие слова он говорил? Что с ним произошло?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, при затруднении воспитатель читает слова из книги

-А друзья масляного блина, какие были?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Что говорили, крылатый воробей и мохнатый мышонок?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Что делали друзья масляного блина?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Куда отправился масляный блин? Кого он встретил по дороге?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Как вы думаете, какая была лиса?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Что случилось с масляным блином?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- А что случилось с крылатым воробьём и мохнатым мышонком, пока не было масляного блина?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Какие слова произнёс масляный блин по приходу домой?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Чем закончилась сказка? Какими словами?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-А сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, выстраивают полный ответ, предложение

Дети вовлечены в разговор во время беседы.

Дети демонстрируют связную речь(монологическую и диалогическую речь).

Дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).

 

Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

-Художественное слово

- Упражнение

- Показ

Воспитатель проводит физкультминутку, проговаривая и показывая движения

-Дети, сейчас я буду показывать движения, а вы выполняйте их вместе со мной.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. 

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. 

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. 

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, 

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. 

(Дети садятся.)

Дети выполняют упражнение с воспитателем.

Мышечное напряжение снято.

Дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ

Задачи:

- воспитывать умения слушать сказки;

- развивать интерес к чтению.

-Выразительное чтение

- Приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица)

 

 Воспитатель вывешивает таблицу на мольберт

-Дети, сейчас я предлагаю вам повторно послушать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», попробовать ее запомнить, а затем рассказать её по картинкам.

Воспитатель повторно читает текст произведения, поочередно вывешивая мнемоквадратына мольберт (делает раскадровку сказки).

Дети слушают повторное чтение сказки.

Дети проявляют умение слушать новые сказки.

Дети проявляютинтерес к чтению.

2.4 Пересказы детей

Задачи:

- развивать монологическую и диалогическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;

-формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

-Пересказ

- Поощрение

- Игра

 

- А сейчас я предлагаю вам рассказать сказку про «Крылатого, мохнатого да масленого» по картинкам.

-Дети давайте договоримся, что когда кто-то будет рассказывать сказку, мы не будем шуметь, перебивать, баловаться, договорились? Ведь тому, кто рассказывает, будет очень неприятно, если его не будут слушать.

-Кто бы хотел попробовать рассказать сказкупо картинкам?

Воспитатель выслушивает сказки  нескольких детей.

- Дети, вы большие молодцы! А сейчас я предлагаю вам обыграть эту сказку.

Воспитатель раздает роли, организует обыгрывание сказки, корректирует действия детей.

 

Дети рассказывают свою сказкупо картинкам, слушают сказки друг;

 

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

Дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Дети составляют небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.

 

3. Рефлексия

Задачи:

- побудить к анализу результатов совместной деятельности;

- развивать монологическую и диалогическую формы речи.

 

 

-Беседа

-Поощрение

Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

-Дети, как называлась сказка, которую мы рассказывали по картинкам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

- Вам понравилось рассказывать сказку по картинкам? Вам было легко рассказывать сказку по картинкам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Какой из героев вам понравился больше всего?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

Дети, вам понравилось показывать спектакль (играть в сказку)? Почему?

Воспитатель выслушивает ответы детей,показывает заинтересованность,побуждает отвечать полным предложением

- Дети, как вы думаете, чему нас учит сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, выделяет ответ, схожий с ответом воспитателя, если дети затрудняются, отвечает воспитатель

-Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» учит нас тому, что каждый должен заниматься своим делом.

Дети высказывают свое мнение;

выражают собственные чувства; выстраивают полное предложение.

 

Дети анализируют результат совместной деятельности.

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

4. Открытость

Задачи:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

-Беседа

-Ребята,  кому бы вы могли рассказать  сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

-Сейчас, я предлагаю вам нарисовать фрагмент сказки, который больше всего вам запомнился или понравился, а затем мы сделаем выставкуваших рисунков.

- Только давайте договоримся, что мы не будем разговаривать, а будем рисовать в тишине, чтобы не мешать друг другу.

Дети высказывают свое мнение.

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.

 

 

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,
Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пересказ рассказа « Крылатый, мохнатый да масляный »

Пересказ рассказа « Крылатый, мохнатый да масляный »

Задачи образовательной деятельности

Задачи образовательной деятельности

А какие русский народные сказки вы знаете?

А какие русский народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей

Воспитатель выслушивает ответы детей

Мохнатый – это покрытый, обросший шерстью

Мохнатый – это покрытый, обросший шерстью

Что случилось с масляным блином?

Что случилось с масляным блином?

И на место вновь вернулись. (Дети садятся

И на место вновь вернулись. (Дети садятся

Рефлексия Задачи: - побудить к анализу результатов совместной деятельности; - развивать монологическую и диалогическую формы речи

Рефлексия Задачи: - побудить к анализу результатов совместной деятельности; - развивать монологическую и диалогическую формы речи

Жили они, поживали, друг друга не обижали

Жили они, поживали, друг друга не обижали

На сметанке мешан, На маслице жарен!

На сметанке мешан, На маслице жарен!

А блин кричит: — Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А блин кричит: — Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа

Конструкт по художественной литературе старшая группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021