Консультация "Будь внимателен, Родитель!"
Оценка 4.7

Консультация "Будь внимателен, Родитель!"

Оценка 4.7
doc
15.12.2020
Консультация "Будь внимателен, Родитель!"
Ранняя профилактика.doc

                     Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Основная цель современной семейной политики,  заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных  потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и.т.д.  И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации,  другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем,  впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие  появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на  восстановление и сохранение семьи. Но так как многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит», в социальные службы не обращаются и даже агрессивно относятся к какому  либо вмешательству  со стороны социальных работников.

Актуальна проблема ещё и тем, что растет число различных негативных тенденций: за последнее время очень остро стоит проблема детоубийства, детского суицида, детской проституции, дети лишенные заботы родителей, оказываются на улице. Безнадзорные и беспризорные дети попадают под негативное влияние и вовлекаются в различные правонарушения.  По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, за последнее десятилетие число детей, пострадавших от рук собственных родителей, возросло в 1,7 раза: с 2269 человек в 2002 году до 4091 человека в 2011-м. По официальным данным МВД РФ, в течение 2010 – 2011 гг. матери убили 268 новорожденных (еще примерно столько же собственных детей родители убивают не сразу после рождения, а спустя какое-то время). И статистика по убийствам детей, по словам Астахова, демонстрирует страшную тенденцию: более половины таких преступлений совершаются близкими ребенку людьми. Россия в пятерке стран-лидеров по этому показателю, — вместе с Колумбией, ЮАР, Ямайкой и Венесуэлой.

Раннее выявление неблагополучных семей  и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время. Если 10 лет назад была актуальна проблема материальной поддержки малообеспеченных семей, то сейчас по мере улучшения социальной ситуации , проблема материального обеспечения отходят на второй план и более актуальной становиться проблема профилактики семейных дисфункций. Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов.  Большинство детоубийств и случаев детского суицида, считают психологи, обусловлены кризисными явлениями в семье и различными психическими расстройствами.

Социальная поддержка семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, заключается в реабилитационной помощи семьям и детям, но она ориентирована на оказание адресной помощи, только тех, кто за ней обратился в заявительной форме, либо по предписанию других объектов профилактики.   Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с социальным паспортом и программой социальной реабилитации.  Детей определяют в социально-реабилитационные центры. Предполагается, что за это время родители должны решить проблемы семьи, но чаще всего это безработные, страдающие алкоголизмом родители и их практически невозможно реабилитировать.  Поэтому, часто приходиться прибегать к карательным мерам и лишать их родительских прав. И чем глубже степень семейного неблагополучия, тем больше семьи закрываются от внешнего мира, теряют коммуникативные связи, нарушается и поведение детей, разрушаются детско-родительские отношения.

Таким образом, нужны превентивные меры, которые позволят выявить случаи социального неблагополучия семей на ранних стадиях, когда реабилитационные меры помогут сохранить семью.

29.03.2012г. на парламентских слушаниях «О Концепции формирования Национального плана (стратегии) действий в интересах детей Российской Федерации на 2012-2017 годы». Павел Астахов высказался в пользу поддержки кровной семьи ребенка. Ведь главным его защитником, по его словам, является не столько государство, сколько родители. И главной ценностью для нашей страны должна стать именно семья, которая и есть государство для ребенка.

Неблагополучные семьи – это болезнь нашего общества, и очень важно не запустить эту болезнь до оперативного вмешательства, а на ранних стадиях предоставить комплекс необходимых мер направленных на сохранение семьи и её жизнедеятельности.

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества жизни семьи.

 

Таким образом, кризис семьи проявляется:

- в падении жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы);

- в нарастании бедности и воспроизводство ее в новых поколениях;

- в расслоении семей по уровню доходов;

- в бездомности (рост числа бомжей);

- в дезадаптированности семьи к новым условиям существования;

- в падении нравственных устоев семьи;

- в изменении норм поведения (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях);

- в нарастании психологических конфликтов в семьях;

- в  росте числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака);

- в разрушении структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи);

- в сокращении числа детей на каждую семейную пару (распространение однодетных семей);

- в росте внебрачной рождаемости, в том числе,  у несовершеннолетних женщин;

- в утверждении устойчивого существования вне семьи (одинокая жизнь);

- в появлении «альтернативных» типов семьи (вплоть до однополых).

 

Следовательно, семейное неблагополучие в России в большинстве случаев порождено общественными условиями и, как правило, неблагополучные семьи, деформируют личность ребенка.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделяется комплексная, которая предусматривает разделение семей на категории, различающиеся по умению успешно справляться с социально значимыми функциями:

 благополучные семьи,

 семьи группы риска,

 неблагополучные семьи.

Благополучная семья

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой,  однократной помощи специалистов.

Благополучие семьи характеризуется критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

1.  Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2.  Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

3.  Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4.  Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества. Следовательно, благополучная  семья должна обеспечивать:

 воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

 в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

 формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

 эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

 развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

 условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

 

Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками:

?    толерантность;

?    уважение друг к другу;

?    честность;

?    желание быть вместе;

?    сходство интересов и ценностных ориентации.

 

Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов:

?    социальная,

?    психологическая,

?    сексуальная,

?    семейно-бытовая,

?    психофизиологическая,

?    функционально-ролевая,

?    ценностно-ориентационная.

Факторы семейного благополучия

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы — сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

Семья «группы риска»

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с некоторым напряжением своих сил, поэтому специалистам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. К данному типу семей можно отнести:

 неполные семьи;

 многодетные семьи,

 молодые семьи;

 малообеспеченные семьи;

 семьи с ребенком-инвалидом;

 семьи, где один или оба родителя являются инвалидами;

 семья «маленькая мама» (несовершеннолетние матери);

 семьи выпускников интернатных учреждений;

 семьи мигрантов, беженцев, переселенцев;

 замещающие семьи (опекунов, усыновителей, приемные семьи).

Неполной семьей считают семью одинокого родителя, проживающего с детьми или (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единолично реализующего функции семьи.

В связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране многие супружеские пары откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком. Следовательно, в неполной семье количество детей не будет превышать одного-двух (хотя встречаются многодетные неполные семьи).

Процесс воспитания детей в неполной семье деформирован. Матери (чаще всего они остаются с детьми) вынуждены доказывать себе, бывшему мужу, окружающим, что могут справиться с воспитанием ребенка. Повышенная чувствительность и эмоциональность мешает женщине стать добрым советчиком своему ребенку. Обиженная на бывшего мужа женщина часто переносит свою боль на ребенка, находя в нем раздражавшие ее черты отца. Но случается и по-другому: мать полностью уходит в себя и перестает воспринимать и понимать окружающий мир, в том числе и собственных детей. Но результат всегда один: материнское состояние напрямую отражается на детях и крайне пагубно воздействует на психику ребенка. К тому же при разрыве отношений родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что опять-таки сказывается на детях.

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, которая усугубляется стремлением женщин сохранить необходимый для нормального (достойного) существования уровень материальной обеспеченности, при этом общение с ребенком заметно сокращается.

Отсутствие отца так же усугубляет трудности внутрисемейного общения. Оставшись без отца, дети часто конфликтуют с матерями, не считаются с их мнением. По словам матерей, 6,3% таких детей употребляют спиртные напитки, около 5% состоят на учете у психиатра. Согласно статистическим исследованиям, 37% разведенных и 30% не состоящих в браке женщин по отношению к себе, а иногда и к своим детям, испытывают предвзятое отношение со стороны окружающих. При этом каждая десятая женщина сталкивается с отсутствием уважения, подозрением в аморальном поведении, повышенным интересом к личной жизни, а 4% женщин считают, что они представляют угрозу для других семей,  2% убеждены, что люди считают их детей асоциальными.

Отцовская неполная семья – это нетипичная для общества модель. Вместе с тем,  у отца с ребенком (детьми) больше шансов создать новую семью.

В последние годы появилась новая категория непол­ных семей - неполные расширенные семьи, которые обра­зуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахожде­ние родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Та­кие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов. Определенные сложности связаны с плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности. К со­жалению, они не могут использовать свой авторитет, способности для контроля ситуации, поэтому дети часто демонстрируют девиантные формы поведения.

В самом тяжелом положении находятся внебрачные семьи с одним родителем, часто с несовершеннолетней матерью или так называемые семьи «маленькая мама», которые образовались в результате рождения внебрачного ребенка. Эти семьи появляются, как правило, в связи с недостаточностью  сексуального образования и информированности о контрацепции, семейным или социальным неблагополучием, порой с врожденными психическими или интеллектуальными ограничениями несовершеннолетних матерей. Ежегодно вне брака рождается почти треть всех рожденных за год детей. Кроме низкого материального положения такая семья испытывает негативное отношение со стороны общества. Для «маленьких матерей» особое значение играет поддержка со стороны старшего поколения. Данная категория семьей требует особого внимания и сопровождения со стороны специалистов, так как именно в этом случае особенно высок уровень возникновения сиротства (отказ от детей,  пренебрежение их нуждами и т.д.)

Многодетные семьи были наиболее распространенны в Рос­сии в начале XX в. В настоящей время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей (2,7%), а  дети, воспитывающиеся в многодетных семьях -  18%.

В России Федеральное семейное законодательство не устанавливает определения, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992г. №431  «О мерах по социальной поддержке  многодетных семей» органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно определяют, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Многодетные семьи имеют общие социальные проблемы:

 материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи уменьшается);

 проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;

 проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);

 рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;

 проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);

 проблемы с воспитанием детей (дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье);

 

 

Обращает на себя внимание наличие индивидуальных проблем ребенка, связанных со спецификой жизни в многодетной семье:

 более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений;

 дети более загружены;

 им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей;

 детям негде расслабиться, отдохнуть от избыточных контактов, затруднено проведение каникул, отдыха;

 дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преоблада­ющих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о соб­ственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Молодая семья. Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы как самой семьи, так и каждого ее члена. В течение начального периода существования семьи, как правило, завершается взаимная адаптация личностных качеств супругов, утверждается разделение семейных обязанностей, в большинстве случаев происходит рождение детей и, таким образом, заканчивается один из важнейших этапов формирования семьи как социальной группы.

Молодые семьи в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить задачи:

·                    достижения совместимости на разных уровнях;

·                    преодоления стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

·                    овладения основными навыками семейного воспитания, бесконфликтного общения;

·                    приобретения информированности по различным аспектам функционирования семьи;

·                    достижения экономического благосостояния и стабильности;

·                    формирования активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом в целом.

 

По целой совокупности причин молодая семья в состоянии определять перспективы существования самого института семьи. Выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования. Этим и определяется необходимость комплексной поддержки молодой семьи, с тем, чтобы предотвратить неблагоприятные тенденции в ее динамике и укрепить все ее жизненно важные устои.

Особой темой исследований молодой семьи является вопрос о показателях качества функционирования семьи. При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества.

Благополучная молодая семья должна:

 состоять из супружеской пары и детей;

 количество детей в семье должно обеспечивать расширенное (простое) воспроизводство населения;

 среднедушевой доход на каждого члена семьи не должен быть ниже, чем среднедушевой доход в целом по данному региону;

 в качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полноценное выполнение в семье социальных функций.

Благополучная молодая семья должна обеспечивать:

 воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

 в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

 формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

 эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

 развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

 условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

 

При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семь

 

Неблагополучные семьи

Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не созда­ют условий для нормального развития и т. д.

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

 с явной (открытой) формой неблагополучия;

 со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.

К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.

Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами  хорошо видны окружающим, то  в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.

Следовательно, неблагополучная семья  оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения. 

1.3. Основные причины семейного неблагополучия

 

Для  современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом.

Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

 недостаточная забота;

 неправильный уход и питание;

 физическое и сексуальное насилие;

 игнорирование душевного мира и переживаний

 

Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего, алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

Чаще всего родители из неблагополучных семей провели свое  детство в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Жизнь в таких семьях связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания:

? «не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя»;

? «не верь никому, даже родным»;

? «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…».

С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием». Только работа с несколькими поколениями таких семей позволит сказать, что семья «выздоровела» и может стать условно-адаптированной.

Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни. Такая семья неупорядочена, непредсказуема, поэтому  дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка, теряются твердость психологической почвы («Я- размытость»), появляется нечеткость границ своего «Я», «Я- Отрицание».

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Низкая самооценка. Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя.

Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной  семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия мужа, больного алкоголизмом, непредсказуемы. Из-за опасений, что с ее близкими может что-то случится, мать усиливает свой контроль за ребенком.  Неспособность корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации вызывает у созависимой женщины развитие ригидности, что не улучшает ее отношения с ребенком, а только ухудшает, усиливая его (ребенка) эмоциональную материнскую депривацию.

Ригидность созависимых женщин может иметь различные формы:

 поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий;

 духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо – плохо», а стандарты ожидаемого поведения абсолютны;

 эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости);

 ригидность ролевых функций появляется склонностью судить и осуждать других.

 

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности.

Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (созависимых жен часто называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением.

Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не хотят признать своих проблем.

 

Сходство созависимоси и алкоголизма ученые видят также в том, что:

а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание;

б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовной сферах;

в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести к преждевременной смерти;

г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на характерологическом уровне.

 

Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать. Свои усилия каждая из сторон направляет в непродуктивное русло: пьющий муж озабочен навязчивыми мыслями о прошлой или будущей выпивке, а созависимая жена так же навязчиво думает о том, как проконтролировать его поведение. В результате подобной симбиотической связи у обоих возможно появление сходных соматических расстройств в виде нарушения деятельности органов пищеварения (чаще всего - колиты и язвенная болезнь желудка), головных болей, гипертензии и др. Даже похмельный синдром имеет свой эквивалент созависимости: повторный брак с больным алкоголизмом. Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так и созависимая жена, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду (к этому же или другому мужу-алкоголику), чтобы смягчить проявления синдрома лишения.

 

Критерии распознавания созависимости:

1.                 1. Индивид на протяжении длительного периода в прошлом подвергался или все еще подвергается воздействию высокострессовой семейной ситуацией (зависимость члена семьи от алкоголя; могут быть и другие стрессы).

2.                 2. Индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается проявление не менее 5 из следующих признаков:

 страх - постоянная занятость проблемами других, непроходящая тревога, неприятные предчувствия, стремление избегнуть риска во взаимоотношениях, недоверие к людям, контролирующее поведение, сверхответственность, попытки манипулировать поведением других, в особенности «питейным» поведением;

 стыд/вина - непроходящее чувство стыда, как за свое поведение, так и за поведение других; изоляция, чтобы скрыть позор семьи; ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки;

 затянувшееся отчаяние - отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации, пессимистический взгляд на мир, низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям;

 гнев - постоянное чувство гнева на больного, на семью и на себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, распространяющийся на все на свете; пассивно-агрессивное поведение, особенно в отношении больного алкоголизмом;

 отрицание - упорное отрицание источника семейных бед, настойчивая минимизация тяжести проблем, оправдание, защита пьющего от негативных последствий;

 ригидность - когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ролевую негибкость; ригидность морально-духовных принципов; эмоциональная ригидность - доминирование единственного аффекта (вины, жалости к себе, гнева);

 нарушение идентификации собственных потребностей - утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного Я; личная зависимость - необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие;

 смещение понятий - сомнения относительно того, что является нормальным и может быть реальным; тенденция неверно распознавать и обозначать чувства; легковерие, доверчивость; нерешительность, амбивалентность.

 

Характеристика факторов, угрожающих жизни ребенка

Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания:

 наличие и расположение травмы (голова, грудная клетка, область живота, ягодицы, бедра, и пр.);

 тип травмы (следы глубоких ожогов, отпечатки зубов, синяки и ссадины от кулаков, травмы от использования при наказании опасных предметов);

 коли­чество травм.

Травма головного мозга или внутренних органов может привести к смерти или необратимой инвалидности. Следы ремня и провода на теле ребенка могут свидетельствовать о применении чрезмерной силы при наказании. Много синяков на разных ста­диях заживления или множественные раны и шрамы свидетельствуют о регулярных наказаниях и, следовательно, о высокой степени риска. След ладони на ягодице говорит об одноразовом применении чрезмерного телесного наказания, указывая на невысокий риск.

Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ - Умышлен­ное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 116 УК РФ-Побои, ст. 117 УК РФ-Истязание; ст. 156УКРФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

 

Отсутствие еды/питья, длительный голод

Отсутствие в доме пищи, соответствующей возрасту ребенка и его потребностям. О регулярном недоедании может свидетельствовать фи­зическое недоразвитие или истощение ребенка, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением.

Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ - Умыш­ленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывать возраст ребенка)

Оставление ребенка младенческого и младшего дошкольного возраста без присмотра может быть фатальным в связи с их беспо­мощностью. Многие травмы, несчастные случаи, отравления детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безо­пасности со стороны родителей или других близких людей.

Ст. 125 УК РФ - Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка

Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит. Выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия:

 игнорирование: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии, пренебрежении его потребностью быть ближе к родителям, получать от них поддержку, отсутствие проявления привязанности, любви и заботы со стороны родителей или лиц, их замещающих.

 отвержение: предъявление чрезмерных требований, постоянная критика, публичное унижение, подчеркивание недостатков и т. п.

 угрозы, терроризация: угроза совершить насилие над ребенком или над тем, кого он любит, включая угрозы нанесения побоев, убийства, а также обзывание, оскорбление, унижение.

 изолирование: ограничение контактов со сверстниками, родственниками, значимыми для него людьми, ограничение выхода из дома.

 развращение: побуждение к воровству, попрошайничеству, проституции, вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя, по­ощрение саморазрушающего поведения.

Ст. 119 УК РФ - Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью; ст. 110 УК РФ-Доведение до самоубийства; ст. ПО УК РФ - Оскорбление; ст. 150 УК РФ - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ - Вовлечение несо­вершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Эксплуатация ребенка

Вовлечение ребенка в совершение преступлений и антиобщественных действий: воровство, проституция, попрошайничество и т. п.; использование ребенка и результатов его труда в целях личного обогащения или коммерческой выгоды (в том числе, чрезмерная хозяйственная деятельность).

 

Ст. 750 УК РФ - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; ст. 240 УК РФ - Вовлечение в занятие проституцией; ст. 242.1 УК РФ - Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

 

Сексуальное насилие над ребенком

Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным ко­дексом РФ. Выявление сексуального насилия бывает затруднительно, поэтому важно учитывать все признаки в комплексе:

 физические индикаторы сексуального насилия;

 психологические последствия;

 эмоциональные расстройства;

 когнитивные расстройства;

 наруше­ния поведения;

 нарушения межличностных отношений.

Насколько будет травмирован ребенок, зависит от возраста, степени осведомленности о сексуальных отношениях, особенностей его нервной системы, а также от самой ситуации насилия (применения силы, обмана, угроз, тяжести физических повреждений, продолжи­тельности насилия, от того, какие отношения были у ребенка с насильником). Наиболее тяжело сексуальное насилие переживают дети подросткового возраста.

Ст. 131 УКРФ  - Изнасилование, ст. 132 УК РФ - Насильственные действия сексуального характера, ст. 133 УК РФ - Понуждение к действиям сексуального характера, ст. 134 УК РФ - Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достиг­шим 16-летнего возраста, ст. 135 УК РФ - Развратные действия.

 

Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет)

Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей меди­цинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится:

 предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды;

 соб­людение адекватной личной гигиены.

Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает, в том числе, необходимый физический уход за младенцем.

Наиболее частыми последствиями отсутствия необходимого базового ухода является задержка развития ребенка - физического, психического, речевого, т. е. потеря способности развиваться. Однако надо убедиться с помощью врачей, что у ребенка нет органичес­ких причин для задержки развития.

Ст. 69 СК РФ-Лишение родительских прав, ст. 73 СКРФ - Ограничение родителей в их правах; ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязан­ностей по воспитанию несовершеннолетнего

Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья

В первую очередь из-за отсутствия необходимой медицинской помощи могут страдать дети раннего возраста, дети, имеющее ост­рое заболевание, а также дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды. В качестве обязательного признака следует оцени­вать следующее: имеются ли у ребенка медицинские рекомендации и предписания врача по его лечению; носят ли эти предписания обязательный либо рекомендательный характер.

Ст. 125 УК РФ - Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц

Угроза жизни и здоровью ребенка снижается, если ребенка можно защитить от лица, причиняющего насилие. Если у человека, совершающего насилие, неограниченный доступ к ребенку (т. е. он может оказаться рядом с ребенком в любой момент и его некому остановить), то степень угрозы для ребенка очень высока. Условия доступа зависят от следующего:

 кем приходится обидчик ребенку;

 физическое нахождение обидчика по отношению ребенка (проживает ли совместно в одной квартире/комнате и пр.);

 возможность обидчика получить физический доступ к ребенку;

 желание и способность других членов семьи контролировать доступ обидчика к ребенку.

Ст. 125 УК РФ - Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ - Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

 

Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу

Опасные условия проживания могут характеризоваться разными признаками, в частности, отсутствие окон, отопления, наличие в жилье грызунов (крыс, мышей), наличие фекалий животных и людей, оголенные электрические провода, неработающие водопровод и канализация с отсутствием альтернативы, проживание на чердаке или в подвале.

 

При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (со­здается риск инфицирования ребенка)

Важным является не сам факт наличия опасной инфекции, а как ведут себя родители, если инфекция имеется. Если при наличии опасной инфекции (туберкулез, сифилис и т. п.) родители знают о возможных рисках, соблюдают правила безопасного поведения и используют комплекс профилактических мероприятий, то фактор угрозы жизни и здоровью ребенка не отмечается.

Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами)

Если ребенок подвергается насилию, то можно выявить следующие косвенные признаки:

·                    беспокойный сон;

·                    замкнутость;

·                    изменения в обычном поведении;

·                    немотивированные проблемы с учебой;

·                    необоснованные пропуски уроков;

·                    агрессивность;

·                    конфликты с учителями, родителями, сверстниками;

·                    апатия, депрессия:

·                    смена друзей;

·                    невротические реакции: энурез, энкопрез, заикание.

 

Многие годы считалось, что дети - привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращении.

Отказавшись от полного отрицания существования насилия над детьми в России, мы сделали важный, но первый шаг. Как показывает опыт США, Великобритании и других стран, для точной оценки распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами, для оказания помощи пострадавшим семьям необходимы специальные службы. На данный момент против жесткого обращения с детьми борется только милиция, которая имеет недостаточные, недейственные меры пресечения в силу несовершенства Российского законодательства.

В девяти случаях из десяти ребенка истязает его близкий родственник, обычно это кто-либо из родителей, хотя иногда это могут быть брат или сестра. Тот родитель, который проводит с ребенком большую часть времени суток чаще всего, действует импульсивно.

Родители, жестоко обращающиеся со своими детьми или пренебрегающие ими, встречаются в любой этнической группе, в любом классе общества и в любом географическом районе. В противовес общепринятому мнению, только10% родителей, жестоких со своими детьми, являются психическими больными. Остальные 90% - это люди, часто находящиеся в состоянии стресса, у которых личная жизнь часто запутана и беспорядочна.

Жестокое обращение с ребенком, обычно непреднамеренное, является результатом неконтролируемой ярости или плохого настроения. Большинство родителей, жестоких со своими детьми, говорят, что они чувствуют себя виноватыми после того, как причинят боль своему ребенку или обидят его.

Жестокое обращение с ребенком может быть следствием чрезмерной реакции на стрессовую ситуацию, включающую в себя тяжелые условия жизни, кратковременные или долговременные финансовые затруднения, а также отсутствие необходимой информации о воспитании ребенка и родительского опыта. Подавляющее большинство родителей, обижающих своих детей, хотели бы быть хорошими родителями. Однако во время кризиса они стремятся вести себя так же, как вели себя их собственные родители: большинство людей, жестоко обращающихся со своими детьми, в детстве сами страдали от жестокого обращения.

Большинство родителей, проявляющих физическую жестокость по отношению к своим детям, считают, что быть родителем - значит держать детей в строгости. Они откликаются на плохое поведение своего ребенка единственным известным им видом наказания - физическим насилием.

При этом эмоциональная жестокость к собственным детям может быть вызвана такими же эмоциональными лишениями родителей в период своего собственного детства. Сексуальная жестокость, проявляющаяся в виде приставаний или изнасилования, в некоторых ситуациях может быть вызвана аналогичными обстоятельствами в детстве родителей. Однако сексуальное насилие чаще происходит в тех семьях, где существуют серьезные супружеские проблемы и оба родителя эмоционально ущербные люди.

Наиболее очевидными признаками и симптомами проявления жестокости по отношению к детям являются синяки, кровоподтеки, рубцы, шишки, ожоги (в том числе и мелкие круглые ожоги от сигарет), подбитый глаз, порезы, рваные раны, следы человеческих укусов, шрамы и переломы костей. Ребенок школьного возраста может внезапно похудеть или же прибавить в весе.

К психическим симптомам относятся ночные кошмары и ужасы, потеря сна, необоснованные страхи и болезни с выраженным эмоциональным элементом. Ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может чрезмерно стремиться к удовольствиям или быть необычно покорным, контактным, возможно, наоборот, сдержанным. Такой ребенок может быть пассивным, замкнутым, вялым, беспокойным или подавленным, избегать прямого взгляда, цепляться за своих родителей, производить впечатление умственно отсталого, однако, при проведении стандартных тестов он набирает количество очков в пределах нормы. Ребенок более старшего возраста может пропускать занятия в школе или вообще убежать из дома.

Около 25% детей, подвергающихся жестокому обращению в семье,  бывают чрезмерно агрессивны, импульсивны, негативны, гиперактивны, склонны к разрушениям и насилию, проявляя свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях и даже взрослых.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто становятся излишне требовательными, хотят верной дружбы и преданной любви, что отпугивает от них возможных друзей. Они никому не доверяют, так как потеряли доверие к самым родным людям - родителям.

Сексуальная жестокость подозреваются в том случае, если у слишком юного ребенка обнаруживается повреждения половых органов, венерическое заболевание или беременность, наличие сексуальных игр или фобий. В некоторых случаях признаком сексуального насилия может быть появление крови в моче. К другим признакам возможного сексуального насилия  относятся:

 внезапные перемены поведения,

 протест,

 неповиновение,

 преступность,

 склонность к уединению,

 самоуничижение,

 депрессия,

 попытки самоубийства,

 злоупотребление наркотиками, алкоголем, лекарствами,

 проституция.

 

Главным признаком отсутствия ухода за ребенком является его «больной» вид, неопрятность, частые инфекционные заболевания, отставание в физическом и интеллектуальном развитии. Как правило, брошенный, запущенный ребенок не получает обычного медицинского обслуживания.

Ребенок, лишенный эмоциональной близости с родителями, может заниматься онанизмом, пытаться прижиматься к своей матери, либо, наоборот, вести себя агрессивно.

Жестокое обращение с ребенком в большинстве случаев трудно диагностировать. При физической жестокости удары часто наносятся таким образом, чтобы не оставлять видимых следов повреждений. Физическая жестокость почти всегда подозревается врачом в тех случаях, когда маленький ребенок травмирован необъяснимым образом, особенно, если родители не торопятся обратиться за медицинской помощью или когда их объяснения не соответствуют тяжести повреждений, полученных ребенком.

У детей, подвергающихся физическому насилию, может быть сразу несколько повреждений: старые нелеченные раны, кровоподтеки и синяки в неожиданных местах и повторные травмы одной и той же части тела. Если у ребенка обнаруживаются переломы костей черепа, сотрясение головного мозга, синяки или переломы ребер, разрыв селезенки, повреждения почки, то врач может заподозрить, что повреждения головы или живота у него произошли не случайно. Часто у детей повреждаются внутренние органы. Рентгенологическое обследование нередко выявляет давние переломы костей.

Обычно родители с трудом признаются в жестоком обращением с ребенком, особенно тогда, когда ребенок попал в палату неотложной помощи. Родительские признания в нанесении увечий своему ребенку или в его заброшенности, невнимании к нему могут привести к наказанию самих родителей. Ребенок может выгораживать своих родителей из страха перед ними, или, пытаясь как-то сохранить семью — тяжелый выбор для маленького ребенка.

Большинство родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, не хотят потерять их совсем.

Так, что же делать, чтобы предотвратить жестокое обращение с ребенком?  Почему родители все-таки жестоко обращаются со своими детьми? Как диагностируется жестокое обращение с ребенком? Что делается в том случае, если подозревается жестокое обращение, с ребенком? Существуют ли какие-нибудь предупреждающие признаки, указывающие на возможное жестокое обращение с ребенком или на его заброшенность! Что происходит с семьей после того, как сообщается о жестоком обращении с ребенком в ней? Что делают с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения, после оповещения об этом соответствующих инстанций?  В чем заключается помощь родителям и ребенку? Что необходимо сделать, прежде чем ребенок сможет вернуться домой? Что происходит, когда ребенок возвращается домой? Существуют ли какие-нибудь службы или организации, оказывающие доступную помощь семьям, в которых родители жестоки к детям, и могут ли они помочь и родителям, и детям избавиться от этого? Что делать родителям, беспокоящимся о том, что они, возможно, жестоко обращаются со своими детьми?

Так что же необходимо предпринять, чтобы предотвратить семейное неблагополучие?

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ.

·                                 Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.

·                                 Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства…

·                                 Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.

·                                 Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.

·                                 Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

·                                 В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

·                         Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

·                         Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

·                         Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

·                         Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

·                         Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.

·                         Воспитание должно строиться с опорой  на положительное в растущем человеке.

·                         Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

·                         Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1.                      Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2.                      Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.

3.                      Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

4.                      Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5.                      Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительный рост и достижения  действий семьи.

6.                      Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала  услышанное.

7.                      Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

8.                      Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

9.                      Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.

10.                  Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во  что бы то ни стало, ни  такая  же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 

 


Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время

Раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества…

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества…

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и…

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и…

Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов: ? социальная, ? психологическая, ? сексуальная, ? семейно-бытовая, ? психофизиологическая, ? функционально-ролевая, ? ценностно-ориентационная

Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов: ? социальная, ? психологическая, ? сексуальная, ? семейно-бытовая, ? психофизиологическая, ? функционально-ролевая, ? ценностно-ориентационная

Неполной семьей считают семью одинокого родителя, проживающего с детьми или (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единолично реализующего функции семьи

Неполной семьей считают семью одинокого родителя, проживающего с детьми или (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единолично реализующего функции семьи

Та­кие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов

Та­кие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов

Обращает на себя внимание наличие индивидуальных проблем ребенка, связанных со спецификой жизни в многодетной семье: ? более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; ?…

Обращает на себя внимание наличие индивидуальных проблем ребенка, связанных со спецификой жизни в многодетной семье: ? более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; ?…

Особой темой исследований молодой семьи является вопрос о показателях качества функционирования семьи

Особой темой исследований молодой семьи является вопрос о показателях качества функционирования семьи

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной…

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной…

В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии

В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии

Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни

Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены

Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать

Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать

Я; личная зависимость - необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие; ? смещение понятий - сомнения относительно того, что является…

Я; личная зависимость - необходимость подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие; ? смещение понятий - сомнения относительно того, что является…

Ст. 125 УК РФ - Оставление в опасности; ст

Ст. 125 УК РФ - Оставление в опасности; ст

Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена

Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена

Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья

Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья

Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами)

Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами)

Жестокое обращение с ребенком может быть следствием чрезмерной реакции на стрессовую ситуацию, включающую в себя тяжелые условия жизни, кратковременные или долговременные финансовые затруднения, а также…

Жестокое обращение с ребенком может быть следствием чрезмерной реакции на стрессовую ситуацию, включающую в себя тяжелые условия жизни, кратковременные или долговременные финансовые затруднения, а также…

В некоторых случаях признаком сексуального насилия может быть появление крови в моче

В некоторых случаях признаком сексуального насилия может быть появление крови в моче

Большинство родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, не хотят потерять их совсем

Большинство родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, не хотят потерять их совсем

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей

Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020