Конструктивная деятельность.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед работой, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Работа с разными по форме предметами требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ её решения, а также усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
Виды конструирования.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы); к художественному – конструирование из природного и бросового ( использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально
существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок,
фильмов.
Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, на участке. Использование крупногабаритных мягких модулей наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Характерная черта конструктивного творчества заключается в создании выразительных изображений (мост, башня, ракета). Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой - то мере способностью передавать в постройке, присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.
Примеры игр по конструированию.
«Конструируем из палочек».
Ребенку дают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
«Построй по модели».
Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите ребенку соорудить постройки по этим моделям.
Заключение.
Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.