Консультация для родителей первоклассников.
Тема: "Навык письма —
трудности обучения"
Нарыжная Ирина Александровна – учитель начальных классов школа № 638 г
Зеленоград
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются
при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной
школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого
практически невозможно дальнейшее обучение.
Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности,
неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И,
как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов,
которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку
речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью
фонематического и периферического слуха; леворукие дети при переучивании;
дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы.
Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]
№
Трудности, с которыми сталкиваются ученики
Причины затруднений
1
Плохая каллиграфия
Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради)
Леворукость
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма
2
Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги
Слабо развит фонематический слух, зрительная память
Нарушение зрительно- моторных координаций
3
Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке
вслух, смешение букв, сходных по начертанию
Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован
слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная
артикуляция звуков речи
4
Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку,
пишут предложение с маленькой буквы
Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения,
слабо развита оперативная память
5
Медленное чтение
Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое
речевое развитие
6
Медленный темп работы
Медлительны по природе, неготовность к школе,
7
Не запоминают правила, стихи, предложения
Неготовность к школе, слабое речевое развитие
8
Допускают ошибки на правила: ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные
Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе
Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или
карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по
поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола;
перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки
из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее
шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать
написанное.
Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием
текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики
пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.
Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов:
функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер
общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в
семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации
ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С. Выготский
писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в
этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для
чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может
пользоваться устной речью».
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах .
Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?»
Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова.
Можно предложить упражнения: рисуем предмет, например, арбуз и
«продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:
А - ароматный
Р - рука
Б - большой
У - умница
З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с
ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку,
пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой-
большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на
слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше,
слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш
)- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква
белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.
Звонкие - глухие согласные дифферецируются по артикуляции,по движению
голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка -
почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо,
повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать
слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.
Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному
настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать,
что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у
родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
Литература:
В.П.Шульгина.Методическая копилка для учителей начальных классов.(Серия «Школа
радости»).- Ростов н/ Дону: Феникс, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.