Конструкт урока по музыке 2 класс по теме "Два лада. Природа и музыка"
Оценка 4.6

Конструкт урока по музыке 2 класс по теме "Два лада. Природа и музыка"

Оценка 4.6
docx
18.05.2021
Конструкт урока по музыке 2 класс по теме "Два лада. Природа и музыка"
05.19.2021 конструкт урока музыки.docx

Конструкт пробного урока по окружающему миру

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

 и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студенток группы 36 специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Кадочниковой Екатерины Евгеньевны, Дьячковой Анны Сергеевны

Дата: 19.05.2021

Класс: 2 Г

ФИО методиста: Суворкова Эльвира Анатольевна                                                         Отметка ______   Подпись ______________           

Тема урока: Два лада. Природа и музыка. 

УМК: Школа России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

·         Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности.

·         Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу в процессе освоения музыкальной культуры; планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в различных видах музыкальной деятельности;  адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); демонстрируют освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»).

·         Предметные: обучающиеся знают музыкальные произведения Д.Б. Кабалевского, демонстрируют знания о музыкальных произведениях Г.В. Свиридова «Весна» и «Осень», знают, что такое лад, умеют определять средства выразительности: мелодия, темп, динамика, лад, регистр.

 

Цель: формирование познавательных УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа) и коммуникативных УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач) в процессе ознакомления с музыкальными произведениями Г.В. Свиридова.

 

Задачи:

·         Воспитательная: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способности к оценке своей учебной деятельности.

·         Развивающая: развивать регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу в процессе освоения музыкальной культуры; планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в различных видах музыкальной деятельности;  адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); демонстрируют освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»).

·         Образовательная: актуализировать знания о музыкальных произведениях Д.Б. Кабалевского, формировать знания о музыкальных произведениях Г.В. Свиридова «Весна» и «Осень», о том, что такое лад, способствовать формированию умения определять средства выразительности: мелодия, темп, динамика, лад, регистр.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

·         Создание положительного эмоционального подъёма

·         Принцип стимулирования активности

·         Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей

·         Воспитание через творчество

Принципы обучения

  • Принцип наглядности
  • Принцип деятельности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип психологической комфортности

Принципы музыкального образования:

·         Принцип сходства и различия

·         Принцип связи музыки с жизнью

 

Методы обучения

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы получения новых знаний

·         Беседа

Методы закрепления и повторения изученного материала

·         Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·         Поощрение и порицание

Методы развития познавательного интереса

·         Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности

·         Предъявление педагогических требований

Методы музыкального воспитания:

·         Метод развития навыков хорового пения

·         Сочинение уже сочиненного

·         Метод сходства и различия

·         Обучение слушанию музыки

 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

·         Демонстрационные: мультимедийная презентация «Два лада. Природа и музыка»; видеофрагменты

Информационные источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.

3. Рабочая программа по музыке 1-4 классы. УМК Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С, 2011 год.

4. Рабочая программа по предмету «Музыка» для  1-4 классов. Утверждено директором центра образования «Аксиома». Приказ от 30.08.2020

5. Кибин Даниил. «Кавалерийская». Д. Кабалевский. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=FDMabkzXMoM

6. «Карусель» (музыка Д. Кабалевского) - Ансамбль «Колокольчик». – URL: https://www.youtube.com/watch?v=tG_gEmZlBGc

7. Д.Б. Кабалевский «Клоуны». – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ExNlEfea5I4

8. Г.В. Свиридов «Весна и осень». – URL:  https://www.youtube.com/watch?v=DhOo4NB0VxQ

 

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. Решение проблемы

4. Первичное закрепление

5. Рефлексия учебной деятельности

 

Макет доски:

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

 1)Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы развития познавательного интереса

·         Формирование готовности к восприятию

 - Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Евгеньевна и Анна Сергеевна, сегодня урок музыки проведем у вас мы.

- Сначала присядут девочки, теперь мальчики.

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним композитором, послушаем музыкальные произведения и, конечно же, споем песню.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию),

2) Актуализация знаний

Задача: актуализировать знания о творчестве Д.Б. Кабалевского.   

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы закрепления и повторения изученного материала

·         Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·         Поощрение и порицание

Методы развития познавательного интереса

·         Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности

·         Предъявление педагогических требований

Методы музыкального воспитания:

·         Обучение слушанию музыки

 

- Ребята, помните ли вы, творчество какого композитора вы изучали на прошлом уроке? (Дмитрия Борисовича Кабалевского).

- Кто помнит, как назывались произведения, которые вы слушали? (Клоуны, Карусель, Кавалерийская)

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как звучат эти произведения, но вам нужно будет самим назвать, как называется прозвучавшее произведение.

Кавалерийская

- Какое произведение мы только что прослушали?  На прошлом уроке вы говорили, что представляете под него скачущих лошадей. Это композиция «Кавалерийская», верно.

Клоуны

- Как называется это произведение? (Клоуны).

- Давайте вспомним, как звучит третье произведение

Карусель

- И как называется это произведение? Карусель, верно.

- Мы вспомнили музыкальные произведения Дмитрия Борисовича Кабалевского.

-А что вы делали на прошлом уроке во время того, как слушали данные произведения? (заполняли таблицу со средствами выразительности)

 - Да, вы определяли средства выразительности, и одним из средств был лад. Сегодня я предлагаю вам лучше разобраться в том, что же такое лад. А также мы затронем особую тему – как музыка может быть связана с природой.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Тема будет звучать так: «Да лада. Природа и музыка».

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

- Спасибо за ваши предположения, давайте посмотрим, какие задачи мы выделили.

1.      Познакомиться с понятием «лад».

2.      Узнать, какие бывают лады.

3.      Изучить, как два лада звучат в музыке

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют учебные действия), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач)

Предметные: обучающиеся знают музыкальные произведения Д.Б. Кабалевского

3) Решение проблемы

Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.

 Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы получения новых знаний

·         Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·         Поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности

·         Предъявление педагогических требований

 

- …, прочитай, пожалуйста, 1 задачу.

- Для решения этой задачи мы зайдём немного издалека и вернёмся к древним временам. Посмотрите, на слайде находится картина под названием «Два лада». Эту картину написал художник Михаил Нестеров.

- Что изображено на картине?

- Ребята, как вы уже обратили внимание, здесь изображены две пары – пара лебедей и пара людей. Людям известна лебединая верность – птицы выбирают себе пару на всю жизнь и не могут жить друг без друга. Это называют гармонией отношений. Люди тоже должны стремиться к гармоничным, дружным, ладным отношениям. Говорят, что лад – это особое согласие чувств, дополнение друг друга. Поэтому и есть выражение «ладить друг с другом», значит дружно жить вместе.

 

- Я предлагаю вам послушать легенду, которая легла в основу этой картины. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

(организуем просмотр видеофрагмента)

- Ребята, что обозначало понятие «лад» раньше? (особое согласие чувств, дополнение друг друга)

- Как вы знаете, в музыке тоже существует понятие лад. Именно оно определяет, как звучит произведение – более восторженно, твёрдо и радостно или более печально, тихо и мягко. Как вы думаете, что такое лад?

- Обобщая все ваши домыслы, можно сказать, что лад – это характер музыкального произведения.

- Ребята, выполнили ли мы 1 задачу нашего урока, познакомились с понятием лад? Давайте отметим её ноткой.

- …, прочитай, пожалуйста, вторую задачу.

- Ребята, мы уже выяснили, что лад – это характер музыкального произведения, или, говоря проще, его настроение. Вы уже умеете определять настроение музыкального произведения. Какое оно может быть? (грустное, весёлое, восторженное, трагичное)

- Как вы думаете, а на какие две группы можно условно поделить все виды настроения? (грустное и радостное)

- Музыкальный характер – лад – тоже делится на подобные группы, только они называются по-своему – мажор и минор. В переводе с итальянского мажор означает «твёрдый», а минор «мягкий». Как вы думаете, какое настроение относится к мажорному ладу? А к минорному? Обратите внимание на слайд, давайте проверим ваши предположения.

- Итак, какие бывают лады? (мажор и минор)

Что значит мажор? (мягкий) а минор? (твердый)

- Ребята, выполнили ли мы 2 задачу нашего урока? Давайте отметим её ноткой.

Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно)), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»).

Предметные: обучающиеся знают, что такое лад

4) Первичное закрепление Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач.

 

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы получения новых знаний

·         Беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·         Поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности

·         Предъявление педагогических требований

Методы музыкального воспитания:

·         Метод развития навыков хорового пения

·         Сочинение уже сочиненного

·         Метод сходства и различия

·         Обучение слушанию музыки

 

- …, прочитай, пожалуйста, третью задачу.

- То, как звучат мажор и минор, мы рассмотрим в произведениях Георгия Васильевича Свиридова. Обратите внимание на слайд – это его портрет. Этот великий композитор прошлого века является нашим соотечественником. Родился он в 1915 году. Он с детства увлекался музыкой, а его первым музыкальным инструментом была балалайка, позже он научился играть на пианино. Георгий Свиридов известен по всему миру, а благодаря своему тонкому слуху он мог запомнить услышанную им мелодию и сыграть ее без единой ошибки. Георгий Васильевич Свиридов может по праву называться великим человеком и талантливым музыкантом.

- Сегодня мы прослушаем два произведения Георгия Свиридова, которые называются «Весна» и «Осень», обсудим их и заполним таблицу со средствами выразительности, которая сейчас у нас на слайде.

- Давайте повторим их. …, прочитай, пожалуйста, какие средства выразительности указаны в таблице.

- Ребята, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении?

- Как характеризуем темп?

- Как характеризуем динамику в произведении?

- Как мы можем охарактеризовать лад?

- Как мы можем охарактеризовать регистр в музыкальном произведении?

Средства выразительности

«Весна»

«Осень»

Мелодия

Плавная

Плавная

Темп

Умеренный

Медленный

Динамика

Умеренная

Тихая

Лад

Мажор

Минор

Регистр

Высокий

Средний

- Сейчас мы прослушаем произведение «Весна». Во время прослушивания, пожалуйста, подумайте, как можно заполнить второй столбик нашей общей таблицы.

(прослушивают музыкальное произведение)

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

- Давайте попробуем охарактеризовать произведение с помощью средств музыкальной выразительности. Итак, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении «Весна»? (ответы детей) …, запиши, пожалуйста, свой ответ на доске в ячейке мелодии произведения «Весна». (показываю указкой)

(даём характеристику каждому средству выразительности и записываем в ячейки транслируемой через проектор на доску таблицы)

- После анализа этого произведения, как вы думаете, какой мы можем сделать вывод? (средствами музыкальной выразительности композитор изобразил картину весенней природы)

- Предлагаю вам размяться перед дальнейшей работой. Давайте встанем и сделаем весеннюю физминутку.

- Солнце засветило, (руки через середину поднять)

Сугробы растопило (руки через середину опустить)

Теплую погоду принесла весна (руки в сторону)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж с медведем знают:

Пора им просыпаться, (подтянуться)

Весною любоваться!

 

- Отлично, ребята, можете присаживаться.

- Перед тем, как прослушать произведение «осень», предлагаю вам самим предположить, как будет звучать эта мелодия. Представим себя в роли композиторов и попробуем «сочинить уж сочиненное произведение».

- Как вы думаете, мелодия будет прерывистая или плавная? Динамика громкая или тихая? А какой будет лад: мажор или минор?  (ответы детей)

- Давайте прослушаем произведение и проверим ваши предположения после этого.

(прослушивают музыкальное произведение)

- Итак, как мы можем охарактеризовать мелодию в произведении «Осень»? (ответы детей) …, запиши, пожалуйста, свой ответ на доске в ячейке мелодии произведения «Осень». (показываю указкой)

(даём характеристику каждому средству выразительности и записываем в ячейки транслируемой через проектор на доску таблицы)

- После анализа этого произведения, как вы думаете, какой мы можем сделать вывод? (средствами музыкальной выразительности композитор изобразил картину осенней природы)

- Ребята, мы уже провели весеннюю физминутку, давайте сделаем и для осени физминутку тоже.

- Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад!

 

-Посмотрите на картины весны и осени. Что вы можете сказать о картине весны? Какими красками художник передает образ весны? Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- А как изображена осень? Она более тусклая, мы как будто смотрим вдаль.

- В рисовании тоже используются различные средства, чтобы передать настроение.

- Давайте еще раз прослушаем оба произведения, таблица на доске поможет вам проследить за средствами музыки, а картины в учебнике проиллюстрируют музыкальные произведения «Весна» и «Осень». Итак – слушаем, смотрим, наблюдаем.

 

- Ребята, вспомните, какую песню вы разучивали на прошлом уроке?

- Сейчас мы с вами продолжим разучивать песню «Вместе весело шагать». Вы уже знаете два куплета, поэтому мы разучим третий куплет, а потом споем всю песню.

- Разберём текст третьего куплета. Предлагаю все вместе прочитать текст в ритме мелодии шепотом, четко произнося слова.

- Нам счастливую тропинку выбрать надобно,

Раз дождинка, два дождинка - будет радуга,

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.

- Ребята, есть ли здесь слова, которые вам непонятны? Что такое «надобно»?

- Давайте споём этот куплет. (вместе с детьми пропеваем куплет под фонограмму, дирижируем руками)

- Отлично, ребята, давайте споём песню целиком, стоя межу рядами как на концерте. Спойте радостно, выразительно, с бодрым настроением, так как песня написана в МАЖОРЕ! (вместе с детьми пропеваем песню под фонограмму, дирижируем руками)

- Ребята, мы закончили разучивание этой песни, и теперь вы знаете её целиком. Давайте поаплодируем себе.

- Ребята, выполнили ли мы 3 задачу? Что мы для этого сделали?

Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); овладение логическими действиями сравнения, анализа), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»).

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о музыкальных произведениях Г.В.Свиридова «Весна» и «Осень», знают, что такое лад, умеют определять средства выразительности: мелодия, темп, динамика, лад, регистр.

 

5) Рефлексия учебной деятельности

Задача: оценить результаты деятельности.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования

·         Поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности

·         Предъявление педагогических требований

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности

·         Беседа

 

- Ребята, мы выполнили все задачи. Давайте вспомним, с творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? (Георгий Васильевич Свиридов)

- Какие произведения прослушали? («Весна» и «Осень»)

- А какие бывают лады? (мажор и минор)

- Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю похлопать в ладоши тем, кому на уроке было все понятно и у кого все получилось, и потопать тем, кто ничего не понял, и у кого ничего не получилось.

- Спасибо, хлопали вы громче, чем топали, а это значит, что у большинства сегодня все получилось.

- Я благодарю вас за урок, до свидания.

 Личностные: обучающиеся демонстрируют способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную задачу), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, воспринимают её на слух; демонстрируют освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии), коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач)

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о музыкальных произведениях Г.В.Свиридова «Весна» и «Осень», знают, что такое лад.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт пробного урока по окружающему миру

Конструкт пробного урока по окружающему миру

УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета…

УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета…

Метод развития навыков хорового пения ·

Метод развития навыков хорового пения ·

Ход урока: Этапы урока, задачи работы

Ход урока: Этапы урока, задачи работы

Методы формирования ответственности и обязательности ·

Методы формирования ответственности и обязательности ·

Как вы думаете, что такое лад? -

Как вы думаете, что такое лад? -

Методы формирования ответственности и обязательности ·

Методы формирования ответственности и обязательности ·

Весною любоваться! - Отлично, ребята, можете присаживаться

Весною любоваться! - Отлично, ребята, можете присаживаться

В рисовании тоже используются различные средства, чтобы передать настроение

В рисовании тоже используются различные средства, чтобы передать настроение

Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности ·

Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021