КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ №4
Тема ВЗ: Товарищи и друзья
Форма ВЗ: игра – путешествие
Уровень результата ВД: 1 - 2 уровень
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым, демонстрируют интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений
· Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника.
· Предметные: выполняют действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, адекватно, самостоятельно, проявляют уверенное поведение в предлагаемых ситуациях, знают и называют качества друга и товарища, умеют анализировать и выделять качества друзей и товарищей, применяют знания в процессе групповой работы, решения ситуаций, в беседе, умеют конструировать изделие (ключ)
Цель: формирование когнитивного и поведенческого компонента социальной компетентности обучающихся в процессе конструирования и игровой ситуации.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений
· Развивающие: развивать умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять оценку собственной деятельности, осуществлять поиск информации и выделять необходимую информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника
· Образовательные: отработать умение выполнять действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, адекватно, самостоятельно, формировать уверенное поведение в предлагаемых ситуациях, актуализировать и расширить знания о качествах друга и товарища, учить анализировать и выделять качества друзей и товарищей, применять знания в процессе групповой работы, решения ситуаций, в беседе, учить конструировать изделие (ключ)
Виды деятельности (ВД): игровая, познавательная
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
· Воспитывать через взаимодействие;
· Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы воспитания и обучения:
· принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
· принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности.
Методы воспитания и обучения:
· методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).
· методы обучения: методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием), демонстрация, беседа, рассказ, игра, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся:
Дидактические средства:
· Индивидуальные: разрезные карточки с изображением сундука, карточки для составления плана, конструктор, планшеты, изображение солнца (для рефлексии)
· Демонстрационные: презентация, изображение корабля, сундука
Список использованных источников:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
· Основная образовательная программа начального общего образования МАУО «Центр образования «Аксиома»
· Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире информации» для 1 – 4 классов, Тананыхина Ю.А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Наименование этапа, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства |
Планируемый результат |
Вводный (организационно-мотивационный + целеполагание) Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, создать психологический комфорт; обозначить тему и цель занятия, составить план по достижению поставленной цели 5/5 минут Стадия Установления взаимосвязи (предлагаем проблемную ситуацию, вопрос): Пройти трехуровневую защиту, сконструировать ключ, чтобы открыть замок |
Беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, временная работа в парах, художественное слово педагогическое требование |
-Добрый день, ребята. Я рада снова вас видеть. -Скажите, ребята, какое у вас сегодня настроение? Чтобы работа у нас на занятии прошла успешно, предлагаю вам послушать небольшой музыкальный фрагмент. Кто узнал эту песню? -Верно, ребята, это песня о дружбе. Каким стало ваше настроение после ее прослушивания? Сегодня я желаю вам быть позитивными и отзывчивыми. А что вы можете пожелать своим одноклассникам? -Здорово, ребята, я думаю, мы с вами зарядились хорошим настроением. -Посмотрите на слайд, что вы видите? -Верно, это замОк. Он закрыт и, наверное, скрывает от нас что-то интересное. Поднимите руку, если хотите узнать, что ждет нас за этим замком? -Для того чтобы его снять, нам с вами нужно пройти настоящую трехуровневую защиту! -Поднимите класс, если готовы приступить? Здорово! -Итак, первый уровень защиты мы можем пройти уже сейчас. Посмотрите на слайд, что это? Верно, здесь анаграмма. Если мы с вами ее разгадаем, то сможем узнать тему занятия. ТОРИЩВА И РГУД -Кто из вас смог разгадать тему? Назовите ее. -Совершенно верно, тема наша звучит так: Товарищ и друг. Как вы думаете, о чем будет наше занятие? -А что вы знаете об этих понятиях? Кто такой товарищ? А кого называют другом? -Молодцы, сегодня на занятии мы проверим ваши знания и предположения. -Для продуктивной работы любому человеку нужен план. -Предлагаю составить план занятия. На слайде вы видите предложения, слова в которых перепутаны местами. -Предлагаю вам в парах обсудить, какие пункты плана мы можем составить. 1. Узнать, кто такой друг, товарищ, их качества 2. Потренироваться выделять качества товарищей и друзей -Какой порядок предложений у вас получился? -Все ли ребята согласны? Здорово, тогда мы можем попробовать пройти еще одну ступень защиты. |
Осуществляют взаимное приветствие Участвуют в диалоге, эмоционально откликаются на ситуацию (прослушивание песни) Выделяют тему занятия
Включаются в обсуждение ключевых понятий темы
Составляют план занятия
|
Презентация Аудиофрагмент песни |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым, демонстрируют интерес к социально значимой деятельности, Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками
|
Основной (деятельностный) Задача: создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия, обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала внеурочного занятия 15-20 минут Стадия Конструирования (актуализация знаний по будущей постройке, конструирование) |
Педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, демонстрация, беседа, объяснение, игровая ситуация, создание ситуации успеха, поощрение, временная работа в группах, творческое задание (конструирование)
|
-Ребята, нам с вами нужно узнать о качествах друзей и товарищей. Скажите, знаете ли вы такие? Кто сможет привести пример? -Давайте узнаем, кто же такой друг или товарищ. 1 ряд получит рабочий лист и ознакомится с определением понятия «друг» из словаря, второй ряд – с понятием «товарищ», а третий ряд нам расскажет о дружбе и товариществе, используя описание отношений. -Итак, ребята, кто готов рассказать о том, что узнал из описаний. Кто готов высказаться? -Спасибо, ребята. Есть ли у кого-то вопросы к другим группам? Давайте обобщим, какими качествами должны обладать друзья и товарищи? -Отлично, значит, теперь мы можем попробовать выполнить задание. Ваша задача, ребята, определить, какие о качествах друзей говорят нам ситуации. 1. У Цезаря был единственный человек и друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если болел, лекарства принимал, только когда лекарь собственноручно подаст ему. Однажды Цезарь не очень хорошо себя чувствовал, он получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!» А через некоторое время пришел лекарь, и подал Цезарю лекарство. Цезарь подал другу полученную записку и, пока тот читал, выпил до капельки лекарственную смесь. Лекарь застыл в ужасе: — Повелитель, как мог ты выпить то, что я дал тебе, после того, как ты прочел это? На что Цезарь ответил ему: — Лучше умереть, чем усомниться в своем друге! (верность) -Ребята, скажите, какие качества друзей или товарищей вы увидели в прочитанных текстах? Докажите, что эти качества характеризуют друга и товарища. -Спасибо, возможно, кто-то хочет дополнить? -Ребята, мы с вами смогли пройти еще один уровень защиты. -Для того чтобы мы смогли открыть замок, нам осталось только собрать ключ. Как вы думаете, из чего мы сможем создать или собрать ключ? -Верно, ребята, мы сможем сконструировать ключ из конструктора. Делать мы это будем в группах. Напомните, пожалуйста, классу правила работы в группе при конструировании. -Не стоит забывать и о правилах конструирования. Давайте вспомним, какие роли есть в группе при конструировании. -Если вы забудете о правилах, можете обратить внимание на доску, все правила представлены на слайде. -Нам нужно распределить «задания»: каждому из вас назначается определенная роль: · Инженер - читает инструкции; · Поставщик - находит нужные кирпичи; · Строитель - кладет кирпичи вместе. · Директор - следит за тем, чтобы команда работала вместе и общалась. -Все из вас получили свои роли, несколько из вас будут директорами, несколько – инженерами, остальные – строителями и поставщиками. -Можете приступать к конструированию. Ваши роли в группах вы знаете. -Ребята, я предлагаю вам завершать конструирование. Давайте поделимся тем, какие у вас получились ключи и что их отличает. Давайте назовем условия успешной работы в группе при конструировании, что делали директор, инженер, поставщик и строитель? Какую роль выполнили легко? Какие затруднения возникали? -Мы с вами смогли открыть замок. Как вы думаете, ребята, можно ли назвать тех, кто работал с вами в группе товарищами? Почему? Какие качества вы можете выделить в одноклассниках? -Я согласна с вашим мнением, вы, работая в группах, поддерживали друг друга, были внимательными и отзывчивыми, старались работать сообща и обращались друг к другу вежливо. -Готовы посмотреть, что было скрыто за этим замком? -Взгляните-ка, здесь какой-то свиток. А что в нем? -Здесь, ребята, какое-то заданием для нас. -Обратите внимание на карточки, которые вы получили. На них предложения, которые вам нужно продолжить. О чем они? Если твой друг обратился к тебе, ты .. При встрече с другом ты… (предлагается несколько предложений для каждого ряда) -Верно, эти предложения о дружбе и товариществе и о том, как друзья поступают в разных ситуациях. -Прошу вас приступить к выполнению задания. -Итак, ребята, давайте узнаем, что у вас получилось. Кто готов прочитать то, что вы написали? -У кого-то еще есть, что добавить? Или вы с чем-то не согласны? |
Включаются в обсуждение ключевых понятий по теме
Слушают инструкцию по выполнению задания В группах обсуждают и анализируют ситуации
Обсуждают качества друзей и товарищей
Получают инструкцию по конструированию, вспоминают правила конструирования Конструируют изделие – ключ
Включаются в обсуждение полученного изделия, работы в группе
Открывают замок
Получают задание и инструкцию
Анализируют результаты выполнения задания |
Презентация Конструктор Карточки с заданиями
|
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым, демонстрируют интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений Метапредметные: обучающиеся умеют осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника. Предметные: выполняют действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, адекватно, самостоятельно, проявляют уверенное поведение в предлагаемых ситуациях, знают и называют качества друг и товарища, умеют анализировать и выделять качества друзей и товарищей, применяют знания в процессе групповой работы, решения ситуаций, в беседе, умеют конструировать изделие (ключ)
|
Заключительный Задача: организовать деятельность, ведущую за собой само/взаимоконтроль обучающихся, контроль деятельности педагогом; инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния 10/5 минут Стадия Рефлексия и Развитие (проводим испытания с постройкой, исследуем ее, предполагаем, что можно сделать еще, как модернизировать или где еще можно использовать) |
беседа, поощрение, педагогическое требование |
-Ребята, давайте еще раз проговорим, кто же такие друзья и товарищи и как они себя ведут? Какие качества есть у д и т? кто может рассказать своими словами? -А вы считаете себя друзьями, обладающими нужными качествами? Есть ли у вас товарищи? -Ребята, если вы забудете о том, какими качествами обладают друзья, вы можете обратиться к своим одноклассникам, ведь мы вместе конструировали ключи, чтобы открыть для себя правила выстраивания отношений. -Сейчас я предлагаю вам рассмотреть ключи, которые лежат у вас на партах. Обратите внимание на то, как выполнены данные постройки. Скажите, как сотрудники конструкторского бюро выполнили эту постройку? -Верно, ребята, при конструировании ключа вы и конструкторы использовали разные цвета и размеры деталей, но при этом у вас получилась одна постройка. -На ключах, которые вы получили, нужно записать самое главное, на ваш взгляд, качество друга. -Этот ключ поможет найти, сохранить и защитить вашу дружбу. -Кто готов поделиться тем, что записал на ключе? -Ребята, я благодарю вас за активность, умение договариваться и дружить и вашу внимательность. А за что вы хотели бы поблагодарить друг друга? -Отлично! На этом наше занятие окончено. До свидания, ребята!
|
Анализируют результаты деятельности, возвращаются к ключевым понятиям темы, подводят итоги деятельности с учителем |
Презентация Модели ключей для рефлексии
|
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым Метапредметные: обучающиеся умеют осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками Предметные: знают и называют качества друга и товарища |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.