Конструкт по художественной литературе старшая группа

  • docx
  • 20.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала literatura.docx

Пересказ рассказа «Крылатый, мохнатый да масляный»

Миннехаировой Кристины Альбертовны 33б

Группа: старшая группа (от 5 до6 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: чтение и пересказ сказки

Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

·         дети проявляют умение слушать сказки;

·         дети проявляют бережное отношение к книге;

·         дети проявляют уважительное отношение к окружающим;

·         дети проявляют интерес к чтению;

·         дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь;

·         дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

·         дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»);

·         дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;

·         дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

Цель: формирование интереса и потребности к чтению сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и пересказа сказки.

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1.      Воспитательные задачи:

·         Воспитывать умение слушать сказки;

·         Воспитывать бережное отношение к книге;

·         Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

2.      Развивающие задачи:

·         Развивать интерес к чтению;

·         Развивать связную речь(монологическую и диалогическую формы речи);

·         Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

3.      Обучающие задачи:

·         Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

·         Обогащать словарь детей новым словом («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»);

·         Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки (на примере русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»).

Игорь - развиватьумение слушать других, не перебивать окружающих.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОСДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).  

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; формирование личного стиля взаимодействия со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип деятельности,принцип наглядности, принцип доступности, принцип прочности знаний.

Принципы развития речи: принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над разными сторонами речи.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания: беседа, поощрение, чтение

Методы: обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, пересказ, словарная работа.

Наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ, приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица).

Практические: упражнение, игра.

Оборудование:книга со сказкой, сюжетные картинки к сказке, лист бумаги, фломастер, мнемотаблица, мнемоквадраты.

Ход

- Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А какие русский народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А какая ваша самая любимая русская народная сказка?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А вот мои любимые русские народные сказки, их у меня несколько. Это сказки: «Теремок», «Курочка ряба» и «Репка»(воспитатель вывешивает на мольберт картинки книг), а ещё сказка«Крылатый, мохнатый да масляный».

Средства обучения: книга – русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», мнемоквадраты, мнемотаблица для пересказа сказки.

Список использованных источников:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.

3.      Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».

4.      Развитие речи детей 5 – 7 лет. [Текст]/ – 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – С. 111-112 – (Развиваем речь).

Ход занятия

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задачи:

- мотивировать детей на предстоящую деятельность;

-развивать интерес к чтению;

- воспитывать бережное отношение к книге.

 

- Беседа

- Игровая ситуация эмоционального стимулирования

 

Воспитатель эмоционально стимулирует детей.

- Дети, вы слышите, что это?

В группе раздаётся стук в дверь.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Я пойду, посмотрю, кто к нам пришёл.

Воспитатель подходит к двери группы и смотрит, кто пришёл.

- Дети, посмотрите, какую книгу прислали сегодня к нам в группу.

Воспитатель показывает книгу

Воспитатель показывает обложку книги, иллюстрации в книге.Нужно листать страницы книги бережно, аккуратно, чтобы не измять, случайно не порвать страницы книги.-А вам бы хотелось узнать, как называется эта сказка?

Воспитатель выслушивает ответы детей

-Это русская народная сказка, а называется она «Крылатый, мохнатый да масляный».

- Вы не против послушать сказку?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

Дети проявляют интерес к чтению.

Дети проявляют бережное отношение к книге

 

2. Чтение сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ

Задачи:

- познакомить русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;

-воспитывать умение слушать сказки.

-Художественное слово

 

-Дети, давайте с вами договоримся, что мы будем хорошими слушателями, не будем баловаться и шуметь.

-А сейчас я прочитаю вам сказку.

Воспитатель читает сказку.

 

Детисосредотачивают внимание,

слушают воспитателя.

Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

Дети проявляют умения слушать сказки.

 

 

2.2 Работа над текстом. Беседа

Задачи:

-вовлекать детей в разговор во время беседы;

-развивать связную речь(монологическую и диалогическую форму речи);

- обогащать словарь детей новымисловами («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»). 

 

-Беседа

- Словарная работа

- Иллюстрация

-Дети, вам понравилась сказка? Что вам запомнилось больше всего?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает ответ, объясняет значение слов («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).

- Как вы думаете, что обозначает слово «завалинка»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Завалинка – это земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Раньше её делали, чтобы утеплить и защитить от промерзаний зимой. А также на этой завалинке летом можно было сидеть.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки завалинок.

- Как вы думаете, что обозначает слово «крылатый»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Крылатый – означает имеет крылья.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки крылатого.

- Как вы думаете, что обозначает слово «мохнатый»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Мохнатый – это покрытый, обросший шерстью.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки мохнатого.

- Как вы думаете, что обозначает слово «масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей

- Масляный – это смазанный, пропитанный маслом.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки масляного.

-Как начиналась сказка? Какими словами?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

-Какие герои встретились в сказке?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

- Какой был блин масленый в этой сказке? Какие слова он говорил? Что с ним произошло?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, при затруднении воспитатель читает слова из книги

-А друзья масляного блина, какие были?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Что говорили, крылатый воробей и мохнатый мышонок?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Что делали друзья масляного блина?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Куда отправился масляный блин? Кого он встретил по дороге?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Как вы думаете, какая была лиса?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Что случилось с масляным блином?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- А что случилось с крылатым воробьём и мохнатым мышонком, пока не было масляного блина?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

- Какие слова произнёс масляный блин по приходу домой?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Чем закончилась сказка? Какими словами?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-А сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Дети слушают воспитателя, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, выстраивают полный ответ, предложение

Дети вовлечены в разговор во время беседы.

Дети демонстрируют связную речь(монологическую и диалогическую речь).

Дети могут объяснить значение слова («завалинка», «крылатый», «мохнатый», «масляный»).

 

Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

-Художественное слово

- Упражнение

- Показ

Воспитатель проводит физкультминутку, проговаривая и показывая движения

-Дети, сейчас я буду показывать движения, а вы выполняйте их вместе со мной.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. 

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. 

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. 

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, 

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. 

(Дети садятся.)

Дети выполняют упражнение с воспитателем.

Мышечное напряжение снято.

Дети демонстрируют развитые двигательные умения и навыки.

2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ

Задачи:

- воспитывать умения слушать сказки;

- развивать интерес к чтению.

-Выразительное чтение

- Приёмы мнемотехники (мнемоквадраты, мнемотаблица)

 

 Воспитатель вывешивает таблицу на мольберт

-Дети, сейчас я предлагаю вам повторно послушать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный», попробовать ее запомнить, а затем рассказать её по картинкам.

Воспитатель повторно читает текст произведения, поочередно вывешивая мнемоквадратына мольберт (делает раскадровку сказки).

Дети слушают повторное чтение сказки.

Дети проявляют умение слушать новые сказки.

Дети проявляютинтерес к чтению.

2.4 Пересказы детей

Задачи:

- развивать монологическую и диалогическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;

-формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

-Пересказ

- Поощрение

- Игра

 

- А сейчас я предлагаю вам рассказать сказку про «Крылатого, мохнатого да масленого» по картинкам.

-Дети давайте договоримся, что когда кто-то будет рассказывать сказку, мы не будем шуметь, перебивать, баловаться, договорились? Ведь тому, кто рассказывает, будет очень неприятно, если его не будут слушать.

-Кто бы хотел попробовать рассказать сказкупо картинкам?

Воспитатель выслушивает сказки  нескольких детей.

- Дети, вы большие молодцы! А сейчас я предлагаю вам обыграть эту сказку.

Воспитатель раздает роли, организует обыгрывание сказки, корректирует действия детей.

 

Дети рассказывают свою сказкупо картинкам, слушают сказки друг;

 

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

Дети проявляют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Дети составляют небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.

 

3. Рефлексия

Задачи:

- побудить к анализу результатов совместной деятельности;

- развивать монологическую и диалогическую формы речи.

 

 

-Беседа

-Поощрение

Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

-Дети, как называлась сказка, которую мы рассказывали по картинкам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

- Вам понравилось рассказывать сказку по картинкам? Вам было легко рассказывать сказку по картинкам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

-Какой из героев вам понравился больше всего?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением.

Дети, вам понравилось показывать спектакль (играть в сказку)? Почему?

Воспитатель выслушивает ответы детей,показывает заинтересованность,побуждает отвечать полным предложением

- Дети, как вы думаете, чему нас учит сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением, выделяет ответ, схожий с ответом воспитателя, если дети затрудняются, отвечает воспитатель

-Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» учит нас тому, что каждый должен заниматься своим делом.

Дети высказывают свое мнение;

выражают собственные чувства; выстраивают полное предложение.

 

Дети анализируют результат совместной деятельности.

Дети демонстрируют связную монологическую и диалогическую речь.

4. Открытость

Задачи:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

-Беседа

-Ребята,  кому бы вы могли рассказать  сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»?

Воспитатель выслушивает ответы детей, побуждая отвечать полным предложением

-Сейчас, я предлагаю вам нарисовать фрагмент сказки, который больше всего вам запомнился или понравился, а затем мы сделаем выставкуваших рисунков.

- Только давайте договоримся, что мы не будем разговаривать, а будем рисовать в тишине, чтобы не мешать друг другу.

Дети высказывают свое мнение.

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.

 

 

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,
Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


 

Скачано с www.znanio.ru