Конструкт занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Царица математика» Старшая группа (5-6 лет)

  • docx
  • 14.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала задание №24..docx

 

Министерство образования молодёжной политики Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

Конструкт занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Царица математика»

Старшая группа (5-6 лет)

 

 

 

Исполнитель:

Никитина Е.Д.,

студентка 41 ДО группы

Руководитель:

Шаркова Е.В.,

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2022

 

 

 

ФИО:

Образовательная (-ые) область (-и): познавательная область (ФЭМП)

Тема занятия: «Царица математики»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: совершенствовать знания детей считать счета в пределах 20 (прямой и обратный счет), закреплять пространственные представления, в решении задач, геометрических фигур развивая при этом развивать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать моторику кистей рук; умение расставлять знаки больше, меньше; способствовать развитию логического мышления, внимания, воспитывая к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.

 

Цель ребёнка: закрепить счет в пределах 20, пространственные представления, решать задачи.

Задачи:

Обучающая: закреплять знания детей порядкового; учить составлять и решать простые задачи на сложение, вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков; упражнять в решении логических задач; закреплять пространственные представления (слева – справа, вверх – вниз, по центру); продолжать закреплять и обобщать знания геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; закреплять умение отвечать конкретно на заданный вопрос полными предложениями, дополнять ответы товарища.

Развивающая: умение ориентироваться на листе бумаги, развивать моторику кистей рук; умение расставлять знаки больше, меньше; способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитательная: воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.

Дополнительные:

Дидактическая: выполнять правильно задания по указанию воспитателя.

Игровая: Находить, классифицировать считать, выполняя задания

Словарная работа: участвовать в дидактической игре  выполняя разные задания

Материалы и оборудование: ноутбук, смайлики, обручи, геометрические фигуры

Планируемый результат: Дети вспомнили счет в пределах 20 (прямой и обратный счет), закрепили пространственные представления, в решении задач, геометрических фигур.

 

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный            

Смотивировать  детей на дальнейшую деятельность

В: Здравствуёте ребята, давайте поприветствуем соседа справа, соседа слева. Подарим друг, другу улыбки.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем

 

Дети приветствуют друг друга

Фронтальная форма 

Беседа

Подготовка детей к совместной деятельности

Основной

 

Ознакомление детей с дальнейшей деятельностью

Воспитатель: Ребята, мы не можем попасть на занятие, чтобы попасть нужно, разгадать секрет замка.

Упражнение прямой и обратный счет до 20.

Слайд 3

- посчитайте от 1 до 20

Слайд 4

- посчитайте от 20 до 1

Слайд 5

Наш замок открылся, можем начинать занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вспоминают счет в пределах 20, прямой и обратный счет

Беседа, Вопросно-ответная

Отвечают на вопросы.

Дети готовы к совместной деятельности, включаются в образовательную деятельность.

Этап постановки проблемы

Формулировка проблемы в доступной для детей форме.

 

Слайд 6

В одном красивом месте, где журчал ручей, цвели необыкновенной красоты цветы и воздух был чист и свеж, стоял великолепный замок.

Слайд 7

В этом замке жила одна замечательная девушка – Царица Математика. Много времени она проводила за книгами и поэтому была очень образованна и умна. За ум и сообразительность

Слайд 8

ее невзлюбил злой волшебник. Он опутал замок злыми чарами.

Слайд 9

Солнце перестало появляться над замком. Замок погрузился в темноту. Без солнечного света и тепла перестали расти цветы и деревья, птицы не пели своих чудесных песен. Весь животный и растительный мир стал гибнуть.

Слайд 10

Царица Математика очень грустила, целую неделю сидела со слезами на глазах и не знала, как ей быть, как справиться с чарами злого волшебника.

Слайд 11

Но вот однажды, над ее мрачным замком пролетала волшебница Фея. Она увидела, какая беда приключилась с Царицей Математикой и решила ей помочь.

Слайд 12

Фея сказала: «Я знаю, как сбросить злые чары и победить злого волшебника. Надо выполнить все его математические задания без ошибок именно сегодня, и чары спадут».

«Но я сама не успею, как мне быть, ведь заданий очень много» – сказала Царица Математика.

«Я знаю, кто тебе поможет, в одном детском саду есть замечательные дети, которые очень любят математику, они с удовольствием тебе помогут выполнить задания. Обратись к ним за помощью».

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Вопросно-ответная

Дети слушают педагога, готовы к совместной деятельности

Этап ознакомления с материалом

 

Царица Математика написала письмо и вместе с заданиями отправила нам с голубиной почтой.

Слайд 13

Воспитатель: ребята, вы хотите прочитать это письмо. Тогда давайте быстрее прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мой математический замок заколдовал злой волшебник. И одолеть его я смогу только с вашей помощью. Вам необходимо очень постараться, чтобы выполнить все задания правильно и тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Помогите мне. Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: ребята, вы хотите помочь?

Дети: да.

Воспитатель: тогда нам надо поторопиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Объяснение

Дети ознакомятся с материалом и дальнейшей работой

Этап практического решения проблемы

Овладения действиями и способами решения проблемы

Задание №1.

Игровое упражнение «Назови число»

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать.

Слайды 14- 20

- назови число, которое больше 4, но меньше 6;

- назови число, которое больше 5, но меньше 7;

- назови соседей числа 4, 6;

- угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7.

Слайд приз 21

Воспитатель: посмотрите, ребята. Мы на все вопросы ответили правильно, и появилось солнышко.

Задание №2.

Игровое упражнение «Разложи правильно»

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Слайд 22

Воспитатель: а по каким признакам вы поняли, что весна?

Воспитатель: а вот и следующее задание, которое просит выполнить Царица Математика. Птички прилетели из теплых стран, а найти свой скворечник не могут. Но мы можем помочь, на каждом скворечнике и птичке есть цифры, нам нужно птичек поселить парами, так чтобы при сложении цифр на птичках получилось число, которое написано на крыше скворечника. Справимся? Но для этого нужно объединиться в 2 команды

Воспитатель: Расскажите, из каких чисел состоит число 7, 8?

Слайд 23

 

Молодцы! Но нам нужно поторопиться.

Воспитатель: теперь нас ждёт следующее задание, проходите за столы.

Задание № 3.

Игровое упражнение «Решаем неравенства»

Слайд 24

Воспитатель: Знаки спорят, где чье место, где здесь больше, а где меньше нужно им помочь, ребята, знаю вам не все равно. Сосчитай предметы так, чтоб поставить нужный знак.

Воспитатель интересуется, у всех совпали ответы или нет.

Воспитатель: вы хорошо работаете, но впереди еще много работы, поэтому предлагаю провести физкультминутку. Выходите из – за столы.

Физкультминутка: «Сосчитай и выполни»

Слайд 25 - 26

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Задание №4. Задачки.

Игровое упражнение «Самый сообразительный»

Кто – то хочет вас запутать, но я думаю, что это не так просто сделать. А вот и задачки, решим их?

Слайд 27

Слушайте внимательно.

1. Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

Воспитатель: Правильно, пять щенков. Выложите решение.

(2+3=5)

Слайд 28

2. Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно

Училось сорок?

Выложите решение. (4-1=3)

Воспитатель: Правильно.

Как догадались?

 

Задачи на смекалку:

На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? 

В поле работало 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько

тракторов в поле? 

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни, 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось? 

На столе лежало 3 яблока, 1 яблоко разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе? 

Воспитатель: Молодцы, решили все задачи. Думаю, Царица Математика очень довольна.

Слайд 29

Дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости оказывает помощь или дает подсказки.

Задание № 5.

Игровое упражнение «Поленья»

Ребята, а вы знаете, что фигуры можно не только рисовать, но их можно сложить из счетных палочек. Давайте попробуем выложить: воспитатель предлагает детям отсчитать 6 поленьев и выложить из них домик. Предлагает отсчитать 5 поленьев, чтобы получилось 2 треугольника. Далее воспитатель предлагает отсчитать 7 поленьев и выложить 2 квадрата 

 

Задание № 7.

Игровое упражнение «Хитрые фигуры»

Воспитатель: Молодцы ребята, осталось последнее задание и чары будут разрушены. Царица Математика просит нас поселить хитрые фигуры в свой домик. Попробуем?

Дети: да

Воспитатель: На столах у вас лежат листочки с разноцветными кругами, которые пересекаются между собой и хитрые фигуры, а на полу лежат обручи – красный, желтый и зеленый – которые тоже пересекаются между собой.

Слушайте внимательно задания и выполняйте их.

- положите красный квадрат так, чтобы он находился внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.

- положите синий овал так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и желтого обручей.

- положите желтый круг так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи красного и зеленого.

- положите зелёный прямоугольник так, чтобы он был внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного.

- положите оранжевый треугольник так, чтобы он был внутри трех обручей одновременно.

Воспитатель: А теперь давайте проверим результат.

Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри только одного обруча?

Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри двух обручей?

Воспитатель: Какие фигуры лежат внутри трёх обручей?

Слайд 30

Воспитатель: Молодцы со всеми заданиями справились.

 

 

 

 

 

Дети: 5

 

Дети: 6

 

Дети: 3, 5

Дети: 6, 5, 8

 

 

 

 

 

 

 

Дети: весна

 

 

Дети: тает снег, солнышко греет сильнее, птицы прилетели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: да (выполняют)

 

 

Дети: число 7 состоит из 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4

Число 8 состоит из 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задания.

Самостоятельно сверяются с 

правильными ответами на экране.

 

 

 Дети: ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: да

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: пять.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: три сороки.

Дети: Было четыре сороки, одна не выучила урок, значит 3 выучили

 

 

 

Дети: Висело 5 яблок

 

 

Дети: 7 тракторов

 

Дети: 2 яблока, 2 вишни

 

 

 

Дети: 3 яблока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выкладывают из счетных палочек предметы по указанию воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Квадрат, овал и круг.

 

Дети: Прямоугольник.

Дети: Треугольник.

 

 

 

Объяснение

Беседа

Похвала

Наглядный

Дети слушают задание. Отвечают на вопросы

Выполняют задания.

Заключительный

Поведения итогов деятельности, формирования элементарных навыком самооценки

Ребята, посмотрите благодаря нашей упорной работе, засветило солнышко, птички запели, вот и звери все ожили,

Слайд 31 а вот и Царица Математика вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

Слайд 32 - 33

• Понравилось ли вам занятие?

• Какие задания вам понравились?

• Какие вызвали затруднение?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет красный смайлик, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет зеленый смайлик. Дети делают свой выбор.

Мы не прощаемся с Царицей Математикой, так как вам еще предстоит совершить много разных путешествий, но уже в школе.

Ответы детей

Беседа

Вопросно-ответная сюрпризный момент

 

Дети подводят итог занятия, отвечают на вопросы.