Консультация для молодых и испытывающих трудности педагогов «Требования к рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе»
Оценка 4.9

Консультация для молодых и испытывающих трудности педагогов «Требования к рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе»

Оценка 4.9
docx
18.10.2021
Консультация для молодых и испытывающих трудности педагогов «Требования к рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе»
Консультация.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для молодых и испытывающих трудности педагогов «Требования к рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе»

 

 

 

 

Подготовила: Быкова Л.В.,

учитель - логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск

2021 год


 

 

Цель: расширить знания молодых специалистов о требованиях, предъявляемых к написанию рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом образовательной организации данного документа.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а, следовательно, и требования к составлению рабочей программы педагога.

Педагогический коллектив нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) создал свою модель рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.

Приступая к составлению рабочей программы, учитель – логопед не только учитывает ее структуру и проектирует этапы реализации, но и: анализирует собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования; определяет направленность рабочей программы, ее назначение и функции; выбирает форму предъявления содержания рабочей программы, учитывая коррекционно – развивающие технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах; представляет прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.

Кроме того, учитель – логопед учитывает:

ü содержание адаптированной основной образовательной программы ДОО;

ü материально-технический и методический комплекты обеспечения программы;

ü систему используемых технологий и методик;

ü особенности содержания коррекционно – развивающей работы с воспитанниками, предусматривающей различные организационные формы.

Необходимо отметить, что рабочая программа не может быть универсальной на все года и на все возрастные группы, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая возрастная группа имеет свою специфику развивающей среды.

  Рабочая программа может быть составлена только после проведения

исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Следовательно, рабочая программа учителя – логопеда — это конкретизация его работы на данный возраст детей, она учитывает специфику детей группы компенсирующей направленности и составляется на один учебный год.

Остановимся подробнее на примерной структуре рабочей программы учителя – логопеда МБДОУ № 53.

Как и основная образовательная программа ДОО, рабочая программа учителя – логопеда включает титульный лист, содержание рабочей программы, три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы.

Лист содержания отражает основные разделы и подразделы программы с указанием страниц.

Следующий структурный элемент рабочей программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает актуальность реализации содержания рабочей программы, её цели и задачи в соответствии с ФГОС ДО, основные принципы, а также значимые для разработки и реализации программы характеристики особенностей развития детей с речевой патологией – психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности детей с недоразвитием речи, оценка здоровья детей группы.

Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых учитель – логопед осуществляет свою деятельность.

Особое внимание раздела уделено оценке индивидуального развития воспитанников.

 Согласно п, 3.2.3.ФГОС ДО «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики».

 Таким образом, в рабочей программе представлен перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики.

 Итогом проведения логопедической диагностики должны стать индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка группы.

Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и раскрывает особенности организации коррекционно – образовательного процесса.

Например, такие как:

а) планирование коррекционно – развивающей работы по периодам обучения;

б) содержание коррекционно – развивающей деятельности согласно комплексно-тематическому планированию;

в) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;

г) особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников и с воспитателями.

Организационный раздел содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения, включает в себя перечень методической литературы, используемой учителем – логопедом в работе с детьми, режим дня, график работы, расписание работы учителя – логопеда. Отдельно указываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Рабочая программа учителя – логопеда позволяет составить целостную систему работы и добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы педагогов группы компенсирующей направленности. В зависимости от того, насколько грамотно учитель – логопед сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать коррекционноразвивающий процесс, зависит результат коррекционной работы в целом.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, поля: верх, низ -  2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Таблицы вставляются непосредственно в текст, размер шрифта 12.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, но лист считается также как и листы приложения. Каждый раздел и приложения с нового листа.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска.

 

Выстраиваемая коррекционно-образовательная деятельность должна основываться на /нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности  ДОО в современных условиях.

Планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Перспективное планирование (проектирование) – предварительная разработка основных деталей предстоящей коррекционной деятельности  педагога и воспитанников. Оно состоит в том, что создается предположительный вариант предстоящей деятельности связанной с постановкой тем, целей, задач и действий в будущем. Этопроцесс, который заранее определяет порядок, последовательность осуществления коррекционно-образовательной работы.

Принципы перспективного и календарно – тематического планирования

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

2. Учет индивидуальных особенностей.

3. Разумное чередование в плане организованной  деятельности (смена видов деятельности).

4. Учет уровня развития детей (подгрупповые, индивидуальные работы).

5. Регулярность, последовательность и повторность коррекционного воздействий.

6. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка….).

7. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов и родителей (законных представителей). Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение интегрированных занятий.

8. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

9. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

 

Планирование должно основываться:

·        на принципе коррекционно-развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка, комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,

 

·        принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями,

 

·        обеспечивать единство воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих задач образования воспитанников.

 

        Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, индивидуальное.

 

Годовой план - в нём определяются задачи работы и мероприятия учителя -логопеда на год, которые охватывают все стороны коррекционно-образовательной деятельности педагога, а также следующие разделы педагогической деятельности в ДОУ:

а) организационно-логопедическая работа по созданию логопедической помощи;                       б) методическая работа;

в) коррекционно-развивающая работа с детьми;

г) логопедическая пропаганда среди родителей и педагогов;

д) повышение профессионального уровня и деловой квалификации.

 

        Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, текстовое планирование).

 

В перспективном плане работы по формированию лексико-грамматических категорий предусматривается следующая структура: тема, словарь (существительных, прилагательных, глаголов), работа над усвоением грамматических категорий (словоизменение, словообразование), работа над предложением, выход в связную речь.

Перспективное планирование по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то, это планирование включает  в себя следующее:

 1.фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, формируется спонтанно в процессе развития ребёнка

2.фонематические представления – собственно дифференциация фонем и фонемных обобщений, формируется у детей в результате восприятия и наблюдения за речью взрослых.

3.фонематический анализ

4.фонематический синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, базируются на сформированном фонематическом восприятии.

Календарный план –  чаще всего планируется на одну, две недели и включает следующие направления (или некоторые из них)

 1.  Формирование правильного звукопроизношения, развивать подвижность артикуляционного аппарата;

·       постановка и коррекция звуков:

·       группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

·       группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

·       группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

·       губно-губные – П, Б, М + мягк.

·       губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

·       заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.

 

 

2. Формирование фонематического восприятия:

·       определять звуки (гласные, согласные, твердые - мягкие, глухие -звонкие);

·       определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие лексико-грамматического строя 
 

·        словообразование;

·       словоизменение.

·       расширять предметный словарь;

·       расширять словарь признаков;

·       расширять глагольный словарь.

6. Совершенствование графических навыков 

 

При планировании занятий, учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала.

Календарные планы подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и фронтально-групповые. В рамках каждой темы формируется и уточняется словарь, отрабатываются грамматические формы, составляются предложения и т.п. Тема, как правило, соотносится со временем года, праздниками. Календарный план составляется с учетом коррекционных задач  предусматривает следующую структуру: тему занятия; цели, оборудование, основные этапы занятия. Каждый из периодов подготавливает детей к изучению нового, более сложного речевого материала. В календарном плане более подробно расписываются  все виды деятельности логопеда с детьми с указанием источника и автора, какое пособие или игровая деятельность используется в коррекционно-образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен на основании:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

 

2.     Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

 

3.     Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка» города

Цель: расширить знания молодых специалистов о требованиях, предъявляемых к написанию рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе

Цель: расширить знания молодых специалистов о требованиях, предъявляемых к написанию рабочей программе учителя - логопеда, календарным планам, коррекционно-образовательной работе

На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в

На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в

Следующий структурный элемент рабочей программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Следующий структурный элемент рабочей программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Таблицы вставляются непосредственно в текст, размер шрифта 12

Таблицы вставляются непосредственно в текст, размер шрифта 12

Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, индивидуальное

Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, индивидуальное

Формирование фонематического восприятия: · определять звуки (гласные, согласные, твердые - мягкие, глухие -звонкие); · определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове

Формирование фонематического восприятия: · определять звуки (гласные, согласные, твердые - мягкие, глухие -звонкие); · определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове

Материал подготовлен на основании : 1

Материал подготовлен на основании : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2021