Министерство образования молодёжной политики Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Царица математика»
Старшая группа (5-6 лет)
Исполнитель:
Никитина Е.Д.,
студентка 41 ДО группы
Руководитель:
Шаркова Е.В.,
преподаватель
Камышлов, 2022
ФИО:
Образовательная (-ые) область (-и): познавательная область (ФЭМП)
Тема занятия: «Царица математики»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: совершенствовать знания детей считать счета в пределах 20 (прямой и обратный счет), закреплять пространственные представления, в решении задач, геометрических фигур развивая при этом развивать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать моторику кистей рук; умение расставлять знаки больше, меньше; способствовать развитию логического мышления, внимания, воспитывая к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.
Цель ребёнка: закрепить счет в пределах 20, пространственные представления, решать задачи.
Задачи:
Обучающая: закреплять знания детей порядкового; учить составлять и решать простые задачи на сложение, вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков; упражнять в решении логических задач; закреплять пространственные представления (слева – справа, вверх – вниз, по центру); продолжать закреплять и обобщать знания геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; закреплять умение отвечать конкретно на заданный вопрос полными предложениями, дополнять ответы товарища.
Развивающая: умение ориентироваться на листе бумаги, развивать моторику кистей рук; умение расставлять знаки больше, меньше; способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.
Дополнительные:
Дидактическая: выполнять правильно задания по указанию воспитателя.
Игровая: Находить, классифицировать считать, выполняя задания
Словарная работа: участвовать в дидактической игре выполняя разные задания
Материалы и оборудование: ноутбук, смайлики, обручи, геометрические фигуры
Планируемый результат: Дети вспомнили счет в пределах 20 (прямой и обратный счет), закрепили пространственные представления, в решении задач, геометрических фигур.
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Методы, формы, приемы |
Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный |
Смотивировать детей на дальнейшую деятельность |
В: Здравствуёте ребята, давайте поприветствуем соседа справа, соседа слева. Подарим друг, другу улыбки. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, Заниматься мы начнем
|
Дети приветствуют друг друга |
Фронтальная форма Беседа |
Подготовка детей к совместной деятельности |
Основной
|
Ознакомление детей с дальнейшей деятельностью |
Воспитатель: Ребята, мы не можем попасть на занятие, чтобы попасть нужно, разгадать секрет замка. Упражнение прямой и обратный счет до 20. Слайд 3 - посчитайте от 1 до 20 Слайд 4 - посчитайте от 20 до 1 Слайд 5 Наш замок открылся, можем начинать занятие.
|
Дети вспоминают счет в пределах 20, прямой и обратный счет |
Беседа, Вопросно-ответная |
Отвечают на вопросы. Дети готовы к совместной деятельности, включаются в образовательную деятельность. |
Этап постановки проблемы |
Формулировка проблемы в доступной для детей форме.
|
Слайд 6 В одном красивом месте, где журчал ручей, цвели необыкновенной красоты цветы и воздух был чист и свеж, стоял великолепный замок. Слайд 7 В этом замке жила одна замечательная девушка – Царица Математика. Много времени она проводила за книгами и поэтому была очень образованна и умна. За ум и сообразительность Слайд 8 ее невзлюбил злой волшебник. Он опутал замок злыми чарами. Слайд 9 Солнце перестало появляться над замком. Замок погрузился в темноту. Без солнечного света и тепла перестали расти цветы и деревья, птицы не пели своих чудесных песен. Весь животный и растительный мир стал гибнуть. Слайд 10 Царица Математика очень грустила, целую неделю сидела со слезами на глазах и не знала, как ей быть, как справиться с чарами злого волшебника. Слайд 11 Но вот однажды, над ее мрачным замком пролетала волшебница Фея. Она увидела, какая беда приключилась с Царицей Математикой и решила ей помочь. Слайд 12 Фея сказала: «Я знаю, как сбросить злые чары и победить злого волшебника. Надо выполнить все его математические задания без ошибок именно сегодня, и чары спадут». «Но я сама не успею, как мне быть, ведь заданий очень много» – сказала Царица Математика. «Я знаю, кто тебе поможет, в одном детском саду есть замечательные дети, которые очень любят математику, они с удовольствием тебе помогут выполнить задания. Обратись к ним за помощью».
|
|
Беседа Вопросно-ответная |
Дети слушают педагога, готовы к совместной деятельности |
Этап ознакомления с материалом |
|
Царица Математика написала письмо и вместе с заданиями отправила нам с голубиной почтой. Слайд 13 Воспитатель: ребята, вы хотите прочитать это письмо. Тогда давайте быстрее прочтем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мой математический замок заколдовал злой волшебник. И одолеть его я смогу только с вашей помощью. Вам необходимо очень постараться, чтобы выполнить все задания правильно и тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Помогите мне. Ваш друг Царица Математика». Воспитатель: ребята, вы хотите помочь? Дети: да. Воспитатель: тогда нам надо поторопиться.
|
|
Беседа Объяснение |
Дети ознакомятся с материалом и дальнейшей работой |
Этап практического решения проблемы |
Овладения действиями и способами решения проблемы |
Задание №1. Игровое упражнение «Назови число» Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать. Слайды 14- 20 - назови число, которое больше 4, но меньше 6; - назови число, которое больше 5, но меньше 7; - назови соседей числа 4, 6; - угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7. Слайд приз 21 Воспитатель: посмотрите, ребята. Мы на все вопросы ответили правильно, и появилось солнышко. Задание №2. Игровое упражнение «Разложи правильно» Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Слайд 22 Воспитатель: а по каким признакам вы поняли, что весна? Воспитатель: а вот и следующее задание, которое просит выполнить Царица Математика. Птички прилетели из теплых стран, а найти свой скворечник не могут. Но мы можем помочь, на каждом скворечнике и птичке есть цифры, нам нужно птичек поселить парами, так чтобы при сложении цифр на птичках получилось число, которое написано на крыше скворечника. Справимся? Но для этого нужно объединиться в 2 команды Воспитатель: Расскажите, из каких чисел состоит число 7, 8? Слайд 23
Молодцы! Но нам нужно поторопиться. Воспитатель: теперь нас ждёт следующее задание, проходите за столы. Задание № 3. Игровое упражнение «Решаем неравенства» Слайд 24 Воспитатель: Знаки спорят, где чье место, где здесь больше, а где меньше нужно им помочь, ребята, знаю вам не все равно. Сосчитай предметы так, чтоб поставить нужный знак. Воспитатель интересуется, у всех совпали ответы или нет. Воспитатель: вы хорошо работаете, но впереди еще много работы, поэтому предлагаю провести физкультминутку. Выходите из – за столы. Физкультминутка: «Сосчитай и выполни» Слайд 25 - 26 Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов. Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков. Задание №4. Задачки. Игровое упражнение «Самый сообразительный» Кто – то хочет вас запутать, но я думаю, что это не так просто сделать. А вот и задачки, решим их? Слайд 27 Слушайте внимательно. 1. Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три щенка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько собралось друзей? Воспитатель: Правильно, пять щенков. Выложите решение. (2+3=5) Слайд 28 2. Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно Училось сорок? Выложите решение. (4-1=3) Воспитатель: Правильно. Как догадались?
Задачи на смекалку: На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? В поле работало 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни, 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось? На столе лежало 3 яблока, 1 яблоко разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе? Воспитатель: Молодцы, решили все задачи. Думаю, Царица Математика очень довольна. Слайд 29 Дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости оказывает помощь или дает подсказки. Задание № 5. Игровое упражнение «Поленья» Ребята, а вы знаете, что фигуры можно не только рисовать, но их можно сложить из счетных палочек. Давайте попробуем выложить: воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев и выложить из них домик. Предлагает отсчитать 5 поленьев, чтобы получилось 2 треугольника. Далее воспитатель предлагает отсчитать 7 поленьев и выложить 2 квадрата
Задание № 7. Игровое упражнение «Хитрые фигуры» Воспитатель: Молодцы ребята, осталось последнее задание и чары будут разрушены. Царица Математика просит нас поселить хитрые фигуры в свой домик. Попробуем? Дети: да Воспитатель: На столах у вас лежат листочки с разноцветными кругами, которые пересекаются между собой и хитрые фигуры, а на полу лежат обручи – красный, желтый и зеленый – которые тоже пересекаются между собой. Слушайте внимательно задания и выполняйте их. - положите красный квадрат так, чтобы он находился внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого. - положите синий овал так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и желтого обручей. - положите желтый круг так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи красного и зеленого. - положите зелёный прямоугольник так, чтобы он был внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного. - положите оранжевый треугольник так, чтобы он был внутри трех обручей одновременно. Воспитатель: А теперь давайте проверим результат. Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри только одного обруча? Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри двух обручей? Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри трёх обручей? Слайд 30 Воспитатель: Молодцы со всеми заданиями справились. |
Дети: 5
Дети: 6
Дети: 3, 5 Дети: 6, 5, 8
Дети: весна
Дети: тает снег, солнышко греет сильнее, птицы прилетели.
Дети: да (выполняют)
Дети: число 7 состоит из 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 Число 8 состоит из 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.
Дети выполняют задания. Самостоятельно сверяются с правильными ответами на экране.
Дети: ответы детей.
Дети: да
Дети: пять.
Дети: три сороки. Дети: Было четыре сороки, одна не выучила урок, значит 3 выучили
Дети: Висело 5 яблок
Дети: 7 тракторов
Дети: 2 яблока, 2 вишни
Дети: 3 яблока
Дети выкладывают из счетных палочек предметы по указанию воспитателя
Дети: Квадрат, овал и круг.
Дети: Прямоугольник. Дети: Треугольник.
|
Объяснение Беседа Похвала Наглядный |
Дети слушают задание. Отвечают на вопросы Выполняют задания. |
Заключительный |
Поведения итогов деятельности, формирования элементарных навыком самооценки |
Ребята, посмотрите благодаря нашей упорной работе, засветило солнышко, птички запели, вот и звери все ожили, Слайд 31 а вот и Царица Математика вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки. Слайд 32 - 33 • Понравилось ли вам занятие? • Какие задания вам понравились? • Какие вызвали затруднение? Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет красный смайлик, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет зеленый смайлик. Дети делают свой выбор. Мы не прощаемся с Царицей Математикой, так как вам еще предстоит совершить много разных путешествий, но уже в школе. |
Ответы детей |
Беседа Вопросно-ответная сюрпризный момент
|
Дети подводят итог занятия, отвечают на вопросы. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.