Проект
«Донской край. Традиции казачества»
в подготовительной группе
г. Ростов-на-Дону
2024 г
Проект «Донской край. Традиции казачества»
в подготовительной группе
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной
группы, воспитатели, родители
Цели:
- развитие у детей представлений о человеке в истории и культуре донского казачества;
- воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, положительного отношения, толерантности ребенка к детям и взрослым разных национальностей, проживающих на Дону;
- развитие осознания детьми принадлежности к своему роду.
Задачи:
- способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;
- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);
- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;
- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);
- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки), отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом;
- отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей.
Актуальность
В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.
Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко-культурное наследие казачества.
В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения.
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего мирового общества. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Дона, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.
Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.
Этапы реализации проекта.
1-й этап. Подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2-й этап. Основной
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
3-й этап. Заключительный
Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит:
Для воспитанников: - Сформировать у детей представлений о родной стране, истории донского края, донских казаков, желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками.
Для родителей: - Родители станут активнее включаться в деятельность и будет отмечаться повышение их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи.
План реализации проекта.
1. Беседы:
- «Донской край – мой край»
Цель: сформировать представления о малой Родине, Донском крае.
- «Символы Ростовской области».
Цель: сформировать представление о том, что такое герб, флаг, гимн. Рассказать о символике цветов флага Ростовской области.
- «Казачий костюм»
Цель: сформировать представление об одежде казака; воспитывать интерес к истории Донского края.
- «Жилище казака».
Цель: познакомить с жилищем донских казаков – куренем, обогащать представление детей о быте казаков.
2. Викторина «Донской край».
Цель: закрепить знания детей о Донском крае; развивать интеллектуальные способности детей, внимание, память, речь.
3. Чтение казачьих сказок.
Цель: познакомить с казачьими сказками, их особенностями.
4. Рисование
5. Аппликация (коллективная) «Конь казаку всего дороже»
6. Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.