Конструкт урока литературного чтения
студента группы 46 А
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Мамонтовой Юлии Максимовны
Тема урока: Составление юмористического рассказа.
УМК: Школа России
Цель: совершенствование умений сочинять тексты, используя иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения в процессе составления юмористического рассказа.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; находить в тексте примеры использования средств художественной выразительности (преувеличение).
Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста, знают определение понятия юмор, преувеличение, умеют составлять юмористический рассказ.
Задачи:
Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста, знают определение понятия юмор, преувеличение, умеют составлять юмористический рассказ.
Принципы воспитания
ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
ü Создание положительного эмоционального подъема
ü Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
ü Принцип наглядности
ü Принцип систематичности и последовательности
ü Принцип доступности
Методы воспитания
1. Методы формирования социального опыта детей
ü Педагогическое требование
ü Упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
ü Беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
ü Поощрение
Методы обучения
1. По источнику получения знаний
ü Словесные (беседа, объяснение)
ü Наглядные (демонстрация)
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа»
индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями, карточка - памятка
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной
деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из
затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий)
(14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Использованная литература:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст:
непосредственный
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)
Эскиз доски
|
23 апреля. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
|
-Доброе утро, ребята! -Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник. -Я вижу, что все готовы к уроку. -Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики. -Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте. -Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю Вам прикоснуться друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! -Сегодня нас ждет интересный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать. |
Приветствуют педагога
Проверяют готовность |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) |
Организовать актуализацию изученных способов действий. Организовать построение проекта изучения нового знания |
1. Методы формирования социального опыта детей Упражнение 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Перед тем, как перейти к теме урока, я предлагаю вам посмотреть на слайд. Что вы видите? -Верно, это текст. А что такое текст? -Спасибо. Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу. -А что теперь появилось на слайде? -Вы правы, это тема текста. А что это такое? -Тема – это то, о чем говорится в тексте. -Ребята, а что есть у нашего текста? -Вы правы, это абзац. А что такое абзац? -Это часть текста с законченной мыслью. -А какие части есть у текста? -Спасибо, это вступление, основная часть и заключение. -Молодцы! -Сейчас, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть на слайд. Перед вами анаграмма. Ваша задача разгадать её. -Кто готов назвать тему урока, просигнализируйте. -…., как будет звучать тема урока? -Кто согласен поднимите руку -Отлично. Вы правы, Тема нашего урока: Составление юмористического рассказа -Теперь, я предлагаю поставить цель на урок. -Как вы думаете, какую цель мы должны достичь? -Отлично. Цель: составить юмористический рассказ -Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению! -Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению |
Текст Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу.
Тема текста
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Это часть текста с законченной мыслью
вступление, основная часть и заключение. |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста |
Решение проблемы |
|
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, а с помощью чего мы можем составить текст? Что может нам помочь? -отлично, нам могут помочь иллюстрации, вспомогательные слова. -Сегодня я предлагаю нам с вами составить текст с помощью иллюстраций. -Посмотрите на них. И ответьте мне на вопрос. А что такое юмор? -Вы правы. Юмор – это способность подмечать в событиях и поступках нечто комичное: смешное, забавное. - А кто, по-вашему, помогает нам увидеть забавные черты у того или иного героя? - Конечно же, автор. В юмористических рассказах мы постоянно слышим авторский голос. Именно добрый, авторский оценочный смех является ещё одной особенностью юмористического рассказа. Автор, как добрая няня, словно говорит нам: «Посмотри! Это может случиться с тобой. Не хочешь выглядеть смешным, не делай так, как он». -Ребята, а с помощью чего автор создает свои произведения? - Помимо интересного юмористического сюжета, автору необходимо помнить о средствах выразительности. Есть специальные слова и выражения, которые придают речи яркость, эмоциональность, служат выражением отношения автора к изображаемому. Для юмористических рассказов характерен разговорный стиль речи, автор старается точно воспроизвести устную, свободную, неподготовленную речь простых людей, чтобы мы ему «поверили». - Обратимся к фрагментам из рассказов А.П.Чехова. Выберите из ряда слов, данных в скобках, то, которое использовал автор. 1) Землемер вздохнул и (пошёл, потащился, поплелся) за станцию. 2) И (лицо, морда, физиономия) у него зверск.., подозрительн... 3) (Если, ежели) ты живца на крючок сажаешь, то (нешто, неужели) он пойдет ко дну без грузила. 4) И он, потеряв равновесие, — (падает, бултых, плюхается) в воду! -Молодцы, ребята! -ребята, а сейчас я предлагаю вам сравнить два предложения. И морда у него зверски, подозрительная Лицо у него очень подозрительно - Какие средства художественной выразительности использует автор? -Вы правы преувеличение. -А что такое преувеличение? -Отлично. |
Отвечают на вопросы
Ответы обучающихся
Выбирают правильный ответ
Преувеличение
|
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). Предметные: обучающиеся актуализируют об определении понятия юмор, преувеличение, |
Физминутка |
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть, для этого встаньте со своих мест и встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.) Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.) Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.) «Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.) Вот четыре буквы: «Воды». (4 хлопка в ладоши.) Вот еще четыре :«Моды». (4 хлопка в ладоши.) «Воды» - «моды» — «лимонад»!(Приседания.) Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.) Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.) Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.) Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.) Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте. - Отлично, садимся на места. - Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок. |
Выполняют физминутку
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Первичное закрепление |
Организовать возможность применения нового способа действий |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
- Пришло время выполнить главную задачу на урок. Сейчас вы сами должны создать юмористический рассказ по всем правилам. Поскольку задача эта непростая, предлагаю в помощь каждой группе рисунки, по которым можно будет сочинить рассказ, и памятку-инструкцию. Памятка-инструкция начинающему автору юмористических рассказов 1) Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на известную схему построения текста-повествования и предложенные юмористические картинки. 2) Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут: А) появление неожиданных для героя рассказа участников событий; Б) неожиданный поворот событий; В) неожиданная развязка. 3) Помните, что большое значение в рассказе имеет заголовок. 4) Не забудьте, что юмор проявляется в манере повествования и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора: А) интересный диалог; Б) смешные имена, фамилии героев; В) сравнения; Г) разговорная лексика. - На работу вам даётся 15 минут.
- Прочитайте, пожалуйста, свои юмористические рассказы. Хочу напомнить вам, что многое будет зависеть от того, как выразительно вы прочитаете. |
Составляют юмористический рассказ
Представляют свои рассказы |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа», карточка с памяткой |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; находить в тексте примеры использования средств художественной выразительности (преувеличение). Предметные: обучающиеся умеют составлять юмористический рассказ |
Инструктаж домашнего задания |
Организовать обсуждения и запись домашнего задания |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
|
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности. |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? -Конечно, составляли юмористический рассказ -Кто может сказать, какое главное отличие юмористического рассказа от других? -Верно, в юмористическом рассказе присутствует юмор -Ребята, покажите ладонь, если на уроке вам было интересно. -Покажите кулак, если вам было неинтересно. -Спасибо вам большое за урок, вашу внимательность, активность и отзывчивость. -Мне было приятно с вами работать. -До свидания! |
составляли юмористический рассказ
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.