Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Составление юмористического рассказа»
Оценка 4.8

Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Составление юмористического рассказа»

Оценка 4.8
docx
17.06.2024
Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Составление юмористического рассказа»
Preuvelichenie_Dragunskiy (1).docx

Конструкт урока литературного чтения

студента группы 46 А

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Мамонтовой Юлии Максимовны

Тема урока: Составление юмористического рассказа.

УМК: Школа России

Цель: совершенствование умений сочинять тексты, используя иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения в процессе составления юмористического рассказа.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;  находить в тексте примеры использования средств художественной выразительности (преувеличение).

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста, знают определение понятия юмор, преувеличение, умеют составлять юмористический рассказ.

Задачи:

Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста, знают определение понятия юмор, преувеличение, умеют составлять юмористический рассказ.

Принципы воспитания

ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

ü Создание положительного эмоционального подъема

ü Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

ü Принцип наглядности

ü Принцип систематичности и последовательности

ü Принцип доступности

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей

ü Педагогическое требование

ü Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

ü Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

ü Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

ü Словесные (беседа, объяснение)

ü Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа»

индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями, карточка - памятка

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий) (14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст: непосредственный

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)

 

 

 

 

 

Эскиз доски

 

 

 

23 апреля.

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

 

-Доброе утро, ребята!

-Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник.

-Я вижу, что все готовы к уроку.

-Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики.

-Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте.

-Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю Вам прикоснуться друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

-Сегодня нас ждет интересный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать.

Приветствуют педагога

 

 

 

 

 

Проверяют готовность

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

 

Актуализация опорных знаний и способов действий.  Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)

Организовать актуализацию изученных способов действий.  Организовать построение проекта изучения нового знания  

1. Методы формирования социального опыта детей

Упражнение

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Перед тем, как перейти к теме урока, я предлагаю вам посмотреть на слайд. Что вы видите?

-Верно, это текст. А что такое текст?

-Спасибо. Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу.

-А что теперь появилось на слайде?

-Вы правы, это тема текста. А что это такое?

-Тема – это то, о чем говорится в тексте.

-Ребята, а что есть у нашего текста?

-Вы правы, это абзац. А что такое абзац?

-Это часть текста с законченной мыслью.

-А какие части есть у текста?

-Спасибо, это вступление, основная часть и заключение.

-Молодцы!

-Сейчас, для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю посмотреть на слайд. Перед вами анаграмма. Ваша задача разгадать её.

-Кто готов назвать тему урока, просигнализируйте.

-…., как будет звучать тема урока?

-Кто согласен поднимите руку

-Отлично. Вы правы, Тема нашего урока: Составление юмористического рассказа

-Теперь, я предлагаю поставить цель на урок.

-Как вы думаете, какую цель мы должны достичь?

-Отлично. Цель: составить юмористический рассказ

-Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению!

-Теперь, когда мы знаем тему и цель мы можем перейти к изучению

 

 

 

Текст

Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу.

 

 

Тема текста

 

 

 

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

 

 

 

Это часть текста с законченной мыслью

 

 

 

вступление, основная часть и заключение.

Ф

мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте, знают определение понятия текст, тема текста, абзац, знают части текста

Решение проблемы

 

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, а с помощью чего мы можем составить текст? Что может нам помочь?

-отлично, нам могут помочь иллюстрации, вспомогательные слова.

-Сегодня я предлагаю нам с вами составить текст с помощью иллюстраций.

-Посмотрите на них. И ответьте мне на вопрос. А что такое юмор?

-Вы правы. Юмор – это способность подмечать в событиях и поступках нечто комичное: смешное, забавное.

- А кто, по-вашему, помогает нам увидеть забавные черты у того или иного героя?

- Конечно же, автор. В юмористических рассказах мы постоянно слышим

авторский голос. Именно добрый, авторский оценочный смех является ещё одной

особенностью юмористического рассказа. Автор, как добрая няня, словно говорит нам:

«Посмотри! Это может случиться с тобой. Не хочешь выглядеть смешным, не делай так,

как он».

-Ребята, а с помощью чего автор создает свои произведения?

- Помимо интересного юмористического сюжета, автору необходимо помнить о средствах выразительности. Есть специальные слова и выражения, которые придают

речи яркость, эмоциональность, служат выражением отношения автора к изображаемому.

Для юмористических рассказов характерен разговорный стиль речи, автор старается точно

воспроизвести устную, свободную, неподготовленную речь простых людей, чтобы мы ему «поверили».

- Обратимся к фрагментам из рассказов А.П.Чехова. Выберите из ряда слов,

данных в скобках, то, которое использовал автор.

1) Землемер вздохнул и (пошёл, потащился, поплелся) за станцию.

2) И (лицо, морда, физиономия) у него зверск.., подозрительн...

3) (Если, ежели) ты живца на крючок сажаешь, то (нешто, неужели) он пойдет

ко дну без грузила.

4) И он, потеряв равновесие, — (падает, бултых, плюхается) в воду!

-Молодцы, ребята!

-ребята, а сейчас я предлагаю вам сравнить два предложения.

И морда у него зверски, подозрительная

Лицо у него очень подозрительно

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

-Вы правы преувеличение.

-А что такое преувеличение?

-Отлично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают правильный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преувеличение

 

 

 

Ф

мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;  находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).

Предметные:  обучающиеся актуализируют об определении понятия юмор, преувеличение,

Физминутка

снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть, для этого встаньте со своих мест и встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре :«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» — «лимонад»!(Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.

- Отлично, садимся на места.

- Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок.

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

Первичное закрепление

Организовать возможность применения нового способа действий

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

- Пришло время выполнить главную задачу на урок. Сейчас вы

сами должны создать юмористический рассказ по всем правилам. Поскольку задача эта

непростая, предлагаю в помощь каждой группе рисунки, по которым можно будет

сочинить рассказ, и памятку-инструкцию.

Памятка-инструкция начинающему автору юмористических рассказов 1) Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на известную схему построения текста-повествования и предложенные юмористические картинки. 2) Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут: А) появление неожиданных для героя рассказа участников событий; Б) неожиданный поворот событий; В) неожиданная развязка. 3) Помните, что большое значение в рассказе имеет заголовок. 4) Не забудьте, что юмор проявляется в манере повествования и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора: А) интересный диалог; Б) смешные имена, фамилии героев; В) сравнения; Г) разговорная лексика.

 - На работу вам даётся 15 минут.

 

- Прочитайте, пожалуйста, свои юмористические рассказы. Хочу напомнить вам, что многое будет

зависеть от того, как выразительно вы прочитаете.

 

Составляют юмористический рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют свои рассказы

Ф

мультимедийная презентация на тему «Составление юмористического рассказа», карточка с памяткой

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; находить в тексте примеры использования средств художественной выразительности (преувеличение).

Предметные: обучающиеся умеют составлять юмористический рассказ

Инструктаж домашнего задания

Организовать обсуждения и запись домашнего задания

 1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

 

 

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

Рефлексия учебной деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности.

 1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Конечно, составляли юмористический рассказ

-Кто может сказать, какое главное отличие юмористического рассказа от других?

-Верно, в юмористическом рассказе присутствует юмор

-Ребята, покажите ладонь, если на уроке вам было интересно.

-Покажите кулак, если вам было неинтересно.

-Спасибо вам большое за урок, вашу внимательность, активность и отзывчивость.

-Мне было приятно с вами работать.

-До свидания!

 

 

составляли юмористический рассказ

 

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока литературного чтения студента группы 46

Конструкт урока литературного чтения студента группы 46

Создание положительного эмоционального подъема ü

Создание положительного эмоционального подъема ü

Физминутка (2 мин.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин

Физминутка (2 мин.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин

Этап урока Образовательная задача этапа урока

Этап урока Образовательная задача этапа урока

Приветствуют педагога

Приветствуют педагога

Перед тем, как перейти к теме урока, я предлагаю вам посмотреть на слайд

Перед тем, как перейти к теме урока, я предлагаю вам посмотреть на слайд

Поощрение Методы обучения 1

Поощрение Методы обучения 1

Если, ежели ) ты живца на крючок сажаешь, то (нешто, неужели) он пойдет ко дну без грузила

Если, ежели ) ты живца на крючок сажаешь, то (нешто, неужели) он пойдет ко дну без грузила

Поощрение Методы обучения 1

Поощрение Методы обучения 1

Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний

Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний

Пришло время выполнить главную задачу на урок

Пришло время выполнить главную задачу на урок

Методы формирования социального опыта детей

Методы формирования социального опыта детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024
Посмотрите также: