Прогулка как средство развития инициативности и самостоятельности детей.
Прогулка – это режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
1. Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
2. Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
3. Оптимизировать двигательную активность детей;
4. Способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Значение прогулки для развития детей:
¾ развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
¾ дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.
¾ удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).
¾ дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
¾ у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
¾ на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Одним из основных направлений дошкольного образования является: развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности. Дошкольные стандарты требуют от педагога поддерживать детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которая проявляется, как в свободной деятельности, так и в организованной. Для достижения самостоятельности детям необходима поддержка. Без причастности взрослых педагогов и особенно родителей, обучение детей самостоятельности не может быть эффективным.
В связи с этим, поиск эффективных путей формирования самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников является весьма важным. Одним из наиболее доступных и результативных средств формирования данных стержневых качеств личности в двигательной деятельности дошкольников является подвижная игра на прогулке.
Подвижная игра – один из видов игровой детской деятельности и форма организации двигательной деятельности дошкольников. Она активно используется детьми в совместной и самостоятельной деятельности.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка на прогулке способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, мы заранее продумываем её содержание, вызываем у детей интерес к ней с помощью сюрпризных моментов или рассказа о том, чем они будут заниматься.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений.
Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Самостоятельность - есть продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. Через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребёнок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной. Чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребёнок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых разнообразных условиях жизни.
Для развития детской инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или у ребенка есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Способы поддержки детской инициативы
· создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
· выбор ребенком сотоварищей;
· обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.
6. для поддержки инициативы в познавательной, игровой, трудовой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Возрастные инициативные особенности:
· в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами;
· в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность;
· в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками;
· в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива.
Практические рекомендации по организации прогулок:
Ø перед самой прогулкой собираться на пяти минутный круг-обсуждения прогулки - обговорить содержание прогулки, игры, выслушать пожелания детей – во чтобы они хотели поиграть, и кто чем будет заниматься самостоятельно;
Ø нестандартный выход на прогулку и мотивация к аккуратному, самостоятельному и быстрому одеванию – кто справился несет прогулочную игрушку, флажок или еще что-то. Для малышей поезд-скакалка, флажки.
Ø запланировать игры для прогулки – подвижные, командные, игры –квесты (препятствия), творческие игры (конструирование из природного материала, рисование мелками, на песке), игры-исследования, сюжетно-ролевые игры, индивидуально-развивающие («мяч-циркач», «марионетки и кукловод», «резиночки»), хороводные, малой подвижности, игры-наблюдения;
Ø допускать спонтанные игры (по инициативе детей); ориентироваться на настроение ребят, придумывать игры вместе («что я вижу», «раз, два, три такой-то предмет найди», «разведчики или шпионы», «прятки игрушки»);
Ø положительные эмоции, желание идти на прогулку у детей может вызвать украшенный участок, который побуждает к самостоятельной деятельности, можно совместно украшать место для прогулки;
Ø в конце прогулки можно использовать сигнал для сбора детей и собирание игрушек, например: используя песни, в виде сбора на повторяющуюся на каждой прогулке одну и туже игру малой подвижности (если собрались в эту игру играть надо игрушки убирать, и прогулка заканчивается), поднятый флажок определенного света или прятки прогулочной игрушки.
На прогулке проводятся совместные игры воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнёром детей.
Инициативность и самостоятельность детей проявляется в организации совместных игр (где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей), в создании сюжетов, в умении выполнять поручения взрослых.
Итак, инициативность и самостоятельность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательное отношение взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.
Таким образом, приучение детей к ответственности происходит – как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем, педагогом и ребёнком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.