Конструкт по организации совместной познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: «Твердая вода»
Группа: Старшая группа.
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид СД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Виды деятельности: игровая (конструктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная и др.)
Учебно-методический комплект: Примерная ООП ДО «От рождения до школы» род редакцией Н.Е. Вераксы, Москва 2014г.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста, Санкт – Петербург.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Развитие познавательного интереса ребенка в процессе экспериментирования со льдом.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Развивающие задачи: · Развить умение действовать по алгоритму; · Развивать познавательные интересы, способность к анализу, самоконтролю; Воспитательные задачи: · Воспитывать умение слушать товарищей и педагога Обучающие задачи: · Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду · Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства |
Артем - учить работать в паре. |
Планируемый результат: Дети готовы к предстоящей деятельности; дети проявляют инициативу и любознательность. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, дети проявляют самостоятельность; демонстрируют знание о свойствах льда. Закрепляют знания о пройденном материале.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания: беседа, поощрение;
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, показ, повторение, стимулирование занимательным содержанием.
Материалы и оборудование: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов
ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАПЫ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
Подготовительный |
Воспитатель подготавливает необходимые материалы и оборудование для эксперимента: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов. На столе стоит тазик с водой, в нём плавает золотая рыбка (игрушка, к ней прикреплена открытка, в которой написана загадка и нарисована сумка-холодильник. -Дети, к нам пришел в гости наш друг Почемучка. Ему так понравился ваш ледяной городок, что он хочет построить себе такой же и в нем жить. |
Взаимодействуют с педагогом
|
Дети готовы к предстоящей деятельности; дети проявляют инициативу и любознательность |
Формирование цели эксперимента |
- Ребята скажите какое время года скоро наступит? - Как вы думаете, что произойдет с домиком Почемучки весной. - Ребята Почемучка нам не верит. Может пригласим его в нашу лабораторию и расскажем, что такое лед. Садитесь за стол и рассмотрим лёд. |
Формулируют цель опыта совместно со взрослым.
|
|
Этап планирования экспериментальной деятельности
|
- Возьмите себе по кусочку льда и рассмотрите. - Почему лёд сравнивают со стеклом? - Можно ли его вставить в окно? - Как мы можем убедиться, что лёд тает? - Как ускорить этот процесс? |
Выражают собственное суждение. Выдвигают гипотезы. |
Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие. |
Практический этап Опыт1 по расставанию льда.
Опыт 2: свойства льда. |
- Давайте мы одно блюдце поставим на подоконник, а другое на батарею. В конце занятия мы посмотрим, где лёд быстрее растает. Как называется процесс превращения льда в жидкость?
Включение детей в обследовательскую деятельность - Возьмите ещё по кусочку льда. Одинаковые ли кусочки? - Чем они отличаются? - Давайте разложим их в разные ёмкости. - Изменил ли форму лёд? - Как вы его брали? -А если лёд начнёт таять, изменит ли он свою форму? Во что он превратится? - Меняет ли форму вода? Какой формы вода в стаканчике? А если мы перельём воду в другой сосуд? Почему вода меняет форму, а лёд нет? |
Составляют алгоритм действия по проведению опыта
Обследуют лед. Дети выражают собственные суждения, выделяют существенные признаки льда, выстраивают полный ответ
|
Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, дети проявляют самостоятельность, инициативность и любознательность; демонстрируют знание о свойствах льда |
Новое знание, расширение активного словаря (ледник, айсберг)
Опыт 3 «Почему не тонут Айсберги» |
- Где на земле больше всего льда. Посмотрите на карту. Много льда в Арктике и в Антарктиде. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктиде. Как вы думаете, что происходит с ледниками под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое. - Слышали вы, ребята, что-нибудь об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и в Антарктиде, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лёд не тонет. Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?
- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.) Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности |
Внимательно слушают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.
Формулируют цель опыта совместно со взрослым. Выдвигают гипотезы. Работаю в группах.
|
Проявляют любознательность |
Игра «Арктическое морское путешествие» |
- Давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие». Распределим роли: кто-то из вас будет ледниковый патруль, который будет сообщать об опасности столкновения с айсбергами, а остальные капитаны кораблей. Опускаем в воду куски льда и кораблики. - Подведём итог игры: были ли столкновения с айсбергами? - Для чего необходим ледниковый патруль? |
Распределяют роли самостоятельно.
|
Соблюдение правила игры, распределение вниманиея во время игры, эмоциональная разрядка |
Заключительный этап |
- А теперь посмотрим, что произошло со льдом, который мы ставили на батарею и подоконник? - Что интересного и нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? -дома можете показать опыты родителям, пусть они тоже узнают, какими свойствами обладает лед. - Ну что Почемучка, ты ещё хочешь жить в ледяном домике? |
Подтверждение гипотезы. Формулируют вывод с помощью педагога. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. |
Закрепление знаний детей о пройденном материале. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.