Технологическая карта урока.
Тема урока:
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Вид:
Урок – практическая работа.
Цель:
выполнить портрет с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица.
Задачи:
-овладение творческими формами работы над предложенной темой;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами
Планируемые результаты
Предметные
Получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица;
Определять понятия – конструкция, пропорции;
Анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
Учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи;
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Метапредметные
Определять цель, проблему в учебной деятельности;
Планировать деятельность в учебной ситуации;
Строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания;
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Личностные
Понимать значение знаний для человека;
Осознавать свои интересы и цели;
Вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам.
Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания.
Межпредметные связи
Пластическая анатомия
Перспектива
Биология
Математика
Мировая художественная культура
История изобразительного искусства
Средства обучения
Оборудование и материалы: Листы формата А4, демонстрационный материал
Зрительный ряд:
Презентация «Пропорции головы человека», репродукции работ художников, Работы из методического фонда
Основная литература
Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС |
|
||
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) |
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) |
Ценностно - ориентационная составляющая |
Педагогические условия и средства реализации ГОСа |
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека |
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы |
Оценка
результатов деятельности. |
Практическая работа |
содержание урока
1.
Организационный этап:
- зрительное восприятие подготовки рабочих мест и посещаемости занятия;
- психологический настрой класса на урок.
- Добрый день! Сегодня у нас очень интересный и сложный урок, во время которого вы должны будете проявить:
·
Организованность
· Внимательность
· Дисциплинированность
· Умение слушать
· Активность
· Аккуратность
Слайд 1
И тогда у вас всё получится!
(Проверяю готовность уч-ся к уроку)
2.
Повторение изученного.
На доске репродукции портретов
Мини-опрос.
- Обратите внимание на доску. Что объединяет все работы? (портрет)
- Почему вы решили, что это портрет?
- Как вы думаете, эти портреты относятся к одной эпохе/времени? Почему вы так решили?
- Что является самым важным при изображении портрета?
- Легко ли нарисовать портрет?
Задает вопросы учащимся
Отвечают на вопросы учителя/*1
3.
Мотивационный момент:
Вот что об этом сказал известный нидерландского
художник Ван Гог «…..»
- Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать портрет?
Работа со слайдами презентации.
Слайд 2
Голова является самой выразительной и самой многозначной частью. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ.
Поэтому и тема нашего урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».
Слайд
3
4.
Вводная беседа.
А что же такое пропорции?
ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.
Слайд 4
Слайд 5 Форма головы бывает разных типов.
Какую форму имеет наша голова? На что она похожа?
Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.
К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Конечно же, у каждого человека свои, неповторимые глаза, нос и губы.
Слайд 6 Индивидуальные особенности деталей лица
Характер
глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие,
более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние
углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы
значительно ниже наружных и т. п.
Слайд 7.
Губы, как и глаза, являются наиболее
выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому
необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их
размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней
и т. п.
Слайд 8
Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три
сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и
крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или
узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы
тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие.
Достаточно ли нарисовать все части лица, чтобы передать особенности человека.
Физминутка МИМИКА
5. Практическая работа
Слайд 9
Лицо
рисовать довольно сложно.
Ширина лица 5 единиц (за ед берется длина глаза), а высота – 7 единиц
Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.
Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта — на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.
Порядок работы
1. Голова имеет яйцевидную форму. Рисуем в прямоугольнике.
2. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.
Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.
1. Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
2. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
3. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
Слайд 10
4. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.
Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.
1. Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
2. Рисуем надгубные складки.
3. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
4. Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
5. Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Итог урока. Рефлексия. Самооценка
1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценка.
Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.
Слайд 11 д/з Оформить портрет
Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.
И не
тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.