Конструкт урока по литературному чтению
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 02.02.2022
Класс: 4 «Б»
УМК: Школа России
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка: Подпись:_______________________
ФИО учителя: Рассказова Наталья Владимировна
Тема урока: В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение).
· Предметные: обучающиеся знакомы с произведениями Е. Шварца, В. Драгунского, В. Голявкина о детях, знают факты биографии В. Голявкина, умеют определять, как поступки могут характеризовать героев произведений, определять прямое и переносное значение слов, определять смысл заголовка произведения.
Цель урока: развивать умение определять смысл заголовка произведения в процессе ознакомления с произведением В.В. Голявкина.
Задачи:
· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимость учения.
· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную цель и задачу) познавательные УУД (умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; строить несложные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, формулируя их с помощью педагога), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение).
· Образовательные: актуализировать знание обучающихся о произведениях Е. Шварца, В. Драгунского о детях, познакомить с произведением В. Голявкина, научить определять, как поступки могут характеризовать героев произведений, определять прямое и переносное значение слов, определять смысл заголовка произведения.
Принципы обучения: Принцип наглядности, Принцип систематичности и последовательности, Принцип доступности, Принцип деятельности, Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъема, Стимулирование активности, Гуманистической направленности воспитания
Принципы коррекционной работы: Продуктивная обработка учебной информации: дозированная поэтапная помощь учителя, Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ), Мотивация учения: интерес, ситуация успеха.
Методы обучения:
· Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация
· Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
· Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
· Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
· Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа
· Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: аншлаги на доске, видеоматериал.
● Индивидуальное: изображения для рефлексии, индивидуальные карточки с заданием.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 233 с. : ил. – (Школа России).
5. Видеоматериал «Рассказ «Никакой горчицы я не ел», Виктор Голявкин, аудиорассказ». URL: https://www.youtube.com/watch?v=EQ1WrrXyAEY
Структура урока:
Этап урока |
Время |
1. Организационно-мотивационный этап |
3 мин |
2. Постановка целей и задач урока |
9 мин |
3. Освоение новых знаний и способов действий |
8 мин |
Физкультминутка |
1 мин |
3. Освоение новых знаний и способов действий |
7 мин |
4. Первичное закрепление |
5 мин |
5. Самостоятельная работа |
7 мин |
6. Домашнее задание |
1 мин |
7. Рефлексия |
4 мин |
Итого |
45 мин |
Макет доски
Тема: В.В. Голявкин «Никакой горчицы я
не ел» 2… 3… |
Второе февраля. |
|
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
||||||||||||||
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию |
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть! Сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. Меня зовут Анна Сергеевна. - Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должен лежать учебник по литературному чтению. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Помним про правильную посадку. - Чтобы начать наш урок, я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение и сказать, о чём оно. - Школа – это светлый дом, Мы учиться будем в нём. Там научимся писать, Складывать и умножать. В школе мастерские есть… Интересных дел не счесть! И звонок весёлый. Вот что значит «школа»! - Ребята, о чём данное стихотворение? (о школе) - Как вы считаете, зачем ходить в школу? (чтобы узнать что-то новое, научиться делать что-то, вместе с друзьями создавать что-то) - А можно ли прогуливать уроки? (нет) - А знаете ли вы литературных героев, которые считали, что можно прогуливать школу? Какие это герои? (Буратино, Пиноккио, Виктор Перестукин из книги «В стране невыученных уроков» и т.д.) - Сегодня на уроке мы с вами узнаем о ещё одном персонаже. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
||||||||||||||
2. Выявление проблемы. Поиск путей решения Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении пути решения проблемы. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Для того чтобы узнать, о каких героях мы сегодня поговорим, предлагаю вам принять участие в игре «Угадай героя». Сейчас я буду читать вам описание персонажа, а вы должны будете отгадать, какой это персонаж, и назвать его. - Жил был мальчик-третьеклассник, он сильно отставал по учёбе и всем всегда говорил: «Успею!» или «Догоню!», пока с ним не произошёл один волшебный случай и не научил его ценить своё время. Ребята, узнали ли вы персонажа? Кто это? (Петя Зубов) Из какой сказки этот герой? (из «Сказки о потерянном времени») - Этот мальчик однажды оказался в очень смешной ситуации и перепутал и стихи, и названия рек. Зато он понял, что уроки всё-таки надо учить. Ребята, узнали ли вы персонажа? Кто это? (Денис Кораблёв) Из какого рассказа этот герой? («Главные реки») - Герои этого рассказа обсуждали, что они любят. Один из мальчиков наговорил очень много, но оказалось, что любит он целый продуктовый магазин. А ещё котят и бабушку! Ребята, узнали ли вы персонажа? Кто это? (мальчик Мишка, друг Дениски Кораблёва) Из какого рассказа этот герой? («Что любит Мишка») - Была весна. На улице светило солнышко. А одному мальчику совсем не хотелось идти в школу, поэтому он придумал прогулять уроки. Ребята, читали ли вы рассказ с таким персонажем? (нет) - Тогда сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ним. А чтобы узнать, из какого он рассказа, предлагаю вам отгадать шифр. - …, скажи, что у тебя получилось? («Никакой я горчицы не ел») - Ребята, вы согласны? (реагируют с помощью знака «класс») - Верно, ребята. Это название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Откройте ваши учебники на 29-ой странице. Прочитайте заголовок и ответьте на вопрос – кто автор произведения «Никакой горчицы я не ел»? (Виктор Владимирович Голявкин) - Сегодня на уроке мы больше узнаем об этом авторе и о его творчестве. Для этого я предлагаю вам помочь мне составить задачи на урок. Как вы видите, в них пропущены некоторые слова. Давайте заполним пропуски. Задачи на доске: 1. Узнать о ________ (биографии) В.В. Голявкина. 2. Познакомиться с рассказом _____ («Никакой горчицы я не ел»). 3. Понять _______ (смысл) заголовка произведения. - Отлично! Сегодня на уроке мы решим эти задачи. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знакомы с произведениями Е. Шварца, В. Драгунского о детях. |
||||||||||||||
3. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществить деятельность, в ходе которой реализуется решение проблемы. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- А для решения первой задачи предлагаю вам поработать с карточками. Сейчас вы услышите рассказ о биографии писателя. После него вам нужно будет найти среди высказываний верные и поставить справа от них плюс. Если высказывание будет не верным, поставьте около него минус. Сейчас обратите внимание на слайд.
Виктор Владимирович родился в 1929 году в Баку. Его отец преподавал музыку, а у его сына с ранних лет обнаружилась тяга к рисованию. После Второй мировой войны он учился сначала в художественном училище, затем в институте. А позже стал выставлять свои работы на различные выставки. Виктор Голявкин также увлекался литературой. Он писал и публиковал небольшие истории в журналах «Мурзилка» и «Костёр». А в 1959 г. даже выпустил книгу «Тетрадки под дождём». В своих рассказах для детей автор часто говорил о персонажах-мальчишках и передавал через них своё насыщенное событиями и весёлыми историями детство. Хоть герои его рассказов и простые озорники, но через них автор всегда доносит какую-то важную мысль о жизни человека и его месте в обществе.
- Теперь прочитайте высказывания в своих карточках. Определите, какие из них верные, а какие неверные и обозначьте их знаками «плюс» или «минус».
- Давайте проверим, что у вас получилось. Обменяйтесь карточками с соседом. Теперь отметьте галочкой правильные ответы, которые я назову. Слушайте внимательно, чтобы не ошибиться при проверке своего одноклассника. (зачитываю верные ответы) - Итак, теперь опять обменяйтесь листочками. У кого нет правильных ответов? Кто дал один правильный ответ? У кого все ответы верные? - Спасибо, ребята, вы отлично поработали. Можно ли считать, что мы выполнили первую задачу? …, нарисуй напротив неё галочку. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе). Предметные: обучающиеся знают факты биографии В. Голявкина. |
||||||||||||||
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, вижу, что вы немного устали, давайте встанем и разомнёмся. Разойдитесь так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте их за мной. - Быстро встали,
улыбнулись, - Отлично размялись! Присаживайтесь, пожалуйста. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
||||||||||||||
3. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществить деятельность, в ходе которой реализуется решение проблемы. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Теперь мы можем приступать к решению второй задачи – познакомимся с самим рассказом. Откройте учебники на 29-ой странице и прочитайте про себя название рассказа. Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? (ответы детей) - Найдите на 29-ой странице выделенное слово. …, прочитай его. (патентом) - Ребята, знаете ли вы, что означает слово «патент»? (ответы детей) - Предлагаю вам уточнить определение слова по выдержке из словаря. …, прочитай, пожалуйста. (Патент – это документ, который подтверждает право изобретателя на его изобретение.) - Верно. Теперь откройте учебник на 32-ой странице. Найдите слово «кондукторша». Как вы считаете, кто это? (Кондуктор – это работник, у которого можно купить билет в транспорте.) - Отлично, запомним эти определения, чтобы далее понять смысл текста. - Итак, сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом этого рассказа и прочитать его. Мы будем слушать чтение рассказа и следить за ним в тексте учебника. Поставьте палец на начало первой строки. (включаю чтение)
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся знакомы с произведением В. Голявкина. |
||||||||||||||
4. Первичное закрепление Задача: закрепить полученные знания и умения в процессе беседы о прочитанном. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Теперь предлагаю вам ответить на вопросы по сюжету прослушанного произведения. - Что делает главный герой? Почему он не в школе? (мальчик гуляет по улице; он прогуливает школу) - Что сделал мальчик, когда увидел шофёра? Что предложил ему шофёр? Помог ли мальчик шофёру? Почему? (мальчик подошёл к шофёру и спросил, сломана ли его машина; шофёр предложил ему помочь починить машину; мальчик не помог шофёру, потому что не умеет чинить машины) - Почему мальчик заинтересовался разговором двоих мужчин? Что они ему сказали сделать? Почему они так сказали? (они говорили о непонятном ему «патенте» и ему стало интересно, что это; мужчины сказали ему попробовать подтолкнуть кривой дом так, чтобы он стал ровным; потому что ему было нечего делать, и они решили пошутить над ним) - Почему мальчик хотел взять метлу и полез на строительные леса? Как вы думаете, если бы он пошёл в школу, ему было бы также скучно? (ему было скучно и нечего делать; нет, он мог бы говорить со своими друзьями и учиться) - Как кондуктор поняла, что мальчик не был в школе? Какую фразу она ему сказала? Найдите её в учебнике. Как ответил мальчик? Как вы думаете, что имела ввиду кондуктор? (по его угрюмому виду; «А ты как будто горчицы объелся.»; «Никакой я горчицы не ел.»; что у мальчика такое хмурое выражение лица, будто он съел горчицу) - Почему мальчик стал улыбаться? Как на него отреагировал шофёр? Что посоветовал шофёр мальчику? Найдите эту фразу в учебнике. Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, рад ли мальчик сейчас? (чтобы шофёр, как кондуктор, не понял, что он прогулял школу; шофёр не понял его и перестал с ним разговаривать; «Эге, брат! Учиться надо.»; нет, не рад – ему скучно) - Отлично, мы познакомились с текстом. Вернёмся к нашему плану. Можем ли мы считать вторую задачу выполненной? (да) …, отметь её галочкой, пожалуйста. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся умеют определять, как поступки могут характеризовать героев произведений. |
||||||||||||||
4. Самостоятельная работа Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение |
- Теперь, чтобы решить третью задачу и узнать смысл заголовка произведения, предлагаю вам поработать на карточках. Посмотрите, что вы на них видите? (таблицу с персонажами, которых встречал мальчик) - Сейчас мы заполним таблицу настроения главного героя после встречи с каждым из героев. Возьмите в руки карандаш и нарисуйте в клетке под каждым персонажем один из смайликов, которые видите на доске. Весёлый смайлик означает, что мальчику было весело и интересно в тот момент, когда он встретил этого героя. Второй смайлик означает, что мальчик уже заскучал или обиделся, когда встретил этого героя. А грустный смайлик означает, что мальчик был уставшим и хмурым, когда встретил этого персонажа. Итак, зарисуйте по одному смайлику под каждым персонажем. - Ребята, посмотрите внимательно на получившиеся у вас смайлики и скажите: когда мальчик гулял, его настроение улучшалось или ухудшалось? (ухудшалось) - Как вы считаете, почему? (ему стало скучно гулять, потому что не было друзей и ему нечего было делать) - А что он пытался делать? (разговаривал с окружающими) - Люди вокруг мальчика скучали? А чем они были заняты? (нет, они работали, каждый делал своё дело) - Как вы думаете, почему многие из них реагировали на мальчика неприветливо? (потому что он мешал им и бездельничал) - Что они советовали мальчику? (пойти в школу или занять себя чем-нибудь) - Давайте вернёмся к последнему эпизоду рассказа. Что мальчик делал, чтобы убедить шофёра в том, что он не прогуливает школу? (он улыбался) - А на самом деле он был счастлив? (нет, ему было скучно) - Найдите в тексте учебника, кто первым заметил, что мальчику совсем не весело прогуливать школу? (кондуктор) - Что она сказала о мальчике? («Ты как будто горчицы объелся») - А что мальчик ей на это ответил? («Никакой я горчицы не ел») - В каком смысле о горчице сказал мальчик – в прямом или переносном? (в прямом) - А в каком смысле сказала кондуктор? (в переносном) - Как вы думаете, что хотел передать автор этими словами? (что мальчик пытается убедить людей, будто ему не скучно прогуливать школу) - Верно, ребята. Давайте вместе подумаем над тем, почему автор назвал так свой рассказ? (мальчику сначала нравится прогуливать, но в конце он только пытается убедить всех и себя, что ему весело, а не скучно, хотя на самом деле наоборот) - Спасибо за ваши ответы. Давайте вернёмся к плану нашего урока. Решили ли мы третью задачу? (да) …, нарисуй, пожалуйста, около неё галочку. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу), познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся умеют определять, как поступки могут характеризовать героев произведений, определять прямое и переносное значение слов, определять смысл заголовка произведения. |
||||||||||||||
5. Домашнее задание Задача: выдать домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- В качестве домашнего задания предлагаю вам объединиться в пары и вместе прочитать эпизод, в котором разговаривают мальчик и кондуктор. - Постарайтесь во время чтения выразить эмоции мальчика – насколько он сейчас устал, как ему стало скучно. Изобразите поучительный тон кондуктора. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
||||||||||||||
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия |
- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что какова была тема нашего урока? (В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» - карточка с темой на доске) - Какие задачи мы ставили себе на урок? (узнать о биографии автора и познакомиться с его рассказом – карточки с задачами на доске) - Посмотрите на план на доске – удалось ли нам выполнить все задачи? (да) - В начале урока мы с вами говорили о том, зачем нужно ходить в школу. Как вы считаете теперь – зачем ещё нужно ходить в школу? (чтобы не бездельничать, не скучать, быть занятым чем-то, работать вместе с остальными) - Сейчас я раздам вам карточки. На них изображено два мальчика – прогульщик и ученик. Поднимите картинку прогульщика, если бы вы посоветовали герою рассказа попробовать ещё раз не ходить в школу и погулять. Поднимите картинку ученика, если бы вы посоветовали мальчику пойти в школу, чтобы там интересно провести день вместе со всеми. - Отлично, ребята, благодарю вас за ваши ответы. - Спасибо за вашу работу. Урок литературного чтения окончен. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.