Консультации для родителей первоклассников
Оценка 4.8

Консультации для родителей первоклассников

Оценка 4.8
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 3
12.06.2020
Консультации для родителей первоклассников
Данная статья по проблемам трудностей в обучении ребёнка в 1 классе поможет молодым родителям в преодолении сложностей, которые возникают у первоклассников в период адаптации в школе.
Консультация для родителей первоклассников.doc

Консультация для родителей первоклассников.

                               Тема: "Навык письма — трудности обучения"
Нарыжная Ирина Александровна – учитель начальных классов школа № 638 г Зеленоград



Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей.  И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие  дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы.

Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]



Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

1

Плохая каллиграфия

Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради)
Леворукость
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма

2

Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги

Слабо развит фонематический слух, зрительная память
Нарушение  зрительно- моторных координаций

3

Пропуск, замены, перестановки букв при  письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию

Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи

4

Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы

Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память

5

Медленное чтение

Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие

6

Медленный темп работы

Медлительны по природе, неготовность к школе,

7

Не запоминают правила, стихи, предложения

Неготовность к школе, слабое речевое развитие

8

Допускают ошибки на правила:  ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные

Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе

Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.

Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью».

Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем  предмет, например, арбуз  и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:

А - ароматный     
Р - рука
Б - большой
У - умница
З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком  собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет:  «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.

Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.

Звонкие - глухие согласные дифферецируются  по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.

При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка  запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.

Набор игровых моментов  способствуют  положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что  ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть  у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.

Литература:

В.П.Шульгина.Методическая копилка для учителей начальных классов.(Серия «Школа радости»).- Ростов н/ Дону: Феникс, 2001.


Консультация для родителей первоклассников

Консультация для родителей первоклассников

Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы

Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы

Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет…

Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020