Конструкт по организации совместной познавательно-исследовательской деятельности.

  • docx
  • 07.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конструкт по экологии.docx

Конструкт по организации совместной познавательно – исследовательской деятельности.

Тема: «Твердая вода»

Группа: Старшая группа.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид СД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. 

Виды деятельности: игровая (конструктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная и др.)

Учебно-методический комплект: Примерная ООП ДО «От рождения до школы» род редакцией Н.Е. Вераксы, Москва 2014г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста, Санкт – Петербург.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Развитие познавательного интереса ребенка в процессе экспериментирования со льдом.

 

 

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Развивающие задачи:

·         Развить умение действовать по алгоритму;

·         Развивать познавательные интересы, способность к анализу, самоконтролю;

Воспитательные задачи:

·         Воспитывать умение слушать товарищей и педагога

Обучающие задачи:

·         Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду

·         Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства

Артем -  учить работать в паре.

 

Планируемый результат: Дети готовы к предстоящей деятельности; дети проявляют инициативу и любознательность. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, дети проявляют самостоятельность; демонстрируют знание о свойствах льда. Закрепляют знания о пройденном материале.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

 

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение;

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, показ, повторение, стимулирование занимательным содержанием.

Материалы и оборудование: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Подготовительный

Воспитатель подготавливает необходимые материалы и оборудование для эксперимента: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

На столе стоит тазик с водой, в нём плавает золотая рыбка (игрушка, к ней прикреплена открытка, в которой написана загадка и нарисована сумка-холодильник.

 -Дети, к нам пришел в гости наш друг Почемучка. Ему так понравился ваш ледяной городок, что он хочет построить себе такой же и в нем жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействуют с педагогом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети готовы к предстоящей деятельности; дети проявляют инициативу и любознательность

Формирование цели эксперимента

 - Ребята скажите какое время года скоро наступит?

- Как вы думаете, что произойдет с домиком Почемучки весной.

- Ребята Почемучка нам не верит. Может пригласим его в нашу лабораторию и расскажем, что такое лед. Садитесь за стол и рассмотрим лёд.

Формулируют цель опыта совместно со взрослым.

 

 

Этап планирования экспериментальной деятельности

 

 

- Возьмите себе по кусочку льда и рассмотрите.

-  Почему лёд сравнивают со стеклом?

 - Можно ли его вставить в окно?

  - Как мы можем убедиться, что лёд тает?

- Как ускорить этот процесс?

Выражают собственное суждение.

 Выдвигают гипотезы.

Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие.

Практический этап

Опыт1 по расставанию льда.

 

 

 

Опыт 2: свойства льда.

- Давайте мы одно блюдце поставим на подоконник, а другое на батарею. В конце занятия мы посмотрим, где лёд быстрее растает.

Как называется процесс превращения льда в жидкость?

 

Включение детей в обследовательскую деятельность

- Возьмите ещё по кусочку льда.   Одинаковые ли кусочки?

- Чем они отличаются?

- Давайте разложим их в разные ёмкости.

- Изменил ли форму лёд?

- Как вы его брали?

-А если лёд начнёт таять, изменит ли он свою форму? Во что он превратится?

-  Меняет ли форму вода? Какой формы вода в стаканчике? А если мы перельём воду в другой сосуд? Почему вода меняет форму, а лёд нет?

Составляют алгоритм действия по проведению опыта

 

 

Обследуют лед.

Дети выражают собственные суждения, выделяют существенные признаки льда, выстраивают полный ответ

 

 

 

 

 

Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, дети проявляют самостоятельность, инициативность и любознательность; демонстрируют знание о свойствах льда

Новое знание, расширение активного словаря (ледник, айсберг)

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 3 «Почему не тонут Айсберги»

- Где на земле больше всего льда. Посмотрите на карту.       Много льда в Арктике и в Антарктиде. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктиде. Как вы думаете, что происходит с ледниками под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.

 - Слышали вы, ребята, что-нибудь об айсбергах?

    Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и в Антарктиде, и течением их вынесло в море.

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лёд не тонет. Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?

 

  - Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.) Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности

Внимательно слушают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Формулируют цель опыта совместно со взрослым.

Выдвигают гипотезы.

Работаю в группах.

 

 

 

 

 

Проявляют любознательность

Игра «Арктическое морское путешествие»

- Давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие». Распределим роли: кто-то из вас будет ледниковый патруль, который будет сообщать об опасности столкновения с айсбергами, а остальные капитаны кораблей. Опускаем в воду куски льда и кораблики.

- Подведём итог игры: были ли столкновения с айсбергами?

- Для чего необходим ледниковый патруль?

Распределяют роли самостоятельно.

 

Соблюдение правила игры, распределение вниманиея во время игры, эмоциональная разрядка

Заключительный этап

- А теперь посмотрим, что произошло со льдом, который мы ставили на батарею и подоконник?

- Что интересного и нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

-дома можете показать опыты родителям, пусть они тоже узнают, какими свойствами обладает лед.

- Ну что Почемучка, ты ещё хочешь жить в ледяном домике?

Подтверждение гипотезы.

Формулируют вывод с помощью педагога.

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Закрепление знаний детей о пройденном материале.