Конструкция головы человека и ее основные пропорции

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конструкция головы человека и ее основные пропорции.docx

Технологическая карта урока.

Тема урока:

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Вид:

Урок – практическая работа.

Цель:

выполнить портрет с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица.

Задачи:

-овладение творческими формами работы над предложенной темой;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

 

Планируемые результаты

Предметные

Получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица;

Определять понятия – конструкция, пропорции;

Анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии;

Учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи;

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.

Метапредметные

Определять цель, проблему в учебной деятельности;

Планировать деятельность в учебной ситуации;

Строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания;

Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Личностные

Понимать значение знаний для человека;

Осознавать свои интересы и цели;

Вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам.

Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания.

Межпредметные связи


Пластическая анатомия

Перспектива

Биология

Математика

Мировая художественная культура

История изобразительного искусства


Средства обучения

Оборудование и материалы: Листы формата А4, демонстрационный материал

Зрительный ряд:

Презентация «Пропорции головы человека», репродукции работ художников, Работы из методического фонда

Основная литература

Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

 

Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС

 

Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)

Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)

Ценностно - ориентационная составляющая

Педагогические условия и средства реализации ГОСа

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы

Оценка результатов деятельности.
 

Практическая работа

 

 

 

 

 

содержание урока

1.

Организационный этап:

- зрительное восприятие подготовки рабочих мест и посещаемости занятия;

- психологический настрой класса на урок.

- Добрый день! Сегодня у нас очень интересный и сложный урок, во время которого вы должны будете проявить:

·                     Организованность

·                     Внимательность

·                     Дисциплинированность

·                     Умение слушать

·                     Активность

·                     Аккуратность

 

                                                                              Слайд 1

И тогда у вас всё получится!

(Проверяю готовность уч-ся к уроку)

2.

Повторение изученного.

На доске репродукции портретов

hello_html_7981bc22.jpghello_html_m12316f59.jpghello_html_5d656ec1.jpghello_html_2f47b4ca.jpghello_html_16fd9ed.jpghello_html_m13a0e08a.jpghello_html_m78e77f5.jpghello_html_m16234815.jpghello_html_67e6dee7.jpg

 

Мини-опрос.

- Обратите внимание на доску. Что объединяет все работы? (портрет)

- Почему вы решили, что это портрет?

- Как вы думаете, эти портреты относятся к одной эпохе/времени? Почему вы так решили?

- Что является самым важным при изображении портрета?

- Легко ли нарисовать портрет?

 

Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя/*1

 

3.

Мотивационный момент:

hello_html_438d4fe0.gifВот что об этом сказал известный нидерландского художник Ван Гог «…..»

 

- Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать портрет?

Работа со слайдами презентации.

 

                                                                                                                                           Слайд 2

Голова является самой выразительной и самой многозначной частью. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ.

Поэтому и тема нашего урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».

                              Слайд 3                                      

 

4.

Вводная беседа.

А что же такое пропорции?

ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.

Слайд 4

 

 

Слайд 5   Форма головы бывает разных типов.

пропорции лица человека при рисовании портрета                

Какую форму имеет наша голова? На что она похожа?

Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Конечно же, у каждого человека свои, неповторимые глаза, нос и губы.

       Слайд 6  Индивидуальные особенности  деталей лица

 

 

http://festival.1september.ru/articles/609343/1.jpg Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.

 

Слайд 7.

http://festival.1september.ru/articles/609343/3.jpg Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

 

 

Слайд 8

hello_html_m4170afcc.jpgЛеонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие.

Достаточно ли нарисовать все части лица, чтобы передать особенности человека.

Физминутка МИМИКА

5. Практическая работа

Слайд 9

https://tworismelo.com/wp-content/uploads/2014/02/proporcii-golovi-cheloveka-13.jpeg Лицо рисовать довольно сложно.

Ширина лица 5 единиц (за ед берется длина глаза), а высота – 7 единиц

Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта — на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

 

Порядок работы

1.      Голова имеет яйцевидную форму. Рисуем в прямоугольнике.

2.      Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

1.      Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.

2.      Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.

3.      Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.

Слайд 10

4.      Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

 

1.      Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.

2.      Рисуем надгубные складки.

 

3.      Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.

4.      Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.

5.      Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

 

6. Итог урока. Рефлексия. Самооценка

1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценка.

Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

 

Слайд 11  д/з Оформить портрет 

 

 

 

 

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

 

hello_html_m3ad3335a.gif